История макроэкономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 16:57, реферат

Описание работы

Экономическая мысль как совокупность представлений о том, как решать разнообразные хозяйственные задачи, зародилась и развивалась вместе с появление и развитием человеческих сообществ. Для удовлетворения своих потребностей люди должны были искать наиболее рациональные способы использования ограниченных средств. Эти поиски и представляли собой экономическую мысль, которая фиксировалась в виде обрядов, традиций, религиозных представлений, наскальных рисунков, а в дальнейшем, с появлением письменности, способы фиксирования экономической мысли значительно расширились.

Содержание

1 Введение…………………………………………………………………….2
1.2 Зарождение макроэкономической теории.
Экономическая мысль эпохи средневековья.
Возникновение классической школы в экономической науке.
2 Экономические теории Ж.Б. Сэя………………………………………..6
3 Экономическое учение Марксизма……………………………………..8
4 Неокейнсианство………………………………………………………..10
5 Посткейнсианство…………………………………………………….....13
6 Монетаризм………………………………………………………………16
7 Теория экономики предложения ……………………………………….20
8 Теория рациональных ожиданий………………………………………..22
9 Заключение………………………………………………………………..26
10 Список литературы…………………………………………………….…27

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

     Прирост национального дохода и его темпы будут зависеть от величины сбережений получателей заработной платы и получателей прибыли. Поскольку склонность к сбережениям у них разная, то изменения в распределении будут менять общую сумму сбережений, а следовательно, и прирост дохода. Распределение же зависит от темпов накопления, т.е. от соотношения сбережений и инвестиций. Если рост инвестиций будет опережать темпы прироста сбережений, это вызовет рост цен и увеличение доли прибыли в национальном  доходе по сравнению с долей заработной платы. Если инвестиции будут отставать от сбережений, то общий спрос понижается, падают цены, вследствие чего относительно увеличивается доля заработной платы. Рост сбережений замедляется, и их равновесие  с инвестициями восстанавливается. Этот механизм перераспределения дохода, который ведет к уравновешиванию сбережений и инвестиций, получил название «эффект Калдора»

     Однако  действие этого механизма в автоматическом режиме не может быть обеспечено из-за нарушения условий совершенной  конкуренции. Цены, контролируемые монополиями и олигополиями, не являются гибкими; зарплата формируется под влиянием профсоюзов и государственного законодательства.

      В целом, стратегической целью экономической  политики, рекомендуемой посткейнсианцами, остается стабилизационное воздействие на фазы экономического цикла путем варьирования бюджетных и кредитно-денежных инструментов при ощутимом предпочтении последних.  
 
 
 

  1. Монетаризм
 

     В 80-е гг. ХХ в. образовалось течение, получившее название монетаризм, наиболее активными представителями которого стали экономисты Чикагской школы во главе с профессором университета г. Чикаго Милтоном Фридменом, лауреатом нобелевской (1976), автором многочисленных работ, таких как: «Количественная теория денег» (1956), «Монетарная история Соединенных штатов, 1987–1960» (1963), «Свобода выбора» (1980) и др. Популярность монетаризма была обусловлена критикой кейнсианства в период его наиболее острого кризиса. Монетаристами были предложены практические рекомендации, которыми небезуспешно воспользовался ряд консервативных правительств и международных экономических организаций. Кроме того, они весьма активно пропагандировали свои идеи в экономическом обществе.

     Все многообразие причин, ведущих к экономической  нестабильности, циклическим колебаниям, неполной занятости они сводили к одному единственному фактору – денежному, который по их мнению, играет решающую роль в обеспечении равновесия экономической системы.

     Исходной  методологической посылкой монетаризма  было положение о том, что рыночная система способна автоматически на основе саморегулирования приводить себя в состояние равновесия. Она обладает внутренним механизмом, амортизирующим влияние внешних воздействий, и главную роль в этом механизме играют цены, ориентируясь на которые, производители определяют объемы выпуска продукции, а потребители – объемы закупок.  Но основным и практически единственным фактором, определяющим уровень и динамику цен, является величина денежной массы, т.е. количество денег в обращении. Монетаристы, таким образом, положили в основу своей концепции постулаты количественной теории денег, выдвинутой еще старой классической школой (Д. Юм, Д. Рикардо) и развитой неоклассиками (И. Фишер, А. Маршал). Неоклассический вариант количественной теории представлен, прежде всего «уравнением обмена» американского экономиста Ирвина Фишера (1867-1947):

     MV=PQ,

где М – денежная масса; V – скорость обращения денег; P – уровень цен;          Q – количество текущих сделок купли-продажи.

      Реализация  национального дохода означает одновременно расходование национального дохода. Поэтому количество денег в обращении будет зависеть и от того, как экономические субъекты будут тратить свои доходы. Эту взаимосвязь исследовали экономисты Кембриджской школы, выразив ее в виде уравнения

M=kPY

      В «кембриджском уравнении» наряду с ценами фигурирует объем национального дохода (Y) и коэффициент (k), показывающий, какую часть дохода люди предпочитают хранить в виде наличности (страховой фонд, фонд накопления). Роль этого коэффициента сходна с ролью переменной V в уравнении обмена: он показывает, во сколько раз уменьшается реальная потребность в денежных средствах и также предполагается величиной постоянной.

      В обоих вариантах количественной теории утверждается прямая функциональная зависимость между денежной массой и величиной национального продукта, равного национальному доходу, в денежном выражении. При этом скорость обращения денежной единицы и структура расходов выступают как простые коэффициенты функции.

      Монетаристы Чикагской школы считали основной задачей теоретического анализа выяснение факторов, определяющих величину денежного спроса и механизма его воздействия на объемы и динамику национального дохода.

      Среди факторов, определяющих спрос на деньги, М. Фридмен выделяет издержки хранения денег, показателем которых может быть ставка процента (хранить деньги, значит, терять процент), размеры реальных доходов, вкусы и предпочтения потребителей. Ставка процента не оказывает существенного влияния на динамику денежной массы, поскольку ее колебания происходят вокруг определенного равновесного уровня и любое отклонение автоматически включает импульсы, возвращающие ее к этому уровню. Главный эффект воздействия на денежный спрос связан с ожидаемой доходностью от различных активов.

      Также Фридмен прослеживает взаимосвязь  между динамикой валового национального продукта и величиной денежной массы. Так кризисным спадам конца XIX – первой трети ХХ в., как правило, предшествовало заметное сокращение денежной массы. В этом, в частности, видят они и причины Великой депрессии 1929-1933 гг., причем глубина падения усугублена ошибочной политикой Федеральной резервной системы США, которая не только не воспрепятствовала сжатию денежной массы накануне кризиса, но и способствовала ее дальнейшему сокращению на 35%.

На основе выявленных зависимостей монетаристы прогнозировали кризисные спады в 60–70-е гг. ХХ в. Некоторые прогнозы подтвердились, некоторые – нет.

      Теоретические разработки монетаристов внесли значительный вклад в понимание процессов  функционирования рыночной экономики. Было установлено наличие и существенная роль в анализе экономической конъюнктуры временных лагов между изменениями темпов роста денежной массы и реакции на них экономической системы в целом. Представляет интерес гипотеза о роли инфляционных ожиданий хозяйствующих субъектов в механизме взаимодействия инфляции и безработицы, а также монетарная версия хозяйственного цикла.

      Удачными  оказались и некоторые практические рекомендации монетаристов, в актив  которых можно записать успешную реализацию программ оздоровления экономик Чили, Израиля, некоторых азиатских стран. Их рекомендации привлекли реформаторов в странах с переходной к рынку экономикой своей кажущейся простотой и доступностью: следует лишь контролировать размеры денежной массы, а остальное рынок сделает сам. Однако в этом случае результаты оказались менее впечатляющими. Переходная экономика по своей сути нестабильна и неопределенна, в то время как исходным положение монетаристской концепции является стабильность и неизменность экономической системы. В силу этого монетаристские рецепты не смогли помочь в решении всех и противоречивых проблем переходного периода. Да и в странах развитого рынка односторонность подхода монетаристов вызвала справедливую критику и побудила к поиску более гибких и убедительных вариантов неолиберальной доктрины. 

 

  1. Теория  экономики предложения
 

      С конца 70-х гг. ХХ в. в экономической  науке формируется направление, претендующее на более широкую трактовку  проблем хозяйственного развития, базирующуюся на основных постулатах классической концепции, получившее в силу этого названия новой классической макроэкономики. Оно включало ряд течений, наиболее известными из которых стали теория предложения и теория рациональных ожиданий.

      Рассмотрим  теорию экономики предложения (supply-side economics). В основе своей концепции лежит утверждение неоклассической школы о том, что центральной задачей любой экономики является эффективная аллокация и использование ресурсов. Отсюда следовало, что для нормального функционирования экономики главное внимание следует сосредоточить не на обеспечении эффективного спроса, как считали кейнсианцы, а на расширении предложения факторов производства. Для обеспечения экономического роста необходимо увеличивать предложение капитала и труда, устраняя возникающие на этом пути препятствия, которые возникают как результат активной фискальной политики государства, проводимой в соответствии с кейнсианскими рекомендациями. Перераспределение значительной части национального дохода через бюджет, порождающее высокий уровень налогообложения, подрывает стимулы к труду и капиталовложениям. Сбережения, которые являются источником инвестиций, оказываются недостаточными, поскольку значительная часть прибыли изымается путем налогов и используется на непроизводительные цели. Происходит вытеснение частных инвесторов с рынка капиталов, что ведет к сокращению предложения последних и замедлению экономического роста.

      Что касается предложения труда, то и  здесь высокие налоги играют отрицательную  роль, поскольку, фактически уменьшая заработную плату, делают труд менее привлекательным, побуждая делать выбор в пользу досуга. В этом же направлении действует и система государственных социальных пособий и трансфертов. Гос. затраты на соц. нужды подрывают стимулы к поиску работы, увеличивают число добровольных безработных, что ведет к отклонению уровня от его «естественной» нормы. Меняется и структура расходов, поскольку работники, рассчитывая на помощь государства, увеличивают долю текущего потребления за счет сбережений, сокращая тем самым долю сбережений в совокупном доходе. Уменьшается объем кредитных ресурсов как источников инвестирования, следствием чего становится падение объемов производства и сокращение занятости.

      Высокие налоговые ставки становятся также  источником непредвиденной инфляции, поскольку увеличивают издержки, а следовательно провоцируют рост цен. Правительство за счет налоговых поступлений субсидирует и предоставляет льготы отдельным отраслям и видам деятельности, искусственно повышая спрос, что также ведет к росту цен.

      В соответствии с этими представлениями сторонники теории предложения рекомендуют уменьшить государственное вмешательство в экономику посредством активной бюджетной политики, для чего существенно снизить ставки налогообложения. Снижение налогов не должно привести к возникновению бюджетного дефицита, поскольку пополнение бюджета за счет налогов имеет свои границы. Существуют предельные налоговые ставки, превышение которых оказывает отрицательное воздействие на величину поступлений в бюджет. Эта зависимость была исследована американским ученым Артуром Лаффером («кривая Лаффера»).

      Рекомендации  сторонников теории предложения  были реализованы в мероприятиях экономической политики ряда стран  в первой половине 80-х гг., пошедших на существенное снижение налоговых  ставок, сокращение социальных программ, предоставлении налоговых льгот инвесторам, сокращение сроков амортизации оборудования. Практика подтвердила  наличие зависимостей, о которых говорили сторонники данной теории, но теснота этих связей оставалась предметом дискуссий. Так, стимулирующее воздействие снижения налогов могло проявиться  в длительной перспективе и оказаться незначительным в данной конкретной ситуации. Оставался спорным вопрос о том, на что в большей степени влияет снижение налогов – на предложение или на спрос. Если влияние на спрос окажется сильнее, это может привести к увеличению бюджетного дефицита и усилению инфляции. Кроме того, сторонниками теории предложения пришлось признать, что положительный эффект их рекомендации могут принести лишь в сочетании с другими мерами воздействия на экономическую конъюнктуру, в частности, с ограничением денежной массы по рецепту монетаристов. 
 

    8.  Теория рациональных ожиданий 

     Другой  вариант новой классической макроэкономики – теория рациональных ожиданий – акцентировала внимание на важном постулате неоклассики – рациональности поведения экономических субъектов, достигаемой путем оптимизации принимаемых решений. Экономический субъект в неклассической модели обладал абсолютным знанием о происходящих в экономике процессах и , сопоставляя затраты и выгоды, выбирал наилучший для себя образ действий. Сделанный выбор в точности совпадал с ожидаемым результатом. Всякие отклонения от оптимальности, вызванные неопределенностью, исключались. Ошибочные решения немедленно корректировались рыночным механизмом, возвращающим систему в равновесное состояние.

     Недостаточная реалистичность подобного подхода  становилась особенно очевидной  при переходе экономического анализа  на макроуровень. Здесь ситуация определяется процессами, обусловленными неопределенностью, недостаточным знанием и не зависящими от субъективных желаний и решений.

     Представители «новой классики» выдвинули гипотезу о рациональных ожиданиях, суть которой сводилась к тому, что предвидения строятся не только на базе полученного опыта, но и на основе умения анализировать совершенную информацию, предоставляемую конкурентным рынком. Впервые идея была сформулирована американцем Джоном Мутом в начале 60-х гг., а затем в 70-80-е гг. разрабатывалась рядом ученых американских университетов – Томасом Сарджентом, Эдвардом Прескоттом, Робертом Барроу и особенно Робертом Лукасом, удостоенным за исследования в этой области Нобелевской премии (1995).

Информация о работе История макроэкономической теории