История налогов. Ревизия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 00:35, реферат

Описание работы

Налоги относятся к числу ключевых инструментов государственной политики. Они затрагивают самые важные стороны жизни человека и общества. С одной стороны, государство должно иметь достаточно средств для осуществления своих неотъемлемых функций (оборона, наука, образование и др.), а с другой – налоговая ноша предприятий и граждан не может быть слишком тяжелой, чтобы не отнимать стимулы к труду и не сдерживать экономический рост.

Работа содержит 1 файл

История экономики.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

        Налоги относятся к числу ключевых  инструментов государственной политики. Они затрагивают самые важные  стороны жизни человека и общества. С одной стороны, государство  должно иметь достаточно средств  для осуществления своих неотъемлемых  функций (оборона, наука, образование и др.), а с другой – налоговая ноша предприятий и граждан не может быть слишком тяжелой, чтобы не отнимать стимулы к труду и не сдерживать экономический рост.

       Ни одно государство не может  нормально существовать без взимания  налогов; с другой стороны налоги – один из признаков государства. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность обязательных платежей и государства придают налогу комплексное содержание. В основе налогов лежат экономические и юридические понятия, соотношение которых  зависит от политических процессов, происходящих в государстве.

     Налоговая политика – это комплекс  мероприятий государства в области  налогов, осуществляемых органами  власти и управления в соответствии  с нормами налогового права.  Налоговая политика является частью финансовой политики.  Содержание и цели налоговой политики обусловлены строем общества и социальными группами, стоящими у власти.

     В условиях высокоразвитых рыночных  отношений налоговая политика  используется государством для  перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориально-экономического развития, повышения уровня доходности отдельных групп населения. Целью налоговой политики является выработка и принятие управленческих решений в области налогообложения. Эта цель может быть достигнута путем координации экономических процессов для достижения развития общественного производства.

     Назначение налоговой политики  в общем  сводится  к следующему:

  1. обеспечить государство финансовыми ресурсами;
  2. создать условия для регулирования хозяйства страны в целом;
  3. сгладить возникающие в процессе рыночных отношений неравенство в уровне доходов населения.

     В основе налоговой политики  обычно заложена господствующая  концепция, разрабатываемая видными  экономистами и выражающая потребности части общества, стоящей в данный момент у власти.   Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Правильность проводимой концепции проверяется практикой. И если налоговая теория не пользуется популярностью и имеет отрицательные результаты на практике, ее заменяют новой. 

  После Октябрьской революции налоговая  политика была направлена на ослабление экономической базы буржуазии. С этой целью с буржуазии взималась контрибуция. Были приняты меры к введению подоходного налога. Однако в условиях гражданской войны и натурализации народного хозяйства все денежные налоги были отменены и взимались в натуральной форме. С октября 1918 г. был введен натуральный налог. Ставки его исчислялись в пудах зерна, были дифференцированы в зависимости от размера посевной площади, количества членов семьи и количества голов скота. В январе 1919 г. он был заменен продразверсткой, т.е. обязательной сдачей крестьянами сельхозпродукции государству. Введение продразверстки было основано на классовом принципе — максимальная норма для кулацких хозяйств, минимальная — для бедняцких.

  С новой экономической политикой  и изменением государственной продовольственной политики в марте—апреле 1921 г. вместе продразверстки вводится продовольственный налог. Он взимался в меньшем размере, чем продразверстка, в виде определенной доли произведенной в хозяйстве продукции с учетом урожайности, количества членов семьи и количества голов скота. В мае 1923 г. он был заменен единым сельскохозяйственным налогом, который до 1924 г. имел натуральную форму.

  Для обеспечения соответствия размеров налога доходности каждого крестьянского хозяйства была повышена прогрессия ставок. При этом учитывались не только размеры пашни, но и наличие площадей для сенокоса, количество скота, число едоков. Так, при наличии на едока 0,25 десятины налог составлял 2,1 % к облагаемому доходу, при наличии 0,75 десятины — 10,5 %, при наличии 3 десятин — 21,2 %.

  В 1926 г. налогооблагаемая база этого налога была расширена. Кроме размера пашни, количества скота, сенокоса в нее включили мелкий скот, доходы от садоводства, табаководства, виноградарства, пчеловодства и другие неземледельческие доходы. При этом для оказания помощи бедняцким хозяйствам был уставлен необлагаемый минимум. В 1928 г. льготы по налогу были расширены коллективным хозяйствам, скидка с оклада налога была увеличена до 25—30 %, повышен необлагаемый минимум.

   В городской местности в 1921 г. был  введен промысловый налог. Им облагали ненационализированные торговые и промышленные предприятия и личные промысловые занятия, приносящие доход. Этот налог состоял из патентного и уравнительного сборов. Патентный сбор взимался по твердым ставкам, уравнительный — в размере 3 % от суммы месячного оборота предприятия. В последующее годы промысловый налог был распространен на государственные предприятия и были значительно повышены его ставки. После ликвидации в 30-х годах частных предприятий и частной торговли этот налог был отменен.

  С ноября 1922 г. вводится подоходно-поимущественный налог. Он взимался с доходов физических лиц, частных акционерных обществ, а также с недвижимого имущества. Был установлен необлагаемый минимум. Ставки по налогу были построены по прогрессивной ступенчатой шкале. По этим ставкам определялось количество квот, подлежащих взиманию. Например, при доходе от 120 до 180 тыс. руб. число квот было 1,5; от 180 тыс. руб. до 240 тыс. — 3 квоты. Величина квоты в рублях устанавливалась законом на каждое полугодие. Обложение налогом имущества осуществлялось по такому же принципу. Вначале обложение заработной платы рабочих и служащих не предусматривалось, с января 1923 г. этот налог стал взиматься с рабочих и служащих, получающих зарплату выше предельного разряда семнадцатиразрядной тарифной сетки.

   В 1924 г. этот налог был преобразован в подоходный налог, который взимался по прогрессивным ставкам и дифференцировался по четырем группам плательщиков:  

- рабочие и служащие;

- работники искусств;

- лица, занимающиеся частной практикой;

- кустари и лица, имеющие доходы от работы не по найму.

   В 1926 г. в Положение о подоходном налоге были внесены существенные изменения. Была установлена единая система прогрессивного обложения для всех категорий налогоплательщиков. Были установлены три расписания ставок.

  • В первое расписание были включены в качестве плательщиков граждане, имеющие доходы от личного труда по найму,
  • во второе — граждане, получающие доходы от личного труда не по найму, от кустарно-ремесленных промыслов, от сдачи в наем строений,
  • в третье — граждане, получающие нетрудовые доходы, а также частные юридические лица.

  Интерес представляет введенный с 1925 г. налог на сверхприбыль. Цель его — не только воспрепятствовать частным предпринимателям превышать цены, установленные государственными расчетами (сумма превышения цен изымалась в бюджет), но и в конечном счете — вытеснить частника из экономики страны. Этот налог имел частично целевой характер, половина собранной суммы налога направлялась на осуществление мероприятий по борьбе с детской беспризорностью в стране.

  Индустриализация  страны потребовала огромных финансовых ресурсов, что в свою очередь привело к серьезным изменениям в налоговой политике и налоговой системе государства, к налоговой реформе 1930—1932 гг. Главной целью реформы было обеспечение растущей потребности государства в финансовых ресурсах. Для этого были приняты меры по устранению множественности и многозвенности налоговых платежей, реорганизации платежей в бюджет государственных предприятий.

  В ходе реформы примерно 60 видов налогов  и сборов были объединены в два главных платежа.

  1) Государственные предприятия стали вносить в бюджет отчисления от прибыли и налог с оборота,

  2) кооперативные предприятия — подоходный налог и налог с оборота.

   Отчисления  от прибыли поступали в бюджет как конечный результат распределения прибыли государственных предприятий на их плановые мероприятия, т.е. нераспределенный остаток прибыли изымался в бюджет, соответствующий уровню власти подчиненности предприятия. Предприятия союзного подчинения вносили платежи в союзный бюджет, республиканского подчинения — в республиканский, областного подчинения — в областной, городского — в городской, районного — в районный бюджет. Таким образом, отчисления от прибыли стали важнейшим источником формирования собственных доходов всех звеньев бюджетной системы, фактором, усиливающим заинтересованность всех уровней власти в развитии подведомственных предприятий и финансовой эффективности их работы.

  Налог с оборота стал твердо фиксированным централизованным доходом государства. Он мобилизовался в бюджет либо в виде разницы между оптовой ценой промышленности и оптовой ценой предприятия на продукцию, подлежащую обложению этим налогом, либо на основании ставок в рублях и копейках с единицы измерения продукции, либо в процентах к выручке от реализации. Налог с оборота был важным инструментом государственного регулирования рентабельности продукции предприятий. Кроме того, этот налог был основным источником регулирования территориальных бюджетов, куда он поступал по ежегодно утверждаемым нормативам отчислений в территориальный бюджет от суммы налога, мобилизуемой на территории административно-территориальной единицы.

  Уже в первые годы советской власти в  налоговую систему страны для обеспечения доходов бюджета были введены косвенные налоги.

  В период новой экономической политики вновь были введены акцизы. Главным отличием их от дореволюционной системы акцизов было государственное регулирование розничных цен и обложение в основном товаров, не являющихся товарами первой необходимости, и предметов роскоши. Акцизы в бюджет вносили предприятия. Это давало возможность государству осуществлять межотраслевые и межтерриториальные перераспределения финансовых ресурсов. С расширением государственного сектора в народном хозяйстве роль акцизов снижается, в 1930 г. они были отменены.

      Кроме перечисленных выше основных  налогов, в налоговую систему СССР входили разного вида сборы и пошлины.

     Гербовый сбор вновь введен Декретом ВЦИК и СНК СССР от 16 февраля 1922 г. Он уплачивался путем покупки гербовых марок и наклейки их на регистрируемые государственными органами документы или гербовой бумаги, на которой излагается текст документа. В ряде случаев гербовый сбор мог вноситься наличными деньгами. От уплаты гербового сбора освобождались государственные предприятия, не платившие промысловый налог, партийные, комсомольские, профсоюзные организации, научные и культурно-просветительские организации, лица, состоящие на социальном обеспечении, и др. Он уплачивался либо в твердых ставках с каждого вида документа (простой гербовый сбор), либо в процентах к сумме сделки, указанной в документе (пропорциональный гербовый сбор). В 1930 г. в связи с проведенной налоговой реформой гербовый сбор был отменен и вместо него и ряда других сборов и пошлин была установлена единая государственная пошлина.

     Пошлина взималась: с исковых заявлений, подаваемых в суды, в органы Госарбитража; за совершение нотариальных действий; за регистрацию актов гражданского состояния; за прописку граждан СССР; за выдачу регистрационных удостоверений на занятия кустарно-ремесленными промыслами; за выдачу разрешений на право охоты и др.

  Госпошлина  уплачивалась специальными пошлинными знаками (марками), либо наличными деньгами, или путем перечисления денег со счета плательщика на счет учреждения, совершившего действие или выдавшего документ.

  Использовались  также таможенные ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и транзитные пошлины.

  Ввозные пошлины в СССР были введены в феврале 1922 г. Ставки этих пошлин устанавливались в процентах в цене ввозимого в страну товара. В СССР вывозные пошлины в основном применялись при вывозе по разрешению Министерства культуры СССР произведений искусства, антиквариата. Транзитные пошлины были незначительны, они в основном покрывали издержки по контролю за провозом через страну иностранных грузов.

  Состав  и структуру действовавшей в 1930—1980 гг. в СССР налоговой системы характеризуют данные табл. 1 и 2.

  Таблица 1

  Состав  основных доходов государственного бюджета СССР, млрд. руб.

      Статья
1933 г. 1940 г. 1950 г. 1960 г. 1970 г. 1980 г. 1989 г.
Доходы  — всего 4,6 18,0 42,3 77,1 156,7 302,7 401,9
В том числе:              
Налог с оборота 2,7 10,6 23,6 31,3 49,4 94,1 111,1
Платежи из прибыли 0,3 2,2 4,0 18,6 54,2 89,8 115,5
Подоходный  налог с кооперации колхозов и предприятий, общественных организаций 0,1 0,3 0,5 1,8 1,2 1,7 4,2
Государственные налоги с населения 0,3 0,9 3,6 5,6 12,7 24,5 41,7

Информация о работе История налогов. Ревизия