Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:46, контрольная работа
Жилье в рыночной экономике – это наиболее представительный индикатор роста, отражающий динамику развития различных секторов экономики и уверенность населения в своем будущем и в будущем страны в целом.
Однако жилищная сфера остается одной из наиболее проблемных областей российской экономики.
Введение_________________________________________________________________________3
1. Особенности ипотеки в РФ________________________________________________________ 5
2. Законодательное обеспечение ипотечного кредитования в практике современной России____ 10
3. Источники финансирования ипотечного кредита______________________________________14
Заключение______________________________________________________________________ 19
Список использованной литературы__________________________________________________ 20
-
размер и срок исполнения
-
право, в силу которого
-
наименование органов
Согласно
ст. 1 по договору об ипотеке одна сторона
– залогодержатель, являющийся кредитором
по обязательству, обеспеченному ипотекой,
имеет право получить удовлетворение
своих денежных требований к должнику
по этому обязательству из стоимости
заложенного недвижимого
Федеральным
законом "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
предусмотрено создание в стране
тесно взаимосвязанных и
Однако
в законах, регулирующих отношения,
возникающие в процессе ипотечного
кредитования, присутствуют недочеты,
разногласия с другими
В соответствии с законодательством РФ ипотечный кредитор имеет преимущественное право удовлетворения своих требований за счет предмета ипотеки перед другими кредиторами. Вместе с тем, в исполнительном законодательстве отсутствуют нормы, позволяющие ипотечному кредитору реализовывать указанное право. В частности, при наложении обеспечительного ареста на предмет ипотеки любым иным кредитором ипотечный кредитор не имеет никаких процессуальных механизмов, позволяющих ему заявлять о снятии данного ареста в рамках исполнительного производства или в судебном порядке.
Необходимо внести изменения в Гражданский процессуальный кодекс, позволяющие ипотечному кредитору подавать в суд заявление об освобождении предмета ипотеки от арестов иных кредиторов, и изменения в Закон "Об исполнительном производстве", позволяющие судебному приставу своим постановлением освобождать предмет ипотеки от арестов прочих кредиторов по заявлению ипотечного кредитора.
Также в законодательстве РФ отсутствует надлежащее регулирование порядка реализации предмета ипотеки, на который обращено взыскание. Судебный пристав, получивший исполнительный лист от ипотечного кредитора, должен привлечь специализированную организацию для подготовки публичных торгов. Такими организациями в настоящее время являются органы Российского фонда федерального имущества (РФФИ) или его представители. Представителями РФФИ могут являться организации, отобранные в порядке, установленном РФФИ, и уполномоченные договором и доверенностью РФФИ. Как правило, таковыми выступают обычные коммерческие общества (ООО или ЗАО).
Порядок
отбора таких организаций далеко
не прозрачен и позволяет
Ведомственное
же регулирование процедуры
В
частности, нормативно-правовыми актами
РФФИ на реализацию предмета ипотеки
отведено 2 месяца с момента получения
всех необходимых документов от судебного
пристава. Всем понятно, что этот срок
невозможно выдержать, поскольку провести
за это время первичные и
Представляется необходимым закрепить порядок отбора уполномоченных организаций и требований к ним на уровне нормативно-правового акта Правительства РФ, а также издать ряд документов, четко и подробно расписывающих процедуру реализации предмета ипотеки.
Как
результат, внесение предлагаемых изменений
и дополнений в действующее
Также необходимо сказать, что с принятием поправок к Закону "Об ипотечных ценных бумагах" банки надеются получить финансовый инструмент секьюритизации и приступить к выпуску ипотечных облигаций. Однако в погоне за клиентами нередко страдает качество ипотечных портфелей, возникает недобросовестная конкуренция, что приводит к подрыву доверия к банковской системе в целом и ипотечному кредитованию в частности. Таким образом, необходимо ввести стандартизацию и рейтингование ипотечных портфелей.
Законодательное отражение обязательного рейтингования эмитентов и ипотечных ценных бумаг – это оптимальный и общепринятый механизм. С одной стороны, обязательное рейтингование поможет добиться обеспечения высокого качества выпускаемых ипотечных ценных бумаг и, соответственно, снижения ставок привлекаемых ресурсов. С другой стороны, освобождение эмитентов ипотечных ценных бумаг от излишне детализированного регулирования в законодательных и нормативных актах в отношении размера первоначального взноса позволит кредитным организациям сделать ипотеку более доступной [17, c.53-54].
Таким
образом, отсутствие должной защиты
прав кредиторов тормозит развитие ипотеки.
Однако принимаются меры по постепенному
устранению данных проблем. В частности,
недавно был принят закон, позволяющий
выселять неплатежеспособного
В данной главе было рассмотрено законодательное обеспечение ипотечного кредитования в РФ, а также были показаны некоторые "пробелы", присутствующие в нынешнем законодательстве, касающемся ипотеки.
В
нынешних условиях, когда предпринимаются
меры по стабилизации экономики и
реформированию кредитно-финансовой сферы,
формирование системы ипотечного жилищного
кредитования становится одним из приоритетных
направлений государственной
Совершенно
очевидно, что существующая сегодня
законодательная база недостаточно
полна, имеет внутренние противоречия,
что, в частности, мешает банкам эффективно
участвовать в ипотечном
3.
Источники финансирования
ипотечного кредита
Решение
одной из важнейших проблем, стоящих
в настоящее время в России,
– то есть доступность жилья, в
условиях рыночной экономики во многом
зависит от способности финансовой
системы страны обеспечить население
доступными кредитными ресурсами на
цели приобретения жилья. Поэтому при
развитии ипотечного кредита в России,
то есть, чтобы физические лица могли
приобрести в кредит дома и квартиры,
а предприятия – произвести обновление
основных фондов, большое значение
имеют источники кредитных
Все финансовые ресурсы, используемые банками для выдачи ипотечных кредитов, приходят из следующих источников:
1)
собственный капитал банка,
2)
капитал акционеров и
3)
капитал, привлеченный под
Однако
для создания массовой ипотеки этих
источников не достаточно. Даже при
самых благоприятных
Вторичный
рынок ипотечных кредитов представляет
собой совокупность отношений между
участниками ипотечного рынка, обеспечивающих
формирование совокупного кредитного
портфеля ипотечной системы за счет
трансформации закладных в
1)
формирует из единообразных
2) продает закладные операторам вторичного рынка, высвобождая кредитные ресурсы. Операторы вторичного рынка формируют из однотипных ипотечных кредитов пулы и выпускают на их основе ипотечные ценные бумаги.
Функционирование вторичного рынка ипотечного кредита обеспечивает ликвидность капитала ипотечных банков, связывает денежную массу в обороте; способствует перераспределению капитала по районам страны и экономическим сферам интеграции финансового рынка и рынка недвижимости и земли, стабилизирует процентные ставки по кредитам.
Банки,
занимающиеся ипотечным кредитованием,
в этих условиях не так ограничены
кредитными ресурсами, поскольку, осуществляя
операции на вторичном рынке, имеют
возможность дополнительно
Необходимо сказать, что финансирование ипотечного жилищного кредитования осуществляется через механизм эмиссии корпоративных облигаций АИЖК, обеспеченных государственной гарантией. Агентство по ипотечному жилищному кредитованию рефинансирует ипотечные кредиты, выданные и обслуживаемые в соответствии с определенными требованиями, предоставляет межрегиональную ликвидность и фактически выводит денежные потоки по ипотечным кредитам на рынок капитала [19, c.33]. Государственная гарантия по облигациям АИЖК в полном объеме покрывает основную сумму долга и купонные платежи. Выданная держателям облигаций, она является безотзывной и не может быть изменена. Гарантия внесена в книгу внутреннего долга Российской Федерации и фиксируется в госбюджете как федеральное внутреннее заимствование. Однако в случае дефолта эмитента гарантия не предусматривает немедленного получения держателем облигаций их средств, а обеспечивает их выплату только с определенной отсрочкой и только в случае надлежащего соблюдения требований процессуального характера [10, c.250-251]. Минимизация риска дефолта АИЖК достигается тщательным андеррайтингом заемщиков (т.е. оценкой кредитоспособности и платежеспособности потенциального заемщика, а также качества предмета залога [18, c.43]), определенными стандартами и проверкой закладных, выкупаемых у региональных операторов.