Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:50, реферат
Проблема управления земельными ресурсами в Российской Федерации, с учетом проводимых социально-экономических реформ, является актуальной и острой. Основное внимание уделяется нормативно-правовому обеспечению и ведению государственного земельного кадастра. Данным направлениям посвящено много работ и исследований. Однако проблема управления земельными ресурсами в целом освещена довольно слабо, несмотря на актуальность и значимость данного направления государственного и муниципального управления.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Главная цель земельных преобразований и основные характеристики земельных ресурсов в Российской Федерации
1.1. Основные характеристики земельных ресурсов в Российской Федерации………………………………………………………………...5
1.2. Земля как особый объект управления……………………………..8
Глава 2. Особенности и виды прав на земельные участки
2.1. Установленные виды прав на земельные участки……………….11
2.2. Особенности не разграниченной государственной собственности……………………………………………………..14
Список использованной литературы…………………………………...18
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Главная
цель земельных преобразований и основные
характеристики земельных ресурсов в
Российской Федерации
1.1. Основные
характеристики земельных ресурсов в
Российской Федерации………………………………………………………
1.2. Земля как
особый объект управления……………………………..8
Глава 2. Особенности
и виды прав на земельные участки
Список использованной литературы…………………………………...18
Введение
Земельные
ресурсы - это не только территориально-
Проблема управления земельными ресурсами в Российской Федерации, с учетом проводимых социально-экономических реформ, является актуальной и острой. Основное внимание уделяется нормативно-правовому обеспечению и ведению государственного земельного кадастра. Данным направлениям посвящено много работ и исследований. Однако проблема управления земельными ресурсами в целом освещена довольно слабо, несмотря на актуальность и значимость данного направления государственного и муниципального управления. За более чем пятнадцать лет земельной реформы в стране работ, в которых бы раскрывались методологические, экономические и правовые основы управления земельными ресурсами – единицы. В особенности это актуально в отношении муниципального управления земельными ресурсами.
В первом разделе рассмотрена главная цель земельных преобразований и основные характеристики земельных ресурсов в Российской Федерации.
Во втором разделе анализируется земля как особый объект управления, рассмотрены методы и формы управления земельными ресурсами и их особенности.
Третий раздел посвящен установленным видам прав на земельные участки.
Четвертый
заключительный раздел раскрывает нам,
особенности не разграниченной государственной
собственности.
Глава 1.
Главная цель земельных
преобразований и
основные характеристики
земельных ресурсов
в Российской Федерации
Основные
характеристики земельных
ресурсов в Российской
Федерации
Главная
цель земельных преобразований в
Российской Федерации состоит в
обеспечении рационального
К основным характеристикам земельных ресурсов государства, помимо общей его площади, относятся плотность населения на единицу этой площади и ее освоенность, а также наличие природно-минеральных ресурсов.
В настоящий момент Россия является крупнейшим в мире обладателем земельных ресурсов. Земельный фонд Российской Федерации по состоянию на 1 января 2008 г. в административных границах Российской Федерации составлял 1709,8 млн. га. На ее территории обнаружены практически все природно-минеральные вещества планеты, а в зоне влияния находится около 45% пресной и около 20% морской воды. Следует отметить, что около 90% территории России находится в сейсмоустойчивых районах.
Классификация земельных ресурсов в России определяет следующие категории земель.
1.
Земли сельскохозяйственных
2.
Земли лесного фонда - территории,
покрытые лесной
3. Земли водного фонда - территории, занятые водоемами, ледниками, болотами (за исключением тундровой и лесотундровой зон), гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделяемые под полосы отвода водоемов, магистральных каналов и коллекторов.
4.
Земли, находящиеся в ведении
городских, поселковых и
5. Земли промышленности, транспорта и иного назначения - территории, предоставленные предприятиям, различным объединениям и организациям для осуществления возложенных на них специальных задач (промышленного производства, транспорта, связи и т. п.).
6.
Земли природоохранного
7.
Земли запаса - земли, не предоставляемые
юридическим и физическим
Таблица
1. Распределение земельного
фонда России по категориям
земель
Категория земель | млн га | % |
Земли
сельскохозяйственного |
440,1 | 25,7 |
Земли лесного фонда | 1059,8 | 62,0 |
Земли водного фонда | 27,8 | 1,6 |
Земли,
находящиеся в ведении и сельских администраций (земли населенных пунктов) |
18,6 | 1,1 |
Земли
промышленности, транспорта и иного
несельскохозяйственного |
17,4 | 1,0 |
Земли природоохранного назначения (особо охраняемых территорий) | 31,7 | 1,9 |
Земли запаса | 114,4 | 6,7 |
Всего земель (без учета внутренних вод и территориального моря) | 1709,8 | 100 |
Земля
как особый объект
управления
Земля как единый фонд является особым объектом управления, который используется самим государством и предоставляется другим лицам в порядке целевого использования с осуществлением при этом функций по внутренней организации земельных участков. Поэтому управление объективно становится не только функцией собственника, но и, наряду с земельным контролем, самостоятельным правомочием Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.
Всеми
гражданско-правовыми
Государство
(в лице Российской Федерации и
субъекта Российской Федерации) и муниципальные
образования в отношении
- властной структуры, устанавливающей нормы и правила взаимодействия хозяйствующих субъектов, обеспечивающей их выполнение и обременяющей всех собственников и хозяйствующих субъектов местными налогами, иными обязательными платежами и требованиями по содержанию земельных ресурсов;
- собственника, действующего на рынке. Хозяйственная деятельность ведется не только в интересах получения дохода и решения социально-экономических проблем, но и регулирования общего хозяйственного оборота.
Содержание права собственности меняется в зависимости от того, осуществляется ли оно властной структурой или на рыночной основе. Точнее, в зависимости, от того, какие отношения имеют доминирующее значение в обществе - властные или рыночные. Наиболее сложной является ситуация, когда в основе права собственности на землю лежит общенациональное начало, но осуществляется это право с использованием рыночного механизма. Именно в этой ситуации появились и получили объективную основу конструкции «оперативного управления», «хозяйственного ведения» и иные. В условиях рыночной экономики вполне естественным является монетарный подход к содержанию права собственности на землю. Есть все основания однозначно определять это содержание через классические правомочия собственника. Но при этом надо различать право собственности и его осуществление. Существуют условия, когда и при рыночной экономике элементы властных отношений могут сохраняться.
Государство и муниципальные образования по действующему российскому законодательству являются самостоятельными, особыми субъектами права, существующими наряду с юридическими и физическими лицами. К их гражданско-правовому статусу применяются нормы, определяющие участие в имущественном обороте юридических лиц, если иное прямо не вытекает из закона или из особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации). Участвуя в имущественных отношениях, государство должно соблюдать установленные им же правила, обусловленные природой регулируемых отношений. Осуществлять управление государственным имуществом в качестве собственника, реализовывать полномочия по распоряжению имуществом может субъект, наделенный соответствующими полномочиями. Муниципальное образование для участия в гражданском обороте может образовать (учредить) юридическое лицо, передав последнему часть своих полномочий.
Государство, субъекты федерации и муниципальные образования, действуя через свои органы (органы государственной власти или местного управления), выполняют своего рода «подготовительную работу», необходимую для организации эффективного использования земли. В качестве инструмента, реализующего такой механизм управления, может и должен использоваться гражданско-правовой подход к управлению землей, при котором набор и уровень норм и способов по управлению землей устанавливается в зависимости от целевого использования земельных участков.
Круг объектов земельных правоотношений в сфере государственной и муниципальной собственности определяется законодательством. Так, объекты земельных правоотношений федеральной собственности определены Указом Президента РФ «О федеральных природных ресурсах». К ним относятся земельные участки, предоставленные для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, осуществления других функций, отнесенных к ведению органов государственной власти; земельные участки, занятые объектами, находящимися в федеральной собственности, а также участки особо охраняемых природных территорий федерального значения.
К
объектам земельных правоотношений государственной
собственности субъектов Российской Федерации
относятся земли, находящиеся в пределах
их административно-
Соответственно
объектами муниципальной собственности
являются земли, находящиеся в границах
административных районов, населенных
пунктов, кроме земель, составляющих государственную,
частную, общую собственность.