Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 18:20, курсовая работа
Прогресс человеческого общества неотделим от истории развития транспорта. Расселение людей на более обширных территориях, строительство городов, рост обмена и торговли — все это привело к дальнейшему быстрому развитию транспорта.
Современный транспорт представляет собой единую, в социально-экономическом отношении, транспортную систему. Перемещая ежегодно многие миллиарды пассажиров с достаточно высоким уровнем комфорта и скорости, современный транспорт обеспечивает массовое индустриальное производство, глубокое разделение труда, внутреннюю и внешнюю торговлю, способствует развитию культуры и науки.
Введение…………………………………………………………………….стр.3
Глава 1: Теоретические аспекты исследования стоимости железнодорожных перевозок.
1.1 Железнодорожный транспорт и факторы, влияющие на стоимость железнодорожных перевозок……………………………………………...стр.5
1.2 Характеристика методов исследования………………………………стр.11
Глава 2: Проведение корреляционно-регрессионного анализа влияния различных факторов на стоимость железнодорожных перевозок.
2.1 Визуализация данных………………………………………………….стр.17
2.2 Корреляционный анализ……………………………………………....стр.21
2.3 Регрессионный анализ………………………………………………...стр.24
Заключение………………………………………………………………..стр.29
Список литературы……………………………………………………….стр31.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1: Теоретические аспекты исследования стоимости железнодорожных перевозок.
1.1 Железнодорожный транспорт и факторы, влияющие на стоимость железнодорожных перевозок……………………………………………...
1.2 Характеристика методов исследования………………………………стр.11
Глава 2: Проведение корреляционно-регрессионного анализа влияния различных факторов на стоимость железнодорожных перевозок.
2.1 Визуализация данных………………………………………………….стр.
2.2 Корреляционный анализ……………………………………………....
2.3 Регрессионный анализ………………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Прогресс человеческого общества неотделим от истории развития транспорта. Расселение людей на более обширных территориях, строительство городов, рост обмена и торговли — все это привело к дальнейшему быстрому развитию транспорта.
Современный транспорт представляет собой единую, в социально-экономическом отношении, транспортную систему. Перемещая ежегодно многие миллиарды пассажиров с достаточно высоким уровнем комфорта и скорости, современный транспорт обеспечивает массовое индустриальное производство, глубокое разделение труда, внутреннюю и внешнюю торговлю, способствует развитию культуры и науки.
В современном обществе очень немногие потребности человека могут быть удовлетворены без помощи транспорта, который используется либо для перевозки грузов к местам их использования, либо людей к местам потребления товаров и услуг.
Но переживаемая страной экономическая и политическая нестабильность осложняет финансовое положение транспорта. Железнодорожный транспорт не является исключением.
Железнодорожный транспорт – это вид транспорта наиболее приспособлен к массовым перевозкам, функционирует днём и ночью независимо от времени года и атмосферных условий. Ученые экономисты справедливо считают железнодорожный транспорт важнейшей отраслью страны, обеспечивающей работу всего народного хозяйства. Невозможно переоценить значимость транспортной инфраструктуры для развития всего народнохозяйственного комплекса: от добычи сырьевых ресурсов до создания высокотехнологичных производств. Оценки показывают, что отказ от развития железнодорожного транспорта привел бы к резкому замедлению экономического роста в стране. Отсюда следует, что уровень тарифов на железнодорожные перевозки оказывает значительное влияние на экономику страны, и их снижение является важнейшим фактором экономического роста. Именно потому, что эта тема столь актуальна в наше время, время нестабильности экономики, я остановился на ней как на предмете своего исследования. Важным является выявить факторы, влияющие на стоимость проезда на железнодорожном транспорте.
Целью своей курсовой работы я ставлю выявление факторов, влияющих на стоимость железнодорожных билетов. Для этого будет проведен корреляционно-регрессионный анализ.
Анализ и прогнозирование будут осуществляться с помощью специализированной программы для статистических исследований STATISTICA 17.
Глава 1: Теоретические аспекты исследования стоимости ж/д. перевозок.
1.1 Железнодорожный транспорт и факторы, влияющие на стоимость железнодорожных перевозок.
Железнодорожный комплекс исторически имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы и самым доступным транспортом для миллионов граждан. Без четкой работы железнодорожного транспорта невозможна стабильная деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны. Такую четкую работу железным дорогам обеспечивает ОАО "Российские железные дороги". Оно входит в тройку мировых лидеров железнодорожных компаний с огромными объемами грузовых и пассажирских перевозок, обладающей высокими финансовыми рейтингами, квалифицированными специалистами во всех областях железнодорожного транспорта, большой научно-технической базой, проектными и строительными мощностями, значительным опытом международного сотрудничества.
Стратегические цели компании:
увеличение масштаба транспортного бизнеса;
повышение производственно-экономической эффективности;
повышение качества работы и безопасности перевозок;
глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему;
повышение финансовой устойчивости и эффективности.
Её миссия заключается в эффективном удовлетворении рыночного спроса на железнодорожные транспортные услуги, повышение глобальной конкурентоспособности, достижении экономической эффективности и финансовой устойчивости, создании системы государственно-частного партнерства в целях реализации государственной политики в области экономики, обороны и развитии социальной сферы страны. Руководствуясь этой миссией, за четыре года своего существования компания значительно повысила эффективность использования всех видов ресурсов. При этом более чем вдвое снижено влияние железнодорожных тарифов на уровень инфляции.
Железнодорожный транспорт — ведущий в транспортной системе России. Это обусловлено двумя факторами: технико-экономическими преимуществами над большинством других видов транспорта и совпадением направления и мощности, основных транспортно - экономических межрайонных и межгосударственных (в границах СНГ) связей России с конфигурацией, пропускной и провозной способностью железнодорожных магистралей. Так же это обусловлено географическими особенностями нашей страны.
Согласно Федеральному Закону Российской Федерации
устойчивость работы железнодорожного транспорта;
доступность, безопасность и качество оказываемых услуг;
развитие конкуренции и становление развитого рынка услуг железнодорожного транспорта;
согласованность функционирования единой транспортной системы Российской Федерации.
Названный закон регулирует отношения между различными физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта. Кроме того, он определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров.
Главная задача железных дорог России — обеспечить надежную, транспортную связь европейской части страны с её восточными районами.
Железнодорожный транспорт имеет много плюсов и преимуществ перед другими видами транспорта. Например, железные дороги имеют высокую провозную способность. Железные дороги являются наиболее экономичным видом транспорта, на железных дорогах сравнительно небольшая себестоимость перевозок. По уровню себестоимости перевозок он уступает лишь трубопроводному и морскому транспорту. Преимуществом железнодорожного транспорта является также независимость от природных условий (строительство железных дорог практически на любой территории, возможность ритмично осуществлять перевозки во все времена года, в отличие от речного транспорта).
Эффективность железнодорожного транспорта становится ещё более очевидной, если учесть такие его преимущества, как высокие скорости подвижного вагонопотока, универсальность. В пассажирских перевозках наиболее важны такие показатели, как соблюдение графика и расписания движения, выполнение плана пассажирских перевозок.
У железнодорожного транспорта есть достаточно стабильная сфера тяготения, как в грузовых, так и в пассажирских перевозках. Традиционно не менее 90% общего пассажирооборота в дальнем сообщении.
Таким образом, основными преимуществами железнодорожного транспорта являются: надежность и сравнительно высокая скорость доставки грузов и пассажиров, независимость от погодных условий, регулярность.
В тоже время надо признать, что в последние 15 лет железнодорожный транспорт использовался правительством для приоритетного стимулирования экономики страны и эксплуатировал в основном накопленные резервы провозных способностей и техники, которые в настоящее время практически исчерпаны. Очевидно, что сохранение инерционного развития железнодорожного транспорта в условиях активного роста экономики недопустимо. Каковы же основные проблемы отрасли, требующие системного решения?
Прежде всего, это физическое и моральное старение технических средств. Средний износ основных фондов магистрального железнодорожного транспорта 59%, а по тепловозам и грузовым вагонам – свыше 80%.
Второй фактор – критический уровень заполнения пропускных способностей на ряде важнейших участков.
Третье – крайне низкий уровень транспортного обеспечения целого ряда регионов и отсутствие транспортной доступности перспективных месторождений и точек экономического роста, прежде всего в восточных и северных районах страны. А семь субъектов Российской Федерации не имеют железнодорожных дорог вообще.
Четвертая проблема – существенное отставание отечественной железнодорожной техники от уровня передовых стран мира из-за низкого уровня инвестиций в транспорт последние два десятка лет.
Но, несмотря на все недостатки, в условиях России железнодорожный транспорт является наиболее эффективным для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении.
В качестве исследуемого фактора был выбран показатель – стоимость проезда на железнодорожном транспорте до Москвы, измеряемый в рублях.
Выборка была сформирована объемом в двадцать наблюдений. Для анализа представлены данные на май 2011 года по городам, расположенным в разных субъектах Российской Федерации. Соблюдение этого условия позволит в дальнейшем устранить возможные ошибки модели, связанные с особенностями факторов на различных территориях. Информация была взята на сайте Государственной статистики, официального сайта Российских железных дорог, а также различных источников ресурса Интернет.
При определении набора объясняющих переменных внимание в первую очередь было обращено на показатель, являющийся определяющим в стоимости перевозок. Это расстояние от конкретного населенного пункта до Москвы.
Затем возникла необходимость охарактеризовать спрос на рынке железнодорожных перевозок. Число потенциальных потребителей услуг, предоставляемых Российскими железными дорогами, равно численности постоянного населения данного города. В связи с этим возможна связь данного показателя с результирующим.
При выборе вида транспорта многие потребители руководствуются стоимостью проезда и уровнем собственного достатка. Исходя из этого, в качестве объясняющей переменной была взята среднемесячная номинальная заработная плата в каждом городе.
Для того чтобы наиболее полно представить набор объясняющих переменных, нужно рассмотреть проблему конкуренции в транспортной отрасли. Сильным конкурентом железнодорожным перевозкам выступают авиаперевозки, поэтому для анализа был добавлен показатель – стоимость проезда на авиатранспорте до Москвы – аналогичный объясняемому. А также показатель, косвенно влияющий на результирующий признак,- цены на авиатопливо.
Однако существуют и другие показатели, влияющие на наш признак, но не вошедшие в данное исследование. Например, таким признаком может являться сезонность. Зимой цены ниже, чем летом.
Также существенным показателем, составляющим тариф, является политика, проводимая государством. В зависимости от экономического состояния страны правительство может повышать или снижать тарифы на перевозку.
Кроме того, на изменение спроса на железнодорожные перевозки могут оказывать влияние субъективные предпочтения и ожидания потребителей.
Таким образом, выбранные нами признак и факторы, влияющие на него, можно записать в таблицу:
| У | Х1 | Х2 | Х3 | Х4 | Х5 |
Астрахань | 2512,2 руб. | 14335 | 1534 | 500,2 | 8 400,00р. | 8157.9 |
Барнаул | 7622,7 руб. | 14849 | 3419 | 600,1 | 10230.00р | 6147 |
Владивосток | 13267,6 руб. | 16639 | 9302 | 580,8 | 18560.00р | 10903.1 |
Волгоград | 1738.3 руб | 14571 | 1073 | 986,3 | 5 000,00р. | 7746.6 |
Екатеринбург | 2652,4 руб. | 14584 | 1667 | 1315,1 | 6 680,00р. | 10772.3 |
Иркутск | 6902,1 руб. | 14621 | 5042 | 575,9 | 7 550,00р. | 11103.1 |
Калиниград | 3141,5 руб. | 15175 | 1289 | 422,3 | 4 750,00р. | 9720.3 |
Краснодар | 3765,4 руб | 14968 | 1539 | 709 | 3 836,00р. | 7975.5 |
Мурманск | 3137,9 руб. | 15720 | 1967 | 317,5 | 8 780,00р. | 15162 |
Новосибирск | 5106,1 руб. | 14736 | 3191 | 1391,9 | 6 180,00р. | 9165.6 |
Омск | 4191,1 руб. | 14367 | 2555 | 1134,7 | 10460.00р | 8866.6 |
Пермь | 2234.6 руб | 14792 | 1386 | 990,2 | 5 496,00р. | 9516.2 |
Ростов | 3141,5 руб. | 14916 | 1226 | 1051,6 | 6 460,00р. | 7568.9 |
Санкт-Петербург | 2457,7 руб. | 15229 | 651 | 4571,2 | 4 220,00р. | 13033.2 |
Самара | 1673,1 руб. | 14494 | 1098 | 1139 | 7 780,00р. | 9614.2 |
Тюмень | 3137,9 руб. | 14576 | 2144 | 549,9 | 5 110,00р. | 23728.7 |
Уфа | 4065,4 руб. | 14279 | 1519 | 1022,6 | 6 036,00р. | 8632.3 |
Хабаровск | 8649,0 руб. | 16220 | 8533 | 577,4 | 15280.00р | 12887.6 |
Челябинск | 3176,6 руб. | 14515 | 1919 | 1091,5 | 5 836,00р. | 9356.5 |
Красноярск | 5400 | 15082 | 3955 | 927,2 | 8700 | 12471,7 |