Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 17:23, реферат
Русская экономическая мысль — органическая составляющая часть всей истории экономической науки, включающая рассмотрение как общей логики и методологии подхода к истории становления и развития отечественной экономической мысли, так и анализ конкретных исторических этапов в ее развитии, и трудов наиболее крупных отечественных ученых.
Введение. 3
Русская экономическая мысль в 9-16 вв. 4
Русская экономическая мысль в 17-18 вв. 8
Экономическая мысль России в конце18-19 вв. 10
Экономические взгляды Народничества. 14
Экономические идеи Г.В. Плеханова. 15
Творческое наследие Туган-Барановского. 16
А.В.Чаянов как ведущий представитель организационно-производственного направления. 19
Экономические идеи Н.Д.Кондратьева. 20
В.И.Ленин как экономист. 22
Отечественная экономическая мысль в 20-90-е годы 20 в. 24
Заключение. 29
Список использованной литературы. 30
проверил: Родионова И.В.
сдал: студентка 2 курса ФЭУ 821г
Лещанкина Е. Н.
18.12.2003.
Материальное развитие и состояние общества, умонастроение и социальное «самочувствие» населения во всех странах в большой мере определяют ученые-экономисты, их система взглядов и, главное, влияние на реальную экономику. Именно культура, новаторство и профессионализм экономистов говорят нам о стране, в конечном счете, больше, чем текущие цифры. Ведь экономические показатели и статистические данные могут измениться (и меняются) в короткое время — вследствие рационального применения новаторской экономической теории.
Кроме того, экономический успех любой страны зависит от отсутствия противоречий между национальными традициями страны и ее социальной и хозяйственной практикой, поскольку национальные традиции могут либо способствовать экономическому успеху нации, либо — если они не учитываются — вести к ее застою.
Русская экономическая
мысль — органическая составляющая
часть всей истории экономической науки, включающая
рассмотрение как общей логики и методологии
подхода к истории становления и развития
отечественной экономической мысли, так
и анализ конкретных исторических этапов
в ее развитии, и трудов наиболее крупных
отечественных ученых.
Экономическая мысль, экономические учения как наука оформились лишь в эпоху становления буржуазного строя. Однако на каждом этапе развития общества характер производственных отношений определял эволюцию экономических идей, порою трудно разделимых в политико-правововой, религиозной, экономической жизни. Экономические учения каждого периода являлись, как правило, частью учений о государстве и государственном управлении.
Поэтому становление
и развитие отечественных экономических
идей целесообразно исследовать
в тесной связи с хозяйственно-
Так, на развитие русской экономической мысли 9-16 вв. влияли в основном два фактора: феодальный уклад хозяйственной жизни и христианство.
В период разложения первобытной общины у восточных славян, приходившегося на 4-6 вв., постепенно все заметнее становится господство пашенного земледелия и оседлого скотоводства. Большее развитие приобретают ремесла, товарный обмен. С 6 в. Крупные земельные собственники владеют укрепленными жилищами. Широко используют труд челяди — людей, захваченных в период войн, приобретенных в результате покупки или закабаленных. В 9-12 вв. процесс закабаления, закрепощения смердов (крестьян) земельными собственниками усилился. Пока основную массу сельских тркженников составляли челядь и закупы (обязанные обработать взятый долг — «купу» ), преобладала отработочная рента (барщина). По мере включения в систему феодальной эксплуатации смердов—общинников все большую роль начинает играть рента продуктами (натуральный оброк), к 11 в. Ставшая преобладающей. А сам боярин-вотчинник, наследственный владелец земли, приобретает право судить зависимых людей и управлять ими.
В 9-11 вв. восточные славяне объединяются в древнерусское государство—Киевскую Русь. Понятно, что верхи общества, его господствующий класс феодалов нуждались в сильном государстве. Именно оно обеспечивало разрешение внутренних и внешних проблем, поддержание в повиновении эксплуатируемых масс, охрану границ, расширение территории, развитие международной торговли.
Русь этого периода—одно из могущественных и авторитетных государств Европы. Неуклонный рост производительных сил сопровождался дальнейшим разделением труда и ростом городов (Киев, Чернигов, Новгород, Переславль и др.), развитием ремесел. Города становились центрами торговых и культурных связей. Однако возрастающее имущественное неравенство, тяжелое положение бедного населения приводят к ряду городских восстаний (1068, 1113 гг. и др.).
Естественно, что
экономическая мысль этого
Пока еще экономическая мысль не стала самостоятельной ветвью идеологии. Но уже была составной частью общественной мысли. Договоры князей, грамоты и летописи, церковная литература и устное народное творчество в той или иной степени освещают экономическую жизнь, быт и экономическую политику киевских князей. Древние летописи дают довольно полное представление о налоговой и торговой политике, характере земледелия и социальном статусе населения.
Складывалось и законодательство, по которому судили жителей Киевской Руси. Об этом свидетельствует упоминание в договоре 911 г. князя Олега (882-912) с греками «Закона Русского».
Для понимания специфики развития экономической мысли на самом раннем этапе русской истории весьма ценным источником, первым древнерусским сводом законов служит «Русская правда»: своеобразный кодекс феодального права 30-х гг. 11в., действовавший до 15в.
«Русская правда»
отражала практический уровень, достигнутый
экономической мыслью к этому
времени. Фиксировала процесс
Хотя «Русская правда» приписывается Ярославу Мудрому (1019-1054), многие ее статьи и даже разделы приняты после смерти князя. Ему принадлежат фактически лишь первые 17 статей юридического памятника.
Первая часть документа – «Правда Ярослава» ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников, что свидетельствовало об отходе от норм первобытного строя. К тому же законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми и прежде всего в среде княжеской дружины. Права новгородских мужей приравнивались к киевским. Предусматривались штрафы за нарушение установленных порядков, к примеру, за перепашку чужой межи и пр.
Степень социального расслоения характеризуется дифференциацией размера штрафа за убийство людей различных категорий. Так, жизнь смерда или холопа оценивалась в 16 раз ниже жизни знатного человека. Ряд статей «Русской правды» посвящен способам розыска беглой челяди. Закупку, т.е. закабаленному смерду, за побег грозило обращение в холопа.
Острая борьба между смердами и феодалами, народные восстания конца 60-70-ч гг. 11в. потребовали дополнения «Русской правды» рядом статей, названных «Правдой Ярославичей». Главный смысл этой части кодекса—зашита имущества феодала и его вотчины. «Правда Ярославичей» повествует об устройстве самой вотчины с центром в княжеском или боярском дворе с их хоромами, домами приближенных, конюшнями, скотным двором. Управлял вотчиной огнищанин («огнище»--дом ), княжеский подъездной ведал сбором налогов.
Главное богатство вотчины—земля, на которой трудились смерды, холопы, челядь. Чрезвычайно высоким штрафом охранялась княжеская межа. Руководство сельскими работами возлагалась на ратайных (пашенных) и сельских старост, контролировавших труд соответственно холопов и смердов. Ремесленники дополняли число вотчинных работников.
«Правда Ярославичей» отменяла кровную месть. Однако заметно возрастал интервал в плате за убийство различных категорий населения. Это, безусловно, отражало роль феодального государства в защите жизни и собственности феодалов.
Юридическое закрепление права наследования земель, которые получены «от отца» (вотчины), на съезде князей в 1097 г. в г. Любече фактически стало началом процесса феодальной раздробленности Киевской Руси и новым этапом развития социально-экономической мысли. На съезде была утверждена «Правда Ярославичей».
Черты экономической политики Галицких и волынских князей, поощрявших развитие градостроительства, ремесел, торговли, раскрыты в Галицко-Волынском своде Ипатьевской летописи.
Экономическая
мысль нашла своеобразное отражение
и в былинах. Они воспевают
труд земледельца, наделяют труженика
лучшими человеческими
В начале 12 в. в Киеве вспыхнуло народное восстание. В течении четырех дней сжигались и уничтожались дворы княжеских управителей, крупных феодалов и ростовщиков.
На великокняжеский престол был призван Владимир Мономах (1113-1125). Определенной уступкой народным массам стал «Устав Владимира Мономаха» — очередная часть «Русской Правды».
Так, Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал запись в холопство.
Более решительное закабаление смердов зафиксировано в «Уставе о закупах», в котором были широко представлены правовые положения закупов, взявших в долг «купу» в боярском хозяйстве. А побег до полной расплаты с хозяином мог обратить крестьянина-должника в холопа, раба.
При Владимире Мономахе монахом Киевско-Печорского монастыря Нестором (коней 11-начало12 вв.) была составлена начальная русская летопись «Повесть временных лет». В ней широко использованы не дошедшие до нас летописные записи, материалы княжеских архивов, устные предания и сочинения того времени, византийские хроники, церковная литература.
«Устав о резах» (процентах) этого времени фиксировал несколько заниженный, по сравнению с ранее применяемым, разорительным, размер процента ростовщикам
по предоставленным займам. Это определяло правовую основу кредитных операций, улучшало положение купечества. Так, взявший в долг из 50%-ных годовых обязан платить эти проценты только два года, а на третий год делался свободным от всякого долга.
Примером своеобразного развития общественное мысли начала 13 в., периода феодальной раздробленности и междоусобицы, может служить «Моление Даниила Заточника». Автор выступает против боярского произвола и закабаления, видит в боярах преграду между народом и сильным князем—народным заступником.
Борьба с феодальным гнетом нашла проявление и в «городских ересях». Так, в 14-15 вв. в Новгороде и Пскове в среде городских ремесленников «стригольников» (суконщиков) возникло течение, выступающее не только против поборов духовенства, но и против общественного неравенства вообще.
Феодальная междоусобица, чрезвычайно ослабившая Русское государство, во много способствовала монголо-татарскому господству 13-конца 15 вв. Стран подвергалась значительному материальному и моральному испытанию. Стремление к политической централизации страны было необходимо и очевидно всем слоям русского общества. Центром объединения стала Москва периода Ивана Калиты (1325-1340).
Экономическая мысль этого сложного этапа отражала стремление московских князей к объединению, подчинению себе все большего количества феодальных, боярских, монастырских и церковных уделов, а также процесс дальнейшего закрепощения крестьян.
При Иване 3 (1462-1505) формирование государства под властью московских князей в основном завершилось. За столетие территория Московского государства увеличилась более чес в 30 раз.
В тесной связи с борьбой за объединение страны находилось форимирование поместного землевладения. Во второй половине 15в. Иван 3 широко осуществлял предоставление земли феодалу под условие службы государю и наследования исключительно вместе со службой. Таким образом, экспансия поместной системы создавала предпосылки к закрепощению крестьян.
И в 1497 г. был издан Судебник—первый общерусский сборник законов. Его выход законодательно оформил систему централизованной государственной власти, приказной формы государственного управления. Отразил характер экономической политики в области землевладения, финансов, торговли. Упорядочивал феодальное законодательство, узаконивал фактически сложившиеся крепостнические отношения.
Возникновение централизованного государства, возглавляемого московскими князьями, ликвидация феодальной раздробленности оживили экономическую и политическую жизнь страны. Развернулось широкое торгово-ремесленное градостроительство. Развивалась горнодобывающая промышленность, пушечное литье. Налаживались международные торговые связи.