История развития и перспективы потребительского движения в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:27, реферат

Описание работы

Рассматривая историю развития обществ защиты прав потребителей в Казахстане и саму идею в исторической перспективе, нам необходимо знать, как оно зарождалось и какова перспектива его развития. Впервые потребительское движение зародилось в США, именно отсюда идут корни современного консюмеризма.

Работа содержит 1 файл

История развития и перспективы потребительского движения в Казахстане.doc

— 64.00 Кб (Скачать)


История развития и перспективы потребительского движения в Казахстане.

Рассматривая историю развития обществ защиты прав потребителей в Казахстане и саму идею в исторической перспективе, нам необходимо знать, как оно зарождалось и какова перспектива его развития. Впервые потребительское движение зародилось в США, именно отсюда идут корни современного консюмеризма.

Американские исследователи выделяют три основных этапа развития движения защиты прав потребителей. Первый период начинает свой отсчет с конца 19 века. Именно в это время возникла необходимость создания организаций, которые могли бы решить возникшие социальные проблемы и в 1891 году в Нью-Йорке появилась первая Потребительская лига, а в 1998 году местные инициативные группы объединились в национальную федерацию - Национальную Лигу Потребителей. Второй период начался в тридцатые годы двадцатого века. Этот период связан с мировым экономическим кризисом, и именно здесь с помощью регулирования потребительского спроса стало возможным регулировать экономику. Третий период консьмеристского движения в США, начавшийся в 60-х годах и длящийся по сей день, связывают с Посланием президента Джона Кеннеди к гражданам США, в котором говорилось, что Правительство взяло непосредственно на себя обязательство по решению проблем потребителей. Данный период ознаменован рядом крупных судебных процессов по искам потребителей и активизацией защиты прав потребителей в целом.

Таким образом, права, которые есть у потребителей на сегодняшний день, заняли достойное место в общественной и правовой системе не за короткое время, а в течении более чем полутора вековой борьбы прогрессивной общественности за свои права.

В настоящее время можно наблюдать потребительское движение во всем мире. В Казахстане оно является сравнительно молодым, его зарождение связано с обретением нашей Республикой в 1991 году независимости, формированием нового типа общества и переходом от плановой к рыночной экономике. Ранее же, во время существования государства в условиях тоталитарной системы, единственным органом, который косвенно занимался защитой прав потребителей, было Министерство Торговли. Эта стадия длилась около 70 лет и характеризовалась массовым нарушением и несоблюдением прав потребителей. В постсоветский период бывшие республики СССР по-разному решали проблему защиты прав потребителей, хотя все они находились в одинаковом политическом и социально-экономическом положении. Во многих республиках были созданы государственные органы по защите прав потребителей, функции которых способствуют формированию эффективного механизма защиты прав потребителей . Например, в Татарстане, создано самостоятельное Министерство по защите прав потребителей, которое подчиняется напрямую Президенту. В республиках Средней Азии, в Киргизии, Узбекистане существуют отделы по защите прав потребителей, которые функционируют как на республиканском, так и на местном уровне.

После краткого исторического обзора попытаемся рассмотреть историю потребительского движения в Казахстане со стороны двух аспектов: государственная и общественная защита прав потребителей.

В 1991 году отдел по защите прав потребителей министерства торговли Казахской ССР был реорганизован в некоммерческую организацию "Союз потребителей Казахстана". Основная специализация данного органа - проведение проверок с сфере торгового обслуживания, то есть фактически, не смотря на реорганизацию, функции остались те же. В целом защита прав потребителей в данный период была не активной.

В 1994 году был создан отдел по защите прав потребителей при Агентстве по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса.

1995 год связан с реализацией государственной программы по жилищной реформе, в соответствии с которым граждане приватизировали (выкупали у государства) свои квартиры, тем самым становясь их собственниками. Именно в целях решения данных проблем был создан Комитет по защите прав потребителей и не смотря на отсутствие специализации, данный орган занимался именно вопросами КСК, не решая других актуальных проблем потребителей.

1995-1998 годы в Казахстане характеризуются активизацией деятельности государства в области защиты прав потребителей: было издано ряд нормативных актов, разработаны проекты законодательных документов.

25 февраля 1993 было принято Постановление кабинета министров N 152 "Об усилении ответственности за нарушения правил торговли и ущемление прав потребителей" в целях повышения ответственности хозяйствующих субъектов и лиц, осуществляющих торговую деятельность, за реализацию товаров ненадлежащего качества и в соответствии с Законом Республики Казахстан "О защите прав потребителей". В соответствии с данным постановлением было установлено, что продажа товаров в розничной торговой сети и предприятиях общественного питания на территории Республики Казахстан осуществляется только на основании свидетельств о государственной регистрации, выдаваемых в соответствии с действующим законодательством.

При этом дислокация торговых мест, условия реализации продовольственных товаров подлежали обязательному согласованию с территориальными органами Государственного санитарного надзора, а при реализации алкогольных напитков с местными комиссиями по борьбе с пьянством и алкоголизмом. Впервые закреплялось равная ответственность как для частных предпринимателей так и для государственных производителей в соответствии с государственными стандартами: продукция, изготовленная и закупленная кооперативами, малыми и частными предприятиями, а также поступающая от лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, и из других источников для реализации в торговую сеть и предприятия общественного питания, должна была иметь сертификат соответствия, выданный службой, аккредитованной в установленном порядке, либо документ, удостоверяющий ее соответствие требованиям стандартов или другой установленной нормативной документации; требования в части гарантийных сроков, сроков годности, порядка обмена, возврата товаров, а также имущественной ответственности за реализацию продукции ненадлежащего качества, установленные для предприятий государственной торговли, обязательных для соблюдения всей торговой сетью негосударственных структур на территории Республики Казахстан.

В целях обеспечения координации деятельности министерств и ведомств республики по вопросам защиты прав потребителей 11 января 1995 был создан Межведомственный совет по защите прав потребителей, в который вошли представители 20 министерств и ведомств Республики Казахстана.

Данный Совет призван координировать действий министерств и ведомств Республики Казахстан по реализации Закона "О защите прав потребителей", анализировать практику применения Закона "О защите прав потребителей", других законодательных и иных нормативных актов, затрагивающих интересы потребителей, а также организация независимой потребительской экспертизы.

В целях формирования государственной системы защиты прав потребителей и дальнейшего развития и совершенствования мер по защите законных интересов потребителей 22 июня 1995 г. кабинетом Министров было принято Постановление N 864 "Об активизации работы по защите прав потребителей." В соответствии с данным Постановлением был утвержден перечень законопроектов по вопросам защиты прав потребителей и нормативных документов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Постановление непосредственно обязало глав местных администраций осуществлять следующие полномочия в целях усиления защиты прав потребителей на местах: утвердить обязательный перечень продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости для предприятий государственной розничной торговой сети. Именно исполнительные органы были призваны систематически контролировать приватизированные предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения с целью сохранения ими первоначального профиля согласно договору купли-продажи, ассортимента, режима работы и соответствие их уставов Закону Казахской ССР "О защите прав потребителей";

Вся государственная система защиты прав потребителей строилась на принципах сочетания методов прямого и косвенного регулирования отношений в области защиты прав потребителей, построении скоординированной системы реализации государственных контрольных и надзорных функций, закрепленных за различными государственными структурами (Агентство по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства экономики и торговли Республики Казахстан, Департамент государственной санитарно-эпидемиологической службы и функционального обеспечения Министерства здравоохранения Республики Казахстан и др.). Необходимо было учесть важность создания "саморегулирующегося" механизма защиты прав потребителей, основанного на реализации частного гражданского права потребителей с учетом опыта международного сотрудничества в области защиты прав потребителей.

Основными элементами в формировании государственной системы защиты прав потребителей закреплялись активизация деятельности по совершенствованию правовой базы как основного механизма регулирования отношений на рынке между потребителем и предпринимателем. Усиливалась в целом полномочия исполнительной власти территориальных служб исполнительных органов и органов местной власти, закреплялся приоритет улучшение двусторонних связей центра и регионов. Важным элементом было законодательное закрепление механизмов возмещения ущерба неопределенному кругу потребителей, правовая информация потребителей на основе международного опыта.

И, наконец, 21 октября 1999 года вышло Распоряжение Премьер-министра Республики Казахстан "Вопросы совершенствования нормативной правовой базы по защите прав потребителей в Республике Казахстан". В соответствии с данным распоряжением планировалась разработка и совершенствование ряда нормативных актов в области защиты прав потребителей.

Подводя итоги деятельности государственных органов в области защиты прав потребителей в Казахстане, к сожалению, мы вынуждены отметить, что деятельность государства нисколько не улучшила ситуацию в данной области. По-прежнему в стране не было эффективного механизма защиты прав потребителей, несовершенна нормативная база, не развито потребительское образование и др.

Параллельно с государственными организациями развивались некоммерческие общественные организации по защите прав потребителей.

В 1995 году было создано общественное объединение "Лига потребителей", которую возглавила Квятковская Татьяна Григорьевна, на сегодняшний день являющаяся депутатом Парламента РК. В основном общественные объединения создавались на базе государственных органов и после того, как был ликвидирован Комитет по защите прав потребителей они просто распались. Но есть из этого правила исключения, в 1997 году был создан Общественный фонд "Национальная лига потребителей Казахстана", который объединил первоначально 98 региональных обществ защиты прав потребителей по всему Казахстану, а в настоящее время, на июль 2001 года, это число увеличилось до 156. Миссией организации является активизация граждан для решения социально значимых экономических и политических проблем с целью улучшения жизни потребителей, установления социальной справедливости и уважения прав человека, а также разумного управления ресурсами (людскими, материальными), создания честного рынка и эффективной экономики через развитие потребительского образования в рамках социального партнерства среди всех секторов гражданского общества.

Первым проектом , осуществленным при поддержке Фонда "Сорос-Казахстан" , была "Горячая линия". В рамках этого проекта осуществлялась консультация потребителей по телефонам горячей линии, досудебная и судебная защита. Практический опыт, накопленный в результате данной деятельности, поставил нашу организацию и региональные общества защиты прав потребителей пред необходимостью принятия мер по разработке и лоббированию новых, более совершенных нормативных актов в области защиты прав потребителей, а также повышению квалификации и организационного развития обществ защиты прав потребителей в регионах. Это и по день является неотъемлемая работа: проведение конференций, симпозиумов, семинаров и тренингов по вопросам защиты прав потребителей, досудебная и судебная защита законных прав и интересов потребителей, проведение разовых социальных акций среди отдельных категорий граждан (школьников, студентов, преподавателей, руководителей НПО) и другие.

Участие казахстанской организации в международных проектах подчеркивает глобализацию потребительского движения в мире. Основные приоритеты международной потребительской организации Consumers International, членом которой с 2000 года является Национальная Лига потребителей Казахстана, требует постоянного развития организационной структуры путем оказания помощи в создании обществ защиты прав потребителей, предоставления консультаций по вопросам их деятельности, обучения написанию заявок и защите проектов на получение грантов. В связи с этим Национальной Лигой проводиться ряд семинаров, посвященных данному вопросу, "НПО и сообщество", "Социальное партнерство", "Финансовая устойчивость", "Развитие НПО", "Стратегия деятельности общества защиты прав потребителей", "Управление человеческими ресурсами", "Юридически аспекты деятельности" и другие. Все обучающие программы также способствуют и повышению квалификации самих работников НПО, что повышает эффективность их деятельности. Для региональных обществ защит прав потребителей был разработан стандартный пакет документов в соответствии с действующим законодательством РК, который был распространен по всем регионам Казахстана ( типовой устав, положение, договор о совместной деятельности и др.).

Деятельность по защите прав потребителей взаимосвязана с широкими массами, т.е. практически со всем насленеим - вот почему одной из задач является издание и распространение правовой и учебной литературы, подготовка комментариев к действующим нормативным актам, сбор информации, в том числе материалов судебной и досудебной практике по делам о защите прав потребителей, и анализ правовой ситуации, складывающейся в области защиты прав потребителей. Не мало внимания было уделено просвещению потребителей через издание литературы в области защиты прав потребителей. За время существования ОФ НЛПК была издана следующая лтература: Буклеты из серии "Библиотечка потребителя" при финансовой поддержке Фонда Каунтерпарт Консорциум по 20 тематикам, успешно продолжается издание ежемесячного бюллетеня "Новости для потребителей", "Памятка потребителей", содержащая перечень государственных органов и НПО, специализирующихся на защите прав потребителей. Учебник "Основы потребительских знаний" для 9-10 классов, изданный при финансовой поддержке фонда "Сорос-Казахстан" стал первым изданием, одобренным Министерством образования для изучения в средних учебных заведениях. Два сборника из серии "Энциклопедия потребителя" были изданы также при финансовой поддержке фонда "Сорос-Казахстан", по заказу Госстандарта выпущено три сборника нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность Госстандарта.

Информация о работе История развития и перспективы потребительского движения в Казахстане