Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 12:25, контрольная работа
Источники право- юридические формы в которых закреплены нормы право.
Законы (конституция РФ, кодексы РФ, законы по отдельным вопросам)
-Законы обладают высшей юридической силой, т.е. никакой другой нормативный акт не может противоречить закону;
-Указы и распоряжения президента РФ;
Источники право- юридические формы в которых закреплены нормы право.
Законы (конституция РФ, кодексы РФ, законы по отдельным вопросам)
-Законы
обладают высшей юридической
силой, т.е. никакой другой
-Указы и распоряжения президента РФ;
-Постановление и распоряжение правительства РФ;
-Решение местных органов власти;
-Локальные
–корпоративные нормативные
Вся совокупность
нормативных актов страны называется законодательством.
Основные источники права:
Является | Не является |
Правовой обычай (САМЫЙ ПЕРВЫЙ ИСТОЧНИК ПРАВА) | Приказ министра |
Конституция субъекта федерации (республики) | Распоряжение губернатора |
Судебный прецедент, юридический прецедент | Программа политической партии |
Указ Президента (не всякий) | Протест прокурора |
Устав субъекта Федерации (автономные области, округа и города федерального значения) | Решение Всероссийского съезда судей |
Кодекс РФ об административных правонарушениях | Декларация о доходах |
Тексты законов | Учебные издания по правоведению |
Конституция (Нормативно-правовой акт, являющийся Фундаментальным юридическим документом, базой и ориентиром в Нормотворческой центральных государственных органов и судов) | Инструкция
министерства/приказ министра – Разовый
акт для внутреннего |
Нормативно-правовые
акты:
А) Федеральный закон «Об образовании» Б) Трудовой кодекс РФ; В) Указ Президента РФ «О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья» |
Популярные брошюры о праве |
Предметы в образовательных заведениях |
Реквизиты нормативно-правовых актов: номер; дата; название.
Нормативный акт:
-законы (конституционные и обычные)
Юридический прецедент (образцы поведения, действий в определенных ситуациях):
- судебные
-административные
Нормативный договор - (соглашения в которой хотя бы одна сторона является государством).
Обычаи (правовой) - (сложившиеся в обществе правила поведения, которые государство берет под свою защиту, придает им силу правовых норм).
Правовая доктрина - (так же используется во многих странах в качестве устранения "неких" пробелов в законодательстве). В англо-саксонских правовых семьях правовая доктрина наиболее актуальна.
Особое внимание необходимо обратить на такой феномен, как естественное право, которое некоторые ученые также относят к источникам конституционного права. Под естественным правом понимается присущее человеку состояние свободы и определенные неотъемлемые права.
Принцип права - реализация основ направления правового регулирования (одновременно являются естественным правом и так же могут выступать в качестве наиболее общими нормами).
Договоры порождают правовые отношения, которые исчезают после выполнения условий договора.
Правовые акты – это документы компетентных государственных органов, устанавливающие, изменяющие или прекращающие нормы права.
Государство может самостоятельно издать правовые нормы (например, в форме законов, принимаемых Федеральным Собранием РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ), либо санкционировать, придать юридическую силу нормам, созданным с или без его участия (например, нормы международных договоров, нормы, содержащиеся в актах органов местного самоуправления).
Правовые акты
являются формой существования норм
права
Виды и иерархия основных источников права в РФ:
|
|
|
|
Ø Постановления Правительства РФ |
|
|
|
|
Источники конституционного права – признаваемые национальной правовой системой юридические формы внешнего выражения (закрепления) конституционно-правовых норм.
Под системой
источников конституционного
права понимается их совокупность, характеризуемая
такими качествами, как взаимосвязь и
иерархия
1) Конституция Российской Федерации.
Конституция РФ является основным источником любой отрасли национального права, и в первую очередь конституционного.
2)Законы. В Российской федерации законы принимаются законодательными (представительными) органами государственной власти на федеральном и региональном уровне. К источникам конституционного права относятся законы, содержащие конституционно-правовые нормы. Законы являются самым распространенным источником конституционного права и обладают наибольшей, после Конституции РФ, юридической силой.
3)Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к их ведению, вправе в соответствии со ст. 102 и 103 Конституции РФ принимать постановления, большинство из которых носит правоприменительный характер, но некоторые могут иметь и нормативный характер. В законодательстве Российской Федерации содержатся такие акты, как декларации
4) Указы Президента РФ.
К источникам конституционного права относятся только нормативные указы Президента РФ.
5) Постановления Правительства РФ,
имеющие нормативный характер, также являются источниками конституционного права. Особенностью данных актов является то, что они издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Это означает, что Правительство РФ может принимать постановления только по вопросам, отнесенным к его компетенции в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской федерации», указами Президента РФ. нормативно-правовые акты.
6) Акты органов местного самоуправления.
Система местного самоуправления. согласно Конституции РФ, не входит в систему государственной власти. Поэтому акты органов местного самоуправления не являются в чистом виде нормативно-правовыми актами, а являются источниками конституционного права в смысле внешней формы выражения норм.
7) Конституционно-правовые договоры и соглашения.
Под конституционно-правовым договором (соглашением) понимается соглашение, заключаемое субъектами конституционного права:
8) Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры.
Качество источника конституционного права для общепризнанных принципов и норм международного права и норм международных договоров распадается, как и для актов органов местного самоуправления, на две части. Фактическим источником («вместилищем») данных норм являются международно-правовые акты. Источником же юридической силы для общепризнанных принципов и норм является «генеральная отсылка» ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации, а для международных договоров таковым источником являются акты их ратификации со стороны Российской Федерации.
9) Решения Конституционного Суда Российской Федерации,
признающие неконституционными
федеральные законы, нормативные
акты Президента РФ, палат Федерального
Собрания, Правительства РФ, конституции,
уставы, иные нормативные правовые
акты субъектов Федерации, являются
источниками конституционного права,
так как содержат специализированные
«нормы о нормах», в данном случае
- нормы, отменяющие действие других норм.
Что касается актов Конституционного
Суда, содержащих толкование Конституции
РФ, то их признание в качестве источника
права является спорным.
Источники
гражданского права – гражданское законодательство,
а также основанные на нем нормативные
акты федеральных органов государственной
власти, содержащие нормы гражданского
права.
Источники трудового права:
Важнейшим источником трудового права является Конституция Российской Федерации. Например, ч. 1 ст. 37 указывает, что труд свободен, и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
В трудовом
праве свобода труда
Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
Действие
во времени определяется моментами
вступления нормативного акта в силу
и утраты им юридической силы.
Нормативно-правовые акты могут вступать
в силу.
а) с момента принятия;
б) со времени, указанного в самом нормативном
акте или в специальном акте о введении
его в действие (таким
временем может быть
момент опубликования);
в) по истечении нормативно установленного
срока со дня их опубликования.
Утрата юридической силы происходит вследствие:
а) истечения срока, заранее установленного
в самом нормативном акте;
б) прямой официальной отмены действующего
нормативно-правового акта;
в) замены одного нормативно-правового
акта другим актом, устанавливающим новые
правила регулирования той же социальной
сферы.
По общему правилу закон обратной силы
не имеет, то есть он не распространяется
на правоотношения, возникшие до его вступления
в силу. На практике это означает, например,
что суд даже во время действия нового
закона будет решать дело в соответствии
с прежним законом, если имущественный
спор возник до вступления в силу нового
закона. В порядке исключения нормативно-правовой
акт обретает обратную силу:
а) если указание на это имеется в самом
акте;
б) если он устраняет или смягчает уголовную
и административную ответственность.
Также в порядке исключения может быть
применен еще один принцип действия нормативно-правового
акта во времени - "переживание закона",
когда закон, утративший юридическую силу,
по специальному указанию нового закона
может продолжать регулирование некоторых
вопросов.
Таким образом, нормальным, типичным принципом
действия закона во времени является принцип
немедленного действия, когда закон с
момента вступления его в силу действует
только "вперед": ревизии сложившихся
до него юридических прав и обязанностей
он не производит.
В пространстве нормативно-правовые акты
в зависимости от своего вида могут действовать
трояким образом:
а) распространяться на всю территорию
государства;
б) действовать лишь на какой-то точно
определенной части страны;
в) предназначаться для действия за пределами
государства, хотя в соответствии с принципами
государственного суверенитета общее
правило таково, что законы того или иного
государства действуют лишь на его территории.
При этом под государственной территорией
понимается часть земного шара (включающая
в себя сушу, недра, воздушное
и водное пространство), которая находится
под суверенитетом данного государства
и на которую государство распространяет
свою власть. Суверенитет государства
распространяется на территорию своих
посольств, военных кораблей, всех кораблей
в открытом море и других объектов, принадлежащих
государству и находящихся в открытом
море или космосе.
Порядок, в соответствии с которым законы
не распространяются на то или иное пространство
или лиц, называется экстерриториальностью.
Принцип экстерритори-альности означает,
что в пределах границ любого государства
в соответствии с нормами международного
права могут находиться участки территории
и лица, на которых не распространяется
юрисдикция данного государства.