Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 18:20, курсовая работа
Прогресс человеческого общества неотделим от истории развития транспорта. Расселение людей на более обширных территориях, строительство городов, рост обмена и торговли — все это привело к дальнейшему быстрому развитию транспорта.
Современный транспорт представляет собой единую, в социально-экономическом отношении, транспортную систему. Перемещая ежегодно многие миллиарды пассажиров с достаточно высоким уровнем комфорта и скорости, современный транспорт обеспечивает массовое индустриальное производство, глубокое разделение труда, внутреннюю и внешнюю торговлю, способствует развитию культуры и науки.
Введение…………………………………………………………………….стр.3
Глава 1: Теоретические аспекты исследования стоимости железнодорожных перевозок.
1.1 Железнодорожный транспорт и факторы, влияющие на стоимость железнодорожных перевозок……………………………………………...стр.5
1.2 Характеристика методов исследования………………………………стр.11
Глава 2: Проведение корреляционно-регрессионного анализа влияния различных факторов на стоимость железнодорожных перевозок.
2.1 Визуализация данных………………………………………………….стр.17
2.2 Корреляционный анализ……………………………………………....стр.21
2.3 Регрессионный анализ………………………………………………...стр.24
Заключение………………………………………………………………..стр.29
Список литературы……………………………………………………….стр31.
Диаграмма 1. Гистограмма
По этой диаграмме можно судить, что плотность распределения нашей выборки очень близка к плотности нормального распределения, что подтверждают коэффициенты эксцесса 0,046 и асимметрии 0,62, но для того чтобы сделать окончательные выводы, обратимся к функции распределения на нормальной вероятностной бумаге:
График 2. Функция распределения
Исходя же из этого графика, можно сделать вывод, что данное распределение близко к нормальному распределению и наше решение скорректировать выборку в самом начале анализа было правильным.
2.1.3. Описательные статистики.
Прежде чем непосредственно начать корреляционно- регрессионный анализ, рассчитаем описательные характеристики выборки:
Описательные статистики | |||||
---|---|---|---|---|---|
| N | Минимум | Максимум | Среднее | Стд. отклонение |
Y | 16 | 1673,1 | 5400,0 | 3214,481 | 1066,8193 |
N валидных (целиком) | 16 |
|
|
|
|
Таблица 1. Характеристика выборки
После проведения процедуры визуализации данных, можно утверждать, что выборка по показателю Y отвечает всем предпосылкам и условиям корреляционно-регрессионного анализа. Это будет способствовать получению адекватной модели исследования взаимосвязей. Коэффициент вариации 33,188% говорит о том, что наша выборка почти однородна, так как V<50%.
2.2 Корреляционный анализ
Как уже было сказано выше, корреляционный анализ проводится для того чтобы обнаружить и измерить тесноту статистической связи между переменными, когда переменные рассматривают как случайные величины. В ходе этой процедуры некоторые факторы могут быть исключены из модели, в связи с незначительным влиянием на результирующий признак. Для определения формы и тесноты связи между объясняющими и результирующим факторами будем использовать поле корреляции и корреляционную матрицу.
2.2.1 Корреляционная матрица.
Она позволяет выделить статистически значимые связи и установить структуру взаимосвязи между переменными:
Корреляции | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
|
| Y | X1 | X2 | X3 | X4 | X5 |
Y | Корреляция Пирсона | 1 | ,101 | ,842** | -,131 | ,248 | ,035 |
Знч.(1-сторон) |
| ,356 | ,000 | ,314 | ,177 | ,448 | |
N | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | |
X1 | Корреляция Пирсона | ,101 | 1 | ,024 | ,139 | -,118 | ,255 |
Знч.(1-сторон) | ,356 |
| ,464 | ,304 | ,331 | ,170 | |
N | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | |
X2 | Корреляция Пирсона | ,842** | ,024 | 1 | -,287 | ,489* | ,202 |
Знч.(1-сторон) | ,000 | ,464 |
| ,141 | ,027 | ,226 | |
N | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | |
X3 | Корреляция Пирсона | -,131 | ,139 | -,287 | 1 | -,286 | ,011 |
Знч.(1-сторон) | ,314 | ,304 | ,141 |
| ,142 | ,484 | |
N | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | |
X4 | Корреляция Пирсона | ,248 | -,118 | ,489* | -,286 | 1 | -,051 |
Знч.(1-сторон) | ,177 | ,331 | ,027 | ,142 |
| ,426 | |
N | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | |
X5 | Корреляция Пирсона | ,035 | ,255 | ,202 | ,011 | -,051 | 1 |
Знч.(1-сторон) | ,448 | ,170 | ,226 | ,484 | ,426 |
| |
N | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | |
**. Корреляция значима на уровне 0.01 (1-сторон.). | |||||||
*. Корреляция значима на уровне 0.05 (1-сторон.). |
Таблица 2. Корреляционная матрица с минимальными уровнями значимости.
Теперь проанализируем данную таблицу:
Между X1 и Y прямая и очень слабая, что показывает нам коэффициент корреляции равный 0,101, уровень значимости коэффициента 35,6%, т.е. цены на авиатопливо практически не влияют на ценообразование железнодорожных билетов.
Между X2 и Y связь очень сильная и прямая, коэффициент корреляции равен 0,842. И это понятно: чем больше расстояние, тем больше себестоимость перевозки и, следовательно, цена на билет.
Между X3 и Y связь слабая и обратная, коэффициент корреляции равен -0,131, уровень значимости коэффициента 0,314% т.е. между численностью постоянного населения и стоимостью перевозок обратная зависимость. Действительно, если численность населенного пункта маленькая, то и спрос маленький, и чтобы окупать перевозки, не работать себе в убыток, железные дороги вынуждены повышать тарифы на перевозки.
Между X4 и Y слабая и прямая, коэффициент корреляции равен 0,248, уровень значимости коэффициента 17,7% т.е. между стоимостью ж/д перевозок и стоимостью авиаперевозок существует слабая зависимость. Это объясняется тем, что при выборе между железнодорожным и воздушным транспортом, человек в первую очередь ориентируется не на стоимость билета, а на безопасность, длительность и качество перевозки.
Между X5 и Y связи почти нет, коэффициент корреляции равен 0,035, уровень значимости коэффициента 44,8%. В общем-то логично, номинальная заработная плата никак не влияет на стоимость ж/д билетов.
Итак, проведя корреляционный анализ, мы видим, что не все выбранные нами факторы влияют на результирующий признак, а только х2(расстояние до Москвы). Причем х2 оказывает довольно-таки существенное влияние. Следовательно, только с этой переменной мы продолжим наш анализ, в частности регрессионный анализ.
2.3 Регрессионный анализ.
Для начала рассчитаем все необходимые для уравнения регрессии данные:
Коэффициентыa | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Модель | Нестандартизованные коэффициенты | Стандартизованные коэффициенты | t | Знч. | 95,0%% доверительный интервал для B | |||
B | Стд. Ошибка | Бета | Нижняя граница | Верхняя граница | ||||
1 | (Константа) | 1302,004 | 360,245 |
| 3,614 | ,003 | 529,356 | 2074,652 |
X2 | 1,066 | ,183 | ,842 | 5,832 | ,000 | ,674 | 1,458 | |
a. Зависимая переменная: Y |
Теперь по значениям данной таблицы можно составить уравнение регрессии: У=1302,004+1,066Х2.
Рассмотрим экономическую интерпретацию полученной регрессионной модели. Как мы можем видеть из уравнения, в него вошла всего одна переменная: Х2(расстояние до Москвы). Из уравнения видно, что между Х2 и У очень сильная, прямая связь т.е. при увеличении Х2 на единицу, У увеличится в 1,066 раза, что, в принципе, логично. Чем больше расстояние, тем больше суммарная себестоимость перевозки, так как себестоимость перевозок, в первую очередь, складывается из материальных затрат, расходов на топливо и энергию. Также можно сделать вывод, что постоянные затраты, которые никак не зависят от переменных издержек, равны 1302,004, следовательно, остальная стоимость билета складывается исходя из расстояния. В среднем при изменении расстояния на 100 километров, стоимость билета увеличивается на 106,6 рублей. И для того чтобы не работать себе в убыток, железные дороги вынуждены устанавливать повышенный тариф на перевозку. Коэффициент b1 значим на уровне a=1%.
По параметрам полученного уравнения можно оценить еще и долю каждого из факторов в изменении уровня результативного показателя, т.е. сопоставить воздействие различных параметров на у. Это может быть сделано:
- по коэффициенту эластичности:
,
который показывает на сколько процентов от своей средней изменяется y при изменении xj на 1% от своей средней.
Эj=1,066* 1794,563/ 3214,481= 0,59512
Следовательно, при изменении расстояния на 1% стоимость билета в среднем изменится на 59,512%.
Сводка для моделиb | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Модель | Н | R-квадрат | Скорректированный R-квадрат | Стд. ошибка оценки | Изменения статистик | Дурбин-Уотсон | ||||
Изменение R квадрат | изменения F | ст.св.1 | ст.св.2 | Знч. изменения F | ||||||
1 | ,842a | ,708 | ,688 | 596,3223 | ,708 | 34,008 | 1 | 14 | ,000 | 2,076 |
a. Предикторы: (конст) X2 | ||||||||||
b. Зависимая переменная: Y |
Построим нелинейную модель и выберем наилучшую:
Коэффициенты | |||||
---|---|---|---|---|---|
| Нестандартизованные коэффициенты | Стандартизованные коэффициенты | t | Знч. | |
| B | Стд. Ошибка | Бета | ||
X2 | -,457 | 3,031 | -,361 | -,151 | ,883 |
X2 ** 2 | ,001 | ,001 | 2,691 | ,491 | ,632 |
X2 ** 3 | -1,020E-7 | ,000 | -1,530 | -,472 | ,645 |
(Константа) | 2238,250 | 1908,159 |
| 1,173 | ,264 |