Использование макроэкономических показателей для оценки уровня развития национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:48, реферат

Описание работы

Показатели, характеризующие состояние экономики страны получили название макроэкономические показатели. Макроэкономические показатели имеют большое значение, так как позволяют оценить общее состояние экономики страны, измерить объем производства в конкретный период времени, раскрыть факторы, непосредственно определяющие функционирование экономики, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Цель этой работы – проанализировать макроэкономические показатели и их роль в оценке уровня развития национальной экономики страны.

Содержание

Введение
1.Макроэкономические показатели результативности экономики
2.Анализ динамики результативных показателей национальной экономики Республики Беларусь
3.Проблемы и перспективы повышения результативности экономики Республики Беларусь
Заключение
Список литературы
Краткое содержание работы
Цифровой материал

Работа содержит 1 файл

Нац экономика новые данные.docx

— 161.61 Кб (Скачать)

Мировые процессы будут определяться прежде всего  дальнейшей глобализацией, превращением экономик отдельных стран в элементы единого мирового хозяйства с постепенным переходом к постиндустриальному информационному обществу, новой экономике, основанной на знаниях.

Согласно  прогнозу международных организаций  ожидается ускорение глобального  экономического развития: прогнозируется прирост мирового ВВП с 2,7 процента в 1986 – 2000 годах до 3,7 процента в 2001 – 2015 годах. Производство ВВП на душу населения в среднем возрастет  с 6,8 тыс. долларов США в 2000 году по паритету покупательной способности до 10 тыс. долларов США в 2015 году, в том  числе в западноевропейских странах  – с 21,5 до 31,1 тыс. долларов, в США  – с 31 до 43,8, в развивающихся странах  – с 3,4 до 5,7, в постсоциалистических странах – с 7,8 до 15.

Для того чтобы  идти в ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные  конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое  положение; развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых; относительно развитый научно-технический  потенциал; достаточно мощную строительную базу; высокий образовательный уровень  населения и сложившуюся систему  подготовки квалифицированных кадров; многовекторные внешнеэкономические связи.

Подводя итог, хочется отметить, что  анализ социально-экономической ситуации в стране показывает, что, несмотря на складывающиеся положительные тенденции, на работу экономики продолжает оказывать влияние ряд нерешенных проблем. Основными из них являются:

  1. наличие организаций реального сектора экономики, имеющих неудовлетворительные результаты финансово-хозяйственной деятельности;
  2. относительно высокая материало- и энергоемкость производства, зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы;
  3. слабая инновационная активность;
  4. дифференциация оплаты труда по комплексам, отраслям и сферам экономики;
  5. недостаточно высокий уровень пенсий, стипендий и других социальных выплат.

Учитывая, что в реальном секторе  экономики в основном исчерпаны  возможности наращивания производства за счет экстенсивных факторов, в будущем  необходимо обеспечить модернизацию экономики  путем внедрения современных  ресурсо- и энергосберегающих технологий, максимального использования интеллектуального  ресурса страны на основе всестороннего  гармоничного развития человека.

Для улучшения социально-экономической  ситуации в Республике Беларусь необходимо обеспечить:

  1. рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;
  2. работу органов государственного управления в интересах человека с целью удовлетворения его потребностей;
  3. благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального  и физического совершенствования человека;
  4. опережающее развитие сферы услуг, и прежде всего образования, здравоохранения, культуры – основы совершенствования человеческого капитала;
  5. внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;
  6. осуществление мер по улучшению демографической ситуации в стране;
  7. повышение эффективности агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села;
  8. инновационную направленность развития экономики, более действенный механизм стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производств;
  9. расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС;
  10. национальную безопасность страны.

Для реализации поставленных задач  главные усилия потребуется сконцентрировать на следующих приоритетных направлениях:

  1. всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения;
  2. инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережение;
  3. наращивание экспортного потенциала страны;
  4. развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села;
  5. развитие малых и средних городов;
  6. жилищное строительство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

По окончании  рассмотрения основных макроэкономических показателей экономики можно  сказать, что они являются отображением экономической ситуации в стране. Ключевыми макроэкономическими  показателями являются валовой внутренний продукт (ВВП) и национальный доход (НД). Кроме того, для анализа макроэкономической ситуации используются показатели темпа  инфляции, уровня занятости, безработицы, валютный курс и др. В ежегодный  Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь включается 16 важнейших параметров: ВВП, продукция  промышленности, продукция сельского  хозяйства,  инвестиции в основной капитал, производство потребительских  товаров, в том числе продовольственных  и непродовольственных, объём внешней  торговли, в том числе экспорт  и импорт, реальные денежные доходы населения,  розничный товарооборот, платные услуги населению,  уровень  рентабельности реализованной продукции  промышленности, энергоёмкость валового внутреннего продукта, ввод в эксплуатацию жилья за счёт всех источников финансирования.

Основные макропоказатели  рассчитываются в системе  национальных счетов (СНС), или национального счетоводства (СНС применяется сегодня более  чем в 150 странах мира  с рыночной экономикой).

Во всех странах  макроэкономическим показателям уделяется  большое внимание, так как только на их основе можно делать выводы о благосостоянии страны в целом. Исходя из макропоказателей необходимо строить новую экономическую стратегию, решать сложившиеся проблемы и т.д.

Перед Республикой Беларусь в настоящее время стала необходимость в увеличении темпов экономического роста в связи с отсталостью национальной экономики. Поиск путей его достижения является одним из приоритетных проблем для страны. Именно детальное изучение макроэкономических показателей  - выход из ситуации.

Из анализа динамики результативных показателей, проведенного во 2 главе видно, что на сегодняшний день наше государство стало на путь стабильного развития, пусть и не слишком быстрого, следовательно, Беларусь постепенно преодолевает намеченные цели и выполняет некоторые из поставленных перед ней задач.

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Базылев, Н.И., Базылева, М.Н. Экономическая теория: учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – Мн.: Книжный Дом, 2004. – 608 с.
  2. Макроэкономика: Учебное пособие/ Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; Под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2002. – 244 с. – (Экономическое образование).
  3. Монография: Проблемы макроэкономического регулирования / А.И. Лученок, О.Л. Шулейко, О.И. Румянцева, М.В. Маркусенко и др. /Мн.: Право и экономика. 2005. Электронная версия. – 178 с.
  4. Национальный статистический комитет Республики Беларусь– www.belstat.gov.by.
  5. Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь www.president.gov.by
  6. Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-феврале 2012 г.: стат. доклад. // Мин-во статистики и анализа Республики Беларусь: www.belstat.gov.by.
  7. Статистический Ежегодник Республики Беларусь, 2011
  8. Чубрик А. 10 лет роста ВВП/ Мн.: Право и экономика. 2005. Электронная версия – 21 с.
  9. Шимов В.Н. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления. – Мн.: БГЭУ, 2005 г. – 844 с.
  10. www.prime-tass.by.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Краткое содержание работы

 

    Уровень экономики Республики Беларусь, как и любой другой страны, характеризуют макроэкономические показатели. Ключевыми макроэкономическими показателями являются валовой внутренний продукт (ВВП) и национальный доход (НД). Кроме того, для анализа макроэкономической ситуации используются показатели темпа инфляции, уровня занятости, безработицы, валютный курс и др.

          Основные макропоказатели  рассчитываются в системе  национальных счетов (СНС), или национального счетоводства.

Современная статистическая система Беларуси отражает ключевые явления и процессы, происходящие в экономической и социальной жизни страны, содержит информацию о населении, его занятости, уровне жизни,  данные о национальном богатстве, национальных счетах, финансах, ценах  и тарифах, инвестиционной деятельности,  о положении в основных отраслях экономики: промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и др.

Для того чтобы  определить состояние национальной экономики, необходимо получить представление  и проанализировать систему показателей, характеризующих макроуровень экономики. Более того, необходимо рассмотреть  эти показатели в динамике, определив  основную тенденцию экономики в  текущем периоде.

Для сравнительного анализа экономического развития и  уровня жизни различных стран, координации  их экономической и валютной политики, принятия решений по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, по вопросам политического характера  проводятся международные сопоставления  ВВП.

На основе ВВП рассчитываются показатели национальных счетов, широко используемые в экономической  теории и статистике. Система национальных счетов связывает воедино важнейшие  экономические показатели – объем  выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы общества. Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНД) на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования.

Использование СНС необходимо для проведения эффективной  макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для  международных сопоставлений национального  дохода.

Анализ эффективности функционирования национальной экономики Республики Беларусь показывает, что решение  стоящих перед страной социально-экономических  задач в значительной степени  тормозится недостаточной отработанностью  механизма макроэкономического  регулирования хозяйственной деятельности. Во многом это обусловлено отсутствием  должной методологической разработки, прежде всего проблем денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики применительно к условиям Республики Беларусь.

Некритический перенос в белорусскую  действительность постулатов классических либеральных теорий, ориентированных  на экономически рациональное поведение  субъектов хозяйствования и недооценивающих  роль государства в управлении хозяйственными процессами, в определенной степени  тормозит развитие национальной экономики, в рамках сложившихся институциональных  ограничений вынуждая руководителей  принимать решения без должного научно-методологического обоснования. В результате страна испытывает серьезный  недостаток капитальных вложений, невысок  уровень конкурентоспособности  белорусских товаров, чрезмерен  уровень налоговой нагрузки на предприятия. Кроме того, темпы роста рублевой денежной массы опережают прогнозные показатели Национального банка  Республики Беларусь, действия государственных  органов управления в макроэкономической сфере часто вступают в противоречие с интересами субъектов хозяйствования и поэтому оказываются недостаточно эффективными. Наличие указанных  проблем создает трудности в  обеспечении устойчивого экономического развития страны. Таким образом, эффективная  реализация долгосрочных целей экономического развития Республики Беларусь не может  быть обеспечена без методологически  обоснованной политики макроэкономического  регулирования, которая бы отражала специфику белорусской модели хозяйствования.

Для того чтобы  идти в ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные  конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое  положение; развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых; относительно развитый научно-технический  потенциал; достаточно мощную строительную базу; высокий образовательный уровень  населения и сложившуюся систему  подготовки квалифицированных кадров; многовекторные внешнеэкономические связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Цифровой материал

 

Показатель

2008

2009

2010

2011

ВВП в постоянных ценах 2005 г., млрд. руб.

85730,8

85871,0

92397,2

98683,6

Темп прироста ВВП в сопоставимых ценах, %

10,2

0,2

7,6

6,8

ВВП в текущих ценах, млрд. руб.

129790,8

137442,2

162963,6

200927,7

ВВП в текущих ценах, млрд. долл.

60,752

49,209

54,713

66,559

Дефлятор ВВП в % к 2005 г.

151,4

160,1

176,4

203,6

Среднедушевой ВВП в текущих ценах, долл.

6399,7

5190,8

5800,4

7091,7

ВВП по паритету покупательной способности (ППС), млрд. долл.

119,488

120,781

131,201

141,662

Среднедушевой ВВП по ППС, долл.

12587,0

12740,6

13909,3

15093,9

Доля ВВП Беларуси по ППС в мировом  ВВП, %

0,171

0,172

0,177

0,180

Курс белорусского рубля к доллару  США по ППС, руб. за 1 долл.

1086,2

1138,0

1242,1

1418,4

Среднегодовая инфляция, %

14,8

13,0

7,7

12,9

Инфляция, декабрь к декабрю, %

13,3

10,1

9,9

13,0

Темп прироста физического объема импорта товаров и услуг, %

14,1

-13,2

8,6

10,6

Темп прироста физического объема импорта товаров, %

14,3

-12,6

7,7

10,5

Темп прироста физического объема экспорта товаров и услуг, %

2,9

-13,2

5,7

13,3

Темп прироста физического объема экспорта товаров, %

1,5

-11,5

2,5

14,4

Импорт нефти, млрд. долл.

11,019

8,386

7,661

10,587

Экспорт нефтепродуктов, млрд. долл.

11,866

7,844

6,933

12,140

Уровень безработицы, %

0,8

0,9

0,7

0,7

Численность населения, млн. чел.

9,493

9,480

9,433

9,385

Общие доходы правительства2, млрд. руб.

65663,4

62749,2

68348,4

80956,1

Общие доходы правительства в % к ВВП

50,6

45,7

41,9

40,3

Общие расходы правительства, млрд. руб.

61309,0

63329,1

71352,9

84304,6

Общие расходы правительства в % к  ВВП

47,2

46,1

43,8

42,0

Чистое кредитование/заимствование  правительства, млрд. руб.

4354,3

-579,9

-3004,4

-3348,4

Чистое кредитование/заимствование  правительства в % к ВВП

3,4

-0,4

-1,8

-1,7

Чистый долг правительства, млрд. руб.

14889,2

27550,5

36580,6

50841,0

Чистый долг правительства в % к  ВВП

11,5

20,0

22,4

25,3

Валовой долг правительства, млрд. руб.

14889,2

27550,5

36580,6

50841,0

Валовой долг правительства в % к ВВП

11,5

20,0

22,4

25,3

Сальдо счета текущих операций платежного баланса, млрд. долл.

-5,230

-6,389

-8,493

-10,440

Сальдо счета текущих операций платежного баланса в % к ВВП 

-8,6

-13,0

-15,5

-15,7

Информация о работе Использование макроэкономических показателей для оценки уровня развития национальной экономики