Использование социальных норм и нормативов в социальном прогнозировании

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Целью социального прогнозирования является подготовка научно обоснованных предложений о том, в каком направлений желательно развитие социального объекта. Если мы имеем дело с определенным социальным явлением, то целью научного прогноза будет не просто предвиденье его состояния в будущем, но и выработка мер, позволяющих в нужном направлении воздействовать на это явление. Следовательно, в ходе научного прогнозирования решаются две главные задачи:
• определяется и мотивируется цель вероятного развития объекта;
• определяются средства и способы достижения этой цели.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы социального нормирования
1.1. Определение понятий «социальная норма» и «социальный норматив». Роль нормирования в социальном прогнозировании…………………………………………………………………5
1.2. Особенности применения поискового и нормативного подходов в социальном прогнозировании………………………………………………….10
1.3. Система социальных норм и нормативов в РФ………………………17
2. Анализ основных показателей социального нормирования в системе социальных прогнозов
2.1. Методика расчета прогнозных показателей с использованием нормативного метода социального прогнозирования……………………….20
2.2. Анализ влияния социальных норм и нормативов на развитие объекта социального прогнозирования в перспективе………………………………...25
3. Основные направления совершенствования системы социальных норм и нормативов в РФ……………………………………………………………...33
Заключение…………………………………………………………………..35
Литература…………………………………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 281.50 Кб (Скачать)

   Временные государственные минимальные социальные стандарты применяются при формировании областного бюджета и бюджетов муниципальных  образований на соответствующий  год. В зависимости от доходов  бюджета области, принятых на очередной финансовый год, к финансовым нормативам областным законом о бюджете вводятся уточняющие коэффициенты.

   Финансовые  нормативы для расчета минимально необходимых расходов областного бюджета  и бюджетов муниципальных образований  индексируются в соответствии с прогнозируемыми темпами инфляции и нормативными актами РФ.

   Минимальный набор продуктов питания, непродовольственных  товаров и услуг, необходимых  для сохранения здоровья человека и  обеспечения его жизнедеятельности, составляет потребительскую корзину. Стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы составляют прожиточный минимум.

   Прожиточный минимум в целом по РФ используется в следующих целях: для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; для формирования федерального бюджета.  

   Потребительская корзина для основных социально-демографических  групп населения в целом по России и в субъектах РФ определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

   Величина  прожиточного минимума на душу населения  и по основным социально-демографическим  группам населения в целом  по России в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

   Прожиточный минимум, определяемый в целом по России, является основой для установления минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.

   Минимальный размер оплаты труда и минимальный  размер пенсии по старости должны поэтапно повышаться до величины прожиточного минимума.

   Семья, среднедушевой доход которой  ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем  субъекте РФ, считается малоимущей и имеет право на получение  государственной социальной помощи. 
 
 
 

   2. Анализ основных  показателей социального  нормирования в  системе социальных  прогнозов

 2.1. Методика расчета  прогнозных показателей  с использованием  нормативного метода  социального прогнозирования

   Из  нескольких десятков методов прогнозирования на практике используется сравнительно немного, большинство же остается «номинально существующими» или применяется в отдельных случаях. В научно-техническом прогнозировании набор методов достаточно широк, в экономическом – уже, в социальном – очень невелик: элементарные трендовые (экстраполяционные) модели, сценарии и несколько методов очного и заочного опроса экспертов. В частности, в нормативном прогнозировании трендовые модели играют чисто вспомогательную роль, в основном используются сценарии и опросы экспертов.

   Кроме того, как показывает опыт, довольно результативные методики социального прогнозирования можно конструировать, используя в различных сочетаниях методы научно-технического и экономического прогнозирования: контекстуальное картографирование, морфологический подход, историческую аналогию, а также матричное, операционное, сетевое, игровое, имитационное и другие виды моделирования.

   Имеется ряд перспективных методов. Например, одним из эффективных методов  разработки нормативных социальных прогнозов может стать модифицированный соответствующим образом метод опережающих (продвинутых) групп, используемый в психологии и социологии. Далее, на основе существующей в математике теории пределов можно разработать «прогностическую теорию пределов» с максимально высоким уровнем ее математизации. На основе теории можно было бы увеличить эффективность определения путей достижения нормативных, оптимальных и идеальных ситуаций. Возможна также модификация специально для нужд прогнозирования балансового метода, успешно используемого в планировании.

   Рассмотрим  подробнее последовательность операций нормативного прогноза:

   1. Определение абсолютного оптимума  с условным абстрагированием  от ограничения прогнозного фона (что именно хотелось бы иметь,  каким именно хотелось бы видеть объект исследования, если бы налицо было предельно мыслимое развитие науки и техники, изобилие ресурсов и средств, максимально высокая культура населения и т.д.). Цель – создать ориентир для последующей нормативной разработки, без чего она может отклониться в сторону по тем или иным непринципиальным причинам. Средства – широкий аппарат моделирования («дерево целей», формализованные сценарии, матрицы, графы и другие модели).

   2. В сложных случаях операции  определения абсолютного оптимума должна предшествовать особо выделяемая операция выявления критериев оптимума по всем семи разделам прогнозного фона с учетом особенностей предмета исследования (в простых случаях критерии очевидны по степени соответствия основополагающему критерию). Этот весьма ответственный и трудоемкий этап работы в указанных случаях обязателен, так как без него оптимум можно получить односторонним, произвольным, неадекватным предмету исследования.

   3. Определение относительного оптимума  с учетом ограничений прогнозного срока путем углубленной нормативной разработки данных исходной модели и абсолютного оптимума методами моделирования.

   4. Обсуждение обеих или хотя  бы последней нормативной модели.

   5. Обсуждение и параллельный опрос  населения с целью проверки степени объективности экспертных оценок. Опыт показывает, что обычный респондент (не эксперт) затрудняется отвечать на проективные вопросы чисто поискового характера и дает заведомо презентистские ответы на аналогичные вопросы чисто нормативного характера. Но он способен очень существенно дополнить экспертные оценки, если речь идет о хорошо знакомых ему по опыту вещах и если в вопросах поисковый подход хорошо сочетается с нормативным, удачно подчиняется ему.

   6. Доработка нормативных моделей  прогноза на основе предыдущих обсуждений и сведение их в единую систему. Качество полученных результатов всецело зависит от основательности критериев оптимума, учета данных прогнозного фона и проведения опросов.

   Верификация прогноза есть определение степени  его достоверности, точности и обоснованности. Абсолютная верификация прогноза, т.е. установление степени его соответствия действительному состоянию объекта в прогнозируемом будущем, практически возможна лишь к завершению периода упреждения. Это особая задача, которая выходит за рамки собственно прогнозирования. Но уже на заключительных стадиях разработки прогноза возможна и желательна относительная (предварительная) верификация – определение степени соответствия прогноза требованиям современной науки, его достоверности – вероятности осуществления, предсказанного для заданного доверительного интервала точности, обоснованности (в смысле соответствия теории и практики). Опыт показывает, что верифицированные таким образом прогнозы не только имеют очень высокую степень оправдываемости (до 95–96% значений наиболее вероятного тренда), но, главное, служат надежной ориентирующей информацией для управления, дают значительный экономический и политический эффект в смысле оптимизации принятия решений и тем самым полностью оправдывают затраты сил и средств на их разработку.

   Таким образом, процедура верификации  желательна и обязательна. В сравнительно простых случаях роль этой процедуры фактически играют экспертные опросы. В более сложных случаях требуется специальная процедура по одному из восьми видов верификации, многократно описанных в литературе:

   1) разработка прогноза методом,  отличным от первоначально использованного;

   2) сопоставление прогноза с другими,  полученными из иных источников информации;

   3) проверка адекватного прогноза  на ретроспективном периоде;

   4) аналитическое или логическое  выведение параллельного прогноза из заранее полученных прогнозов;

   5) дополнительный опрос экспертов;

   6) опровержение критических замечаний оппонентов;

   7) выявление и учет источников  возможных ошибок;

   8) сравнение с мнением, признанным  наиболее компетентным.

   Социальный  прогноз – не самоцель, а информация для принимающих целевые, плановые, программные, проектные, организационно-управленческие решения. Поэтому работа над прогнозом не может считаться завершенной без выработки рекомендаций на основе сопоставления данных и нормативов. Методологически недопустимо передоверять последнюю процедуру самому заказчику прогноза, т.к. возникает соблазн подогнать прогнозные данные под ведомственные интересы заказчика, а тем самым обесценивается вся проделанная ранее работа. Рекомендации должны иметь возможно более объективное содержание, независимо от интересов заказчика (только в этом их значение и смысл). Поэтому их разработка – обязанность независимых от заказчика прогнозистов.

   Последовательность  операций:

   1. Составление предварительных рекомендаций  силами исследовательской группы.

   2. Обсуждение составленных рекомендаций  очным (или в сложных случаях заочным) опросом экспертов.

   3. Составление так называемого  поствероятностного сценария эвентуального состояния объекта исследования в случае реализации предложенных рекомендаций с обязательным указанием не только позитивных, но и возможных негативных последствий такой реализации. В сложных случаях проводится дополнительный опрос экспертов по содержанию представленного сценария, в более простых он совмещается с обсуждением.

   4. Написание предварительного отчета  об исследовании в целом (некоторые разделы могут быть подготовлены по ходу предыдущих процедур).

   При этом обязательна развернутая интерпретация  обеих прогнозных моделей и приложение документов по всем предыдущим процедурам.

   5. Обсуждение представленного отчета  очным (или в сложных случаях заочным) опросом экспертов.

   6. Доработка отчета на основе  обсуждения и сдача отчета  заказчику.

   Примечание.  Круг экспертов по ходу всех обсуждений должен быть по возможности стабильным, т.к. от обсуждения к обсуждению проходит «самообучение» экспертов, что повышает качество экспертизы. Опыт показывает, что без этого при прогнозировании даже самые компетентные и конструктивно мыслящие эксперты не в состоянии сразу давать прогнозные оценки должной степени адекватности.

 2.2. Анализ влияния  социальных норм и нормативов на развитие объекта социального прогнозирования в перспективе

   Социальные  нормы и нормативы являются критериями эффективного распределения ресурсов потребления, социальными гарантиями в области доходов, цен, потребления. Они должны представлять собой научно обоснованные общественные ориентиры, являться эталонами, к достижению которых необходимо стремиться при решении проблем социально-экономического развития. Главным обобщающим социальным нормативом является минимальный потребительский бюджет (МПБ). Минимальный потребительский бюджет представляет собой баланс доходов и расходов, используемых для удовлетворения потребностей человека в продуктах питания на уровне минимальных физиологических норм, основных непродовольственных товаров и услуг. МПБ рассчитывается на одного человека для различных социально-демографических групп населения. Формируется МПБ на основе потребительской корзины. МПБ должен служить основой для определения минимальной заработной платы, пенсий, пособий, стипендий. Исходя из МПБ, устанавливается бюджет прожиточного минимума (минимальный уровень потребления материальных благ и услуг, обеспечивающих жизнедеятельность человека и сохранение его здоровья). Прожиточный минимум определяет черту бедности, ниже которой не обеспечивается простое воспроизводство населения. На практике применяются два метода разработки МПБ - статистический и нормативный. Статистический метод используется при определении потребительских расходов населения на основе данных обследования бюджетов семей. Обычно он применяется при расчете расходов на непродовольственные товары и услуги. Нормативный - применяется при определении потребностей на продовольственные товары. При прогнозировании МПБ используется нормативная потребительская корзина. Наборы продуктов, включаемых в потребительскую корзину, по мере изменения условий жизни и развития экономики систематически должны пересматриваться. Важным социальным нормативом является минимальная заработная плата (МЗП). Экономический смысл минимальной заработной платы заключается в ее определении как нижней границы цены рабочей силы. Система социальных норм включает также рекомендуемые нормы потребления важнейших продуктов питания на 1 чел., нормы жилой площади и др. Они используются при разработке стратегии социально-экономического развития страны, формировании механизма государственного регулирования экономики и установлении параметров государственных регуляторов.

Информация о работе Использование социальных норм и нормативов в социальном прогнозировании