История образования и развития МВФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Исследование в данной работе будет включать как анализ различных показателей деятельности Международного валютного фонда, так и общей информации о его деятельности, включающей формы и методы его работы с соответствующими структурами стран-членов и кандидатов. Результаты такого анализа будут синтезированы в определённые выводы, касающиеся деятельности и роль МВФ в международной валютно-финансовой системе. При проведении данного исследования будет использован так же исторический подход к становлению данной организации, а так же к значению её деятельности в сегодняшних исторических условиях.

Содержание

Введение
Глава 1. МВФ: его история, сущность и структура………………………5стр.
История становления МВФ………………………………………….5стр.
Основные цели и функциональные характеристики МВФ………12стр.
Организационная структура и основные подразделения организации…………………………………………………………..14стр.
Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран..15стр.
Глава 2. Разнообразие форм деятельности МВФ…………………………18стр.
2.1. Инспектирование, консультации, предоставление услуг и финансирование стран-членов……………………………………………..18стр.
2.2. Проблемы в деятельности МВФ……………………………………..23стр.
Заключение
Список используемых источников информации

Работа содержит 1 файл

курсач по Валютке.docx

— 68.76 Кб (Скачать)

Кредитные транши. Согласно принципам своей кредитной политики МВФ предоставляет кредиты в  виде четырёх траншей, каждый из которых  равен 25% квоты. Покупка кредитных  траншей позволяется странам-членам только для финансирования экономических  мероприятий, направленных на преодоление  проблем платёжного баланса. Обязанности  страны-заёмщика, которые предусматривают  проведение соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в так называемом «письме о намерениях».

Использование первой кредитной  доли может быть осуществлено в двух формах:

- Прямая покупка валюты, когда страна получает всю сумму сразу после одобрения Фондом её запроса;

- Поэтапна покупка, которая осуществляется на основании подписания с МВФ «договора о резервном кредите».

Поэтапное финансирование. Последующие покупки страной-участницей валюты у МВФ рассматривается  как использование ею так называемых «граничных кредитных долей». Такое  финансирование может осуществляться двумя путями: с использованием механизма  резервных кредитов (кредитов «стенд бай») или в рамках механизма расширенного финансирования (расширенные кредиты).

Соглашения по резервным  кредитам или соглашения «стенд бай», как и соглашения по расширенным  кредитам, обеспечивают стране-члену  гарантию того, что она сможет автоматически  получать иностранную валюту от МВФ  в обмен на национальную до исчерпания обусловленной договором суммы, в любое время на протяжении действия соглашения, но при условии соблюдения положений договора. Такие соглашения использовали с 1952 г. Начиная с 1977 г., срок действия соглашений о резервных кредитах продлен с одного до трёх лет.

Другой формой поэтапного финансирования, которая используется МВФ с 1974 г., является предоставление «расширенных кредитов». Её предназначение состоит в предоставлении валютных средств странам-членам с целью финансирования дефицитов их платёжных балансов на более длительное время и в больших размерах, нежели это предусмотрено уставом МВФ в рамках политики обычных кредитных долей (траншей).

Расширенное финансирование предоставляется странам, у которых имеются трудности  с платёжным балансом, обусловленные  структурной несбалансированностью  производства, торговли и цен, или  тем странам, у которых нет  возможности проводить политику экономического развития в связи  с неудовлетворительным состоянием платёжного баланса. При обращении  к МВФ с прошением о расширенном финансировании страна должна предоставить общую программу деятельности на первые 12 месяцев, которую необходимо обновлять ежегодно.

Льготное финансирование. Этот термин объединяет два механизма  финансирования МВФ, направленные на помощь развивающимся странам, и наиболее бедным странам: механизмы финансирования структурной перестройки экономики (МФСП) и механизмы расширенного финансирования структурной перестройки (МРФСП).

Механизмы финансирования структурной  перестройки могут использоваться только 62 развивающимися странами. Для  получения кредита в рамках МФСП страна подаёт среднесрочную программу  действий в виде доклада о принципах  политики, который готовится совместно  с сотрудниками МВФ и Мирового банка. В докладе нужно отметить структурные мероприятия и макроэкономическую политику, которая необходима для  нормализации состояния платёжного баланса.

Специализированное финансирование. Согласно терминологии МВФ эта форма  кредитования объединяет три механизма:

-Компенсационного финансирования  и финансирования в случае  непредвиденных обстоятельств;

-Финансирования буферных  запасов;

-Финансирования системных  трансформаций.

В 1963 г. в МВФ был создам первый механизм финансирования специального назначения – механизм компенсационного финансирования, а в 1988 г. в результате его объединения с механизмом финансирования в случае непредвиденных обстоятельств был создан МКФФНО. Согласно с этим механизмом кредиты предоставляются в таких случаях: недополучение экспортных поступлений, чрезмерные расходы на импорт зерна, другие непредвиденные внешние обстоятельства. Этот тип кредита создан для того, чтобы предоставлять странам-членам более широкую защиту от неблагоприятного изменения внешних экономических условий.

Механизм финансирования буферных запасов создан в 1969 г. Поэтому  механизму предоставляется помощь странам-членам с неблагоприятным  состоянием платёжного баланса в  финансировании взносов в утверждённые международные буферные запасы сырьевых товаров под эгидой ЮНКТАД.

Механизм финансирования системных трансформаций (СТФ) является специализированным механизмом, утверждённый в 1993 г. Этот механизм создан для предоставления помощи странам, имеющим трудности  с осуществлением внешних платежей вследствие глубинных нарушений  традиционных торговых связей и структуры  платежей, обусловленных переходом  от государственной торговли к рыночной. Получать помощь в рамках СТФ могут только те страны, которые находятся на начальных этапах процесса преобразований и пока они не могут составить программу, для реализации которой МВФ мог бы использовать возможности других механизмов финансирования.

2.2. Проблемы в деятельности МВФ

 

Комплекс проблем, существующих в деятельности Фонда, связан с методами и инструментами реализации этой международной организацией своей  стратеги.

Первой  проблемой в истории МВФ был  вопрос о его дальнейшем функционировании, появившийся в начале 80-х годов  и связанный с проектами реформирования мировой валютной системы в целом. Некоторые проекты предлагали заменить МВФ более демократичным и  конструктивным международным финансовым институтом. Со временем актуальность таких вопросов уменьшилась, но угроза ещё остаётся.

Современные проблемы вытекают из реализации стратегии МВФ в  разных странах. В последнее время  деятельность МВФ подвергается критике  мировой общественностью, особенно общественностью развивающихся  стран. Дело в том, что предоставляя займы на оздоровление экономики, МВФ  выдвигает, как правило, примерно одинаковый пакет требований, который включает: приватизацию крупных предприятий, либерализацию цен и внешней  торговли, жёсткую денежно-кредитную  политику для стабилизации валюты, прекращение субсидирования убыточных  предприятий, минимизацию бюджетного дефицита за счёт сокращения социальных программ и повышения налогов, девальвации  валюты. В большинстве случаев  выполнение этих требований не только не способствует улучшению состояния  экономики, а, наоборот, ведёт к падению  производства, обострению социальных конфликтов. Это проявилось, в частности, во время финансового кризиса 1997 г. в Юго-Восточной Азии, когда  деятельность МВФ стала фактически дестабилизирующим фактором.

Мировой опыт свидетельствует, что МВФ финансировал не всегда успешные программы экономического переустройства в разных странах. В 90-е годы МВФ  активно пытался внедрять на просторах  СНГ концепцию монетаризма, подошедшую для преобразований в Великобритании, США и других странах с устоявшейся  рыночной экономикой, и плохо прижившейся  здесь.

 

заключение

 

Наш анализ показал, что Международный  валютный фонд прошел сложный путь развития. Его появление как международного института было связано с необходимостью упорядочивания открытых мировых экономических  отношений между государствами, создания международной денежной системы, которая бы обеспечила полную занятость  и стабильность цен в послевоенное время, предоставила бы отдельным государствам возможность переживать периоды  краткосрочных колебаний платежного баланса.

Однако далеко не всегда деятельность МВФ шла на пользу отдельным  странам-членам Фонда. Результаты макроэкономических реформ в России и других странах  с переходной экономикой не совпали  с предсказаниями, которые делались в процессе составления программ и рекомендаций экспертов МВФ. Эти  рекомендации подверглись критическому пересмотру и, в конечном счете, поставили  под сомнение всю совокупность рекомендаций и требований Вашингтонского консенсуса.

Ситуация, сложившаяся в 90-х годах в России, позволяет  сделать вывод, что свободное  ценообразование, в целом осуществленное к 1997 г. и строгая бюджетная политика не являются мерами, достаточными для того, чтобы деньги стали унифицированным элементом системы обращения. Этот факт требует глубокого переосмысления всех «за» и «против» рассуждений об обязательности сокращения бюджетных расходов. Необходимо также отказаться от взгляда на денежную стоимость как причину дефицита и воспринимать ее лишь как один из факторов в системе рыночных отношений: только тогда можно будет адекватно оценивать экономические реалии.

Таким образом, подход МВФ  к регулированию денежно-кредитной  политики некоторых стран оптимальным  признать никак нельзя. Для обеспечения  работы рынков нужно нечто большее, чем только низкая инфляция; для  этого требуются: действенное финансовое регулирование; политика, направленная на поддержание конкуренции; меры по стимулированию передачи технологий и  усилению «прозрачности» рынков.

Многие проблемы, связанные  с неадекватной реакцией Фонда на кризис, отсутствием эффективных  рекомендаций по его урегулированию, явились следствием политизации  и чрезмерной идеологизации МВФ. В политике МВФ акцент был смещен с поддержания стабильности мировой финансовой системы на приспособление ее к либеральной макроэкономической концепции.

МВФ не вправе глубоко вмешиваться  во внутренние дела стран-членов, за исключением  кризисных периодов, когда страна-член обращается к МВФ за содействием. Он вправе направлять специалистов и  проводить консультации, но у него нет ни мандата, ни инструментов для вмешательства в обычное время. Его задача - управление кризисом, а не предупреждение кризиса.

Еще одна ключевая задача МВФ  – разработать такой механизм регулирования, который максимально  снижал бы финансовые риски на мировых  валютных рынках. Что же касается вмешательства  Фонда во внутренние дела государств – это недопустимо, поскольку, во-первых, это противоречит международному праву, а во-вторых, в силу того, что документами  Фонда не предусмотрен механизм его  ответственности за те рекомендации, в результате которых страна-член Фонда понесла значительные финансовые и социальные потери.

 

 

Список используемых источников информации

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник.- М.: Экономистъ, 2004.- 366с.
  2. История экономических учений – Учебное пособие для вузов, – Харьков.: НТУ «ХПИ», 2002. – 200 с.
  3. Мазурова Е.К. Роль международных организаций в регулировании глобальных экономических процессов // Весн. Моск. Ун-та. Сер. 6, Экономика.- 2002.- №4.- с. 34-56.
  4. Международные экономические отношения: Учебник для вузов/ В.Е. Рыбалкин, Ю.А. Щербанин, Л.В. Балдин и др.; Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- 605с.
  5. Мировое хозяйство и международные экономические отношения: Учебное пособие/ Под ред. А.П. Голикова и др.- Симферополь: СОНАТ, 2003.- 432с.
  6. Жуков Е.Ф. «Международные экономические отношения»//Юнити – Дана. – М, 2000
  7. Звонова Е.А. «Международное внешнее финансирование в современной экономике»//Экономика. – М,2000
  8. Коноплянник А.А. «Стабилизационный кредит МВФ: его последствия для экономики России»//Энергия.-М, 2000, с.10-14
  9. Красавина Л.Н. «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения»//Финансы и статистика – М., 2001.
  10. Михеев В. «В чем не прав МВФ?» (опыт преодоления финансового кризиса в Азии: уроки для России)»//Проблемы Дальнего Востока. – М, 2000.
  11. НосковИ.Я. «Международные валютно-кредитные отношения»//Юнити. – М. 2000
  12. Лукина И.В. «Международный валютный фонд и перемены в странах Восточной и Юго-Восточной Европы»//Научно – исследовательский финансовый институт. – М, 2007.

 


Информация о работе История образования и развития МВФ