История экономических учений

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 16:30, реферат

Описание работы

История экономических учений на столько обширна и знать ее просто необходимо, потому что знания об экономических процессах и их истории могут дать ключ к пониманию современных экономических процессов, к их развитию, инволюции, преобразованию. Именно из знаний, накопленных историей экономических отношений экономические законы, применяемые в настоящее время.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….... 3 стр.
Экономическая мысль в Древнем Египте, Вавилонии,
Китае, Индии и Палестине …………………………………………….. 4 стр.
Экономическая мысль Античности …………………………………… 6 стр.
Экономическая мысль средневековья ………………………………… 7 стр.
Эпоха меркантилизма и физиократии ………………………………… 9 стр.
Классическая школа политической экономии …………………………11 стр.
Марксистская политическая экономия …………………………………..11 стр.
Неоклассическая экономическая теория ……………………………… 12 стр.
Кейнсианство …………………………………………………………… 12 стр.
Монетаризм ……………………………………………………………... 12 стр.
Неоинституционализм …………………………………………………. 13 стр.
Особенности развития экономической мысли в России …………….. 13 стр.
Современная экономическая теория ………………………………….. 14 стр.
Национальные, культурные и прочие особенности
экономической мысли ………………………………………………… 14 стр.
Заключение …………………………………………………………….. 15 стр.
Список литературы …………………………

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 50.57 Кб (Скачать)

 В центре его  тракта лежало описание образцового  домашнего хозяйства афинского гражданина. Оно охватывает такие стороны быта, как распределение семейных обязанностей между мужем и женой; обустройство домашних помещений и поддержании в порядке хозяйственных запасов; подбор управляющего и слуг; обеспечение их лояльности; наконец, производственные задачи земледельца – от обработки почвы и посева до уборки урожая. «Домострой» Ксенофонта – это манифест здравого смысла и житейской мудрости. 

 Платон является создателем модели идеального государства. Экономические вопросы были рассмотрены им в двух трудах: «Государство» и «Законы». В первом описывалось идеальное государство, во втором — более реальное. Причинами возникновения государства он считал необходимость удовлетворения повседневных потребностей населения и обмен. Государство может существовать долго лишь в том случае, если оно основано на натуральном хозяйстве, и деньги имеют ограниченный оборот. Справедливым государством Платон считал такое, в котором каждый житель занимается тем, к чему больше расположен. Частную собственность он осуждал, считал, что все принадлежит государству, всякое личное имущество, превышающее

установленный минимум, государство отнимает. Семья  была под контролем государства, которое определяет браки и рождение детей. По сути, Платон создал модель государства  примитивного коммунизма. это одна из первых утопий.

 Наибольший  вклад в развитие экономической мысли Древней Грeции внес величайший мыслитель древности Аристотель, живший в Афинах более чем 300 лет до нашей эры. Он будучи учеником Плaтона по Академии, не разделял, однако, платоновского идеализма. Аристотель сумел нащупать и наметить проблемы, которые позже оказались в центре внимания экономистов. В «Политике» и «Никомаховой этике» он рассмотрел устройство государства, определив семью в качестве его основы. Сущность государства -стремление к всеобщему благу. Оно должно преодолевать классовые противоположности, ориентироваться на «среднего» гражданина, то есть земледельца-рабовладельца.  Рабство Аристотель считал естественным, а раба – говорящим орудием. Все явления, выражающие товарно-денежные отношения, представляемые торговым и ростовщическим капиталом, Аристотель рассматривал как противоестественные и относил их к хрематистике, т.е. к искусству наживать состояние, деньги. Тем не менее Аристотель стремился понять законы обмена. Ответ таков: в самих товарах нет ничего такого, что могло бы их приравнивать к друг другу; товарный обмен – это отношение не только между вещами, но и между их владельцами; а общим в их обмене является потребность в том, что нет у каждого из них. Сравнимыми же товары делают деньги. Деньги Аристотель выводит из процесса развития товарных отношений, высказывает мысль о превращении денег в капитал.

 В Греции эпохи  Ксенофонта и Аристотеля стремление к умножению денежного богатства  не стало еще нормой поведения; более  того, такое поведение не вписывалось  в заведенный порядок жизни. Осуждая  накопление денег, Аристотель стремился  предупредить угрозу этому порядку. Его взгляды вошли в общественное сознание и дали направление экономической  мысли по меньшей мере на два тысячелетия вперед. «В истории экономических учений древнегреческие мыслители обнаруживают такую же гениальность и оригинальность, — отмечал К. Маркс, — как и во всех других областях. Исторически их воззрения образуют, поэтому теоретические исходные пункты современной науки». 

 Экономическая мысль средневековья.

 Эпоха средневековья  охватывает большой исторический период в Западной Европе — с V в. до буржуазных революций XVII-XVIII вв., в России — с IX в. до реформы 1861 г . В ряде стран  Азии и Африки феодальные отношения  сохранились и в XX в.

 Экономическая мысль средневековья тесно связана  с экономической политикой государств, рассчитанной на поддержание феодального порядка, его стабилизацию Защитники интересов феодалов отрицательно относились к торговле и ростовщичеству. Натуральнохозяйственная ограниченность производства считалась преимуществом и выдавалась за социальную добродетель.

 Представление об экономических идеях раннего  средневековья ( VI - X вв.) дает старинная  запись судебных обычаев франков "Салическая правда», составленная в начале VI в. н. э.

 "Салическая  правда" отстаивала позиции общины, устойчивость общинного землевладения,  приоритет общинной собственности  над частной. Вместе с тем  общинные принципы экономической жизни совмещались в ней с признанием рабства, колоната крупного землевладения и королевской власти как правомерных явлений.

 Своеобразие экономической мысли средневековья ярко отразилось в экономических учениях католицизма. В средние века католическая церковь усиливает свое могущество. Обладая колоссальными богатствами и земельной собственностью, церковники оправдывают господство крепостничества и отстаивают его позиции с помощью церковных правил, так называемых канонов церкви.

 Завершителем  взглядов канонистов был итальянский богослов Фома Аквинский (1225-1275). Он осуждал ростовщичество, проводил различие между займом денег и наймом земли, считал, что плата процентов за денежную ссуду осуждается, она не законна, плата за аренду земли – приемлема и справедлива. По его мнению, деньги возникают в результате договоренности, для удобства обмена. Аквинский был сторонником частной собственности, ее умножения и защиты.

 Экономическая мысль Русского государства, как  и в других странах, развивалась  вместе с развитием общества. Долгое время она существовала в тесной связи с религиозными воззрениями  людей их нравственными понятиями.

 Конец XV —  начало XVI в. — один из важных этапов в истории русского народа. В этот период завершается процесс ликвидации раздробленности страны и образования  Русского централизованного государства. Это способствовало экономическому прогрессу, развитию товарно-денежных отношений.

 Экономические интересы поместного дворянства выражал  в XVI в. Ермолай — священник Московской дворцовой церкви. Он отводил положению крестьян первостепенное значение в жизни общества и обращал внимание на их тяжелое, бедственное положение. Стремясь облегчить их жизнь, он считал необходимым освободить крестьян от денежных уплат землевладельцу и от выполнения ямской повинности, которую предлагал переложить на население городов. Так же он рассматривал вопрос о создании экономической основы Русского централизованного государства. Такую основу Ермолай видел в поместном землевладении служилых людей. Предложенная им реформа в области землевладения — раздача земли крестьянам и служилым людям — отражала прежде всего интересы новой, прогрессивной для того времени части общества — служилого дворянства, и была направлена на укрепление государства. В этом смысле она имела прогрессивное значение.

 В позднее  средневековье ( XVI - XVII вв.) в экономической мысли Западной Европы происходят значительные изменения, вызванные глубоким процессом развития мануфактурного производства.

 В этот период возникают социальные утопии. Одним  из основоположников утопического социализма был Томас Мор (1478-1532). В 1516 г. им было опубликовано знаменитое сочинение "Утопия". Он подвергал резкой критике господствовавшие в Англии социальные порядки, методы первоначального накопления капитала. Первопричину возникновения нищеты он видел в частной собственности, выступал ее противником.

 К числу ранних представителей утопического социализма принадлежит итальянский мыслитель  Томмазо Кампанелла (1568-1639).  В своем знаменитом сочинении «город Солнца» он выдвинул проект идеального утопического государства — город

 Солнца, основу которого составляла общность имущества. Отражая традиции ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  мысли средневековья, он ориентировался на хозяйство натурального типа. Общество будущего рисовалось ему как совокупность сельскохозяйственных общин, к работам, в которых привлекаются все граждане. Кампанелла признавал индивидуальность жилья и семьи, всеобщность труда, отвергал тезис о том, что после  отмены собственности никто не будет  работать. Потребление в городе Солнца, считал он, будет общественным при  изобилии материальных благ, исчезнет нищета. Отношения между людьми должны основываться на принципах дружбы, товарищеского сотрудничества и  взаимопонимания.

 Однако ни Т. Мор, ни Т. Кампанелла не знали реальных путей к новому обществу. Они ограничились описанием утопического государства  с необычными порядками, в чем  проявилась историческая ограниченность их экономических проектов.

 Эпоха меркантилизма и физиократии.

 Меркантилизм – положение об определяющей роли внешней торговли для экономического роста, умножения национального богатства. Физиократия – буквально «власть природы» - положение об определяющей роли сельского хозяйства для увеличения богатства, потребительских благ.

 Меркантилизм  занимал ведущее положение в  экономической науке в XVI – XVIII вв. Термин был предложен Адамом Смитом, критиковавшим труды меркантилистов. Смит утверждал, что меркантилисты, которые в большинстве являлись экономистами-практиками, отстаивали интересы торгово-монополистических институтов Ост-Индской компании и др. Однако впоследствии такая трактовка была оспорена.

 В своём развитии меркантилизм прошел две стадии. Первая — ранний меркантилизм (XVI в), связанный  с утверждением монетарной системы

(монетаризм). Вторая  стадия — развитой меркантилизм, получивший название мануфактурной  системы (XVII в.).

 Наибольшего развития меркантилизм достиг в Англии. Раннюю его стадию представлял  Уильям Стаффорд. Развивая концепцию монетаризма, он высказал тревогу по поводу отлива за границу денег. Задачу накопления денежных богатств Стаффорд предлагал решать в основном административными мерами, требуя от государства запрещения вывоза монет, ввоза предметов роскоши, ограничения импорта ряда других товаров.

 Идеи меркантилизма  получили большое распространение  во Франции в XVI - XVII вв. Меркантилизм представлен здесь прежде всего  Антуаном Монкретьеном (1576-1621). Наиболее полезным сословием он считал купцов, торговлю характеризовал как главную цель ремесел. А Монкретьен искал пути увеличения денежного богатства, которые рекомендовал Людовику XIII. Активное вмешательство государства в экономику рассматривалось в качестве важнейшего фактора накопления, укрепления и развития хозяйства страны.

 Идеи меркантилизма  получили распространение и в  таких странах, как Италия, Испания, Германия, Венгрия, Польша, Россия и  др. Социально-экономическое развитие каждой из них отличалось своими особенностями.

 Наибольшей  спецификой меркантилизм отличался  в России. Его концепции не получили здесь законного оформления и  не определяли основного содержания русской ЭКОНОМИЧЕСКОЙ мысли, хотя идеи меркантилизма нашли в ней  своё отражения в сочинениях А.Л. Ордын-Нащокина, Ю. Крижанича, И.Т. Посошкова и оказали влияние на формирование экономической политики.

 С критикой меркантилистских концепций выступили физиократы – представители школы французских экономистов (Франсуа Кенэ, Анн-Роберт-Жак Тюрго, Пьер Буагильбер). Они исходили из действующего в обществе, по их представлению, принципа естественного порядка, который управляет естественными законами, существующими в природе, действующими в живом организме, в мире животных. Основа естественного порядка в обществе – уважения права собственности и власти.

 В условиях естественного  порядка особую роль играет земля. Земля  способна приносить доход, превышающий  первоначальные затраты. Поэтому только в земледелии существует «чистый продукт». То, что физиократы называли «чистым продуктом», позже получило название «ренты».

 В соответствии с концепцией чистого продукта физиократы делили все общество на произвольный класс (земледельцы), непроизвольные классы (все остальные – ремесленники, торговцы, чиновники) и класс собственников.

 Глава школы  физиократов Франсуа Кенэ – автор знаменитой «Экономической таблицы» попытался представить картину кругооборота товара и денег в масштабе национального хозяйства. "Экономическая таблица" воплотила в себе все основные положения физиократов: деление общества на три класса; чистый продукт (прибавочная стоимость) производится только в сельском хозяйстве; для промышленности характерно лишь сложение стоимостей; обмен эквивалентов в торговле как результат свободной конкуренции. Капитал фермеров делится на первоначальные ежегодные авансы. Кенэ ввёл различие стоимостной и натуральной формы совокупного общественного продукта, разграничил категории капитала и дохода.

 "Экономическая  таблица" Ф. Кенэ впервые  показала условия, необходимые  для осуществления воспроизводственного  процесса. 

 Классическая  школа политической экономии.

 Создателем  классической школы был Адам Смит (1723 – 1790 гг.) – автор «Богатства народов». Крупный вклад внесли также Девид Рикардо и Томас Мальтус.

 В отличие  от меркантилистов и физиократов  Смит и его последователи утверждали, что источник богатства не следует  искать в каком-либо специфическом  роде занятий. Богатство создается  трудом представителей всех профессий. Экономический мир – огромная мастерская, где существуют разделение труда, обмен его продуктами, соперничество  между производителями с целью  получения прибыли, накопления капитала. Все это и приводит к росту  богатства страны.

Информация о работе История экономических учений