Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 17:08, доклад
I этап –главные идеи:
1) Главным богатством общества являются деньги, сокровища, золото.
2) Источником этого богатства служит сфера обращения ( внешняя торговля, денежный оборот).
3) Государство должно активно вмешиваться в экономику, помогая обогащению общества.
4.История экономической науки
I этап –главные идеи:
1) Главным богатством общества являются деньги, сокровища, золото.
2) Источником этого богатства служит сфера обращения ( внешняя торговля, денежный оборот).
3) Государство должно активно вмешиваться в экономику, помогая обогащению общества.
Стратегия раннего меркантилизма.
Богатство в
стране создаётся с помощью
Стратегия позднего меркантилизма.
Создание богатства в стране, создаётся с помощью торговли и экономических методов:
Авторы: Томас Манн и Антуан Де Монкретьен.
II этап – главные идеи:
Идеи физиократов:
Идеи классической рыночной школы:
1.Источник богатства общества – любое производство.
2. Наилучшее условие для
Адам Смит и Дэвид Риккардо – главные идеологи.
Авторы: Анн Тюрго, Пьер Буагильбер, Франсуа Кене.
III этап – главные идеи:
Авторы: Карл Маркс, Фридрих Энгельс, В. И. Ленин.
IV этап – главные идеи:
Идеи неоклассицизма:
1. Частнопредпринимательская рыночная система, способна к саморегулированию.
2. Государство
лишь создаёт благоприятные
Автор: Джеймс Маршал.
Идеи кейнсианства:
Автор: Джон Кейнс.
3.Кривая производственных возможностей. Проблема экономического выбора
Когда стоит проблема выбора, то возникают три главных вопроса экономики:
1) Что производить? - это принятие
решения о том, какие именно
блага, какого качества и в
каком количестве должны быть
произведены. Определяется
2) Как производить? – это
принятие решения о том с
помощью, каких ограниченных
3) Для кого производить? –
это проблема, решающая кому распределяется
и кто потребители.
Управляя экономикой, приходится выбирать пути использования ресурсов, которые обеспечат удовлетворение наиболее предпочтительных потребностей, т. е. какие товары и услуги следует производить, а от каких придётся отказаться
КРИВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Крива́я произво́дственных возмо́жностей — это совокупность точек, которые показывают различные комбинации максимальных объемов производства нескольких (как правило двух) товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях при полной занятости и использовании всех имеющихся в экономике ресурсов.
В данном случае точки А, Б, В, Г, Д - точки, принадлежащие КПВ. Точка E внутри графика КПВ означает неполное или нерациональное использование имеющихся ресурсов. Точка Ж (вне кривой) недостижима при данном количестве ресурсов и имеющейся технологии. Попасть в эту точку можно, если увеличить количество используемых ресурсов или улучшить технологию производства (например, сменить ручной труд на машинный). При движении по кривой возможен только один, лучший вариант движения, который дает максимальный результат при минимальных затратах. Кривая производственных возможностей показывает совокупность всех точек или решений, в пределах которых следует выбирать оптимальный вариант. Все остальные точки представляют собой упущенные возможности или альтернативные затраты.
Кривая производственных возможностей показывает:
1.Тенденции роста
2. Уровень эффективности
КПВ может отражать различия в производственных возможностях разных стран.
Количество других товаров, от которых необходимо отказаться, чтобы получить некоторое количество данного товара называется временными издержками. Форма кривой производственных возможностей показывает цену одного товара выраженную в альтернативном количестве другого. Цена КПВ в рыночной экономике — это отражение альтернативной стоимости альтернативных издержек или издержек упущенных возможностей. Она может выражаться в товарах, в деньгах или во времени
6,Типы экономических систем.
1) Традиционная, присутствует в странах с натуральным хозяйством и распределением дохода не в соответствии с трудом, а по национальным традициям или обычаям.
2) Централизованная (административно - командная), суть которой в государственном монополизме.
Основные черты централизованной системы.
- господство государственной собственности;
- диктатура государственного плана;
- административные методы управления;
- финансовая диктатура.
Плюсы:
- стабильная экономика;
- меньшее неравенство в обществе;
- нет проблем с трудоустройством;
- более стабильные цены.
Минусы:
- нет стимула к труду;
- всеобщие
дефициты и неэффективность
- диктат
производителей над
- безынициативность
людей и неудовлетворенная
3) Рыночная экономика – это система, основанная на прямых связях между покупателями и продавцами.
Характерные черты:
- частная собственность на ресурсы и средства производства;
- саморегулирование экономики рыночными факторами;
- свобода
выбора экономических
- минимум вмешательства государства в экономику.
Плюсы:
- стимулирует выгодную предприимчивость у работников;
- отвергает неэффективное производство;
- не требует большого аппарата управления;
- даёт больше
прав и возможностей
Минусы:
- усиливает неравенство в обществе;
- нестабильность в экономике;
- инфляция;
- безработица;
- отсутствие
государственного
4) Смешанная, которая использует все достоинства государственной и рыночной экономики и устраняет их недостатки.
Сравнительные характеристики централизованной и рыночной
экономики
КОМАНДНАЯ |
признак для сравнения |
РЫНОЧНАЯ |
государственная |
1.преобладающая форма
собственности на средства |
частная |
жёсткая регламентация хозяйственной деятельности со стороны государства |
2.характер экономической деятельности |
свобода предпринимательства и выбора партнёра |
централизованное планирование |
3.способ согласования хозяйственной деятельности |
рыночное саморегулирование |
необходимость выполнения государственных планов и государственных |
4.главный мотив экономической деятельности |
личная выгода |
Справедливое распределение |
5.главная забота общества |
эффективность распределен6ия |
11,Теория спроса, предложения, равновесной рыночной цены.
Основным механизмом рыночной экономики является смена ценообразования.
С помощью рыночной системы общество решает, как распределить ресурсы и производимую из них продукцию.
Спрос отражает количество товаров, которое потребители готовы и в состоянии купить по конкретной цене в течении определённого периода.
Спрос – это обобщающее понятие, характеризующее поведение фактических и потенциальных покупателей.
«Закон спроса» состоит в том, что снижение цены при прочих равных условиях ведёт к увеличению спроса, а рост цены сокращает спрос, т.е. между спросом и ценой устанавливается обратная зависимость.
Вывод: при снижении цены увеличивается спрос и (наоборот), но изменение спроса может происходить не только при изменении цены.
Основные неценовые факторы изменения спроса.
1.Изменения вкусов потребителя.
Пример: здоровый
образ жизни (пропаганда) ведёт к
увеличению спроса на
спортивные товары и снижению спроса
на табачные и алкогольные изделия.
Пример: сокращения рождаемости в стране снижает спрос на детские товары.
3. Изменение доходов потребителя.
Пример: при достижении высшего уровня доходов потребители могут заменить дешёвые товары более дорогими деликатесами.
4.Изменение цен на сопряжённые товары это: а) взаимозаменяемые, удовлетворяющие примерно одну и туже потребность:
Пример: снижение цен на говядину снижает спрос на свинину;
б)взаимодополняющие товары которые не могут существовать друг без друга.
Пример: машина и бензин, фотоаппарат и батарейки. Если цена на магнитофон снизится, то спрос на кассеты возрастёт.
5.Изменения в ожиданиях потребителей: а) ожидания повышения цены или доходов побуждают потребителей увеличить свои покупки; б) ожидания снижения цены или доходов сокращает текущий спрос.
6.Степень удовлетворения потребностей. На основании закона «убывающей предельной полезности», полезность каждой следующей единицы продукта уменьшается.
Вывод: при увеличении спроса кривая (К2) смещается вверх и вправо. При снижении спроса (К3) смещается вниз и влево.
Предложение
выражает количество продукта, которое
производитель желает и
12. Закон предложения
Объём предложения – это количество товаров, которое продавец желает продать в единицу времени.
«Закон предложения» состоит в том, что с повышение цены при прочих равных условиях соответственно возрастает и объём предложения, т.е. между ценой и объёмом предприятия существует прямая зависимость, т.к. растущие цены на товар заинтересовывают производителей в увеличении производства и продажи товаров.
Неценовые факторы изменения предложения.
1.Изменения цен на ресурсы (снижение цен на ресурсы снижает затраты на производство и делает его более выгодным, следовательно предложение возрастает и наоборот).
2.Изменение технологии направлено на снижение издержек и себестоимости, соответственно предложение увеличивается.