История экономической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 17:08, доклад

Описание работы

I этап –главные идеи:
1) Главным богатством общества являются деньги, сокровища, золото.
2) Источником этого богатства служит сфера обращения ( внешняя торговля, денежный оборот).
3) Государство должно активно вмешиваться в экономику, помогая обогащению общества.

Работа содержит 1 файл

Экономика(шпоры1).docx

— 72.49 Кб (Скачать)

3.Изменение налогов и субсидий (финансовая поддержка), (снижение налогов – увеличение и наоборот) – в обратной зависимости, а субсидии и инвестиции находятся в прямой зависимости с объёмом предложения.

4.Изменения цен на другие товары (снижение цен на гречневую крупу может увеличить производство кукурузы).

5.Погодные  условия только для сельского  хозяйства.

6.Изменение  числа производителей (открытие  новых производств увеличивает  предложения и наоборот).

Взаимодействие  спроса и предложения приводит к  установлению равновесной рыночной цены, при которой устанавливаются  спрос и предложения товаров.

 

Эластичность спроса и предложения.

Эластичность – это способность одной переменной изменить другую.

Эластичность спроса – это взаимодействие количества продукта и цены, т.е. интенсивность реакции спроса на изменение цены. Таким образом, эластичность спроса показывает, на сколько % изменится спрос, при изменении цены на один %.

Ed

Характеристика

│Ed │> 1

Эластичный спрос (при повышении цены на предметы роскоши спрос на них снижается значительно, общая выручка PQ снижается)

│Ed│= 1

Единичная эластичность (при повышении цены на товары непервой необходимости спрос на них уменьшается пропорционально и общая выручка остаётся неизменной )

│Ed│< 1

Неэластичный спрос (при повышении цены на товары первой необходимости спрос на них снижается незначительно и общая выручка при этом растёт)

│Ed│= 0

Абсолютная неэластичный спрос (при любом изменении цены спрос не меняется, т.е. приобретается одно и тоже количество товара)

│Ed│= ∞

Абсолютно эластичный (при любом незначительном изменении цены, спрос либо увеличивается до бесконечности, либо падает до нуля).


                                                          

Т.к. цена и  спрос находятся в обратной зависимости, коэффициент эластичности спроса всегда имеет отрицательное значение.

Коэффициент эластичности предложения рассчитывается по той же формуле:

Eg = Q/Q : Р/Р

Q – предложение

Eg всегда имеет положительное значение, т.к. предложение и цена находятся в прямой зависимости.

 

2.Предмет экономики, Разделы экономики, методы.

Предмет экономики. Экономика — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.

Таким образом предметом экономики является противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей.

 

Разделы экономики. В зависимости от объекта исследования экономику подразделяют на:

  • Микроэкономика — раздел экономической теории, который исследует поведение отдельных экономических субъектов (домашнее хозяйство = семья; предприятие = фирма; отрасль).
  • Макроэкономика — раздел экономической теории, который изучает функционирование экономики страны в целом.

 

Метод научных абстракций - это особый мыслительный приём, позволяющий формулировать те или иные отвлечённые понятия - так называемые абстракции или категории (цена, деньги, рынок, товар).

Анализ – изучение объекта по частям (анализ себестоимости, зарплаты).

Синтез – изучение в целом (определение показателя себестоимости продукции как сумы всех затрат).

Микроэкономика – изучает отдельные экономические единицы (отрасль, цена, фирма и т.д.).

Макроэкономика – изучает экономику страны в целом.

Графический метод отображает хозяйственные процессы и явления с помощью различных схем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая наглядность теоретического материала. 

 

13. Конкуренция и ее типы.

Конкуренция – соперничество м/у участниками рын. хоз-ва за лучшие условия произ-ва, за достижение наиболее высоких рез-тов своих интересов.

Товары одних  производителей сталкиваются на рынке  с товарами др., вступая с ними в конкуренцию за деньги покупателя. Конкуренция заставляет фирмы переходить на самые эффект.технологии произ-ва, методы и орг-цию приз-ва. Ч/з конкуренцию товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потр-ля приводит к улучшению кач-ва продукции, к усилению НТП, к уменьшению издержек прои-ва и т.д. В то же время конкуренция:

  1. обостряет противоречия экон.интересов.
  2. чрезвычайно усиливает экон.дифференциацию в об-ве
  3. обуславливает рост непроиз-ых издержек
  4. побуждает сознание монополии, без административного вмешательства гос-ва конк-ция превращается в разрушительную силу для экономики. Поэтому гос-во в своих з-нах определяет «правила игры» соперников, т.е. права и обязанности произ-телей и потр-телей на рынке.

В соответствии с конкуренцией различают неск-ко типов рыночных стр-р:

1. совершенная конк-ция (рынок свободной конк-ции)

2. монополия

3. олигополия

4. монополистическая  конк-ция.

Исторически на нач.этапе рыночные отношения основывались на механизме свободной конкуренции:

*большее  кол-во продавцов не больших  по размеру фирм и большое  кол-во покупателей.

*однородность  продукции: р. молочной продукции,  компьютерный р. и т.д.

*возможность  свободного входа на рынок  и выхода из него

*стихийное  колебание цен: ни одна из  фирм, ни один из продавцов  не может влиять на цену, т.к.  их очень много. В кач-ве основного экон.инструмента регулирование такого рынка, т.е. произ-во товаров, их ассортимент, выступают свободные стихийные цены, т.е. ценовая конк-ция.

*непредсказуемость  спроса и предложения

В такой ситуации более благоприятные возможности  создавались для круп. товаропроизводителей, к-рые имели относительно низкие затраты на свою продукцию, и след-но, резервы на понижение цены. Это вело к разорении многих мелких произв-телей к еще большему укрупнению крупных произ-телей и в конечном итоге монополия. Эти процессы укрупнения привели к появлению несовершенной конкуренции. Несов.конк. ограничена влиянием монополией и гос-ва. Первая модель несов.конк. – монополия:

*единственный  продавец, т.е. одна фирма явл. единственным произв-телем данного товара или услуги.

*нет близких  заменителей.

*диктуется цена, осущ. значит. контроль над ценой.

Вторая модель – олигополия.

*наличие  неск-ких фирм

*тип продукции  (В зав-ти от типов продукции различают: 1. чистую олигополию – производят однородный стандартизированный продукт (цемент, алюминий); 2. дифференцированную ол. – произ-ят разнообразную продукцию одного функционирующего назначения (автомобили, сигареты).

*контроль  над ценой ограничен взаимной  конк-цией или тайным сговором.

*наличие  существенных препятствий при  вступлении в отрасль.

*неценовая  конк-ция.

Третья модель – монополистическая  конк-ция:

*достаточно  большое число фирм, что ограничивает контроль над ценой тайный сговор практически невозможен

*продукты  харак-тся реальными различиями по модификации, кач-ву, упаковке (р. шоколада)

*вступление  в отрасль явл. Достаточно легким

*тип продукта  дифференцированный (р. стиральных  порошков)

«Закон  денежного обращения»:

«Количество денежной массы в обращении необходимое  в данный момент для обеспечения  товарного обращения в стране М прямо пропорционально произведению цены Р товаров, реализуемых в стране на объём Q валового (внутреннего), национального продукта (ВНП) и обратно пропорциональна скорости V обращения денег». M=PQ/V На основании данного закона И. Фишер вывел уравнение MV=PQ

Нарушение этого  закона отрицательно для экономики  страны, т.к. избыток денег вызывает инфляцию. 

 

19, Госбюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия (доходов). Проект госбюджета составляется финансовыми органами государства, обсуждается и принимается парламентом страны.

Структура госбюджета:

Расходная часть

  1. затраты на социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия и субсидии);
  2. хозяйственные нужды (капитальные вложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, затраты на государственные программы);
  3. расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики;
  4. платежи по государственному долгу (включаются в бюджет).

Доходная часть

  1. налоги, в т.ч. акцизы, таможенные пошлины, гербовый налог;
  2. доходы от госсобственности и госторговли;
  3. взносы госфондов социального страхования (пенсионный, фонд страхования).

Сбалансированным  бюджетом называется в том случае, если доходы равны расходам бюджета. Если расходы больше доходов, то формируется дефицит госбюджета, и наоборот – профицит.

Методы решения проблемы дефицита:

  1. секвестр – приведение в соответствие доходной и расходной части за счет урезания расходов;
  2. государственный долг бывает внутренний и внешний. Внутренний долг – госзаймы, государственные краткосрочные обязательства. Внешний долг – можно взять деньги у другого государства в финансовой системе ООН (Международный валютный фонд и Мировой банк). МВФ дает кредиты государствам, Мировой банк – для поддержки инвестиционных проектов предпринимателей под гарантии Правительства.

Государственный внешний долг – глобальная проблема, т.к. многие страны являются должниками, которые не могут выплатить долг.

 

20. Налоги. Налоговая с-ма.

Гос-во не может  существовать без налогов. Налоги – обязательные платежи, взымаемые гос-вом с юрид.и физич.лиц на основе налогового законодательства.

Налоги – осн.источник пополнения доходной части бюджетов (федер., регион., местного и д. знать: доходная часть бюджетов д.сосоять из закрепленных за ними налогов (закрепленные - собственные) – 100%. А осн.часть доходов формируется в регулирующие налоги, т.е. отчислений от налога опр.ставки: 10%, 20%, 30%.

Ф-ции налогов:

1.регулирующая – регулировать экономикой с помощью налоговой политики гос-во оказывает воздействие на состояние хоз-ой коньюктуры: т.е. выгодность вкладывать ср-ва в ту или иную отрасль (произ-во).

2.стимулирующая – стимулирование инвестиций НТП, экон.роста.

3.распределительная – перераспределение нац.дохода из произ-ой сферы в непроиз-ую, это выравнивание доходов отд.групп населения.

4.фискальная – взимание налогов для формирования налогов федер-ого, регионального и местного, а также внебюджетных фондов.

Налоговая с-ма базируется на соответствующем законодательстве, к-рое устанавливает конкр.методы посторения и взимания налогов. Следовательно налоговая с-ма, это сов-ть взимаемых в гос-ве налогов, пошлин и др.платежей и сов-ть методов их посторения и взимания.

При установлении налога опр-ся:

1.налогоплательщик – лицо, к-рое по з-ну обязано платить налог.

2,объхект налогообложения – доход или имущество, с к-рого начисляется налог.

3.налоговая база – стоимостная и физическая хар-ка объекта налогообложения.

4.налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу налоговой базы.

5.порядок и сроки уплаты

Виды налогов:

  1. по сп-бу платежа:
  • прямые – непосредственно уплачивается конкретным плательщиком (подоходный налог).
  • косвенные – обязательные платежи, включенные в цену товара (НДС), акцизы на табачные и алкогольные продукты.
  • Таможенные пошлины – покупатель явл.фактическич.плательщиков косвенного налога.
  1. по сп-бу использования:
  • общие – поступают в бюджет гос-ва для финансирования общегос-ых мероприятий они же * специальные – имеют строгое опр.назначение, на опр.цели (дорожный фонд).
  1. в зав-ти от сп-ба поступления:
  • федеральные
  • региональные
  • местные

высокие налоги тормозят экон.рост, создают усл.ухода от уплаты налогов. Это доказано амер.ученым Лофером – он доказал, что снижение налоговых ставок до оптимальной величины создает условие для подъема произ-ва и росту доходов.

 

17.Инфляция – прирост цен, вызванный избытком денег относительно выпуска товаров и услуг. Повышение индекса цен в текущем году сравнительно с предыдущим показывает на инфляцию, а уменьшение индекса цен – на дефляцию.

В зависимости от темпа прироста цен инфляцию разделяют на:

Умеренная (ползучая) повышение цен 10% в год. Цены растут медленно. Но с развитием инфляционных процессов, темпы роста цен увеличиваются, особенно в монополизированных секторах экономики. Постепенно инфляция распространяется на все секторы экономики.

Информация о работе История экономической науки