История налогов. Ревизия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 00:35, реферат

Описание работы

Налоги относятся к числу ключевых инструментов государственной политики. Они затрагивают самые важные стороны жизни человека и общества. С одной стороны, государство должно иметь достаточно средств для осуществления своих неотъемлемых функций (оборона, наука, образование и др.), а с другой – налоговая ноша предприятий и граждан не может быть слишком тяжелой, чтобы не отнимать стимулы к труду и не сдерживать экономический рост.

Работа содержит 1 файл

История экономики.doc

— 99.50 Кб (Скачать)
 
 
 

Таблица 2

Структура основных доходов государственного бюджета СССР, %

      Статья
1933 г. 1940 г. 1950 г. 1960 г. 1970 г. 1980 г. 1989 г.
Доходы  — всего 100 100 100 100 100 100 100
В том числе:              
Налог с оборота 58,7 58,9 55,8 40,6 31,6 31,1 27,6
Платежи из прибыли 6,5 12,2 9,5 24,1 34,6 29,7 28,7
Подоходный  налог с кооперации колхозов и  предприятий, общественных организаций 2,1 1,6 1,2 2,3 0,8 0,6 1,0
Государственные налоги с населения 6,5 5,0 8,5 7,3 8,1 8,1 10,4
 

  После Октябрьской революции изменение  политического и экономического строя страны потребовало создания новой системы органов управления финансами. В ноябре 1917 г. в числе народных комиссариатов Советского правительства был образован Народный комиссариат финансов (Наркомфин). В его составе было сформировано управление государственных доходов, главной задачей которого была работа по обеспечению доходами бюджетной системы страны. Внутри этого управления был образован отдел прямых налогов и пошлин, преобразованный в 1920 г. в Центральное налоговое управление.

   В октябре 1918 г. декретом СНК вместо казенных палат были созданы финансовые отделы губернских и уездных исполнительных комитетов Советов депутатов, в составе которых организовали подотделы: прямых налогов, пошлин и косвенных налогов.

  С переходом к новой экономической  политике значение налоговой работы значительно возросло. Повысилась роль налогового аппарата, как в центре, так и на местах. Необходимость мобилизации всех ресурсов страны для восстановления промышленности и сельского хозяйства, для осуществления социально-культурных мероприятий выдвинула на первый план финансовую и экономическую работу. Для укрепления финансового аппарата и усиления финансовой работы на этот участок направлялись наиболее проверенные и квалифицированные кадры, шло организационное укрепление финансовой системы. Все местные финансовые органы были переданы в непосредственное подчинение Наркомфина. Централизация всего финансового дела в стране еще раз подчеркнула ответственную роль финансов.

  С одной стороны, финансовые органы должны были мобилизовать средства для развития народного хозяйства и финансирования социально-культурных мероприятий, с другой — на них была возложена задача ограничивать развитие частнокапиталистического элемента. Одним из орудий для выполнения этой задачи была налоговая система. Существовавшая в то время налоговая система содействовала развитию государственного и кооперативного секторов и ограничению частнокапиталистического элемента в экономике. Используя эту систему, финансовый аппарат обеспечивал через бюджет перераспределение национального дохода страны.

  В последующие годы финансовые отделы территориальных органов власти, находясь в двойном подчинении (территориальным органам власти и наркоматам финансов союзных и автономных республик), выполняли следующие основные  функции:

  • организация работ по составлению и исполнению территориальных бюджетов;
  • мобилизация средств в союзный, республиканские и местные бюджеты;
  • анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий;
  • проверка исполнения смет бюджетных учреждений;
  • обеспечение денежными средствами учреждений и предприятий местного подчинения;
  • постановка бухгалтерского учета и отчетности на предприятиях и в учреждениях, подведомственных местным Советам.

  В 1937 г. было утверждено «Положение о  налоговых инспекторах и ревизорах». В нем была определена структура налогового аппарата. Основным звеном его на местах была налоговая инспекция районного (городского) финансового отдела, состоящая из старших и участковых инспекторов, а в сельских местностях — из налоговых агентов. В их функции входило обеспечение полного учета плательщиков, объектов обложения, размеров облагаемых платежей, предоставление налогоплательщикам предусмотренных законом налоговых льгот, проведение организационных мероприятий по своевременному и полному поступлению налогов во все звенья бюджетной системы.

  Значение  местных финансовых органов не ограничивалось их ролью в мобилизации средств союзного, республиканского и местного бюджетов. Местные финансовые органы являлись общественной бухгалтерией. Именно здесь анализировалась вся финансовая и хозяйственная деятельность многочисленных предприятий и организаций.

  Суть  ревизий и проверок предприятий  и учреждений, проводимых местными финансовыми органами, заключалась в проверке производственных и финансовых планов предприятий, денежных операций и расчетных счетов, выполнения заданий по снижению себестоимости, проверке эффективности использования основных и оборотных средств и др.

  Эти ревизии вскрывали причины отклонений от утвержденных заданий по производству продукции и ее себестоимости, ассортименту и качеству, определяли причины убыточности и невыполнения плана накоплений. Намечали мероприятия по устранению выявленных недостатков в работе предприятия или учреждения.

Местные финансовые органы, анализируя установленные  предприятиям планы, вскрывали в них неучтенные резервы, добивались изменения плановых показателей, оказывали положительное влияние на улучшение финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. В то же время перед ними стояли задачи не только вскрывать и использовать резервы, но и помогать планово-финансовым службам предприятий и организаций правильно организовать финансовую работу, точно вести расчеты с бюджетами по всем видам платежей, налогов и сборов. 

Библиографический список 
 

1. Поляк  Г.Б., Романов А.Н. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие для вузов/Под ред. проф. Г.Б. Поляка, проф.  А.Н. Романова. – М.: ЮНИТИДАНА, 2002. – 399 с.

2.  Черник  Д.Г. Налоги: Учеб. Пособие. – 5-е  изд., перераб. и доп./Под ред.  Д.Г. Черника. – М.: Финансы и       статистика, 2002. – 656 с.: ил.

3. Крохина Ю.А. Налоговое право в России: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.А. Крохина. – М.: Норма, 2003. – 656 с.

4. Горский И.В.  Налоговая политика России: проблемы  и перспективы/Под ред.                       И.В. Горского. – М.: Финансы и  статистика, 2003. – 288 с.: ил.

 

Информация о работе История налогов. Ревизия