Использование макроэкономических показателей для оценки уровня развития национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:48, реферат

Описание работы

Показатели, характеризующие состояние экономики страны получили название макроэкономические показатели. Макроэкономические показатели имеют большое значение, так как позволяют оценить общее состояние экономики страны, измерить объем производства в конкретный период времени, раскрыть факторы, непосредственно определяющие функционирование экономики, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Цель этой работы – проанализировать макроэкономические показатели и их роль в оценке уровня развития национальной экономики страны.

Содержание

Введение
1.Макроэкономические показатели результативности экономики
2.Анализ динамики результативных показателей национальной экономики Республики Беларусь
3.Проблемы и перспективы повышения результативности экономики Республики Беларусь
Заключение
Список литературы
Краткое содержание работы
Цифровой материал

Работа содержит 1 файл

Нац экономика новые данные.docx

— 161.61 Кб (Скачать)

Источник: Статистический Ежегодник  Республики Беларусь, 2005-2011

 

Проанализировав данную таблицу можно сделать  вывод, что за последние 6 лет темпы роста ВВП почти не менялись. В 2011 году по отношения к 2005 году ВВП уменьшился  примерно на 0,3 процента. Так же можно ещё сказать, что по данным Министерства статистики и анализа, объем валового внутреннего продукта за 2011 год составил в текущих ценах 200927,7 млрд.руб., что в реальном выражении на 23,3% больше, чем в 2010 году. Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2015 год предусмотрен рост ВВП на 10-12%.

В целом объем  ВВП Беларуси, рассчитанный по ППС, в 2007 г впервые превысил психологически значимую отметку в 100 млрд долларов и составил 110,6 млрд долларов. Об этом свидетельствуют окончательные  данные глобального доклада Всемирного банка «International Comparison Program (Final Results)», подготовленного в феврале для 146 стран мира.

Глобальное  исследование впервые проводилось  экспертами сразу трех авторитетных мировых институтов – Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития и Евростата, а также их региональных партнеров. Принципиальное достоинство сравнительного исследования Всемирного банка состоит  в его методологии: все показатели рассчитывались с учетом паритета покупательской способности.

Паритет покупательной  способности, в отличие от конвертации  курсов национальных валют, которая  использовалась в аналогичных исследованиях  в конце 80-х – начале 90-х годов, учитывает разницу цен в странах  и позволяет точнее сравнить реальные размеры их экономик – объемы рынка, структуру экономики и покупательную  способность денег.

По расчетам специалистов Всемирного банка, объем  среднедушевого ВВП Беларуси, рассчитанный по паритету покупательной способности, в 2011г составил 15,094 тысяч долларов.

Cогласно расчетам специалистов Всемирного банка, в 2011 г объем ВВП Беларуси, рассчитанный по паритету покупательной способности, составил 141,662 млрд долларов , в то время как в текущих ценах объем ВВП равнялся всего 66,559 млрд долларов.

Таким образом, удельный вес Беларуси в мировой  экономике, исходя из паритета покупательной  способности, в 2011 г составил 0,15 %, что соответствует удельному весу численности населения страны в общей численности населения мира – 0,16 %.

Характеризуя  современную ситуацию, необходимо отметить следующее: объем валового внутреннего продукта в 2011 г. составил в текущих ценах 200927,7 млрд. рублей и повысился по сравнению с 2010 г. в сопоставимых ценах на 6,8%. Прогнозом на 2012 год в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от от 23.12.2011 №590 предусмотрен его рост на 10-12%. Удельный вес в ВВП добавленной стоимости обрабатывающей промышленности в 2011 г. составил 29,7%; торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования – 12,6%; строительства – 8,3%; транспорта и связи – 7,7%; сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства – 3,6%; производства и распределения электроэнергии, газа и воды – 3,3%; гостиниц и ресторанов – 1,6% и горнодобывающей промышленности – 0,7%. Доля чистых налогов на продукты (т.е. за минусом субсидий) в структуре ВВП Беларуси составила 12,8%.

Динамика  производства валового внутреннего  продукта характеризуется следующими данными:

 

Таблица 2. Динамика производства ВВП в 2011-2012 гг.

 

В текущих ценах, млрд.руб.

В сопоставимых ценах, в % к соответствующему

периоду предыдущего года

2011 г.

Январь

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

2012 г.

Январь

 

12 847,9

42 259,0

58 271,1

78 704,0

95 048,0

 

34 327,4

 

109,9

110,9

111,4

101,9

100,0

 

103,6


Источник: Социально-экономическое положение Республики Беларусь в 2012 г.: стат. доклад

 

 

 

 

Что касается общей социально-экономической картины  Республики Беларусь за 2012 год, то её можно охарактеризовать следующими данными, представленными в таблице №3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3. Основные социально-экономические показатели Республики Беларусь (за январь-февраль 2012 г.)

 

Январь-

 февраль

2012 г.

Февраль

2012 г.

Январь-

 февраль

2012 г.

 в % к 

 январю-

 февралю

2011 г.

Февраль 2012 г.

 в % к

Справочно

январь-

  февраль

2011 г. 

  в % к

  январю-

  февралю 

2010 г.

февралю

2011 г.

январю

2012 г.

Валовой внутренний продукт, млрд. руб. 

68 206,2 

х 

103,0 

х 

х 

110,1

Продукция промышленности, млрд. руб. 

97 981,4 

49 510,4 

106,3 

106,0 

105,5 

111,1

Удельный вес отгруженной инновационной  продукции в общем объеме отгруженной  продукции, в % 

19,2 

х 

х 

х 

х 

11,3

Продукция сельского хозяйства в  хозяйствах всех категорий, млрд. руб. 

8 821,9 

4 377,8 

106,7 

х 

х 

105,6

в организациях, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность 

8 238,0 

4 190,8 

108,2 

х 

х 

107,2

Производство продукции животноводства в организациях, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, тыс. т 

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 
 

реализация скота и птицы на убой (в живом весе) 

217,2 

107,6 

105,5 

107,6 

98,2 

106,0

производство молока 

935,4 

458,5 

109,4 

109,8 

96,1 

105,5

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 

12 972,4 

6 872,9 

86,7 

84,7 

110,3 

131,6

строительно-монтажные работы (включая  работы по монтажу оборудования) 

6 298,2 

3 308,2 

84,5 

79,4 

110,8 

127,1

затраты на приобретение машин, оборудования, транспортных средств 

5 566,0 

2 914,4 

87,7 

89,8 

104,0 

156,1

Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, тыс. кв. м общей площади 

729,1 

352,2 

166,7 

138,1 

93,4 

78,7

Перевезено грузов транспортом (без  трубопроводного), млн. т 

44,8 

22,2 

96,0 

93,9 

97,7 

120,4

 

Грузооборот транспорта (без трубопроводного), млн. т.км 

9 917,1 

4 982,8 

103,2 

101,2 

101,0 

114,1

 

Розничный товарооборот, млрд. руб. 

25 781,0 

13 061,7 

105,4 

107,3 

101,5 

121,5

 

розничный товарооборот торговли через  все каналы реализации 

24 428,8 

12 379,6 

105,6 

107,5 

101,6 

122,0

 

розничный товарооборот общественного  питания 

1 352,2 

682,1 

101,3 

104,4 

100,3 

112,5

 

Индекс потребительских цен 

х 

х 

103,51) 

207,4 

101,5 

104,21)

 

Индекс цен производителей промышленной продукции 

х 

х 

104,21) 

247,4 

102,1 

105,11)


  1. Февраль к декабрю предыдущего года.
 

Январь 

2012 г.

Январь 2012 г.

 в % к

Справочно

январь 

2011 г. 

 в % к 

 январю 

2010 г.

январю

2011 г.

декабрю

2011 г.

Объем внешней торговли товарами и  услугами, млн. долл. США  

7 234,3 

149,8 

79,8 

118,2

экспорт 

3 774,8 

174,2 

86,6 

102,1

импорт 

3 459,5 

129,9 

73,4 

135,6

сальдо  

315,3 

х 

х 

х

Реальные располагаемые денежные доходы населения 

х 

93,5 

83,7 

124,2

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, тыс. руб. 

2 880,6 

204,1 

100,1 

140,7

Реальная заработная плата

х 

97,3 

98,2 

127,2


Источник: Социально-экономическое положение  Республики Беларусь в январе-феврале 2012 г.: стат. доклад.

 

В целом картина  довольно стабильна по отношению к 2011 году, однако есть различия между ожидаемым результатом и результатом, который оказался на практике.

 

 

 

3. Проблемы и перспективы повышения результативности экономики Республики Беларусь

 

На основе ВВП рассчитываются показатели национальных счетов, широко используемые в экономической теории и статистике. Система национальных счетов связывает воедино важнейшие экономические показатели – объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы общества. СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики. Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНД) на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты и механизмы функционирования. Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для международных сопоставлений национального дохода. На рис.1 приведена краткая схема Системы национальных счетов.

Национальное счетоводство - комплексная система понятий, которые объясняют создание, распределение, перераспределение и использование валового национального продукта и национального дохода в рамках экономической системы с определенной структурой и закономерностями функционирования.

Рис.1. Показатели СНС

 

Модель национального  счетоводства ООН можно рассматривать  как некоторую теоретическую  концепцию, которая включает в себя: а) описание продукта и дохода нации, а также их движение с точки  зрения равенства инвестиций и сбережений; б) модель межотраслевого баланса В.Леонтьева "затраты- выпуск"; в) анализ движения (потоков) финансовых средств, отражающего встречное движение материальных благ и услуг. Практической реализацией данной концепции является система национальных счетов, т.е. конкретная статистическая система, базирующаяся на комплексе специальных балансов, в которых выражены равновесные состояния совокупности операций обмена между участниками экономических отношений.

Система национальных счетов - статистическая система, представляющая собой формализацию теоретической концепции национального счетоводства и состоящая из логически последовательной и интегрированной совокупности счетов, таблиц и балансовых ведомостей, которые отражают производство, распределение и использование валового национального продукта и национального дохода страны. Система национальных счетов является замкнутой системой, где все счета страны могут быть сведены в единую матрицу, отражающую все потоки (товаров, услуг, денег, финансовых документов) в национальном хозяйстве. Основными структурными элементами системы национальных счетов являются: экономические функции - производство, потребление, накопление, посредничество в перераспределении доходов; экономические операции - индивидуальные акты, которые совершают хозяйственные единицы в процессе выполнения экономических функций (операции с материальными благами и услугами, операции по распределению, финансовые операции и пр.); экономические агенты - субъекты экономических операций, принимающие хозяйственные решения (чистые отрасли, институциональные секторы); объекты экономических операций - товары, услуги, деньги, финансовые документы. В системе национальных счетов используется система двойной записи по методу бухгалтерского учета. Метод построения системы национальных счетов заключается в отражении всех экономических процессов как совокупности двусторонних операций, совершаемых контрагентами. Национальное хозяйство представляется в виде замкнутой модели; экономическая деятельность субъектов расписывается по счетам как потоки доходов и расходов.

Анализ эффективности функционирования национальной экономики Республики Беларусь показывает, что решение  стоящих перед страной социально-экономических  задач в значительной степени  тормозится недостаточной отработанностью  механизма макроэкономического  регулирования хозяйственной деятельности. Во многом это обусловлено отсутствием  должной методологической разработки, прежде всего проблем денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики применительно к условиям Республики Беларусь.

Некритический перенос в белорусскую  действительность постулатов классических либеральных теорий, ориентированных  на экономически рациональное поведение  субъектов хозяйствования и недооценивающих  роль государства в управлении хозяйственными процессами, в определенной степени  тормозит развитие национальной экономики, в рамках сложившихся институциональных  ограничений вынуждая руководителей  принимать решения без должного научно-методологического обоснования. В результате страна испытывает серьезный  недостаток капитальных вложений, невысок  уровень конкурентоспособности  белорусских товаров, чрезмерен  уровень налоговой нагрузки на предприятия. Кроме того, темпы роста рублевой денежной массы опережают прогнозные показатели Национального банка  Республики Беларусь, действия государственных  органов управления в макроэкономической сфере часто вступают в противоречие с интересами субъектов хозяйствования и поэтому оказываются недостаточно эффективными. Наличие указанных  проблем создает трудности в  обеспечении устойчивого экономического развития страны. Таким образом, эффективная  реализация долгосрочных целей экономического развития Республики Беларусь не может  быть обеспечена без методологически  обоснованной политики макроэкономического  регулирования, которая бы отражала специфику белорусской модели хозяйствования.

В Основных положениях Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы дана оценка достигнутого уровня социально-экономического развития в прошедшем пятилетии, отражено положение Республики Беларусь в мире, определены цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития страны на 2011 – 2015 годы, меры по их реализации, пути совершенствования макроэкономических условий, формирования эффективных экономических институтов и ожидаемые результаты выполнения Программы.

В отличие  от предыдущего пятилетия, закрепившего положительные тенденции социально-экономического развития и выход Республики Беларусь по большинству макроэкономических показателей на уровень докризисного, очередная пятилетка призвана обеспечить переход страны на инновационный путь социально-экономического развития. Этот переход предстоит осуществлять в сложнейших условиях мирового экономического развития, которые определяются нарастанием противоречий между обществом и природой в использовании минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, запасы которых ограничены, а в ближайшие десятилетия важнейшие из них и вовсе будут исчерпаны, увеличением экономических, политических, культурных и других противоречий между экономически развитыми и развивающимися странами.

Информация о работе Использование макроэкономических показателей для оценки уровня развития национальной экономики