Истоки японского чуда

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:22, реферат

Описание работы

Однако вскоре экономическая ситуация в Японии начала стабилизироваться. Японская экономика росла со скоростью 10-12% в год. К 80-м годам по уровню производства Япония прочно заняла второе место в капиталистическом мире. К примеру, накануне второй мировой войны производство стали в Японии никогда не превышало 7 миллионов тонн. В 1973 году Япония сумела поднять показатель производства стали до 119 миллионов тонн. В 1980 году Япония произвела 7 миллионов высококачественных легковых автомобилей, вырвавшись в этой сфере производства на первое место в мире (США в 1980 году произвели 6,5 миллионов автомобилей).

Содержание

Содержание.
Введение………………………………………………………… с.3
1. Истоки японского чуда.
1.1 Система пожизненного найма…………………………с.4
1.2 Оплата труда……………………………………………..с.4
1.3 Стимулирование трудовых усилий……………………с.6
1.4 Кружки качества……………………………………… с.7
2. Потребление и накопление……………………………………с.7
3. Использование японского опыта в других странах……… с.9
Заключение……………………………………………

Работа содержит 1 файл

Истоки японского чуда.docx

— 34.74 Кб (Скачать)

     Стратегия японских предприятий следующая: “Делать  все лучше, больше и быстрее для  процветания своего предприятия - значит делать жизнь лучше для самого себя” - таков основной мотив всей трудовой деятельности.  
 
 
 
 

    1.4 Кружки качества. 

    Только  благодаря господству корпоративного духа японцы могли создать в фирмах систему добровольных “кружков качества”, которые вовлекают рабочих в  деятельность за повышение качества продукции, за ее бездефектность, за снижение уровня производственного травматизма и т. д. Кружки качества действуют во всех крупных фирмах и более чем в 50% мелких фирм. В Японии действует около 1 миллиона кружков качества, в них участвуют около 10 миллионов человек.

    Первые  подобные кружки появились в начале 60-х годов на предприятиях “ Кобэ сэйко” и “ Ниппон кокан”. Тогда они именовались кружками  “контроля за качеством продукции”. На предприятиях появились лозунги: “Борись за искоренение погрешности в 0.1 миллиметра”, “Своди к нулю погрешность в 0.1 секунды”, “Включайся в движение за лучшую технологию в мире” и т. д.

    Кружки  качества объединяют, как правило, 6-10 работников одного уровня иерархии, выполняющих  сходную работу. Они собираются 1-2 раза в неделю. Каждая группа имеет  лидера и докладывает руководству  о полученных решениях. Рационализаторским предложениям, исходящим от рабочих  предается особо важное значение. На каждого рабочего приходится 18-22 рационализаторских предложения в год. Полезные предложения часто вознаграждаются в виде ручек, медальонов, памятных значков. Денежные вознаграждения получает кружок качества и поровну распределяет их между своими членами. В концепции кружков качества как практического инструмента решения проблем качества важен набор методик, которые используются для решения проблемы производительности труда, снижения затрат, совершенствования технологических процессов.

                                                  

                                                    

2. Потребление и  накопление. 

      За соотношением потребления и накопления действительно кроется одна из пружин совершенного Японией рывка.

    С середины 50-х годов доля накопления в валовом национальном продукте Японии держится на уровне 30-—35 процентов (в то время как в других развитых капиталистических странах она составляет 17—20 процентов).

    Важнейший фактор — более низкий, чем в  других капиталистических странах, уровень личного потребления. (Причем это в немалой степени касается и обеспеченных слоев.)

    Японский  монополистический капитал сумел  добиться максимальной мобилизации внутренних ресурсов, занижая долю потребления и завышая долю накопления. Он опирался при этом на многие местные особенности. Тут и двойственность экономической структуры — своеобразное соседство "утесов" и "песчинок"; тут и система пожизненного найма; тут, наконец, и устои традиционной морали, возводящей в добродетель усердие в труде и умеренность в быту.   

    Японским  монополиям бесспорно помогла набрать темпы для рывка более высокая степень эксплуатации наемного труда, чем в других странах капитала. Еще в середине 60-х годов зарплата рабочих в обрабатывающей промышленности страны была в семь раз ниже, чем в США, и в три раза ниже, чем в Англии. Лишь в последующем она постепенно приблизилась к западноевропейскому уровню и в 80-х годах превзошла его. Однако производительность труда в Японии все это время росла быстрее, чем зарплата, и более высокими темпами, чем у ее конкурентов.

    В Токио любят доказывать, что разговоры  о дешевизне рабочей силы в Японии давно устарели. И всё-таки труд в этой стране доныне дешев в сопоставлении с его качеством: квалифицированностью,  добросовестностью, эффективностью.

    Японии  присуща еще одна весьма своеобразная черта: низкому уровню личного потребления в этой стране сопутствует, весьма высокий уровень личных сбережений. Японцев отнюдь не назовешь людьми скаредными, прижимистыми, мелочно расчетливыми. На взгляд американцев, они даже легкомысленно относятся к деньгам. Тем не менее японская семья откладывает, в виде сбережений около 20 процентов доходов — примерно втрое больше, чем английская или американская.

    В отличие от американцев, которые  предпочитают приобретать акции, японцы обычно держат свои сбережения в форме  вкладов. Средства эти широко используются для кредитования японской экономики. Причем частные коммерческие банки, куда, стекается основная масса личных сбережений, могут значительно дальновиднее, чем мелкие акционеры, учитывать общую конъюнктуру, а стало быть, использовать эти средства с наибольшей эффективностью.                 

    Итак, японские труженики подталкивают машину  частного предпринимательства, во-первых, тем, что в сравнении со своей  производительностью мало получают, а во-вторых, тем, что не тратят, а  оставляют в банковском обороте  значительную часть своих и без  того заниженных доходов.              
 
 

3. Использование   японского опыта  в других странах. 

    Существуют  два основных канала, по которым  японский управленческий опыт переносится  в другие страны. Во-первых, все большее  число японских форм и их филиалов обосновывается за рубежом, неся с собой  свойственную им практику менеджмента, а во-вторых, заметно растет число  и неяпонских компаний, которые в  разной степени стремятся  использовать опыт Страны восходящего солнца.

    Примером  самого успешного переноса многих японских подходов к управлению за рубеж по праву считается NUMMI – совместное предприятие фирм “Тоёта” и “Дженерал моторз” во Фримонте. Из 1800 его работников 250 прошли подготовку в Японии. Здесь получили распространение группы по совершенствованию производства, гибкое комплектование рабочих бригад и выборность их руководителей, контроль над производственным процессом и качеством силами работающих на линии, выполнение ими нестандартных операций. На NUMMI  нет жесткого разграничения функциональных обязанностей. Менеджеры проводят много времени на производственных участках, стремясь максимально расширить обмен информацией с работниками. Таковы основные новшества, закрепившиеся на предприятии. Все остальное осталось “американским”. Производительность труда в NUMMI вдвое выше, чем в среднем на американских заводах “Дженерал моторз”.

    На  американском предприятии “Ниссан” попытки японцев ввести оплату труда на основе индивидуальных оценок вне связи с классификацией видов работ встретили серьезное сопротивление – как, впрочем, и на других автомобилестроительных заводах японских фирм в США. Тогда фирма значительно упростила саму классификацию, оставив для производственных рабочих всего четыре вида работы, в то время как в американских фирмах их насчитывалось до нескольких сотен. Расчет делался на максимальное расширение трактовки видов работы и пробуждение тем самым у сотрудника интереса к выполнению разнообразных производственных операций. Пока, однако, это не принесло положительных результатов. Скорее наоборот. Упрощение классификации резко сузило возможности перехода занятых на более высокооплачиваемую работу.

    Вместе  с тем принес плоды курс на поощрение  внутрифирменной кооперации. Введена  система регулярной передачи на рабочие  места телеинформации по всем основ- направлениям деятельности фирмы. Постоянно проводятся встречи президента с группой работников, формируемые по методу случайной выборки. Функционируют “кружки участия”, которые занимаются как качеством, так и многими другими вопросами совершенствования производства и управления. Они объединяют менеджеров, ИТР, производственных рабочих. Все работники отвечают за контроль над качеством продукции.

    С большими трудностями в применении японских подходов к управлению фирма  “Ниссан” столкнулась в Испании и Мексике. На мексиканском предприятии удалось более или менее наладить работу небольших кружков рационализации, которые создают сами рабочие. Часто, однако, работа в кружках оплачивается как сверхурочная, что нетипично для Японии. Вошли в практику единая для всех рабочая одежда, организуемые фирмой спортивные мероприятия. В Испании, помимо недавно созданных кружков рационализации, продвижения не видно.

    В Великобритании главным камнем преткновения для японцев явились утвердившиеся  среди менеджеров и рабочих подходы, выражаемые знаменитой английской фразой “It’s not my job”(Это не моя работа). Так обычно звучит ответ, когда работник считает, что ему предлагают выполнить функцию, не оговоренную условиями контракта.

    Выборочное  обследование японских промышленных предприятий  во Франции показало, что отсутствие работника на рабочем месте у  них встречается чаше, чем на предприятиях тех же фирм в Японии, но вдвое  реже, чем в среднем во французской  промышленности. Процент бракованных  изделий – примерно такой же низкий, как в Японии, показатели текучести  кадров близки к нулю. Достигнут прогресс в области внутрифирменного обучения работников с акцентом на выработку широкого круга разнообразных производственных навыков и групповую работу. Производительность труда составила в среднем 95% от уровня японских предприятий тех же фирм.

    Внедрение японской практики управления в странах  Востока сталкивается со сложностями  нового порядка, чем на Западе. Характерным  примером этому может служить  Сингапур. Здесь у японских компаний возник целый ряд проблем, прежде всего в отношениях с местными менеджерами и квалифицированными работниками. Одна из основных причин этого состоит в том, что здесь  фактически все ключевые сингапурские менеджеры и специалисты неудовлетворенны ни темпами, ни масштабами своего служебного продвижения. Отрицательную реакцию  встречает у них и система  роста зарплаты с выслугой лет. Принятые в Японии методы внутрифирменного обучения тоже не вызывает энтузиазма, поскольку  от сингапурцев требуется по сути все начинать с нуля, а это опять же замедляет служебное продвижение и развитие карьеры. Японские методы индивидуальной оценки работников здесь за частую воспринимают негативно из-за расплывчатости критериев (сингапурские работники, по оценкам экспертов, в большинстве своем стремятся, наоборот, к максимальной ясности критериев).

    Любопытно, что в списке 20 фирм, достигших  наилучших результатов в управлении “человеческим ресурсом”, которым  на основе опроса 600 управляющих из своей страны составил сингапурский институт менеджмента, не оказалось  ни одной японской компании (возглавили его ИБМ, “Сингапур эйрлайнз” и “Хьюлетт Паккард”).

    Сами  японцы объясняют возникшие проблемы недостатком опыта и профессиональной подготовки национальных кадров и трудностями  достижения взаимоотношений между  начальником и подчиненным.                   
 
 
 
 
 

Заключение. 

    Безусловно, что японское управление имеет яркий  национальный колорит. Однако он вполне может быть применен и в другой социально-экономической и социокультурной среде.

    Экономическая ситуация в Японии 50-х годов очень похожа на нашу. Япония смогла преодолеть экономический кризис, во многом благодаря уникальным принципам управления. Японский опыт управления может иметь огромную значимость для России, если, однако, учесть то, что принципы японского управления будут осуществляться на почве собственных национальных традиций. Конечно, не оспорим тот факт, что в эпоху “реального социализма” мы собственные национальные традиции бездумно разрушили. И сейчас нам придется востонавливать, определять какие здоровые начала и ценности России могут дать импульс к обновлению. С этим условием, на этой основе заимствование японского опыта управления вполне возможно, особенно с учетом его совместимости с нашим собственным в тех или иных элементах. Например, склонность к общности, коллективизму, сотрудничеству. Но и здесь нам придется скорректировать коллективизм, так как это удалось Японии: вырастить внутри общества Личность.

    В заключение хочется привести слова  директора центра Стерлинского университета по изучению Японии, которые более полно отвечают на вопрос о переносе японского опыта: “Японию нельзя воспринимать как модель, которую можно копировать. Ее следует использовать как зеркало, в котором необходимо рассматривать свои сильные и слабые стороны”. 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы. 

1. Вахрушев  В. Принципы японского управления. — М.,1992.

2. Фишер  Г. Еще  раз  о  причинах  “японского  экономического 

Информация о работе Истоки японского чуда