Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 06:56, курсовая работа
Цель курсовой работы – более углубленное изучение, систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических навыков в вопросе проведения инвентаризации в организации.
С учетом поставленной цели в курсовой работе были установлены следующие задачи:
- раскрыть сущность инвентаризации;
- охарактеризовать виды и цели инвентаризации;
- изучить теоретические основы порядка проведения и отражения в учете результатов инвентаризации имущества и обязательств;
- рассмотреть порядок проведения и документальное оформление инвентаризации в ООО «Партал».
ВВЕДЕНИЕ
3
1 Теоретические основы проведения инвентаризации в организации
4
1.1 Понятие, виды и сроки проведения инвентаризации в организации
4
1.1.1 Понятие и цели проведения инвентаризации
4
1.1.2 Классификация инвентаризаций
6
1.1.3 Инвентаризация отдельных видов имущества и финансовых обязательств
11
1.2 Порядок проведения и отражения в учете результатов инвентаризации имущества и обязательств
18
1.2.1 Порядок проведения инвентаризации в организации
18
1.2.2 Документальное оформление инвентаризации
20
1.2.3 Бухгалтерский учет результатов инвентаризации
21
2 Техника проведения инвентаризации в ООО «Партал»
27
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Партал»
27
2.2 Организационные основы и проведение инвентаризации в организации
32
2.3 Документальное оформление и выведение результатов инвентаризации
38
2.4 Инвентаризация кассовой наличности
45
Заключение
47
Список использованных источников
50
Приложение 1 План проведения инвентаризации
51
Приложение 2 Приказ о проведении инвентаризации
52
Приложение 3 Инвентаризационная опись ТМЦ
53
Приложение 4 Расписка
56
Приложение 5 Сличительная ведомость
57
Приложение 6 Акт инвентаризации наличных денежных средств
59
Рисунок 1 – Структура управления организацией ООО «Партал»
Линейная организационная структура относится к простейшему виду бюрократических структур, в ней воплощены принципы централизма и единоначалия, то есть подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Отдельные специалисты помогают линейному руководителю в сборе и обработке информации, в анализе хозяйственной деятельности, подготовке управленческих решений, контроле за их выполнением, но сами указаний или инструкций управляемому объекту не дают.
В среднесписочную численность работников включаются работники, состоящие в штате, в том числе работающие по совместительству.
Основные экономические показатели деятельности организации за 2009-2011 г. представлены в таблице 6.
Таблица 6 – Финансовые результаты хозяйственной деятельности ООО «Партал» за 2009-2011 гг.
Показатель | 2009 г | 2010 г. | 2011 г. | 2009г. к 2011г.,% |
Внеоборотные активы, тыс. руб. | 345 | 286 | 587 | 170,1 |
Оборотные активы, тыс. руб. | 3860 | 5850 | 6945 | 179,9 |
Выручка, тыс. руб. | 5418 | 6555 | 8530 | 157,4 |
Коэффициент оборачиваемости активов | 1,28 | 1,07 | 1,13 | 88,3 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, тыс. руб. | 2591 | 3302 | 4831 | 186,5 |
Валовая прибыль, тыс. руб. | 2827 | 3253 | 3699 | 130,8 |
Чистая прибыль, тыс. руб. | 1211 | 1240 | 1472 | 122,6 |
Затраты на оплату труда, тыс.руб. | 1010 | 2828 | 3809 | 377,1 |
На основании данных, приведенных в таблице, можно сделать выводы об изменении основных экономических показателей за прошедшие три года. Как можно заметить, произошло значительное увеличение всех перечисленных показателей. Выручка от реализации продукции в 2011 году по сравнению с 2009 возросла на 3112 тыс. рублей (8530-5418), то есть почти в 1,5раза. Себестоимость проданных товаров увеличилась на 2240 тыс. рублей или на 186,5%. Рост чистой прибыли составил 23%. Затраты на оплату труда с 2009 года возросли более чем в 3 раза и составили в 2011 году 3809 тыс. рублей.
Учетная и налоговая политика предприятия строится в соответствие с предъявляемыми требованиями к ведению бухгалтерского и налогового учета в Российской Федерации. Предприятие ведет бухгалтерский учет способом двойной записи в соответствии с рабочим планом счетов бухгалтерского учета, разработанным по МСФО. Для учета финансово-хозяйственных операций используется журнально-ордерная форма учета, при которой данные о хозяйственных операциях из документов переносятся либо в журналы-ордера, либо накопительные и группировочные ведомости. Ежемесячно журналы-ордера закрывают и их итого переносят в Главную книгу.
К товарно-материальным запасам в ООО «Партал» относятся материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара и тарные материалы, запасные части, прочие материалы, предназначенные для использования в торгово-посреднической деятельности ООО «Партал». Также в ценности включаются товары, приобретенные для последующей перепродажи.
Одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и его имущественном положении. На основе данных бухгалтерского учета предприятия составляют годовую финансовую отчетность.
Для обеспечения достоверности данных учета и отчетности перед составлением годовой финансовой отчетности все предприятия должны провести инвентаризацию имущества и обязательств.
Международные стандарты финансовой отчетности напрямую не устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества предприятия, но, тем не менее, в МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» от 1 июля 1998г отмечено, что ежегодно перед составлением финансовой отчетности предприятия должны проводить инвентаризацию хозяйственных средств. Порядок проведения инвентаризаций установлен методическими рекомендациями к стандарту бухгалтерского учета №24. В них определены как общие правила проведения инвентаризации, так и правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств.
В учетной политике предприятия ООО «Партал» в числе прочих разделов, определены правила и принципы учета товарно-материальных запасов, а именно:
1. При учете товарно-материальных запасов используется непрерывная система.
2. Инвентаризация ТМЗ проводится в соответствии со стандартом бухгалтерского учета №24 «Организация бухгалтерской службы». В нем определены как общие правила проведения инвентаризации, так и правила проведения отдельных видов имущества и финансовых обязательств. Количество инвентаризаций, даты их проведения, перечень проверяемого имущества устанавливается предприятием, когда проведение инвентаризации является обязательным.
3. Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовой финансовой отчетности.
4. Ежеквартальная инвентаризация товарно-материальных запасов осуществляется не позднее 10-го числа первого месяца квартала.
5. Внеплановое проведение инвентаризации осуществляется:
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
- при ликвидации (реорганизации) предприятия;
- при смене материально-ответственных лиц;
- при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порче запасов;
- в случае пожара, стихийного бедствия, аварий;
- при переоценке товарно-материальных запасов;
- при коллективной материальной ответственности инвентаризация проводится по требованию членов коллектива.
2.2 Организационные основы и проведение инвентаризации в организации
В ООО «Партал» инвентаризация начинается с издания распоряжения (приказа) о проведении инвентаризации в котором указывают: персональный состав комиссии; какой вид ценностей подлежит к инвентаризации; основание проведения (плановая, смена материально-ответственных лиц, переоценка и т.д.), вид и объем инвентаризации; дата и время начала и окончания инвентаризации, срок представления инвентаризационных материалов в бухгалтерию. (Приложение 1)
Распоряжение (приказ) подписывается руководителем и главным бухгалтером торговой организации и регистрируется бухгалтерией в Книге контроля за выполнением распоряжений (приказов) о проведении инвентаризации.
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках товарно-материальных запасов, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.
На предприятии ООО «Партал» инвентаризацию ТМЗ организует и руководит ее проведением заместитель директора или главный бухгалтер. Данное должностное лицо является председателем инвентаризационной комиссии, который должен обеспечить не только все условия для полной и точной проверки фактического наличия имущества в установленные сроки, но и обеспечить внезапность в случае внеплановой проверки. Председатель инвентаризационной комиссии несет ответственность за организацию инвентаризации, правильное и своевременное ее проведение несет руководитель предприятия.
В состав инвентаризационной комиссии на ООО «Партал» также включаются специалисты бухгалтерской службы. При отсутствии хотя бы одного члена комиссии результат проведенной инвентаризации признается недействительным.
В ООО «Партал» имеется несколько участков, которые закреплены за непосредственными материально-ответственными лицами, согласно приказа директора Общества. С каждым из них заключен договор о полной материальной ответственности по утвержденной форме.
В договоре отражены следующие данные:
- предмет договора, где сказано, что работник несет перед работодателем полную индивидуальную материальную ответственность за сохранность имущества и товарно-материальных запасов, переданных работодателем работнику в связи с выполнением им своих должностных обязанностей;
- обязанности сторон – здесь отражены обязанности работодателя и работника, которому вверены товарно-материальные запасы;
- порядок возмещения ущерба, который в каждом случае определяется работодателем, исходя из размера и характера причиненного ущерба;
- порядок действия договора, где оговорены сроки действия договора на материальную ответственность;
- юридические адреса и подписи сторон.
Данный договор составляется в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон.
Все первые экземпляры договоров о материальной ответственности хранятся в бухгалтерии.
Проверка наличия материальных запасов производится в обязательном присутствии материально-ответственного лица. До начала инвентаризации от каждого материально-ответственного лица берется расписка о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы инвентаризационной комиссии, и все запасы, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы или доверенности на получение имущества.
До начала инвентаризации в бухгалтерии должна быть закончена обработка документов по поступлению и расходу ТМЗ, произведены соответствующие записи в регистрах аналитического учета и определены остатки на день инвентаризации. На складах и других местах хранения материальные запасов должны быть разложены по наименованиям, сортам, размерам; на них должны быть вывешены ярлыки с подробными сведениями, характеризующими эти запасы, с указанием их качества, количества, веса и меры.
Складские операции в период проведения инвентаризации не производятся. Председатель комиссии до начала проведения инвентаризации визирует все представленные документы, приложенные к отчетам, что является для бухгалтерии определением остатков имущества на начало инвентаризации.
Бухгалтер ООО «Партал» к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись ТМЗ по местам хранения и по материально-ответственным лицам.
Инвентаризационная опись составляется комиссией назначенной приказом руководителя ООО «Партал», отдельно по каждому месту проверки. В ней указываются состав комиссии, основание проверки (приказ), место проверки, фамилия, имя, отчество материально-ответственного лица, дата проверки. В конце инвентаризационной описи пишется расписка материально-ответственного лица о согласии с внесенными в опись комиссией материальными ценностями.
После проведения всех организационно-
Как правило, инвентаризация товарно-материальных запасов в помещениях ООО «Партал» проводится в порядке расположения запасов в данном помещении. При хранении ТМЗ в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки запасов вход в помещение не допускается (например, опломбировывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.
Инвентаризация ТМЗ производится по каждому материально ответственному лицу (бригаде) и местонахождению товарно-материальных запасов при обязательном участии материально ответственных лиц и заполняются инвентаризационные описи по каждому материально ответственному лицу.
При инвентаризации ТМЗ в торговом зале ООО «Партал» комиссия в присутствии заведующего магазином и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие ТМЗ путем их пересчета. Товарно-материальные запасы (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи, составленные по форме N ИНВ-3, по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта).(Приложение 2)
Товарно-материальные запасы, поступившие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Они заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные запасы, поступившие во время инвентаризации". В описи указываются дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование имущества, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению - за подписью члена комиссии) делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти запасы.