Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:14, курсовая работа
При выборе страны мы, прежде всего, руководствовались непосредственно самой историей страны: характерными особенностями и периодизацией, её богатством и неординарностью. Также мы обратили внимание на уровень экономического развития страны на сегодняшний день.
Так наш выбор пал на Италию (Итальянскую Республику).
С середины XII в. итальянским городам пришлось бороться с походами германских императоров. Союз против Германии возглавил Милан. В 1155, 1158, 1160 гг. Фридрих Барбаросса совершал походы в Италию. После тяжелой двухлетней осады в 1162 г. Милан был взят и разрушен. Но затем он был восстановлен и возглавил Ломбардскую лигу против Германии. В 1175 г. при Леньяно союзники одержали победу. Венецианский конгресс 1177 г. постановил, что северо-итальянские города вышли из-под контроля Германии.
Зато с помощью династического брака Германия присоединила Южную Италию - Сицилийское королевство. Однако верховной властью в Италии обладало папство. Однако к концу XII в., на фоне развития денежного хозяйства, города переживают подъем. В них начинают возникать демократические институты. Генуя и Венеция превращаются в империи, владевшие землями за пределами Италии. Горожане свободно торговали на рынке, были свободны от многочисленных повинностей и уплаты взноса сеньору. Они имели свой суд, самоуправление. Города освобождали окрестных крестьян, так как были заинтересованы в развитии торговли. Население городов - буржуазия - начало формировать новую идеологию и культуру. Городская культура во многом легла в основу современной цивилизации.
Горожане жили теснее, чем деревенские жители. В базарные дни в городе оказывалось много приезжих. Поэтому город был заинтересован в установлении особых норм и правил поведения, неизвестных средневековой деревне. Прежде всего, было необходимо отделить горожан от приезжих, защитить городское производство от сельских кустарных промыслов. Поэтому была введена монополия на торговлю в городах. Торговать разрешалось только членам городских цехов. В торговле была введена жесткая регламентация, целью которой было устранение конкуренции. С той же целью контролировались цены на товары. За нарушение торговых правил полагался штраф или позорное наказание. Торговцы и ремесленники были разделены на службы (искусства, или, как мы привыкли - цехи) и выполняли различные обязанности в городе. Деление на ремесленные цехи совпадало с делением на улицы и районы города. Городские власти ставили начальника над каждым цехом. Начальник командовал отрядом ополчения. Количество мастеров и качество выполняемой работы также ограничивались властями. Городские установления приняли форму коммунальных хартий и цеховых уставов. Эти документы предусматривали запрет рабства и даже прямого подчинения человека человеку (“Установления справедливости” во Флоренции, “Райский акт” в Болонье). Итальянские города были высоко развиты, в них раньше, чем в других, начали складываться индустриальные отношения, возникшие в результате распада жестких корпоративных связей.
Городской организации в средние века противостояла церковная. Католическая церковь выполняла целый ряд прогрессивных функций, начиная с установления моральных и правовых норм и кончая освоением новых земель. В обстановке феодальной раздробленности церковь в X в. сумела объединиться и превратилась в крупнейшее политическое образование. Власти римского папы были подчинены все монастыри Европы. Жизнь монахов была регламентирована. Было введено безбрачие духовенства и запрещена продажа церковных должностей. Католическая церковь вышла из-под контроля государства, и сама стремилась управлять европейскими государствами. Когда попытка установления христианского мира провалилась из-за увеличения числа безземельных рыцарей, становившихся наемниками, папство организовало крестовые походы и этим ослабило междоусобицы. В это время в руках церкви были сосредоточены огромные денежные средства, однако постепенно церковь отдалялась от тех идеалов, на которых она была основана. Началось движение за реформу церкви, которое ослабило ее влияние. В XIII в., на фоне организации национальных государств и формирования новых идей и образа жизни, католическая церковь постепенно все больше превращалась в реакционную организацию. Именно действия католической церкви приводили к закреплению раздробленности Италии, мешали развитию новых общественных отношений, ограничивали развитие экономики страны.
В XIV-XV вв. итальянские города стали ареной жестокой внутренней борьбы и невиданного подъема культуры. Повсюду демократическое устройство приводит к политической нестабильности. Города боролись между собой, и это сильно ослабило их. Следствием неблагоприятного развития событий стало установление жестоких тиранических режимов, повсюду сменивших республиканские. Продолжавшиеся междоусобицы закончились войной Франции и Испании за преобладание на Апеннинском полуострове. Италия на долгие годы утратила самостоятельность.
Тем самым возникновение городов совпадало по времени с освобождением крестьянства от крепостной зависимости. Первоначально крестьяне освобождались самим фактом создания города, затем город предоставлял крестьянам возможность получить свободу. Особенно быстро освобождали крестьян североитальянские города. Параллельно для обеспечения законности этого процесса продолжалась рецепция римского права, которое, как правило, начали применять для обоснования тех действий, которые не соответствовали общепринятым или установленным нормам. Соответственно, наиболее часто к римскому праву прибегали монархи, а также города. Должность первого министра обозначалась термином “юстициарий”. Соответственно, города и центральная королевская власть были равно заинтересованы в прекращении феодальных междоусобиц и объединении в единое государство. Таким образом, XIII век становится вершиной той общественной системы, которая обычно именуется феодализмом.
Государственное развитие итальянских городов демонстрирует осуществление впервые в истории отделения законодательной и правительственной власти от бюрократически организованных органов и институтов исполнительного характера.
Не секрет, что Италия была далеко не так бедна рудными месторождениями, как в настоящее время; заокеанские страны ещё не конкурировали с Италией в добыче драгоценных металлов, и даже ввоз железа и меди из Центральной Европы только что начался и к тому же был затруднён в связи с плохим состоянием транспорта.
Стадии изыскания и разработка производились наудачу отдельными лицами, и рудокопы ограничивались выработкой руды в поверхностных частях рудных жил или на незначительной глубине, другими словами, работы осуществлялись на поверхности и велись открытым способом, а не в глубоких рудниках.
Все эти работы, проводившиеся в рудниках и на поверхности, требовали не только применения многочисленных и разнообразных инструментов, но и большого количества рабочих различных специальностей.
Со временем рудная жила быстро истощалась, в результате чего приходилось отправляться на поиски других залежей, пригодных для эксплуатации. Постепенно стали возникать мелкие товарищества или компании из лиц, получивших в пожалование участок, где начиналась разработка руды.
Разработки делились на доли. Каждый из участников компании мог владеть несколькими долями, иногда—десятью или двенадцатью. Каждая доля представляла собой право получать часть от всей продукции совместно эксплуатируемого рудника. Каждому участнику компании вменялось в обязанность участвовать в работах, проведённых на основании решения большинства, или посылать вместо себя других лиц, работающих за его счёт.
В XIII веке были чётко разграничены участники компаний и рабочие . Чаще всего труд оплачивался сдельно. Очевидно что в итальянских рудниках имелись настоящие наемные рабочие. Рабочие делились на таких, которые нанимались на неделю и получали заработную плату один раз в неделю, и тех, которые нанимались на день. Несмотря на то, что рабочий, нанятый на неделю или на день, получал в качестве компенсации за свой труд определенную долю добытой руды — в натуре или деньгах, — этот вид оплаты, размер которой определялся количеством затраченного полезного труда, не мешает нам считать такого работника наемным рабочим. Однако эта зачаточная форма наемного труда не дает еще нам права рассматривать средневековое горное дело как капиталистическую промышленность. Мы не считаем данную промышленность капиталистической не столько потому, что отдельные предприятия были ничтожны по своим размерам, а их расширению мешали права соседних предприятий, сколько потому, что в горном деле совершенно отсутствовал тот тип предпринимателя и организатора, который шел бы на риск, вкладывая капитал в горное дело, добивался увеличения продукции и направлял бы развитие горной промышленности по новому пути.
В действительности, однако, все источники, из которых мы узнаем о состоянии средневекового горного дела, свидетельствуют о том, что оно носило феодальный характер.
Процесс генезиса капитализма
Вторая половина XVIII в. стала в Италии временем перехода от феодальной формации к капиталистической. Хотя началом капиталистической эры справедливо считается XIV в., раннекапиталистическим отношениям в Италии в последующие столетия развиться не удалось. Этот переход отличался некоторыми специфическими чертами. Борьба прогрессивных общественных сил Италии с феодально-абсолютистскими порядками тесно переплеталась с борьбой за национальное освобождение и объединение. Но в этот период в стране еще не сложились те общественные силы, которые могли бы совершить общенациональную революцию.
Раннекапиталистическим отношениям, которые возникли в ряде областей Северной и Центральной Италии уже в XIV—XV вв., не удалось развиться в последующие века. В XV в. они стали слабеть, а в XVII в. почти совсем зачахли. Лишь вторую половину XVIII в., когда Италия вступила в полосу экономического оживления, можно считать для многих ее областей временем перехода от феодальной формации к капиталистической. Причем наблюдалось уже довольно широкое проникновение буржуазных отношений и в сельское хозяйство.
Специфика процесса перехода от феодализма к капитализму в Италии состояла в том, что здесь борьба прогрессивных общественных сил против феодально-абсолютистских порядков тесно переплеталась с борьбой за национальное освобождение и объединение страны. Движение за объединение итальянских земель в единое государство и весь период, когда оно развивалось, принято называть Рисорджименто, буквально — "обновление", "возрождение" (имелось в виду установление национального единства Италии).
Это движение началось в годы наполеоновских войн, в результате которых в Италии образовалось несколько республик, поставленных в прямую зависимость от Франции. В стране широко распространялись идеи французской буржуазной революции и требования национального освобождения и объединения. В ходе непрерывных войн, политических переворотов и революционных выступлений масс, потрясавших Италию в период 1796—1814 гг., оказались несколько подорванными провинциальная обособленность и замкнутость отдельных областей страны. Политическое и национальное самосознание всех классов итальянского общества, особенно буржуазии, стало ведущим фактором истории Италии этого времени. Народ Италии стал сознавать себя единой нацией. Наиболее радикальные элементы итальянской буржуазии, дворянства и интеллигенции поднялись на борьбу против французского господства. Усиление этой борьбы выразилось в том, что в начале XIX в. в стране возникли тайные организации карбонариев. Членами их были выходцы из городской буржуазии, солдаты, офицеры, либерально настроенные дворяне, крестьяне и представители городских низов.
В 40-х годах XIX в. в Сардинском королевстве сложилось либеральное направление итальянского национально-освободительного движения. Его сторонники, получившие по имени короля Карла Альберта название "альбертистов", стремились объединить Италию на монархической основе.
В 30—40-х годах XIX в. в отдельных итальянских государствах происходил дальнейший рост капиталистических отношений. В эти годы наступил новый подъем национально-освободительного движения. В 1848 г. в Италии вспыхнула буржуазная революция, целью которой была борьба против австрийского ига и абсолютистских режимов, преобладавших в итальянских государствах. В результате народных восстаний в Милане и Венеции вся Ломбардо-Венецианская область была освобождена от австрийцев. В Папской области и Венеции были провозглашены республики. Однако летом 1849 г. революция была подавлена силами европейской и внутренней контрреволюции.
После поражения буржуазной революции 1848—1849 гг. глава и идеолог "альбертистов" Камилло Кавур (премьер-министр короля Пьемонта Виктора Эммануила II), пытаясь предотвратить новую революцию, стал последовательно проводить в жизнь идею создания независимой Италии вокруг Савойской династии. Тогда как в других итальянских государствах были восстановлены дореволюционные порядки, в Пьемонте действовал так называемый Альбертинский статут (конституция, введенная в 1848 г.), а царствующая династия вела антиавстрийскую внешнюю политику. В ходе австро-франко-итальянской войны от австрийского гнета была освобождена Ломбардия. В дальнейшем различные районы страны постепенно присоединялись к Сардинскому королевству.
Огромную роль в объединении Италии сыграли народные массы, возглавляемые национальным героем Джузеппе Гарибальди. Организованная демократами в мае 1860 г. революционная экспедиция "Тысячи", возглавляемая Гарибальди, куда вошли добровольцы почти из всех областей страны, имела решающее значение для создания единого итальянского государства. Однако благодаря ловкой политике правителей Савойского королевства во главе объединенной Италии оказались не демократические силы, а король Виктор Эммануил II. В марте 1861 г. было официально провозглашено создание Итальянского королевства. Объединение Италии завершилось в 1871 г., после присоединения к ней Рима и упразднения светской власти пап.
Процесс первоначального накопления и развития капиталистических отношений шел мучительно и трудно, усугубляя глубокий хозяйственный и общественный кризис - следствие своекорыстной политики дворянства и духовенства и засилья феодальных порядков. Только во второй половине XVIII в. положение стало выправляться, чему способствовали реформы в духе «просвещенного абсолютизма», прошедшие в ряде итальянских государств. Речь шла об известном упорядочении финансовой и налоговой системы, мерах, благоприятствовавших развитию торговли, борьбе с казнокрадством и коррупцией и т. п. Реформы отнюдь не изменили феодально-абсолютистско