Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:39, реферат
Большинство стран предпочли в ходе индустриального развития сначала укрепить внутренний рынок с помощью политики импортозамещения, а затем перейти к модели экспорториентированной экономики. Все страны, которые прошли стадию индустриализации, столкнулись с необходимостью внедрения политики импортозамещения. Страны Западной Европы и США впервые воспользовались данной стратегией в 1850 г. для поддержки собственной промышленности. Таким образом, начало использованию данной стратегии было положено еще в середине XIX в., однако широкое распространение она получила уже в середине XX в. в развивающихся странах.
Введение 3
§1. История импортозамещения в России 4
§2. Основные положения стратегии 7
§3. Импортозамещение по видам продукции 14
Заключение 18
Список литературы 19
Профессор Кембриджа Карлота Перес полагает, что для выбора подходящих отраслей для развития производства, необходимо выделить те сегменты, которые имеют большой потенциал роста и именно в них искать актуальные инновационные решения, которые можно применить и последовательно улучшить условия развития производственного потенциала и создать развитые технологии, таким образом, выведя эти отрасли в авангард промышленности.
Другой путь – определить наиболее развитые технологии и основываясь на них начинать развитие соответствующих отраслей промышленности. Этот способ основывается на том, что развитие инновации имеет определенную временную логику. Инновации, которые обновляют промышленный потенциал, возникают всегда ориентировочно за 30 лет до этого. Соответственно в нашей стране есть еще задел инноваций созданных в советское время и сейчас мы можем на него опереться.
Профессор Эрик Р. Райнерт предлагает еще один вариант выбора отраслей для развития – проанализировать динамику производств до наступления кризиса и те сегменты, где были наибольшие потери в выпуске, имеют наибольший потенциал развития.
Коротко план по выбору подходящих отраслей для проведения модернизации и их последующего развития может выглядеть следующим образом:
1. выделить сектора
уже имеющегося роста
2. оценить потенциал
спроса в этих зонах и
3. создать базу данных
быстрорастущих компаний в
4. провести ревизию
имеющихся инновационных
5. разработать систему преференций для компаний, использующих инновации в соответствующих секторах, а так же систему преференций для инжиниринговых компаний, обеспечивающих системную реализацию новых проектов в этих отраслях.
1. Пищевая продукция
В январе 2010 года министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник заявила, что в России в 2009 году доля российского мяса на рынке увеличилась до 75 % против 68 % в 2008 году. По словам Скрынник, импортозамещение становится одной из стратегических задач российского АПК. Наряду с инновациями, формированием инфраструктуры продовольственного рынка, модернизацией материально-технической базы, развитием малого бизнеса, её решение будет способствовать дальнейшему устойчивому развитию отрасли.
В работе «Анализ рынка сахара в России в 2005—2010 гг, прогноз на 2011—2014 гг» отмечалось, что в российской пищевой промышленности происходило импортозамещение. Производство кондитерских изделий, хлебобулочных изделий, безалкогольных напитков для внутреннего рынка к 2007 г было практически полностью перенесено в Россию. Как следствие, для местного производства продуктов и напитков потребовались и местные поставщики сахара. Если в 2005 году промышленность закупила 2,49 млн т сахара, то к 2007 году закупки выросли до 2,54 млн. т.
2. Мясная продукция
В июне 2012 года глава Мясного союза Мушег Мамиконян заявил, что введённая более десяти лет назад ставка импортного таможенного тарифа по коду ТН ВЭД 1601 «Готовые мясные изделия» в 25 %, но не менее 0,4 евро за 1 кг привела к максимальному импортозамещению на российском рынке мясопродуктов, и доля отечественной продукции в настоящее время составляет более 95 %. По мнению Мамиконяна, импортозамещение и экспорт мясной продукции стали возможны в последнее время благодаря защите рынка от импорта и снижению стоимости финансирования (например, субсидированию из бюджета процентных ставок по кредитам).
Рис. 1 Динамика соотношения двух показателей, импорта мяса и мясопродуктов в Россию и производства мяса и мясопродуктов в России, в 1990—2010 годах, в процентах.
3. Химическая продукция
В середине 2007 года говорилось, что импортозамещение по линии простых химических продуктов практически достигло потолка, а сложные химические продукты проще ввозить из-за рубежа.
В 2007 году отмечалось, что импорт изделий из пластмасс пытаются замещать в основном российские компании. А в производстве шин и моющих средств происходит внешнее, или «несуверенное», импортозамещение: российские заводы транснациональных корпораций выпускают уже более 70 % моющих средств и 17 % легковых шин, тогда как российские производители, работающие в low-end сегментах рынка, постепенно сворачивают деятельность, поскольку, в частности, им не хватает современных технологий и навыков эффективной маркетинговой политики.
4. Суда
В середине 2012 года отмечалось, что интенсивное развитие малого судостроения, особенно в Санкт-Петербурге и Казани, за последние пять лет привело к эффективному импортозамещению на российском рынке маломерных судов. По оценкам специалистов, доля отечественной продукции достигла 60 %, а в сегменте до 7 метров уже превысила 80 %.
5. Фасады
В начале 2010 года были введены заградительные импортные пошлины на металлопродукцию, что оказало сильное воздействие на динамику рынка светопрозрачных и вентилируемых фасадов. В связи с этим, даже несмотря на резкий спад в строительной индустрии, многие российские производители алюминиевого профиля в 2010 году работали в условиях максимальной загрузки мощностей. Происходило импортозамещение продукции некогда популярных западных брендов. В результате доля российской продукции в этом сегменте составила более 80 %. Рост рынка алюминиевых профильных систем составил около 20-25 %.
В июле 2011 года отмечалось, что больше половины российского рынка навесных вентилируемых фасадов (НВФ) по прежнему занимает импортная продукция. Последнее время заметно возрос импорт из Китая, хотя качество китайской продукции не всегда, мягко говоря, соответствует необходимым требованиям. Но аргумент низкой цены в условиях кризиса остается решающим. В связи с этим импортозамещение в этом сегменте слабое.
6. Упаковочные материалы
В октябре 2011 года глава «Роснано» Анатолий Чубайс сообщил, что в Екатеринбурге завершена подготовка к пуску компании «Уралпластик». Предполагается, что эта компания обеспечит глубокое импортозамещение по современным упаковочным материалам, модифицированным нанокомпозитами.
В октябре 2011 года глава «Роснано» Анатолий Чубайс сообщил, что в Екатеринбурге завершена подготовка к пуску компании «Уралпластик». Предполагается, что эта компания обеспечит глубокое импортозамещение по современным упаковочным материалам, модифицированным нанокомпозитами.
7. Электросетевое оборудование
В феврале 2012 года отмечалось, что на сегодняшний день доля импортного оборудования в электросетевом комплексе составляет более 50 %, а магистральном сетевом комплексе (220 кВ и выше) — около 70 %. До последнего времени в России часть оборудования (например, комплектные распределительные устройства (КРУЭ) 220 кВ и выше, отдельные виды трансформаторов, кабелей) в России не выпускались. Для исправления ситуации органы государственной власти, энергокомпании предпринимают активные меры, направленные как на развитие производства оборудования российскими заводами, так и на привлечение в страну ведущих мировых производителей оборудования с обязательным условием обеспечения высокого уровня локализации производства. В частности, в настоящее время компания Хюндай Хэви Индастриз во Владивостоке осуществляет строительство завода по производству КРУЭ (пуск в 2012 г.). При этом в течение трех-пяти лет предполагается локализовать производство комплектующих для нового предприятия до 70 %.
В конце сентября 2011 года
ОАО «Силовые машины» и корпорация
Toshiba приступили к строительству
завода по производству трансформаторов в поселке Металлострой
(Санкт-Петербург). Одним из основных покупателей
оборудования трансформаторного завода
станут российские сетевые компании. Также
обсуждаются варианты строительства своих
заводов в России компанией Альстом.
Таким образом, подводя итог вышесказанному нужно отметить, что для достижения максимально положительного эффекта в процессе реализации стратегии импортозамещения необходимо создание открытой экономики и обстановки конкурентной борьбы на внутреннем рынке. В то же время развиваемые отрасли производства должны быть ориентированы как на внутренний рынок, так и на внешний, поскольку только в этом случае они смогут легко завоевать лояльность внутренних потребителей и конкурировать с иностранными производителями на внешних рынках. Но перед переходом к широкой экспансии на внешние рынки желательно, чтобы внутренний рынок был уже охвачен отечественными производителями, поскольку именно на этом этапе страна формирует свои конкурентные преимущества и впоследствии, опираясь на них, ей будет гораздо легче перейти к развитию экспортных направлений.
Выбирая отрасли подходящие
для стратегии
1. Федеральная служба государственной статистики. Российский статистический ежегодник – 2010 г.
2. Гурова Т. Нация предприниматель // Эксперт, 2010. №36 (720).