Инвестиционная политика Республики Беларусь на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Развитие общества требует постоянного роста производительных сил в количественном и качественном смысле. Воспроизводственный процесс поддерживается стабильным притоком новых основных и оборотных средств, использованием достижений научно-технического прогресса, дающих неуклонное возрастание эффективности общественного производства.

Работа содержит 1 файл

Тема данной курсовой работы.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

5 Объективные предпосылки и  проблемы развития  инвестиционной деятельности в республике Беларусь

 

Повышение инвестиционной активности в настоящее время стало ключевой проблемой экономического развития Республики Беларусь. В соответствии с принятыми стратегическими  ориентирами при реформировании экономики предусматривается создание эффективной экономической системы, сбалансированной по необходимым темпам социально-экономического развития страны и достижению соответствующей этому уровню развития производительности в реальном секторе экономики. Реализация этих целей требует проведения структурных изменений, прежде всего, в промышленном производстве. Без инвестиций невозможна структурная перестройка белорусской промышленности и преодоление серьезных трудностей в повышении эффективности производственной сферы.

 

Положительное влияние на процессы реформирования отечественных предприятий  могут оказать создание белорусско-российских финансово-промышленных групп (ФПГ) и  акционирование белорусских предприятий  с участием иностранных инвесторов. Такое акционирование отечественных предприятий может стабилизировать их работу за счет устойчивого обеспечения сырьем, инвестирования проектов по техническому обновлению и выпуску новой высококачественной продукции, созданию и освоению новых видов конкурентоспособной продукции. Совместные программы развития производства бытовой техники (холодильники, морозильники, телевизоры, стиральные машины и др.), а также проводимые изменения в машиностроении уже сегодня способствуют повышению конкурентоспособности отечественной продукции. В то же время дальнейшее развитие работ в этом направлении требует существенного повышения активности инвестиционной деятельности, что в свою очередь требует практических действий по созданию благоприятного инвестиционного климата, а также активизации и повышения эффективности инвестиционной деятельности на предприятиях. В сложившихся условиях в экономике выживание и успех проводимых реформ больше чем когда-либо зависят от эффективности принимаемых инвестиционных решений и их реализации.

 

Рассматривая проблемы инвестиционной деятельности в Республике Беларусь, необходимо, прежде всего, остановиться на основных аспектах этой проблематики, определяемой инвестиционной триадой:

 

1. приоритеты развития экономики  Республики Беларусь;

 

2. эффективные инвестиционные проекты;

 

3. поиск и привлечение инвестиций;

 

Современные условия требуют выработки  новых взглядов на проведение инвестиционной политики, новых методов ее осуществления.

 

В соответствии с принятыми решениями  и программами развития приоритетными в Беларуси являются практически все основные сферы экономики. Однако для конкретного решения проблемы активизации инвестиционной деятельности этого недостаточно. Необходимо уточнить основные составляющие выделенных приоритетов (т.е.определить, что приоритетно развивать в машиностроении, что в агропромышленном и энергетическом комплексах и т.д.). Другими словами, необходимо углубить видение проблем, сформулировать и подчеркнуть важность конкретных приоритетов. Эти проблемы нашли или находят свое разрешение при формировании прогнозов и стратегических направлений развития национальной экономики на 2008 -2010 гг.и на последующие годы.

 

К важнейшим инвестиционным проектам относятся:

 

-в промышленности - модернизация  базовых отраслей (авто-, тракторо-, сельхозмашиностроения, точного станкостроения, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, химической и нефтехимической, легкой и пищевой промышленности) с целью увеличения выпуска высокоэффективной и конкурентоспособной отечественной продукции; ускоренное развитие наукоемких высокотехнологичных производств, выпускающих значительную часть продукции на экспорт, а также импортозамещающих производств (разработка и организация производства диагностических и контрольно-измерительных приборов, технологического, медицинского оборудования, специальных и уникальных научных приборов; развитие средств связи, телекоммуникаций, производство видео-, аудио-, вычислительной техники, телевизоров; создание промышленных лазеров; разработка и изготовление новых конструкционных и наноматериалов для использования в различных областях техники; производство средств транспортировки, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, а также средств малой механизации, комплектующего оборудования для сельского хозяйства; выпуск новых энергонасыщенных тракторов, автомобилей, в том числе малой грузоподъемности; производство автобусов, троллейбусов, дорожно-строительной техники; промышленное освоение производств малотоннажной химии). Реформирование предприятий должно включать широкий комплекс мер, направленных на их реструктуризацию с целью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и адаптацию к рыночным условиям. В качестве основных направлений комплексной реструктуризации предприятий предусматриваются перепрофилирование производства, совершенствование его организации, внедрение маркетинга, переход к новым структурам и децентрализация управления, внедрение новых и высоких технологий, кадровая реструктуризация;

 

-в строительном комплексе - модернизация  и расширение производства высокоэффективных строительных материалов и конструкций (цемента, эффективных стеновых, кровельных и теплоизоляционных материалов, столярных изделий, гипсовых вяжущих, строительного стекла, конструкций из легкого ячеистого бетона), освоение новых мощностей на базе энергосберегающих технологий;

 

-в агропромышленном комплексе  - углубление специализации сельскохозяйственного  производства (развитие животноводства, картофелеводства и льноводства); интенсификация производства, техническое  и технологическое переоснащение отраслей АПК с целью снижения себестоимости продукции и повышения ее качества; совершенствование государственной поддержки и реформирование сельскохозяйственных организаций в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2008—2010 гг.;

-в системах производственной  и социальной инфраструктур - реализация инвестиционных проектов, предусматривающих решение проблем  энерго- и водоснабжения, транспорта  и телекоммуникаций, оздоровления  народа (жилищное строительство,  образование, здравоохранение, культура).

 

Наиболее важные инвестиционные проекты  будут поддерживаться государством за счет бюджетного финансирования на конкурсной и возвратной основах. Основным источником финансирования (более половины общего объема инвестиций) станут средства предприятий и организаций, в том числе кредиты банков. Собственные средства предприятий и организаций, которые формируются за счет прибыли и амортизации, составят около трети общего объема инвестиций.

 

Наиболее острой остается проблема наполнения приоритетных направлений эффективными инвестиционными проектами. Разрешению этой проблемы должны предшествовать серьезные предынвестиционные исследования, разработка технико-экономических обоснований проектов с учетом углубленных исследований рынков сырья и сбыта предлагаемой продукции и услуг, оценки реальных финансовых возможностей предприятий, а также обоснованной оценки ожидаемых результатов (выгод) от реализации конкретных проектов. Инвестиционные проекты необходимо подвергать строгой экспертизе на уровне мировых стандартов с учетом адаптации конкретных методов и методик оценки к белорусским условиям (налоговое окружение, инфляционные процессы, риски и т.д.).

 

Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих выходу социально ориентированной  рыночной экономики в Беларуси из кризиса, является недостаток инвестиций и амортизационных фондов, что ограничивает возможности поддержания простого воспроизводства в основных отраслях и лишает нормальных источников расширенное воспроизводство, а следовательно, тормозит структурную перестройку экономики.

 

Проблема поиска источников инвестирования раскрывается одновременно на теоретическом  и практическом уровнях. В рамках концепции экономического роста  решается на модельном теоретическом  уровне экономико-математическая задача определения нормы производственного накопления и ее соотношения с нормой потребления, соответствующей экономическому росту государства, политике занятости населения и роста его благосостояния.

 

В республике разработана новая  концептуальная схема стратегии инвестиционного процесса, эффективность которого должна сказываться на абсолютном росте потребления и удельном потреблении каждого ее жителя. Эта концепция призвана придать инвестиционному процессу статус постоянного динамизма воспроизводства и перехода от "недовоспроизводства" к простому, а затем к расширенному типу воспроизводства.

 

6 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ  БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКИ

 

На сегодняшний день задача привлечения  иностранных инвестиций возведена  в ранг государственных. Привлечение инвестиций в реальный сектор экономики требует совместных усилий государств, заемщиков и банковского сектора. Анализ ситуации в денежно-кредитной сфере, бюджете и реальном секторе показывает, что использования только процентной политики явно недостаточно для того, чтобы эффективно понизить инфляцию, укрепить национальную валюту и поддержать реальный сектор экономики. Как показывает международный опыт, необходимо также проведение глубоких структурных реформ, а при отсутствии достаточных внутренних накоплений - привлечение иностранных инвестиций, прежде всего в форме прямых вложений, а также иностранных кредитов.

 

Учитывая, что для обеспечения  конкурентоспособности отечественных  товаров и удержания национальными  производителями рынков сбыта необходимо четкое управление затратами предприятия, остро стоит вопрос переоснащения производства и внедрения новых технологий. Для реализации этих задач необходимо изыскать соответствующие финансовые ресурсы. Традиционно такими источниками выступают как собственные средства организации (прибыль, амортизация), так и привлеченные ресурсы (кредиты банков, кредиторская задолженность, средства инновационных фондов, субсидии государства).

 

Одним из основных направлений экономической  политики Республики Беларусь является улучшение инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций. Этот вопрос приобретает особую актуальность в связи с тем, что с мая 2004 г. Беларусь стала восточной границей Европейского союза и интерес к республике со стороны зарубежных предпринимателей возрос. Размещая свои производственные мощности в Беларуси, иностранный инвестор получает прямой доступ к рынку республики и 10 миллион человек и к 200-миллионному комбинированному рынку стран Евразийского сообщества: России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Для европейских и других зарубежных компаний это прекрасная возможность расширить масштабы и доходность своей деятельности.

 

Необходимо отметить, что объем  инвестиций в значительной мере зависит  от размера сбережений в экономике страны. В течение ряда лет инвестиционные процессы финансировались в Беларуси преимущественно за счет бюджетного финансирования и кредитования. Вместе с тем мировой опыт свидетельствует; что по мере укрепления позиций национальной экономики главную роль в инвестиционных процессах начинают играть предприятия.

 

Таблица 1- Структура инвестиций в  основной капитал, в % 2004 2005 2006

Инвестиции в основной капитал, всего 100 100 100

в том числе за счет   

Республиканского и местных  бюджетов 25,3 22,5 20,1

Инновационных фондов 5,8 6,4 5,8

Предприятий и организаций 47,1 47,4 57,4

Населения 17,3 19,6 12,5

Иностранных кредитов 4,6 4,1 2,8

 

 

В структуре инвестиций в основной капитал в Республике Беларусь (таблица. 1) традиционно превалируют собственные (внутренние) источники, на долю которых приходится около 96—97 % всех вложений. Среди всех источников финансирования лидирующие позиции принадлежат средствам предприятия, доля которых на протяжении 2004-2006 гг. стабильно увеличивалась. И, напротив, доля централизованных источников (республиканский и местные бюджеты, инновационные и другие внебюджетные фонды) снижалась: с 31,1 % в 2004 г. до 25,9 % в 2006 г. На фоне положительной динамики инвестиций в основной капитал в целом по стране необходимо отметить незначительность и сокращение доли инвестиций за счет иностранных заимствований с 4,6 в 2004 г. до 2,8 % в 2006 г.

 

В Республике Беларусь в целом сформированы благоприятные условия для деятельности иностранных инвесторов, что подтверждает созданный и успешно развивающийся сектор экономики, основанный на частных иностранных инвестициях. По состоянию на 1 января 2004 г., в республике работает около 3000 компаний, организованных с участием инвесторов из 77 стран мира. Наибольшее количество совместных и иностранных предприятий создано с Россией (579), США (419), Германией (341), Польшей (320), Литвой (205). В уставные фонды зарубежные инвесторы перечислили около 600 млн дол. США.

 

Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями  — транснациональными корпорациями. Созданы, например, совместные предприятия с немецким концерном «МАНН» (выпуск автомобильной техники) и компанией «Карл Цейс» (производство оптических изделий). Успешно работают иностранные предприятия, такие как «Кока-кола Бевриджис Белоруссия», «Рестораны Макдональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), «Унрмедикал» (производство одноразовых медицинских изделий), «Чесс-Бел» (переработка нефтепродуктов), «Инко-Фуд» (производство мясных изделий), СП ОАО «Спартак» (производство кондитерских изделий), ООО СП «Фребор» (производство искусственных почек и материалов для почечно-заменительной терапии), СП ЗАО «Юнисон» (производство деталей и принадлежностей для автомобилей), СП «Гражданский проект» (строительство), СП 000 «Мобильная цифровая связь» (система подвижной сотовой связи стандарта С5М), ИП 000 «Маерск Медикал» (производство одноразовых шприцов) и другие.

 

Совместные и иностранные компании вносят существенный вклад в некоторые  показатели белорусской экономики. Инвестиции в основной капитал совместных и иностранных предприятий в 2006 г. составили более 340 млн дол. США или 11 % от общего объема национальных капиталовложений. Совместные и иностранные организации активно осуществляют внешнеторговую деятельность, экспортируя 17 % национального экспорта и импортируя 20 % республиканского импорта

Информация о работе Инвестиционная политика Республики Беларусь на современном этапе