История экономики Италии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

При выборе страны мы, прежде всего, руководствовались непосредственно самой историей страны: характерными особенностями и периодизацией, её богатством и неординарностью. Также мы обратили внимание на уровень экономического развития страны на сегодняшний день.
Так наш выбор пал на Италию (Итальянскую Республику).

Работа содержит 1 файл

срс ИЭ.doc

— 242.00 Кб (Скачать)

Топливно-энергетическая отрасль

Чистая прибыль итальянской нефтегазовой компании Eni SpA упала в третьем квартале 2009 года на 60,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года в связи со снижением цен на нефть и доходов от нефтепереработки, но превзошла прогнозы. Чистая прибыль составила 1,15 миллиарда евро, тогда как аналитики, опрошенные Рейтер, ожидали показателя на уровне 1,11 миллиарда евро. Среднесуточная добыча Eni снизилась на 4,9% до 1,68 миллиона баррелей нефтяного эквивалента из-за падения добычи газа, сокращения добычи ОПЕК и снижения добычи в Нигерии. Глава концерна Enel Фульвио Конти вчера представил финансовые результаты компании за 2008 год. Чистая прибыль компании выросла на 35%, выручка — на 61%. Однако такой рост концерн показал исключительно за счет завершения консолидации испанской Endesa, которая позволила Enel стать третьим в Европе поставщиком электроэнергии. Но одновременно Enel стала обладателем самого крупного долга среди энергокомпаний — на 31 декабря 2008 года он составил €50 млрд. По словам представителей концерна, до конца 2009 года Enel может выпустить допэмиссию, чтобы частично погасить задолженность, а также продать часть своих активов до конца 2010 года.

Автопром

Несмотря на то, что в отдельных государствах снижение продаж было очень резким: Италия (-13,4%) в  2008, составляющее сокращение рынка в количественном выражении на 333 тыс. автомобилей, операционная прибыль итальянской промышленной компании Fiat составила в 2008 году 3,36 миллиарда евро, превысив прогнозы аналитиков, сообщает Reuters. Ранее аналитики ожидали прибыль на уровне 3,16 миллиарда евро. Операционная прибыль автомобильного подразделения составила 691 миллион евро, в то время как эксперты предсказывали, что она достигнет, в среднем, 653,3 миллиона евро. Тем не менее  Fiat объявил о закрытии заводов и временных увольнениях на заводах в Турине, Мельфи, Имоле и Сицилии. Уже в 2009 году Италия вышла почти на уровень позапрошлого года — продажи здесь снизились на мизерные 0,2%. По данным Ассоциации европейского бизнеса, лидером по объему продаж в ноябре 2009 среди европейских стран является Германия (более 279 тыс. новых авто продано), на втором месте — Франция (более 216 тыс.), на третьем — Италия (около 183 тыс.).  Что же касается 2010 года, то если говорить о Европе, лучше всего дела обстоят в Италии – по итогам января и февраля 2010 здесь отмечен рост продаж автомобилей на 20,6%. За два месяца Италии было продано 407,5 тысячи машин.

 

Экономический прогноз развития приоритетных отраслей Италии на 2010-2011 гг.

 

В итальянском Пьемонте  (17 марта 2010) прошел форум Market leaders and scenarios for the 21st century, организованный Confcommercio.Confcommercio– это самый представительный экономический форум в Италии, который объединяет более 820 тыс. компаний в основном малого и среднего бизнеса. Именно малые и средние предприятия составляют основу экономической системы Италии, генерируют более 70% ВВП, и в них трудятся более 80% всего занятого населения.

Представители малого и среднего бизнеса собрались, чтобы обсудить кризис, риски для Италии и способы выхода из него. Открывая форум, президент Confcommercio Карло Сангалли отметил, что «Италия вышла из рецессии, но рост ВВП остается слабым и хрупким». По оценкам директора аналитического центра Confcommercio Мариано Белла, рост ВВП Италии в 2010 году составит 0,8%, 1% – в 2011−м. «И если и в последующие годы он сохранится на этом уровне (а макроэкономические данные пока говорят об этом), Италия вернется к докризисному уровню 2007 года по потреблению к 2015 году, а по ВВП на душу населения – только к 2019 году».

Эксперты уверены, что Италия прошла полосу кризиса и ни о каком дефолте не может быть и речи. Ее государственный долг в 2010 году, по прогнозам, может вырасти до 117% ВВП (он всегда был большим, в 2005 году составлял 105% ВВП, потом опустился до 103% в 2007 году, затем начал неуклонно расти), но дефицит бюджета достаточно небольшой, только 5% ВВП, что гораздо лучше, чем у США с 10% и Великобритании с 12% ВВП. Социальная напряженность тоже не очень высокая – но в этом, пожалуй, не столько заслуга правительства, сколько жителей. 80%  населения имеет свой дом или квартиру и еще деньги на счетах банков – именно они и являются социальными амортизаторами. По словам министра экономики Италии Джулио Тремонти, чтобы защитить себя от кризисных явлений в экономике, Европа должна принять более жесткие финансовые законы.

Какие прогнозы делают эксперты в развитии приотритетных отраслей Италии?

Положительным моментом в развитии итальянской черной металлургии за последние годы явился тот факт, что она развивалась не за счет приобретения в кредит инвестиций на финансовых рынках. По оценкам отраслевых специалистов, со II полугодия 2010 г. и в 2011 г. начнется процесс активного приобретения акций производителями стали. Стальная группа "Marcegaglia" одной из первых начала проводить подобную политику и осенью 2009 г. приобрела большую часть британской компании "Teesside". "Marcegaglia" планирует повысить уровень годового производства с 5,2 млн. до 8,0 млн. т и до 2012 г. достигнуть оборота в 6,5 млрд. долл. (в 2008 г. - 4,25 млрд.). Данная стальная группа из г. Мантуя планирует до 2011 г. довести уровень инвестиционных вложений до 1,2 млрд. евро, причем 60% из них будут направлены на строительство и модернизацию металлургических заводов в Италии. Производитель труб - компания "Tenaris" предполагает к 2011 г. довести объем инвестиций до 3 млрд. евро. Около 1,5 млрд. евро предназначены для строительства новых предприятий в Мексике (в г. Веракрус) и 200 млн. в Италии (в г. Дальмине). В настоящее время Италия является крупнейшим производителем бесшовных труб и данными инвестициями укрепит свой производственный потенциал. Неустойчивость в развитии отрасли усиливается также ужесточением экологического законодательства, регулирующего уровень выбросов углекислого газа в атмосферу. По мнению президента ассоциации Д. Пасини, Европа в значительной степени проигрывает в данном плане китайским, индийским и американским производителям. В дополнение к уменьшению выбросов углекислого газа в период с 1990 г. по 2005 г., составивших 29%, Италия за период до 2020 г. берет на себя обязательства по сокращению выбросов еще на 17%. В 2010 г., по прогнозу Д. Пасини, улучшения ситуации также не предвидится. Это вызвано, в частности, задержкой реализации запланированных инвестиционных проектов. В 2010 г. должно начаться строительство моста в районе г. Мессины на о. Сицилия и скоростной трассы Бреския - Бергамо - Милан, однако начало осуществления проектов пока отложено. Глава Federacciai также сообщил, что итальянское правительство предпринимает действия по смягчению последствий спада. В частности, недавние инициативы были направлены на поддержку автомобилестроительной индустрии. €17 млрд помощи получили также инфраструктурные проекты в стране. Все вместе это должно хоть на каком-то уровне обеспечить спрос на промышленную продукцию, в том числе и на сталь, — многое зависит от скорости принятия решений». Но «государственная бюрократическая машина работает крайне медленно, — пожаловался функционер. — И если кризис продолжится весь год, от этой нерасторопности многие компании попросту закроются».

В топливно-энергетической отрасли по заявлению главы итальянской компании Eni Паоло Скарони, выступавшего на международной энергетической конференции в Хьюстоне, относительно низкие цены и экономический подъем должны привести к росту цен в не слишком отдаленном будущем, несмотря на то, что мир в настоящее время завален дешевым природным газом. Бум производства сланцевого газа в США сократил потребности этого крупного энергопотребителя в импорте, высвобождая значительный объем поставок, сказал он. Однако спрос на мировом рынке в условиях экономического кризиса упал. 
Цены на природный газ, которые раньше росли каждый год, теперь составляют около трети от своих пиковых значений, отметил Скарони. Инвестиции  в инфраструктуру по производству сжиженного природного газа привели к простаиванию газовых терминалов в США и снизили объемы импорта в Европу через трубопроводы. 
Газовая электроэнергия дешевле, чем угольная. Природный газ является своего рода связующим звеном при переходе от углеродного ископаемого топлива к альтернативным вариантам. «Мы не должны чувствовать себя комфортно в связи с уменьшением зависимости от поставщиков. Рыночные условия вскоре ужесточатся», - подчеркнул Скарони. По словам представителей еще одного крупного итальянского топливно-энергетического концерна, до конца 2009 года Enel может выпустить доп.эмиссию, чтобы частично погасить задолженность, а также продать часть своих активов до конца 2010 года. Кроме того, Enel планирует до 2013 года сократить запланированные ранее инвестиции с €32,6 млрд до €20,6 млрд. Это коснется и основного российского актива концерна — ОГК-5. Инвестпрограмма, запланированная в компании и утвержденная еще РАО "ЕЭС России", будет выполнена полностью. Однако от модернизации существующих мощностей в части замены устаревших турбин и котлов Enel вынужден отказаться. Программа модернизации сопоставима по цене со стоимостью строительства новых энергоблоков — 34,5 млрд руб. Фульвио Конти на вопрос "Ъ" об отказе в модернизации устаревшего оборудования пояснил, что "вредное и старое оборудование ОГК-5 будет выводить в резерв".

Несмотря на огромный внешний долг правительства (третий по величине в мире), оно все же в начале 2009 года выделило 150 миллионов евро на поддержку текстильной промышленности (имиджа  Made in Italy ). Еще недавно США были приоритетным рынком для итальянского текстиля. Сегодня, по оценкам экспертов, США и Китай в ближайшее время будут в наихудшей ситуации. Итальянцы очень надеются на то, что США не введут квоты на ввоз текстиля ради возрождения собственного текстильного сектора. В России такие меры пока не планируются, так что есть все шансы рассчитывать на приток итальянского капитала в текстильную отрасль и модную индустрию.

Туризм Италии сильно пострадает из-за финансового кризиса, уверены итальянские туроператоры. Они предсказывают закрытие 3−5% отелей в этом году, увольнение 100 тыс. человек и серьезные проблемы для семейного турбизнеса. Итальянская федерация ассоциаций туристических предприятий Federturismo озабочена состоянием дел в туриндустрии Италии. Как сообщает агентство APA, в январе 2010 4,5% служащих отрасли потеряли работу. В Federturismo уверены, что в ближайшее время их число увеличится до 10% и к концу этого года 100 тыс. работников туриндустрии станут безработными. Представители Federturismo провели специальное расследование и выяснили, что наибольшая опасность грозит семейному бизнесу — около 13 тыс. семейных отелей могут закрыться из-за финансовых проблем, вызванных всемирным экономическим кризисом. Всего в Италии в этом году закроются 3−5% отелей, считают в федерации.
В Италии в туриндустрии заняты 2 млн человек. Доходы от отрасли составляют 10% ВВП страны. В Federturismo считают, что, если правительство Сильвио Берлускони не окажет помощи турбизнесу, доходность отрасли резко снизится. Туроператоры возмущены, что власти помогают автоконцернам, банкам, однако тотально игнорируют драматическую ситуацию в туризме, "двигателе итальянской экономики". В пример они приводят Мадрид, который выделил на спасение национальных туроператоров 400 млн. Среди европейских стран в Италии самый высокий налог на добавленную стоимость — 10%. Для сравнения: во Франции — 5,5%, в Испании — 7%. В Federturismo уверены, что налог нужно снизить, иначе проблем не избежать.


2010 год, уже принес некоторую надежду на то, что мировой автопром очень медленно, но, похоже, все-таки верно приходит в себя после удара, который был нанесен ему финансовым кризисом. Статистические данные говорят о том, что продажа автомобилей во многих странах потихоньку пошла в рост. Если говорить об Италии, то по итогам января и февраля здесь отмечен рост продаж автомобилей на 20,6% - самый большой рост в Европе. За два месяца Италии было продано 407,5 тысячи машин.

 

 

Экономические отношения между Италией и Казахстаном

Казахстан и Италия развивают стратегическое партнерство, которое быстро преобразовывает связи между двумя странами. Одной из основных целей итальянской внешней политики – независимо от политической ориентации правительства – является обеспечение стабильности энергетических поставок. Италия импортирует около 85% энергетических ресурсов. Эта потребность в энергоресурсах, отчасти, объясняет прохладную реакцию итальянского правительства на военное вмешательство в Ливию. Также эта потребность объясняет и значимость крупнейшей газовой и нефтяной компании Италии - ENI - во внешней стратегии Италии. Компания, даже не являясь независимым "актером", имеет некоторую независимость в реализации своей стратегии по всему миру. Являясь крупным импортером энергии, Италия стремится укрепить связи со странами, которые могут стать надежными источниками энергетических ресурсов. Менее известны всем отношения между Италией и Казахстаном, которые получили новый импульс в последние месяцы.

 

Во время последней встречи казахско-итальянской межправительственной рабочей группы по промышленному и экономическому сотрудничеству и обмену, заместитель министра экономического развития и торговли Тимур Сулейменов сказал, что Италия стала "основным стратегическим партнером Казахстана в Европе". По этому случаю было отмечено, что торговля между двумя странами в 2010 году возросла на 30%, и что Италия является одним из крупнейших европейских инвесторов в Казахстане.

 

Недавно министр обороны Италии также открыл офис атташе по обороне под эгидой посольства Италии в Астане. После таких событий Сенат Казахстана ратифицировал соглашение по стратегическому партнерству, которое было согласовано президентом Нурсултаном Назарбаевым и итальянским премьер-министром Сильвио Берлускони в 2009 году. Это была последняя двусторонняя встреча между двумя странами и очень важный дипломатический шаг в сторону укрепления их сотрудничества.

В декабре 2010 года премьер-министр Италии отправился в Астану для участия на саммите ОБСЕ, организованном Казахстаном. Во время встречи Берлускони выступил с речью, в которой он выразил глубокое восхищение казахским президентом, заявив, что "по опросу, проведенному независимым органом, 92% казахов любят и уважают Назарбаева" и что такое единодушие основано "ни на чем ином, как на фактах". На первый взгляд такие слова могут, в лучшем случае, звучать эксцентрично, особенно учитывая постоянную критику международного сообщества по поводу демократических стандартов Казахстана, прав человека и свободы слова. Но всё же лесть Берлускони можно объяснить геополитическими и энергетическими интересами, которые Италия имеет в Казахстане. К примеру, ENI является крупнейшим разработчиком нефтяных месторождений "Качарган" и "Кашаган" в Казахстане.

Компания ENI столкнулась с несколькими препятствиями во время разработки месторождения "Кашаган". В конце 2010 года филиал компании ENI "Agip KCO" обвинили в мошенничестве на 110 млн. долларов США и завышении расходов, связанных со строительством нефтяной установки "Болашакин".

Компания ENI опровергла все обвинения и заявила, что подобное расследование уже было начато в 2007 году и что казахские власти не предоставили никакой новой информации с тех пор.

В прошлом компания ENI несколько раз имела разногласия с руководством Казахстана. В 2007 году, например, премьер-министр Италии того периода Романо Проди был вынужден встретиться с Назарбаевым, чтобы решить спор, вызванный обвинениями относительно деятельности компании в стране. Итальянскую компанию обвинили в неуважении казахских норм защиты окружающей среды. Этот спор завершился повторными переговорами по соглашению проекта "Кашаган", по которому итальянская компания продает часть своих акций – 8,4% - национальной казахской компании "Казмунайгаз" и перестает оставаться единственным лидером консорциума. В 2009 году компания подписала дополнительные контракты по разработке и развитию месторождений "Исатай" и "Шагала", а также по нефтеочистительному заводу в Павлодаре. Исполнительный директор ENI Паоло Скарони довольно оптимистично рассказал о результатах деятельности, сказав, "что появилось более обширное соглашение и большая часть казахской нефти и газа может попасть под наше влияние".

Информация о работе История экономики Италии