Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:48, реферат
Показатели, характеризующие состояние экономики страны получили название макроэкономические показатели. Макроэкономические показатели имеют большое значение, так как позволяют оценить общее состояние экономики страны, измерить объем производства в конкретный период времени, раскрыть факторы, непосредственно определяющие функционирование экономики, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Цель этой работы – проанализировать макроэкономические показатели и их роль в оценке уровня развития национальной экономики страны.
Введение
1.Макроэкономические показатели результативности экономики
2.Анализ динамики результативных показателей национальной экономики Республики Беларусь
3.Проблемы и перспективы повышения результативности экономики Республики Беларусь
Заключение
Список литературы
Краткое содержание работы
Цифровой материал
Источник: Статистический Ежегодник Республики Беларусь, 2005-2011
Проанализировав данную таблицу можно сделать вывод, что за последние 6 лет темпы роста ВВП почти не менялись. В 2011 году по отношения к 2005 году ВВП уменьшился примерно на 0,3 процента. Так же можно ещё сказать, что по данным Министерства статистики и анализа, объем валового внутреннего продукта за 2011 год составил в текущих ценах 200927,7 млрд.руб., что в реальном выражении на 23,3% больше, чем в 2010 году. Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2015 год предусмотрен рост ВВП на 10-12%.
В целом объем ВВП Беларуси, рассчитанный по ППС, в 2007 г впервые превысил психологически значимую отметку в 100 млрд долларов и составил 110,6 млрд долларов. Об этом свидетельствуют окончательные данные глобального доклада Всемирного банка «International Comparison Program (Final Results)», подготовленного в феврале для 146 стран мира.
Глобальное исследование впервые проводилось экспертами сразу трех авторитетных мировых институтов – Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития и Евростата, а также их региональных партнеров. Принципиальное достоинство сравнительного исследования Всемирного банка состоит в его методологии: все показатели рассчитывались с учетом паритета покупательской способности.
Паритет покупательной
способности, в отличие от конвертации
курсов национальных валют, которая
использовалась в аналогичных исследованиях
в конце 80-х – начале 90-х годов,
учитывает разницу цен в
По расчетам специалистов Всемирного банка, объем среднедушевого ВВП Беларуси, рассчитанный по паритету покупательной способности, в 2011г составил 15,094 тысяч долларов.
Cогласно расчетам специалистов Всемирного банка, в 2011 г объем ВВП Беларуси, рассчитанный по паритету покупательной способности, составил 141,662 млрд долларов , в то время как в текущих ценах объем ВВП равнялся всего 66,559 млрд долларов.
Таким образом, удельный вес Беларуси в мировой экономике, исходя из паритета покупательной способности, в 2011 г составил 0,15 %, что соответствует удельному весу численности населения страны в общей численности населения мира – 0,16 %.
Характеризуя современную ситуацию, необходимо отметить следующее: объем валового внутреннего продукта в 2011 г. составил в текущих ценах 200927,7 млрд. рублей и повысился по сравнению с 2010 г. в сопоставимых ценах на 6,8%. Прогнозом на 2012 год в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от от 23.12.2011 №590 предусмотрен его рост на 10-12%. Удельный вес в ВВП добавленной стоимости обрабатывающей промышленности в 2011 г. составил 29,7%; торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования – 12,6%; строительства – 8,3%; транспорта и связи – 7,7%; сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства – 3,6%; производства и распределения электроэнергии, газа и воды – 3,3%; гостиниц и ресторанов – 1,6% и горнодобывающей промышленности – 0,7%. Доля чистых налогов на продукты (т.е. за минусом субсидий) в структуре ВВП Беларуси составила 12,8%.
Динамика производства валового внутреннего продукта характеризуется следующими данными:
Таблица 2. Динамика производства ВВП в 2011-2012 гг.
В текущих ценах, млрд.руб. |
В сопоставимых ценах, в % к соответствующему периоду предыдущего года | |
2011 г. Январь I квартал II квартал III квартал IV квартал 2012 г. Январь |
12 847,9 42 259,0 58 271,1 78 704,0 95 048,0
34 327,4 |
109,9 110,9 111,4 101,9 100,0
103,6 |
Источник: Социально-экономическое положение Республики Беларусь в 2012 г.: стат. доклад
Что касается
общей социально-экономической
Таблица 3. Основные социально-экономические показатели Республики Беларусь (за январь-февраль 2012 г.)
Январь- февраль 2012 г. |
Февраль 2012 г. |
Январь- февраль 2012 г. в % к январю- февралю 2011 г. |
Февраль 2012 г. в % к |
Справочно январь- февраль 2011 г. в % к январю- февралю 2010 г. | ||||
февралю 2011 г. |
январю 2012 г. | |||||||
Валовой внутренний продукт, млрд. руб. |
68 206,2 |
х |
103,0 |
х |
х |
110,1 | ||
Продукция промышленности, млрд. руб. |
97 981,4 |
49 510,4 |
106,3 |
106,0 |
105,5 |
111,1 | ||
Удельный вес отгруженной |
19,2 |
х |
х |
х |
х |
11,3 | ||
Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, млрд. руб. |
8 821,9 |
4 377,8 |
106,7 |
х |
х |
105,6 | ||
в организациях, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность |
8 238,0 |
4 190,8 |
108,2 |
х |
х |
107,2 | ||
Производство продукции |
|
|
|
|
|
|||
реализация скота и птицы на убой (в живом весе) |
217,2 |
107,6 |
105,5 |
107,6 |
98,2 |
106,0 | ||
производство молока |
935,4 |
458,5 |
109,4 |
109,8 |
96,1 |
105,5 | ||
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
12 972,4 |
6 872,9 |
86,7 |
84,7 |
110,3 |
131,6 | ||
строительно-монтажные работы (включая работы по монтажу оборудования) |
6 298,2 |
3 308,2 |
84,5 |
79,4 |
110,8 |
127,1 | ||
затраты на приобретение машин, оборудования, транспортных средств |
5 566,0 |
2 914,4 |
87,7 |
89,8 |
104,0 |
156,1 | ||
Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, тыс. кв. м общей площади |
729,1 |
352,2 |
166,7 |
138,1 |
93,4 |
78,7 | ||
Перевезено грузов транспортом (без трубопроводного), млн. т |
44,8 |
22,2 |
96,0 |
93,9 |
97,7 |
120,4 | ||
Грузооборот транспорта (без трубопроводного), млн. т.км |
9 917,1 |
4 982,8 |
103,2 |
101,2 |
101,0 |
114,1 | ||
Розничный товарооборот, млрд. руб. |
25 781,0 |
13 061,7 |
105,4 |
107,3 |
101,5 |
121,5 | ||
розничный товарооборот торговли через все каналы реализации |
24 428,8 |
12 379,6 |
105,6 |
107,5 |
101,6 |
122,0 | ||
розничный товарооборот общественного питания |
1 352,2 |
682,1 |
101,3 |
104,4 |
100,3 |
112,5 | ||
Индекс потребительских цен |
х |
х |
103,51) |
207,4 |
101,5 |
104,21) | ||
Индекс цен производителей промышленной продукции |
х |
х |
104,21) |
247,4 |
102,1 |
105,11) |
Январь 2012 г. |
Январь 2012 г. в % к |
Справочно январь 2011 г. в % к январю 2010 г. | ||
январю 2011 г. |
декабрю 2011 г. | |||
Объем внешней торговли товарами и услугами, млн. долл. США |
7 234,3 |
149,8 |
79,8 |
118,2 |
экспорт |
3 774,8 |
174,2 |
86,6 |
102,1 |
импорт |
3 459,5 |
129,9 |
73,4 |
135,6 |
сальдо |
315,3 |
х |
х |
х |
Реальные располагаемые |
х |
93,5 |
83,7 |
124,2 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, тыс. руб. |
2 880,6 |
204,1 |
100,1 |
140,7 |
Реальная заработная плата |
х |
97,3 |
98,2 |
127,2 |
Источник:
Социально-экономическое
В целом картина довольно стабильна по отношению к 2011 году, однако есть различия между ожидаемым результатом и результатом, который оказался на практике.
3. Проблемы и перспективы повышения результативности экономики Республики Беларусь
На основе ВВП рассчитываются показатели национальных счетов, широко используемые в экономической теории и статистике. Система национальных счетов связывает воедино важнейшие экономические показатели – объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы общества. СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики. Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНД) на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты и механизмы функционирования. Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для международных сопоставлений национального дохода. На рис.1 приведена краткая схема Системы национальных счетов.
Национальное счетоводство - комплексная система понятий, которые объясняют создание, распределение, перераспределение и использование валового национального продукта и национального дохода в рамках экономической системы с определенной структурой и закономерностями функционирования.
Рис.1. Показатели СНС
Модель национального счетоводства ООН можно рассматривать как некоторую теоретическую концепцию, которая включает в себя: а) описание продукта и дохода нации, а также их движение с точки зрения равенства инвестиций и сбережений; б) модель межотраслевого баланса В.Леонтьева "затраты- выпуск"; в) анализ движения (потоков) финансовых средств, отражающего встречное движение материальных благ и услуг. Практической реализацией данной концепции является система национальных счетов, т.е. конкретная статистическая система, базирующаяся на комплексе специальных балансов, в которых выражены равновесные состояния совокупности операций обмена между участниками экономических отношений.
Система национальных счетов - статистическая система, представляющая собой формализацию теоретической концепции национального счетоводства и состоящая из логически последовательной и интегрированной совокупности счетов, таблиц и балансовых ведомостей, которые отражают производство, распределение и использование валового национального продукта и национального дохода страны. Система национальных счетов является замкнутой системой, где все счета страны могут быть сведены в единую матрицу, отражающую все потоки (товаров, услуг, денег, финансовых документов) в национальном хозяйстве. Основными структурными элементами системы национальных счетов являются: экономические функции - производство, потребление, накопление, посредничество в перераспределении доходов; экономические операции - индивидуальные акты, которые совершают хозяйственные единицы в процессе выполнения экономических функций (операции с материальными благами и услугами, операции по распределению, финансовые операции и пр.); экономические агенты - субъекты экономических операций, принимающие хозяйственные решения (чистые отрасли, институциональные секторы); объекты экономических операций - товары, услуги, деньги, финансовые документы. В системе национальных счетов используется система двойной записи по методу бухгалтерского учета. Метод построения системы национальных счетов заключается в отражении всех экономических процессов как совокупности двусторонних операций, совершаемых контрагентами. Национальное хозяйство представляется в виде замкнутой модели; экономическая деятельность субъектов расписывается по счетам как потоки доходов и расходов.
Анализ эффективности
Некритический перенос в белорусскую
действительность постулатов классических
либеральных теорий, ориентированных
на экономически рациональное поведение
субъектов хозяйствования и недооценивающих
роль государства в управлении хозяйственными
процессами, в определенной степени
тормозит развитие национальной экономики,
в рамках сложившихся институциональных
ограничений вынуждая руководителей
принимать решения без должного
научно-методологического
В Основных
положениях Программы социально-
В отличие от предыдущего пятилетия, закрепившего положительные тенденции социально-экономического развития и выход Республики Беларусь по большинству макроэкономических показателей на уровень докризисного, очередная пятилетка призвана обеспечить переход страны на инновационный путь социально-экономического развития. Этот переход предстоит осуществлять в сложнейших условиях мирового экономического развития, которые определяются нарастанием противоречий между обществом и природой в использовании минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, запасы которых ограничены, а в ближайшие десятилетия важнейшие из них и вовсе будут исчерпаны, увеличением экономических, политических, культурных и других противоречий между экономически развитыми и развивающимися странами.