История импортозамещения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:39, реферат

Описание работы

Большинство стран предпочли в ходе индустриального развития сначала укрепить внутренний рынок с помощью политики импортозамещения, а затем перейти к модели экспорториентированной экономики. Все страны, которые прошли стадию индустриализации, столкнулись с необходимостью внедрения политики импортозамещения. Страны Западной Европы и США впервые воспользовались данной стратегией в 1850 г. для поддержки собственной промышленности. Таким образом, начало использованию данной стратегии было положено еще в середине XIX в., однако широкое распространение она получила уже в середине XX в. в развивающихся странах.

Содержание

Введение 3
§1. История импортозамещения в России 4
§2. Основные положения стратегии 7
§3. Импортозамещение по видам продукции 14
Заключение 18
Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение

История импортозамещения в мире насчитывает уже более  полутора веков, однако до сих пор  не утихают споры вокруг целесообразности данной стратегии, ее положительных  сторон и недостатков. Большинство развитых стран в период своего становления прошли через этап защиты своей экономики от зарубежной экспансии.

Импортозамещение представляет собой процесс сокращения или  прекращения импорта определенных товаров путем их замещения на внутреннем рынке страны аналогичными отечественными, адекватными или обладающими более высокими потребительскими свойствами и стоимостью не выше импортных.

Согласно мнению экономистов (Blair J.P., Carroll M.C., 2008), доходы страны определяются ее внешнеторговым балансом. На этой основе принято выделять две модели развития национальной экономики. Первая предполагает преимущественную ориентацию на внешний рынок — экспорториентированная модель. Вторая ориентирована на импортозамещение.

Большинство стран предпочли в ходе индустриального развития сначала укрепить внутренний рынок с помощью политики импортозамещения, а затем перейти к модели экспорториентированной экономики. Все страны, которые прошли стадию индустриализации, столкнулись с необходимостью внедрения политики импортозамещения. Страны Западной Европы и США впервые воспользовались данной стратегией в 1850 г. для поддержки собственной промышленности. Таким образом, начало использованию данной стратегии было положено еще в середине XIX в., однако широкое распространение она получила уже в середине XX в. в развивающихся странах. 

§1. История импортозамещения в России

Курс российского рубля, сильно обвалившись в 1998 году, создал солидные предпосылки для импортозамещения. После кризиса 1998 года в России активно происходило импортозамещение.

Процесс импортозамещения в России проявился с небольшим  лагом после финансового кризиса  и девальвации рубля в 1998 году. Вызванное девальвацией снижение импорта  стало важнейшим фактором экономического роста. С одной стороны, импортные потоки в Россию, в отличие от экспортных, достаточно чувствительны к изменениям относительных цен (условий торговли) и реальных доходов населения. Это главным образом связано с тем, что решения об импорте товаров принимаются конкурирующими участниками рынка и не очень сильно зависят от торговой политики, связанной с применением тарифов с достаточно умеренной средней эффективной ставкой и в некоторых случаях — количественных ограничений. Такая политика не вносит в структуру торговли существенных искажений, которые возникали бы при использовании таких нерыночных инструментов, как импортные субсидии или множественные обменные курсы. С другой стороны, после десяти лет реформ многие отечественные товаропроизводители оказались способными реагировать на благоприятные рыночные сигналы, расширяя и модернизируя производство. Возросший после кризиса спрос на отечественную продукцию было достаточно легко удовлетворить на экстенсивной основе за счет незагруженных мощностей. По этим причинам рублевая девальвация повлияла на соотношение экспорта и импорта. В 1998 году объём импорта в Россию сократился на 20 % (до $74 млрд), в 1999 году — ещё на 28 % (до $53 млрд).

Фактор импортозамещения особенно сильное благотворное влияние  оказал на обрабатывающие производства в 1999—2000 годах.

По оценке Г. Куранова и А. Михайлова, рост ВВП и промышленного  производства в России, произошедший в 1999 году, на 25 % был обязан процессу импортозамещения, то есть замены импортируемой  продукции на товары отечественного производства вследствие почти четырёхкратного падения курса рубля по отношению к доллару США.

27 мая 2009 года Путин  заявил, что против тотального  импортозамещения и считает его  необходимым только в стратегически  важных отраслях экономики. «Не  считаю, что импортозамещение — это самоцель», — сказал Путин. По словам Путина, также неприемлемы рассуждения о том, что в России производят товары не хуже, чем за рубежом. «Это уже порочный подход к решению проблемы инновационного развития. Что значит не хуже. Мы должны делать дешевле и лучше. Или вообще не делать. Может быть легче купить?», — сказал Путин. Он отметил, что когда речь идет об обороноспособности государства и тех сферах деятельности, без которых невозможно обеспечить его существование, нужно «даже задорого, но производить у себя». «Если мы говорим в целом об экономике, то нет смысла заниматься импортозамещением, если можно купить задешево. Если мы все время будем стремиться догонять, мы всегда будем в отстающих», — заявил Путин.

5 ноября 2009 года Путин  заявил, что программы импортозамещения действуют во многих отраслях реального сектора экономики, прежде всего там, где у нас есть очевидные конкурентные преимущества, такие, как доступное сырье, большой внутренний рынок, многолетние традиции и опыт. Путин привёл в качестве примеров таких отраслей лесную промышленность, лёгкую промышленность, фармацевтику, автомобилестроение. По мнению Путина, импортозамещение не является самоцелью, и иногда выгоднее эффективно функционировать в рамках международного разделения труда, получать дешёвый качественный продукт за границей. Но в некоторых случаях Россия, конечно, должна уделять внимание импортозамещению. Потому что даже там, где на первый взгляд не пахнет, скажем, обороной и безопасностью, в конечном итоге многие вещи, связанные с оборонкой, лежат в сфере гражданского производства. Путин подчеркнул, что цель — это не закрытие внутреннего рынка и консервация отсталости, а, наоборот, создание по-настоящему конкурентоспособных новых производств, выпускающих качественные и востребованные потребительские товары. Например, уже сегодня автомобили, выпускаемые в России, особенно с участием зарубежных инвесторов, полностью соответствуют мировым стандартам качества. 

§2. Основные положения стратегии

Импортозамещение, представляет собой тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства. Результатом импортозамещения должно стать повышение конкурентоспособности отечественной продукции посредством стимулирования технологической модернизации производства, повышения его эффективности и освоения новых конкурентоспособных видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью.

Стратегия импортозамещения предполагает постепенный переход от производства простых товаров к наукоемкой и высокотехнологичной продукции путем повышения уровня развития производства и технологий, образования широких слоев населения.

Сама по себе стратегия импортозамещения опирается на развитие всего производства, повышение качества производимого товара, технологий применяемых на предприятиях, развитие инноваций. И это особенно актуально для страны, уровень производственных отраслей которой отстает от уровня государств, с которыми она взаимодействует.

Поэтапно развивающееся импортозамещение ведет к

- росту занятости населения,  и как следствие снижению безработицы  и повышению уровня жизни;

- повышению уровня научно-технического  прогресса и как следствие  уровня образования;

- укреплению экономической и продовольственной безопасности страны;

- росту спроса на товары внутреннего  производства, что в свою очередь  стимулирует развитие экономики  страны, расширение производственных  мощностей; 

- сохранению валютной выручки  внутри страны и как следствие росту валютных резервов и улучшению торгового баланса страны.

Политика импортозамещения основывается на создании благоприятной среды  для роста национальной промышленности. Сторонники данной концепции утверждают, что устойчивое экономическое развитие государства возможно лишь в случае существенного увеличения уровня промышленного самообеспечения, увеличения объемов выпуска продукции внутри страны. Ставка на самообеспеченность является следствием нестабильности процессов, происходящих в мировой экономике, настороженным отношением к иностранному капиталу. Но здесь следует напомнить, что при реализации импортозамещения основным источником средств для придания экономике первоначально импульса роста останутся доходы экспортного сектора. Таким образом, не нужно забывать о том, что создаваемый на импортозамещающих производствах товар должен быть ориентирован не только на внутренний рынок, но и на внешний, поскольку только в этом случае уровень конкурентоспособности продукции будет приемлемым и достигнутые в результате успехи не будут бесславно потеряны при возвращении к привычному для данной страны курсу. То есть нужно развивать не только производство определенных отраслей внутри страны, но и повышать уровень развития экономики, социальной сферы, инфраструктуры, делая саму страну способной на равных конкурировать с развитыми промышленными странами.

Нужно понимать, что импортозамещение - это стратегия догоняющего, которая должна не просто привести к становлению определенного производства, но становлению этого производства на более высоком, чем у конкурентов уровне. Развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей позволит выйти на мировой рынок и сократить зависимость от сырьевых рынков. Защита отечественного производителя не должна приводить к застою в промышленности, поскольку ограничение конкуренции со стороны импортных производителей, может снизить желание организации заниматься развитием инноваций, повышением конкурентоспособности производимого товара и привести к полной зависимости компании от государственных субсидий. Нужно понимать, что невозможно только копировать необходимые производства, нужно так же развивать и собственные технологии. В современных условиях научно-технический потенциал и умение его использовать стал одним из важнейших показателей уровня развития страны и ее места в мировой системе. Но развитие производства на высоком уровне невозможно без соответствующих кадров. Мы должны стремиться к тому, что бы вырастить свои профессиональные кадры и возможно для этого нужно привлекать интересующих нас профессионалов из-за границы. Все это требует развития институтов, повышения зарплат, разработки специальных программ для ученых и улучшения их социального содержания. Если государство не готово уделять этой проблеме достаточно внимания, то вопрос развития высокотехнологичных и наукоемких отраслей не удастся разрешить.

Так же не нужно забывать и про  венчурное финансирование, которое  дает стимулы для инноваций.

Инвестиции так же являются одним  из основополагающих элементов развития промышленных отраслей страны. Привлекая капитал либо напрямую, либо путем создания подходящих условия для ведения бизнеса, государство стимулирует развитие тех отраслей промышленности, куда направляются денежные средства. Но тут важно отметить, что, как правило, инвесторов интересуют отрасли, обеспечивающие наибольшую прибыль и скорость возврата вложений, а наукоемкое и высокотехнологичное производство вряд ли будет обладать этими параметрами. Поэтому здесь очень важна политика государства, с тем, что бы создать комфортные условия, которые будут привлекательны для инвесторов (налоговые преференции, освобождение от таможенных пошлин и прочее).

Необходимо так же отметить важность участия отечественных компаний в цепочках транснациональных корпораций, что позволяет с гораздо меньшими затратами начинать развитие новых производств. Помощь транснациональных корпораций выражается не только в финансировании, но и в становлении наукоемких технологий и производств, которые могут быть слабо развиты в стране. Очень часто транснациональные корпорации, столкнувшиеся с различными рода ограничениями импорта, невысокой платежеспособностью развивающихся стран, вынуждены идти на замену экспорта товаров вывозом капитала для налаживания соответствующих производств на месте, что приводит к росту конкуренции, борьбе за снижение издержек производства и соответственно развитию наукоемких производств. Все это способствует росту индустриализации страны и росту ее конкурентоспособности.

Поскольку импортозамещение является государственной стратегией, то именно государство играет важную роль в ее реализации. Например, одним из основных направлений в реализации данной стратегии является формирование внутреннего спроса, как со стороны государства (госзакупки, госинвестиции), так и со стороны населения. Государство может активно размещать госзаказы в малом и среднем секторах экономики, устанавливать преференций поставщикам российских товаров при выполнении госзаказов. Предоставление госинвестиций на строительство инфраструктуры, жилья, так же приведет к увеличению спроса. Рост платежеспособности населения можно стимулировать увеличением пенсии и заработных плат.

Отмечая положительные  моменты, которые несет в себе импортозамещение, не нужно забывать и о его недостатках. Говоря о данной стратегии, необходимо понимать, что это определенная форма неопротекционизма и она в какой-то мере противоречит принципам свободной международной торговли. Протекционизм как мера защиты внутреннего рынка и бизнеса, ведет к тому, что отечественные предприятия, зачастую работая неэффективно, тем не менее, получают прибыли, пользуясь своим монопольным положением и взвинчивая цены. Таким образом, последствия использования тарифных механизмов и прочих протекционистских барьеров должны быть взвешены и тщательно проанализированы, для того чтобы не допустить слепого ограничения конкуренции.

Так же политика импортозамещения может привести к росту коррупции, поскольку это государственная  программа, которая претворяется в жизнь путем субсидирования определенных направлений производства, то роль чиновничьего аппарата здесь значительно возрастает, что ведет к росту вседозволенности. И здесь, задача государства чрезвычайно сложна, поскольку коррупция остается одной из главных проблем нашей страны и причиной многих остальных.

Говоря о стремлении страны к импортозамещению, необходимо понимать, что ни одна страна мира не может отказаться целиком и полностью  от импорта и создать у себя экономически эффективное производство во всех отраслях. Существующее ограничение по имеющимся ресурсам делает это невозможным. Так же определенный набор высококачественных и технологичных импортных товаров заменять просто нецелесообразно ввиду недостаточной развитости или отсутствия национальных технологий и производств. Стремление начать производство какого-либо товара на своей территории при недостаточных мощностях или ресурсах может привести к еще большей зависимости от импорта - компания начинает закупать еще больше сырья для производства более широкого ассортимента продукции необходимого для создания конкретного товара. В результате производимый товар вряд ли будет дешевле и конкурентоспособнее импортного. Поэтому говоря о импортозамещении нужно скорее ориентироваться на те отрасли, где страна либо имеет отраслевое преимущество, либо может его получить. Именно на подобных преимуществах основывается международное разделение труда, которое предполагает специализацию на производстве отдельных видов товаров, рост производительности труда, развитие обмена, научно-технического прогресса, и в результате углубление процесса интеграции в мировую экономику, и на этой базе повышение уровня жизни населения. А если развитие данной отрасли не даст нам экономических преимуществ, а возможно даже принесет убытки, то от этого лучше отказаться. Причем выбирая приоритетные направления, разумно ограничиться несколькими наиболее значимыми отраслями, распыление на множество может значительно усложнить задачу. Примером могут служить такие страны, как Финляндия и Чили. Финляндия 15 лет назад сконцентрировалась на телекоммуникационной отрасли, продав акции лесоперерабатывающих и химических предприятий. Сегодня Nokia удерживает порядка 60% мирового рынка. Чили, сосредоточив усилия на рыбной промышленности, особенно в деликатесах, поставляя свою продукцию в США и Японию, занимает второе место в мире по ловле рыбы после Норвегии.

Развитие производства может идти несколькими путями –  созданием мощной технологической  базы или созданием инноваций, так  же эти два направления могут реализовываться, одновременно, дополняя и расширяя друг друга.

Информация о работе История импортозамещения в России