Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 02:43, доклад
Мировой опыт показывает, что условием обеспечения экономического роста служат инвестиции. Тема инвестиции всегда была в центре внимания ученых – экономистов. Учитывая разные отрасли и уровни управления инвестиционными процессами, существуют не менее чем три точки зрения на содержание понятия инвестиции, каждая из которых имеет право на существование:
Инвестиционная деятельность в условиях инновационного развития страны
ГЛАВА 1
Мировой опыт показывает, что условием обеспечения экономического роста служат инвестиции. Тема инвестиции всегда была в центре внимания ученых – экономистов. Учитывая разные отрасли и уровни управления инвестиционными процессами, существуют не менее чем три точки зрения на содержание понятия инвестиции, каждая из которых имеет право на существование:
Указание подходи отражении в Законах Украины «О инвестиционной деятельности» и «О налоговом обложении прибыли предприятий». Но необходимо отметить, что их содержание имеет немного разное значение.
Согласно Закона Украины «О инвестиционной деятельности» инвестициями есть все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли или достижения социального эффекта. (ЗУ «Про инвест. деят»)
В Законе Украины «О налоговом обложении прибыли предприятий», инвестиции – это хозяйственная операция, которая предусматривает приобретение основных средств, нематериальных активов, корпоративных прав и ценных бумаг в обмен на средства или имущество.
В этом Законе инвестиции
При
исследовании понятия инвестиции учение
также по – разному раскрывали сущность
термина инвестиции. Отдельно, западные
экономисты, как правило, идентифицировали
инвестиции с капиталом, а под последним
подразумевали средства производства,
запасы и блага. К. Макконнел и С.Брю утверждают,
что инвестиции – это расходы на строительство
новых заводов, оборудованные с длительным
сроком службы; расходы на производство,
увеличение материальных запасов, расходы
на улучшение образования и здравоохранение
(мочерний економична енциклопедыя).
Необходимым условием осуществления научной и инновационной деятельности является ее финансирование. При этом делается уклон на источник финансирования. Последнее зависит од характера научных исследовании. В украинском законодательстве различают фундаментальные и прикладные исследования.
Определить результативность та эффективность фундаментальных исследований очень трудно, при этом, что они требуют значительных финансовых влияний, а результат может быть вовсе неудовлетворенным. В связи с этим инвесторы не заинтересованы инвестировать фундаментальных изобретении – в результате чего они финансируются за счет государственного бюджета или специальных фондов, речь о чем будет идти дальше.
Финансовое обеспечение научной и научно – технической деятельности осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины, собственных или привлеченных средств предприятии, учреждении и организации, средств отечественных и иностранных заказчиков работ, грантов, других средств, не запрещенных законом.
Грант – это финансовые или другие ресурсы, предоставлены на безвозмездной и бесповоротной основе юридическим и физическим лицам для конкретных фундаментальных и прикладных научных исследовании за направлениями, и на условиях обозначенных надавачами гранта. (ЗУ наук диял)
Одним из главных рычагов осуществления государственной политики в сфере научной и научно – технической деятельности есть ее бюджетное финансирование.
Государство обеспечивает бюджетное финансирование научной и научно – технической деятельности в размере не менее 1,7 процента валового внутреннего продукта Украины, но в течение последних лет этот показатель не превышал 0,86 % от ВВП. (ЗУ)
Существуют разные методы финансирования, а именно:
Для поддержки фундаментальных научных исследований используется:
- государственный фонд фундаментальных исследований, средства которого формируются за счет бюджетных средств и добровольных взносов юридических и физических лиц (в том числе и иностранных);
- государственный инновационный фонд, направлений на осуществления финансовой и материало – технической поддержки мероприятий, направленных на внедрение приоритетных науково – технических разработок и новых технологий в производство, его технологическое переоснащение.
Механизм
невыполнения Закона Украины «О научной
и научно – технической деятельности»
очень простой: ежегодно Законом
Украины о бюджете
Регулирование финансирования инновационной деятельности базируется на использовании законодательства страны. Но при этом существуют некоторые несогласования между законами и, например, постановами (постанова кабінету міністрів «Про затвердження порядку використання коштів спеціального фонду Державного бюджету України, які направляються на фінансову підтримку інноваційної діяльності»). Отдельно много пунктов постанови Кабинета Министров перечеркают статью 17 Закона Украины «О инновационной деятельности» (ЗУ). Согласно этой постанове отменили полное кредитование инновационных проектов за счет государственного бюджета. Кроме этого той же постановкой были введены дополнительные условия, которые, по сути отменяли принцип беспроцентности предоставленных кредитов.
Если Закон Украины «О инновационной деятельности» предусматривает полную компенсацию процентов за предоставленными кредитами, то согласно постанови Кабинета Министров такая компенсация может быть только частичной. Также не в равных условиях оказываются субъекты инновационной деятельности со сторонни финансовой поддержки государства, поскольку статья 17 «Выди финансовой поддержки инновационной деятельности» гарантирует полное беспроцентное кредитированые только приоритетных инновационных проектов. (ЗУ про иннов.деят)
В
тоже время в законодательстве для
обеспечения научной и научно
– технической деятельности установлено
ряд льгот. В Законе Украины «О инновационной
деятельности» предусмотрено беспроцентное
кредитование приоритетных инновационных
проектов за счет средств Государственного
бюджета, а также частичного (до 50 %)
беспроцентного кредитования инновационных
проектов за счет средств Государственного
бюджета при условии привлечения к финансированию
проекта остальных средств исполнителей
проекта и других субъектов инновационной
деятельности. Согласно этому же Закону
наддается полная или частичная компенсация
процентов, уплачиваемых коммерческим
банкам и другим финансово – кредитным
учреждениям (ЗУ ин.дыял).
ГЛАВА 2
Неотъемлемой частью развития каждой страны является ее инвестиционно – инновационная деятельность. При этом необходимо обозначить, что эти процессы тесно взаимосвязаны. В условиях глобализации для поддержания качества изготовленной продукции необходимо поновлять технологическую базу и процессы, что и требует потоков денежных средств.
Переход
к рыночным отношениям сопровождается
усилением конкуренции и
Условия,
в которых современные
Таблица 1
Динамика инвестиций в основной капитал Украины за 2008 – 2010 гг., млн.дол
Показатель | Абсолютное значение | Абсолютное отклонение, млн..дол | Темп прироста, % | ||||
2008 | 2009 | 2010 | 2009-2008 | 2010-2009 | 2009/2008 | 2010/2009 | |
Инвестиции в основной капитал | 44251,4 | 19480,5 | 21548,1 | -24770,9 | 2067,56 | -34,9 | 12,7 |
Источник: www.ukrstat.gov.ua
Характеристика динамики инвестиций в основной капитал дала следующие результаты: объемы инвестиций в основной капитал являются нестабильными, поскольку в течение исследуемых лет не прослеживается положительная тенденция к их увеличению: так в течение 2008 - 2009 гг. наблюдается отрицательный темп прироста, обвальный спад инвестиций на 34, 9%, что негативно отразилось на деятельности производственной и непроизводственной сфер экономики Украины. Такое положение было обусловлено финансовым кризисом, который был связан с кризисом банковской системы, девальвацией украинской гривны и обесценение сбережений населения. Несмотря на это, в 2010 - 2009 годах ситуация несколько стабилизировалась, что обеспечило прирост инвестиций в основной капитал в размере 12,7%.
Таблица 2
Объем инвестиции в основной капитал за видами экономической деятельности в течение 2008 – 2010 гг., млн.дол*
Вид экономической деятельности | 2008 | 2009 | 2010 | |||
Млн.дол | У % до общего. объёма | Млн.дол | У % до общего объёма | Млн.дол | У % до общего объёма | |
С/х, охота, лесное хозяйство | 3206,656 | 7,25 | 1204,14 | 6,18 | 1540,30 | 7,15 |
Рыболовство, рыбоводство | 11,676 | 0,03 | 2,86 | 0,01 | 8,31 | 0,04 |
Промышленность | 14546,19 | 32,87 | 7400,35 | 37,99 | 7375,09 | 34,23 |
Строительство | 2367,311 | 5,35 | 683,45 | 3,51 | 625,47 | 2,90 |
Торговля, ремонт автомобилев, бытовых изделии | 4688,35 | 10,59 | 1808,58 | 9,28 | 1489,87 | 6,91 |
Деятельность отолеи и ресторанов | 611,69 | 1,38 | 332,29 | 1,71 | 386,94 | 1,80 |
Деятельность транспорта и связи | 6181,35 | 13,97 | 3151,64 | 16,18 | 3663,03 | 17,00 |
Финансовая деятельность | 880,16 | 1,99 | 431,10 | 2,21 | 360,11 | 1,67 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда | 9272,40 | 20,95 | 3295,72 | 16,92 | 4683,78 | 21,74 |
Государственное управление | 345,42 | 0,78 | 114,77 | 0,59 | 163,07 | 0,76 |
Образование | 440,78 | 1,00 | 190,51 | 0,98 | 235,83 | 1,09 |
Охрана здоровья и предоставление социальной помощи | 670,30 | 1,51 | 247,92 | 1,27 | 346,84 | 1,61 |
Предоставление коммунальных и индивидуальных услуг, деятельность в сфере культуры и спорта | 1029,10 | 2,33 | 617,17 | 3,17 | 669,35 | 3,11 |