Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 06:56, курсовая работа
Цель курсовой работы – более углубленное изучение, систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических навыков в вопросе проведения инвентаризации в организации.
С учетом поставленной цели в курсовой работе были установлены следующие задачи:
- раскрыть сущность инвентаризации;
- охарактеризовать виды и цели инвентаризации;
- изучить теоретические основы порядка проведения и отражения в учете результатов инвентаризации имущества и обязательств;
- рассмотреть порядок проведения и документальное оформление инвентаризации в ООО «Партал».
ВВЕДЕНИЕ
3
1 Теоретические основы проведения инвентаризации в организации
4
1.1 Понятие, виды и сроки проведения инвентаризации в организации
4
1.1.1 Понятие и цели проведения инвентаризации
4
1.1.2 Классификация инвентаризаций
6
1.1.3 Инвентаризация отдельных видов имущества и финансовых обязательств
11
1.2 Порядок проведения и отражения в учете результатов инвентаризации имущества и обязательств
18
1.2.1 Порядок проведения инвентаризации в организации
18
1.2.2 Документальное оформление инвентаризации
20
1.2.3 Бухгалтерский учет результатов инвентаризации
21
2 Техника проведения инвентаризации в ООО «Партал»
27
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Партал»
27
2.2 Организационные основы и проведение инвентаризации в организации
32
2.3 Документальное оформление и выведение результатов инвентаризации
38
2.4 Инвентаризация кассовой наличности
45
Заключение
47
Список использованных источников
50
Приложение 1 План проведения инвентаризации
51
Приложение 2 Приказ о проведении инвентаризации
52
Приложение 3 Инвентаризационная опись ТМЦ
53
Приложение 4 Расписка
56
Приложение 5 Сличительная ведомость
57
Приложение 6 Акт инвентаризации наличных денежных средств
59
По каждому факту расхождений между показателями бухгалтерского учета и инвентаризационной описи материально ответственные лица обязаны предоставить инвентаризационной комиссии письменные объяснения по существу расхождений с указанием причины, вызвавшей излишки, сверхнормативные недостачи и пересортицу товаров.
Результаты инвентаризации товарно-материальных запасов и работа рабочей инвентаризационной комиссии оформлены протоколом, в котором фиксируются итоги инвентаризации. В протоколе отмечают причины недостачи, порчи и боя товарно-материальных запасов и виновных лиц, делают свои выводы по результатам инвентаризации товарно-материальных запасов, дают предложения по устранению выявленных недостатков, взаимозачету недостач и излишков при пересортице товаров, списанию товарных потерь в пределах норм естественной убыли. (Приложение 5)
По всем недостачам, потерям и излишкам материальных запасов и денежных средств инвентаризационной комиссией должны быть получены от материально-ответственных лиц письменные объяснения. На основании предоставленных объяснений и материалов инвентаризации комиссия устанавливает характер и причины выявленных недостач и излишков и в соответствии с этим определяет порядок регулирования разниц между данными инвентаризации и бухгалтерского учета. Недостачи или порча ТМЗ возмещаются за счет виновных лиц. По решению администрации предприятия (приказ или распоряжение по итогам работы инвентаризационной комиссии) на него закладывается взыскание. Виновное в недостаче или порче материально-ответственное лицо обязано возместить ущерб предприятию.
Выполнив все обязательные требования, инвентаризационная комиссия получила следующие результаты по инвентаризации товаров в торговом зале ООО «Партал»: фактический остаток товаров составил 43383 руб. 80 коп., по плану остаток товаров должен быть 44730 руб. 10 коп. По товарам выявлена недостача в размере 1346 руб. 30 коп..
Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации данную недостачу списать за счет виновного лица. В бухгалтерском учете будет составлена следующая проводка:
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи имущества» Кредит 41 «Товары» - выявлена недостача товаров на сумму 1346 руб. 30 коп.
Далее списания недостачи за счет виновного лица, в данной организации это лица, ответственные за сохранность товарно-материальных ценностей, т.е. заведующая магазином и продавец кассир отражают проводкой:
Дебет 73/2 «Расчеты с персоналом по прочим операциям / расчеты по возмещению материального ущерба» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - делится на две равные части между заведующей магазином и продавцом-кассиром на сумму недостачи 1346 руб. 30 коп..
2.4 Инвентаризация кассовой наличности
Основным звеном в осуществлении внутрихозяйственного контроля денежных средств в ООО «Партал» является инвентаризация денег в кассе. В организации проводилась инвентаризация кассы 18 января 2012 года. Ее проводят внезапно, один раз в месяц. Перед началом инвентаризации денег в кассе выполняется ряд предварительных правовых процедур: берут от кассира расписку в том, что во вверенной ему кассе наличные деньги частных лиц и посторонних организаций не хранятся. Этим предупреждается возможность перекрытия из других источников недостачи денег, изменения остатка денег, выведенного в кассовой книге. Последний кассовый отчет и документы по операциям кассир сдает в бухгалтерию для проверки. На отчете кассир делает отметку о том, что все приходные и расходные кассовые ордера и другие денежные документы включены в этот отчет и в кассе нет неоприходованных и не списанных в расход денег.
Результаты инвентаризации оформляют актом. (Приложение 5). В акте фактические остатки кассовой наличности сопоставляют с данными учета, что дает возможность определить недостачу или излишек денежных средств. Акт оформляется в день ревизии кассы и подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии.
Акт составляется в двух экземплярах: один остается в делах бухгалтерии, другой- у кассира. Выявленные при инвентаризации излишки зачисляют в доход ООО «Партал» и приходуют ( дебет счета 50, кредит субсчета 91), а недостачу относят на виновное лицо (дебет счета 94, кредит счета 50; дебет субсчета 73-2, кредит счета 94) и удерживают с него (дебет счетов 50, 70, кредит 73-2).
Таким образом, в результате проведения инвентаризации наличных денежных средств была выявлена недостача в размере 92 руб. 55 коп. Недостача произошла по вине материально ответственных лиц. Она относится на виновных лиц.
Учет результатов инвентаризации наличных денежных средств будет выглядеть следующим образом в ООО «Партал».
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 50 «Касса»
92 р. 55 к. – сумма выявленной недостачи.
Дебет 73/2 «Расчеты с персоналом по прочим операциям / расчеты по возмещению материального ущерба» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» 92 руб. 55 коп. - относится на кассира, так как он является
материально ответственным лицом.
Дальше можно поступить двояко: кассир вносит сумму недостачи в кассу либо сумма ущерба удерживается из заработной платы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня инвентаризация на российских предприятиях проводится с целью сопоставления данных фактического наличия ценностей с данными бухгалтерского учета. Объектами проведения инвентаризации определены все имущество экономического субъекта независимо от его местонахождения (основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, денежные средства) и все виды финансовых обязательств ( дебиторская и кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы ). Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственным лицам.
Как правило, инвентаризация материальных ценностей, денежных средств, денежных документов, бланков строгой отчетности проводится внезапно, а основных средств, незавершенного производства, капитального строительства, расчетов и других статей баланса - по состоянию на 1-е число месяца.
Обеспечение сохранности материальных ценностей возложено не только на материально ответственных лиц, но и на работников бухгалтерии. Нередко встречающиеся случаи хищения, злоупотребления, пропажи и имущества.
Если признавать инвентаризацию как основополагающий прием бухгалтерского учета, то следует признать, что цель бухгалтерского баланса состоит в отражении имущественного положения организации. Однако если, не без основания, считать инвентаризационную опись всего-навсего первичным документом, который, как и любой такой документ, содержит ошибки, то основной задачей процесса составления баланса следует признать исчисление финансовых результатов.
В курсовой работе были исследованы порядок организации и проведения инвентаризации в организации ООО «Партал», а также отражение результатов инвентаризации ТМЗ в учете.
Инвентаризация, проводимая в торговом зале магазина ООО «Партал» выявили расхождения между фактическим наличием товарно-материальных ценностей и данными бухгалтерского учета. Из этого следует инвентаризация имеет большое значение для правильного определения затрат на производство продукции, выполненных работ и оказанных услуг, для сокращения потерь, предупреждения хищений имущества и т. п. Инвентаризация содействует укреплению предприятия, предупреждает возможные имущественные потери. Только благодаря этому методу бухгалтерского учета можно установить соответствие между количеством и качеством имущества, указанного в бухгалтерском балансе и имущества в действительности находящимся на предприятии.
Инвентаризация ТМЗ на данном предприятии проводится в соответствии со стандартами бухгалтерского учета, а потому имеет строгую форму организации, проведения и оформления результатов. По данным бухгалтерского стандарта руководитель и главный бухгалтер ООО «Партал» осуществляют общее руководство и контроль за проведением инвентаризации и несут ответственность за правильное и своевременное ее проведение. Они занимаются подбором членов инвентаризационной комиссии и проводят с ними инструктаж, тем самым принимая активное участие в инвентаризации.
Инвентаризационная комиссия в свою очередь несет ответственность за соблюдение порядка и своевременного проведения инвентаризации; полноту и достоверность внесенных в описи отличительных признаков товаров; правильность оформления материалов инвентаризации и своевременности их сдачи в бухгалтерию торговой организации.
За внесение в инвентаризационные описи заведомо неправильных данных о фактических остатках товарно-материальных запасов с целью сокрытия недостач и растрат или излишков товаров и других ценностей члены инвентаризационной комиссии привлекаются к ответственности в установленном законом порядке. К ответственности привлекаются также материально ответственные лица за растрату, хищение материальных ценностей, если такой факт имел место.
Для обеспечения реальности и объективности результатов инвентаризации большое значение имеет их внезапность. Поэтому категорически запрещается доводить до сведения работников предприятия о сроке намеченной инвентаризации раньше, чем явится инвентаризационная комиссия, которой поручено проведение инвентаризации.
Перед началом инвентаризации необходимо закрыть торговое предприятие и прекратить операции с товарно-материальными запасами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.; СПб.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К»: «Издательский дом Герда», 2004;
2. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.95 г., №49;
3. Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризации", утв. Постановлением Госкомстата РФ от 27.03.2000 г., №26;
5. "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации", утв. Госкомстатом России от 18.08.98. г., №88;
6. Положение по бухгалтерскому учету. Изд. 4-е доп. – Ростов н. /Д: изд-во «Феникс», 2005;
7. Федеральный закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г.;
8.Астахов В.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие.Серия «Экономика и управление».-М.:ИКЦ «МарТ»., Ростов н./Д: Изд. центр «МарТ»,2003;
9. Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н., Козлова Е.П. и др. Бухгалтерский учет.-М.: Финансы и статистика,2006;
10. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити - Дана, 2003;
11. Бочкарева И.И. Бухгалтерский учет под ред. Соколова Я.В. – 2-е издание, перераб. и доп. –М.: ТК Вэлби, изд-во Проспект,2005;
12. Гетьман В.Г. Финансовый учет: Учебник.-М.,2002;
13. Киримов В.Е. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник.- М.: «Дашков и К», 2005;
14. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е издание, перераб, и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001;
15. Медведев М. Ю. Общая теория бухгалтерского учета: естественный, бухгалтерский и компьютерный методы. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001;
16. Соколова Е.С. Теория бухгалтерского учета. Учебное пособие. – М.: ФБК - ПРЕСС, 2002;
17. Швецкая В.М. Теория бухгалтерского учета: Учебник.- М, 2005;
18. Заграничная Т.Г. Когда обязательно проведение инвентаризации //Главная книга.№22;
19. Соколов Я. В., Быков В. А., Инвентаризация как метод бухгалтерского учета// Бухгалтерский учет №4, 2005.
Приложение 1
План проведения инвентаризации в ООО «Партал»
№ п/п | Наименование работ |
1 | Оформление приказа о проведении инвентаризации товаров и его вручение председателю инвентаризационной комиссии |
2 | Инструктаж членов инвентаризационной комиссии |
3 | Вручение приказа о проведении инвентаризаци материально ответственному лицу |
4 | Опломбирование и опечатывание подсобных помещений и других мест хранения ценостей, имеющих отдельные и дополнительные входы и выходы |
5 | Получение от материально ответственного лица последнего отчета с выведенным остатком денег в кассе на момент инвентаризации |
6 | Получение последнего товарного отчета с выведенным в нем остатком товаров на момент инвентаризации |
7 | Подписка о включении всех приходных и расходных документов в отчет о передаче инвентаризационной комиссии (в соответствии с текстом, указанным на титульном листе инвентаризационной описи) |
8 | Проверка инвентаризационной комиссией предъявленного кассового отчета и приложенных к нему документов |
9 | Проверка инвентаризационной комиссией предъявленного товарного отчета и приложенных к нему приходных и расходных документов |
10 | Визирование всех приходных и расходных документов, приложенных к товарному отчету |
11 | Проверка весоизмерительных приборов, используемых инвентаризационной комиссией |
12 | Снятие остатка наличия денежных средств в кассе и установление выручки текущего дня |
13 | Запись остатка денежных средств в кассе в инвентаризационную опись (при получении денег продавцами за реализованные товары) |
14 | Подписка о том, что все ценности, поименованные в инвентаризационных описях, комиссией проверены в натуре в присутствии материально ответственного лица и претензий к комиссии не имеется |
15 | Выведение предварительных результатов инвентаризации |
16 | Представление инвентаризационных описей по товарам в бухгалтерию предприятия |
16а | Представление других документов (товарных, завизированных инвентаризационной комиссией) в бухгалтерию предприятия |
17 | Проверка инвентаризационных материалов в бухгалтерии предприятия |
18 | Составление сличительной ведомости по товарам |
19 | Составление расчетов при выявленной недостаче |
20 | Отражение данных сличительной ведомости в акте результатов инвентаризации |
20а | Отражение данных расчета нормируемых потерь в акте результатов инвентаризации |
21 | Рассмотрение результатов инвентаризации |
22 | Принятие решения по результатам инвентаризации |