Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 16:30, реферат
История экономических учений на столько обширна и знать ее просто необходимо, потому что знания об экономических процессах и их истории могут дать ключ к пониманию современных экономических процессов, к их развитию, инволюции, преобразованию. Именно из знаний, накопленных историей экономических отношений экономические законы, применяемые в настоящее время.
Введение ……………………………………………………………….... 3 стр.
Экономическая мысль в Древнем Египте, Вавилонии,
Китае, Индии и Палестине …………………………………………….. 4 стр.
Экономическая мысль Античности …………………………………… 6 стр.
Экономическая мысль средневековья ………………………………… 7 стр.
Эпоха меркантилизма и физиократии ………………………………… 9 стр.
Классическая школа политической экономии …………………………11 стр.
Марксистская политическая экономия …………………………………..11 стр.
Неоклассическая экономическая теория ……………………………… 12 стр.
Кейнсианство …………………………………………………………… 12 стр.
Монетаризм ……………………………………………………………... 12 стр.
Неоинституционализм …………………………………………………. 13 стр.
Особенности развития экономической мысли в России …………….. 13 стр.
Современная экономическая теория ………………………………….. 14 стр.
Национальные, культурные и прочие особенности
экономической мысли ………………………………………………… 14 стр.
Заключение …………………………………………………………….. 15 стр.
Список литературы …………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербургский
Университет Сервиса и
Реферат на тему:
«История
экономических учений»
Выполнила: студентка 1курса
гр 100400.1, д/о
Мирошниченко Д.А.
Проверил:
Шапкин В.В.
Санкт-Петербург
2011 г.
Содержание:
Введение ……………………………………………………………….... 3 стр.
Экономическая мысль в Древнем Египте, Вавилонии,
Китае, Индии и Палестине …………………………………………….. 4 стр.
Экономическая мысль Античности …………………………………… 6 стр.
Экономическая мысль средневековья ………………………………… 7 стр.
Эпоха меркантилизма и физиократии ………………………………… 9 стр.
Классическая школа политической экономии …………………………11 стр.
Марксистская политическая экономия …………………………………..11 стр.
Неоклассическая экономическая теория ……………………………… 12 стр.
Кейнсианство …………………………………………………………… 12 стр.
Монетаризм ……………………………………………………………... 12 стр.
Неоинституционализм …………………………………………………. 13 стр.
Особенности развития экономической мысли в России …………….. 13 стр.
Современная экономическая теория ………………………………….. 14 стр.
Национальные, культурные и прочие особенности
экономической мысли ………………………………………………… 14 стр.
Заключение …………………………………………………………….. 15 стр.
Список литературы …………………………………………………….
16 стр.
Введение.
История экономических учений занимает большое место в системе экономических наук. Дополняя экономическую науку, она так же несет определенную самостоятельную нагрузку. История экономических учений имеет великое значение в системе экономического образования, в подготовке экономистов, в формировании их квалификации, поэтому эта тема очень актуальна и в наши дни.
В литературе история экономических учений определяется как экономическая наука, изучающая развитие экономической теории. Из этого следует, что анализ возникновения и развития экономических учений охватывает весь исторический процесс общественного развития, все исторические эпохи, начиная с рабовладельческого общества.
Изучение истории научных поисков в области экономической теории, открытий и заблуждений, форм влияния экономической науки на ход практических событий, на развитие производственного процесса и хозяйственных взаимодействий – важное средство гуманизации учебного процесса, что является в настоящее время одним из ключевых моментов при решении задач совершенствования системы высшего образования.
История экономических учений на столько обширна и знать ее просто необходимо, потому что знания об экономических процессах и их истории могут дать ключ к пониманию современных экономических процессов, к их развитию, инволюции, преобразованию. Именно из знаний, накопленных историей экономических отношений экономические законы, применяемые в настоящее время.
В своей
работе я хочу изложить весь период
экономической истории с
Экономические учения в Древнем мире.
Хозяйственная деятельность людей началась в глубокой древности. С того времени появляются экономические мысли о том, как вести хозяйство выгоднее, о богатстве и бедности. Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего Древнего Востока. Появление тех или иных взглядов всегда связано с объективными условиями, потребностями и интересами экономической практики определенного периода развития общества. На Древнем Востоке уже в четвертом тысячелетии до нашей эры зародился рабовладельческий строй, государство, а в недрах господствовавшего натурального хозяйства со временем развились товарно-денежные отношения. Взаимодействуют общинная, государственная и частная форма собственности.
Экономическая мысль Древнего Востока имеет в основном религиозную форму и подчинена решению социальных и политических проблем. В экономических произведениях того времени проблемы экономики в целом не стали предметом научного анализа. В то же время экономические труды содержали рекомендации по управлению государством и контролю за экономической деятельностью граждан.
Экономическая мысль в Древнем Египте, Вавилонии, Китае, Индии и Палестине.
Для выявления хозяйственных взглядов, возникших в Древнем Египте, наиболее важным считается «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» (XXII в. до н.э.) и «Речение Ипусера» (начало XVIII в. до н.э.). В «Поучении» отражены экономические функции государства, методы управления хозяйством; во втором памятнике описаны социальный переворот, разрушение централизованной системы управления и последствия этого. Ясны и причины – обширное взяточничество и коррупция чиновничества, рост масштабов домового рабства и ростовщичества. Так же литературных источников можно сделать вывод о высоком уровне централизации управления в Древнем Египте.
В Вавилонии наибольшую известность имеет сборник законов царя первой Вавилонской династии – Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Он широко отразил экономические основы общества, важнейшие тенденции его развития, стремился упорядочить социально-экономические отношения в Древней Месопотамии. Наиболее интересными для характеристики экономической мысли Вавилонии являются статьи, в которых отражены защита собственности граждан, правила аренды, найма и ростовщичества, чтобы «сильный не принял слабого». Покушение на частную собственность каралось смертной казнью и отдачей в рабство. Исторический памятник свидетельствует о том, что основу экономики Вавилонского царства составляло натуральное хозяйство. Сохраняла позицию община, хотя разложение уже основательно коснулось ее. Царская власть заботилась о защите интересов общины и мелких производителей. В законах Хаммурапи отразилось развитие товарно-денежных отношений, меры, способствовавшие расширению торговых сделок.
Важное значение
для истории экономической
Конфуций одним из первых создал учение о естественном праве, на котором базировалась его философская и социально-экономическая концепция. Он исходил из того, что в основе общественного устройства лежит божественное начало. Оно определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на "благородных", составляющих высшее сословие, и "простолюдинов" ("низких"), уделом которых является физический труд, Конфуций считал естественным. Отношения между рабовладельцами и рабами он не сводил только к принуждению. Конфуций призывал воспитывать "доверие" рабов к эксплуататорам, советовал "благородным" добиваться верности рабов.
Учение Конфуция нацелено на обеспечение стабильности формировавшегося рабовладельческого строя, укрепление авторитета государства, широкое использование в этих целях традиционных форм и обрядов. Он ратовал за укрепление власти верховного правителя Китая.
Конфуцианство обосновывало консерватизм общественного устройства, утвердившийся на долгие годы в китайском обществе.
Основным источником для изучения хозяйства и экономической мысли Древней Индии является тракт «Артхашастра», написанный Каутильей (конец IX в. до н.э.). Тракт посвящен артхе – материальной выгоде: приобретению земли, получению налогов, торговой прибыли, процентов и т.д. В экономическом учении Древней Индии внимание концентрируется на царском хозяйстве и экономической политике государя. Целью правильного управления является рост государственного богатства, которое складывается из результатов труда населения, поэтому расходоваться должно на общественные нужды. Рабство признается естественным явлением для «накопления богатства». Основной целью политики государства является пополнение казны с помощью налогов и борьбы с хищениями казенного имущества. Государь должен бороться с торговой спекуляцией и ростовщичеством. Итак, в трактате отразились практические познания в области ведения хозяйства и даны общие рекомендации по управлению идеальным государством, экономические идеи в древнеиндийском обществе имели под собой традиции кастовой и производственной регламентации, опиравшиеся на религиозно-предписывающие основы. Религия и государственная власть оказывали существенное воздействие на формы общинного устройства, способствовали консервации безденежного обмена (джаджмани), регламентировали организацию ремесел, ведение торговых операций.
Бесценным источником для изучения хозяйственной жизни в Древней Палестине является Библия, которая отразила в мифологической форме историю жизни древних евреев и других народов Палестины.
Справедливость означает признание прав на жизнь, собственность, одежду, жилище, труд и отдых. Праведность предполагает выполнение человеком своих обязанностей в соответствии с заповедями Бога – по отношению к ближним родственникам, бедным, сиротам, наемным работникам и рабам. Человек – не хозяин своей земли, скота и прочего имущества, а управляющий этими земными благами, которые принадлежат Богу. Запрещалось использовать нужду ближнего для собственного обогащения, задерживать плату за труд наемного работника, обмеривать и обвешивать. Требовалось периодически прощать долги, отпускать на волю рабов, продавших себя в рабство из-за нужды, возвращать заложенную в долг землю. Запрещалось наносить увечья рабу, притеснять вдов и сирот.
Если при соблюдении всех этих заповедей человек становиться богатым, то это является воздаянием за праведность и справедливость. Такое богатство было знаком божьего благословения.
Экономическая мысль Античности.
Экономические учения античности нашли свое отражение в трудах древнегреческих мыслителей, таких как Ксенофонт, Платон, Аристотель. Эти ученные в V—IV вв. до н. э. впервые подвергли экономические явления научному анализу и пытались выявить закономерности развития общества.
При рассмотрении экономических взглядов античных мыслителей, прежде всего, нужно обратить внимание на отличие античной экономике от азиатской. Если азиатское общество являлось деспотичным, то античное было демократическим, хотя и рабовладельческим. В античной экономике гораздо большее значение, чем в азиатской, имели частная собственность и товарно-денежные отношения.
Современное слово «экономика» («экономия») происходит от древнегреческого «ойкономия». Его первый корень «ойкос» значит «дом». Второй корень, по разным версиям: «ном» - «закон» или «нем» - «регулировать», «организовывать». Так что в буквальном переводе «ойкономия» означает «наука о доме» или «искусство управления домом». Знаменателен еще один перевод этого термина – «домострой»: именно такое русское название получил самый ранний из дошедших до нас литературных источников, посвященных специально этой теме, - тракт «Ойкономия» знаменитого греческого мыслителя Ксенофонта (V-IV вв. до н.э.). Этот тракт дает наглядную картину «экономии» в представлении древних греков.
Ксенофонт был сторонником ведения хозяйства, отсюда его большой интерес к изучению проблем разделения труда в обществе. так же он и не отрицал выгодности торговли. Правомерность существования рабства не вызывала сомнений у Ксенофонта. Более того, он давал советы о наилучших методах эксплуатации рабов.