Исследование государственных и муниципальных земельных ресурсов в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:50, реферат

Описание работы

Проблема управления земельными ресурсами в Российской Федерации, с учетом проводимых социально-экономических реформ, является актуальной и острой. Основное внимание уделяется нормативно-правовому обеспечению и ведению государственного земельного кадастра. Данным направлениям посвящено много работ и исследований. Однако проблема управления земельными ресурсами в целом освещена довольно слабо, несмотря на актуальность и значимость данного направления государственного и муниципального управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Главная цель земельных преобразований и основные характеристики земельных ресурсов в Российской Федерации

1.1. Основные характеристики земельных ресурсов в Российской Федерации………………………………………………………………...5

1.2. Земля как особый объект управления……………………………..8

Глава 2. Особенности и виды прав на земельные участки

2.1. Установленные виды прав на земельные участки……………….11

2.2. Особенности не разграниченной государственной собственности……………………………………………………..14

Список использованной литературы…………………………………...18

Работа содержит 1 файл

Исследование государственных и муниципальных земельных ресурсов в Российской Федерации.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 

     Введение…………………………………………………………………..3 

    Глава 1. Главная цель земельных преобразований и основные характеристики земельных ресурсов в Российской Федерации 

    1.1. Основные характеристики земельных ресурсов в Российской Федерации………………………………………………………………...5 

    1.2. Земля как особый объект управления……………………………..8 

    Глава 2. Особенности  и виды прав на земельные участки 

    1. Установленные виды прав на земельные участки……………….11
 
    1. Особенности не разграниченной государственной  собственности……………………………………………………..14
 

     Список использованной литературы…………………………………...18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

  Земельные ресурсы - это не только территориально-пространственно-природный базис исторического месторасположения этноса народа, но сложный социально-эколого-экономический объект управления.        Современное развитие мировой экономики показывает, что в современных условиях регулируемая рыночная экономика требует такого государственного управления земельными ресурсами, которое обеспечивает строгое соблюдение системы земельного и гражданского законодательства в сочетании с экономической самостоятельностью субъектов землепользования. Управление земельными ресурсами со стороны государства осуществляется исполнительными органами государственной власти на уровне Российской федерации и ее субъектов, законодательными органами в сфере нормотворчества, а также органами местного самоуправления.

  Проблема управления земельными ресурсами в Российской Федерации, с учетом проводимых социально-экономических реформ, является актуальной и острой. Основное внимание уделяется нормативно-правовому обеспечению и ведению государственного земельного кадастра. Данным направлениям посвящено много работ и исследований. Однако проблема управления земельными ресурсами в целом освещена довольно слабо, несмотря на актуальность и значимость данного направления государственного и муниципального управления. За более чем пятнадцать лет земельной реформы в стране работ, в которых бы раскрывались методологические, экономические и правовые основы управления земельными ресурсами – единицы. В особенности это актуально в отношении муниципального управления земельными ресурсами.

В первом разделе рассмотрена главная цель земельных преобразований и основные характеристики земельных ресурсов в Российской Федерации.

Во втором разделе анализируется земля как особый объект управления, рассмотрены методы и формы управления земельными ресурсами и их особенности.

Третий  раздел посвящен установленным видам прав на земельные участки.

Четвертый заключительный раздел раскрывает нам, особенности не разграниченной государственной собственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Главная цель земельных  преобразований и  основные характеристики земельных ресурсов в Российской Федерации 
 

Основные  характеристики земельных  ресурсов в Российской Федерации 

     Главная цель земельных преобразований в  Российской Федерации состоит в  обеспечении рационального использования  и охраны земель как важнейшего природного ресурса, создании правовых, экономических, организационно-технологических и  других условий для воспроизводства и повышения плодородия почвы, сохранения сельских, лесных и других земель, улучшения природной среды, развития сельских и городских поселений.

     К основным характеристикам земельных  ресурсов государства, помимо общей  его площади, относятся плотность населения на единицу этой площади и ее освоенность, а также наличие природно-минеральных ресурсов.

     В настоящий момент Россия является крупнейшим в мире обладателем земельных  ресурсов. Земельный фонд Российской Федерации по состоянию на 1 января 2008 г. в административных границах Российской Федерации составлял 1709,8 млн. га. На ее территории обнаружены практически все природно-минеральные вещества планеты, а в зоне влияния находится около 45% пресной и около 20% морской воды. Следует отметить, что около 90% территории России находится в сейсмоустойчивых районах.

     Классификация земельных ресурсов в России определяет следующие категории земель.

     1. Земли сельскохозяйственных предприятий,  организаций, а также граждан,  т. е. территории, используемые в первую очередь для нужд сельского хозяйства. В последние годы стали также выделять земли в составе фермерских хозяйств и т. п. Под особым вниманием находятся здесь сельскохозяйственные земли, которые включают в себя: пахотные угодья, огороды, сады, виноградники, плантации, луга, пастбища.

     2. Земли лесного фонда - территории, покрытые лесной растительностью  и не покрытые, но предназначенные  для ее восстановления.

     3. Земли водного фонда - территории, занятые водоемами, ледниками,  болотами (за исключением тундровой и лесотундровой зон), гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделяемые под полосы отвода водоемов, магистральных каналов и коллекторов.

     4. Земли, находящиеся в ведении  городских, поселковых и сельских  администраций, территории, находящиеся в пределах границы населенных пунктов, а также земля, переданная в ведение администрации.

     5. Земли промышленности, транспорта  и иного назначения - территории, предоставленные предприятиям, различным  объединениям и организациям для осуществления возложенных на них специальных задач (промышленного производства, транспорта, связи и т. п.).

     6. Земли природоохранного назначения - территории с особо охраняемыми природными объектами и комплексами, которые имеют природоохранное, научное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

     7. Земли запаса - земли, не предоставляемые  юридическим и физическим лицам  в собственность, владение, пользование  или аренду, а также земли, право  собственности, владения и пользования  которыми прекращено в соответствии с действующим законодательством. Использование земель запаса допускается только после перевода их в другую категорию или предоставления в аренду на срок до года (размер этих земель представлен в таблице см. табл. 1). 
 
 

Таблица 1. Распределение земельного фонда России по категориям земель 

Категория земель млн га %
Земли сельскохозяйственного назначения 440,1 25,7
Земли лесного фонда 1059,8 62,0
Земли водного фонда 27,8 1,6
Земли, находящиеся в ведении городских, поселковых  
и сельских администраций (земли населенных пунктов)
18,6 1,1
Земли промышленности, транспорта и иного  несельскохозяйственного назначения 17,4 1,0
Земли природоохранного назначения (особо  охраняемых территорий) 31,7 1,9
Земли запаса 114,4 6,7
Всего земель (без учета внутренних вод и территориального моря) 1709,8 100
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Земля как особый объект управления 

     Земля как единый фонд является особым объектом управления, который используется самим  государством и предоставляется  другим лицам в порядке целевого использования с осуществлением при этом функций по внутренней организации земельных участков. Поэтому управление объективно становится не только функцией собственника, но и, наряду с земельным контролем, самостоятельным правомочием Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.

     Всеми гражданско-правовыми правомочиями по владению, пользованию, распоряжению земельными ресурсами обладают правосубъектные элементы государственной системы. Государство же, как собственник и суверен осуществляет управление своими имущественными актами, выражающими верховенство государства.

     Государство (в лице Российской Федерации и  субъекта Российской Федерации) и муниципальные  образования в отношении земельных  ресурсов выступают в двух аспектах:

     - властной структуры, устанавливающей нормы и правила взаимодействия хозяйствующих субъектов, обеспечивающей их выполнение и обременяющей всех собственников и хозяйствующих субъектов местными налогами, иными обязательными платежами и требованиями по содержанию земельных ресурсов;

     - собственника, действующего на рынке. Хозяйственная деятельность ведется не только в интересах получения дохода и решения социально-экономических проблем, но и регулирования общего хозяйственного оборота.

     Содержание  права собственности меняется в зависимости от того, осуществляется ли оно властной структурой или на рыночной основе. Точнее, в зависимости, от того, какие отношения имеют доминирующее значение в обществе - властные или рыночные. Наиболее сложной является ситуация, когда в основе права собственности на землю лежит общенациональное начало, но осуществляется это право с использованием рыночного механизма. Именно в этой ситуации появились и получили объективную основу конструкции «оперативного управления», «хозяйственного ведения» и иные. В условиях рыночной экономики вполне естественным является монетарный подход к содержанию права собственности на землю. Есть все основания однозначно определять это содержание через классические правомочия собственника. Но при этом надо различать право собственности и его осуществление. Существуют условия, когда и при рыночной экономике элементы властных отношений могут сохраняться.

     Государство и муниципальные образования  по действующему российскому законодательству являются самостоятельными, особыми субъектами права, существующими наряду с юридическими и физическими лицами. К их гражданско-правовому статусу применяются нормы, определяющие участие в имущественном обороте юридических лиц, если иное прямо не вытекает из закона или из особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации). Участвуя в имущественных отношениях, государство должно соблюдать установленные им же правила, обусловленные природой регулируемых отношений. Осуществлять управление государственным имуществом в качестве собственника, реализовывать полномочия по распоряжению имуществом может субъект, наделенный соответствующими полномочиями. Муниципальное образование для участия в гражданском обороте может образовать (учредить) юридическое лицо, передав последнему часть своих полномочий.

     Государство, субъекты федерации и муниципальные  образования, действуя через свои органы (органы государственной власти или  местного управления), выполняют своего рода «подготовительную работу», необходимую  для организации эффективного использования земли. В качестве инструмента, реализующего такой механизм управления, может и должен использоваться гражданско-правовой подход к управлению землей, при котором набор и уровень норм и способов по управлению землей устанавливается в зависимости от целевого использования земельных участков.

     Круг объектов земельных правоотношений в сфере государственной и муниципальной собственности определяется законодательством. Так, объекты земельных правоотношений федеральной собственности определены Указом Президента РФ «О федеральных природных ресурсах». К ним относятся земельные участки, предоставленные для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, осуществления других функций, отнесенных к ведению органов государственной власти; земельные участки, занятые объектами, находящимися в федеральной собственности, а также участки особо охраняемых природных территорий федерального значения.

     К объектам земельных правоотношений государственной собственности субъектов Российской Федерации относятся земли, находящиеся в пределах их административно-территориальных границ, за исключением земель, составляющих федеральную, муниципальную, частную или иную форму собственности на землю.

     Соответственно объектами муниципальной собственности являются земли, находящиеся в границах административных районов, населенных пунктов, кроме земель, составляющих государственную, частную, общую собственность. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Исследование государственных и муниципальных земельных ресурсов в Российской Федерации