Инвестиционная политика Республики Беларусь на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Развитие общества требует постоянного роста производительных сил в количественном и качественном смысле. Воспроизводственный процесс поддерживается стабильным притоком новых основных и оборотных средств, использованием достижений научно-технического прогресса, дающих неуклонное возрастание эффективности общественного производства.

Работа содержит 1 файл

Тема данной курсовой работы.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

 

Формы инвестиционной деятельности определены Инвестиционным кодексом Республики Беларусь как:

 

создание юридического лица;

 

приобретение имущества или  имущественных прав, а именно:

 

- доли в уставном фонде юридического  лица;

 

- недвижимости;

 

- ценных бумаг;

 

- прав на объекты интеллектуальной  собственности

 

- концессий;

 

- оборудования;

 

- других основных средств.

 

Среди субъектов инвестиционной деятельности различают непосредственно инвесторов и субинвесторов.

 

Инвесторы. - юридические, физические лица, а также государство, осуществляющие инвестиционную деятельность. Государство, а также его административно-территориальные единицы, выполняют функции инвестора через уполномоченные ими лица. Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, кредиторов, покупателей, а также исполнять обязанности любого другого участника инвестиционной деятельности.

 

Юридические и физические лица, осуществляющие организацию и управление инвестиционной деятельностью, называются субинвесторами.

 

Инвесторы имеют права и обязанности, несут ответственность и риски, связанные с инвестиционной деятельностью. Они самостоятельно определяют направления и объемы инвестиций, рассчитывают их эффективность, могут привлекать для осуществления инвестиционной деятельности граждан и юридических лиц. После оплаты результатов инвестиционной деятельности инвесторы вправе ими владеть, пользоваться и распоряжаться. Однако законодательством могут быть определены объекты, инвестирование в которые не влечет за собой такого права, но не исключает возможности владения, пользования и распоряжения в пределах полномочий, определенных собственником или законом. Инвестор в этом случае участвует в доходах от эксплуатации такого объекта. После приобретения права собственности на имущество инвестор может использовать его в качестве гарантий по всем видам обязательств.

 

Инвестор может передавать право  пользования, владения и распоряжения инвестициями и их результатами субинвестору. Субъекты инвестиционной деятельности имеют право хранить свои денежные средства в порядке и на условиях, определяемых законодательством.

 

Отношения между субъектами инвестиционной деятельности регулируются договором (контрактом), который заключается на основе принципов добровольности и равноправия сторон. Условия такого договора (контракта) сохраняют свою силу на весь период действия. Изменение его может осуществляться только по соглашению сторон. Расторжение договора возможно по требованию одной стороны.

 

В соответствии с законодательством  Республики Беларусь инвестиционная деятельность допускается при наличии необходимых  разрешений государственных органов  и специализированных служб на капитальное  строительство, лицензий на право осуществления работ, требующих соответствующей аттестации. Инвестор обязан соблюдать нормы и стандарты, иметь заключения экспертизы инвестиционных проектов в части соблюдения санитарно-гигиенических и экологических норм. Он также обязан выполнять требования государственных органов и должностных лиц, соответствующие их компетенции.

3. Государственное регулирование  инвестиционной деятельности

 

Свободный выбор метода инвестирования - характерная черта рыночной экономики. Инвестор делает выбор объекта для инвестирования исходя из эффективности проекта. В расчет принимаются затраты, прямо оказывающие влияние на доходность проекта. Однако развитие науки, культуры, создание других социально значимых объектов, охрана окружающей среды - это те объекты, которые не всегда могут принести доход, а чаще – убыточные.

Вмешательство государства обоснованно  и необходимо в случаях:

 

-решения общенациональных проблем;

 

-решения социальных проблем  отдельного региона;

 

-изменения экономической стратегии государства;

 

-если реализация инвестиционного  проекта приведет к отрицательным  последствиям.

 

Таким образом, государство обязано  направлять инвестиционную деятельность на выполнение мероприятий, включенных в проводимую им экономическую, научно-техническую, социальную и природоохранную политику.

 

Государственное регулирование имеет  в своем арсенале набор инструментов, применение которых позволяет включиться рыночному саморегулированию. Чаще всего это происходит путем внедрения  в систему стимулирования заданных государством элементов. Такими элементами выступают амортизационная политика, налоги, льготное кредитование и др.

 

Однако в целом ряде случаев  экономических стимулов недостаточно. Решение отдельных проблем, к  примеру, требует большого объема средств и при этом не обещает видимой отдачи в обозримом будущем. Другими словами, их финансирование относительно убыточно. Относительность выражается в невозможности определения прямого экономического эффекта по инвестиционному проекту. Это проекты, направленные на улучшение социальных, культурно-бытовых условий. Источниками такого финансирования выступают государственный и муниципальные бюджеты. В государстве имеется еще один элемент регулирования инвестиционной деятельности - система выбора инвестиционных проектов, не имеющих прямого реального эффекта.

 

Система государственного инвестиционного  регулирования включает органы, управляющие  финансовой системой, определяющие кредитную  политику, а также органы законодательной  и исполнительной власти.

 

В условиях, когда рыночные механизмы работают нормально, участие государства в инвестиционной деятельности минимально. За счет ряда стимулов вопросы инвестирования решаются хозяйствующим субъектом. При этом на государство воздвигается лишь контрольная функция.

 

Государственное регулирование может осуществляться прямым (административным) и экономическим методами. Прямое управление (или административный метод) подразумевает создание законодательной и нормативно-правовой базы путем принятия законов, декретов, постановлений и т.д. Правовая база инвестиционной деятельности должна основываться на принципах, действующих в мировой практике. К ним относятся:

 

- стабильность;

 

-последовательность, исключающая  противоречия в принимаемых законах  и нормативных актах;

 

-информированность всех заинтересованных сторон;

 

-прозрачность, не допускающая толкование  в интересах любой из сторон  инвестиционной деятельности, возможность  опротестования противоправных  действий любой стороны или  лица, а также органов исполнительной  власти;

 

-равенство перед законом всех участников инвестиционной деятельности;

 

-благоприятствование активизации  инвестиционной деятельности;

 

-интеграция государства в мировую  экономику;

 

-обеспечение национальной безопасности.

 

Немаловажную роль в управлении инвестиционным процессом играет кредитная политика. Высокие процентные ставки | уменьшают инвестиционную активность. Снижение их уровня позволяет расширить круг инвесторов.

 

Правильная валютная политика также  оказывает воздействие на инвестиционную деятельность. Реальность валютных | курсов дает возможность беспрепятственно приобретать и реализовывать иностранную валюту, соизмерять затраты на реализацию инвестиционного проекта с мировыми аналогами и т.д.

 

Амортизационная политика, в том  числе метод ускоренной амортизации, позволяет обновлять основные фонды, внедрять прогрессивные технологии и, как следствие, - влияет на повышение качества выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности.

 

В системе мер, оказывающих влияние  на инвестиционную деятельность, есть и такие, как установление государственных норм и стандартов, условий пользования землей и другими ресурсами, ценовая политика, система финансирования и кредитования капитальных вложений, разгосударствление и приватизация государственной собственности.

 

В Инвестиционном кодексе Республики Беларусь регулирование инвестиционной деятельности предусматривается двумя методами: методом прямого участия в инвестиционной деятельности и созданием благоприятных условий для ее развития.

 

Прямое участие в инвестиционной деятельности предполагает:

 

-принятие государственных инвестиционных  программ;

 

-использование бюджетных ассигнований  в качестве источника финансирования  инвестиционных мероприятий;

 

-выделение централизованных инвестиционных  ресурсов на условиях платности,  срочности и возвратности;

 

-государственную экспертизу инвестиционных  проектов;

 

-гарантию Правительства Республики  Беларусь в случае привлечения  кредитов в качестве источника  финансирования инвестиционных  проектов;

 

-предоставление концессий для  национальных и иностранных инвесторов.

 

Метод создания благоприятных условий  для развития инвестиционной деятельности проявляется, прежде всего, в оказании инвесторам государственной поддержки. Важными направлениями его реализации являются:

 

-защита  интересов инвесторов;

 

-установление на территории Республики Беларусь свободных экономических зон;

 

-определение  условий владения, пользования и  распоряжения землей, недрами, водами  и лесами;

 

-принятие  антимонопольных мер и пресечение  недобросовестной конкуренции;

 

-определение  условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности;

 

-содействие  в развитии рынка ценных бумаг;

 

-проведение  эффективной бюджетно-финансовой, налоговой,  денежно-кредитной и валютной  политики.

 

Намечается  использовать и другие формы и методы государственного регулирования, не противоречащие законодательству Республики Беларусь.

 

Таким образом, вторжение государства в инвестиционную сферу - это нормальная мировая практика, направленная на развитие инвестиционного  процесса и решение первоочередных задач, связанных с развитием общества.

4.  Общая  характеристика инвестиционной  деятельности в республике беларусь

 

Инвестиционная  политика в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Основными направлениями  социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 года и с учетом принятой концепции создания социально ориентированной рыночной экономики при активном влиянии государства на формирование производственных и общественных отношений во всех сферах народного хозяйства.

 

С помощью мер государственной поддержки, стимулирования налогового и таможенного льготирования основная часть инвестиционных ресурсов поступает на обеспечение приоритетных направлений - на техническое перевооружение производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности; повышение качества и конкурентоспособности строительных материалов и изделий, увеличение производства и расширение ассортимента продуктов питания, разработку и внедрение современных технологий хранения, транспортировки, переработки и упаковки пищевой продукции; совершенствование технологий и создание новых производств по выпуску отечественных медпрепаратов; создание современных транспортных коммуникаций и сетей связи, строительство жилья.

 

Наиболее  высокие темпы среднегодового прироста инвестиций (7— 12%) предусматривались  в 2001-2005 гг. с последующей стабилизацией  инвестиционно-воспроизводственных  процессов до уровня 6,2-8,0% в следующем  пятилетии. В первом пятилетии общий  объем инвестиций увеличился в 1,5-1,7 раза, а за 2006-2007 гг. - в 1,4 -1,5 раза. Удельный вес их в ВВП в 2005 г. составил 23-23,2%, а в 2007 г. - 23,3-24,9%.

 

Основным источником финансирования капитальных вложений остаются собственные  средства предприятий (более половины общего объема инвестиций), которые  формируются за счет прибыли и  амортизационных отчислений.

 

Реализация наиболее важных целевых  инвестиционных проектов предусматривает их поддержку бюджетным финансированием, причем строго на конкурсной и возвратной основе. Главными критериями отбора проектов для совместного государственно-коммерческого финансирования будет эффективность инвестиций и срок окупаемости (1 -3 года).

 

Основная часть капитальных  вложений из республиканского и местных  бюджетов сосредотачивается на решении  наиболее острых проблем социальной сферы: развитии науки, здравоохранения, просвещения, культуры и строительство  жилья. Ресурсы концентрируются в целях снижения объемов незавершенного строительства и обеспечения своевременного освоения выделенных средств и ввода в действие объектов. Внешнее финансирование (в первую очередь за счет прямых иностранных инвестиций, а также кредитов) предполагается в размере около 5% от общего объема инвестиций. Инвестиционные ресурсы за счет средств населения на основе стабилизации реальных доходов и восстановления доверия к банковским учреждениям планируются в размере 10%.

 

Основными мерами по повышению инвестиционной активности субъектов хозяйствования всех форм собственности являются:

 

-мобилизация средств населения  в сферу инвестирования за  счет создания нового вида  сбережений - долгосрочных инвестиционных  вкладов под гарантии государства;

 

-активизация инвестиционной деятельности коммерческих банков через систему гарантий правительства под заемные средства, предоставляемые банками для реализации экономически значимых инвестиционных проектов;

 

-усиление роли государственных  инвестиций на основе поддержки  высокоэффективных инвестиционных проектов:

 

-усиление роли амортизационных  отчислений в инвестиционном  процессе:

 

-расширение системы лизинговых  операций для решения проблемы  модернизации и технического  перевооружения производств без  значительного стартового капитала (особенно в сфере малого предпринимательства);

 

-развитие инвестиционного сотрудничества  со странами СНГ.

 

Решение социально-экономических  задач развития требует принятия ряд мер по активизации инвестиционной деятельности в республике.

 

Прежде всего, следует обеспечить стабильность законодательной и норма-тивной базы в инвестиционной сфере. Принятие Инвестиционного кодекса будет способствовать созданию условий для инвестиционных вложений в экономику страны. Необходимо также сделать активные шаги по привлечению внешнего финансирования. Мировой опыт показывает, что практически все страны, сумевшие достичь экономического прогресса в последние десятилетия, стимулировали и использовали приток иностранного капитала. Для активизации его привлечения в Республику Беларусь необходимо осуществить ряд мер, направленных на улучшение инвестиционного климата, снижение инвестиционных рисков и установление более полного взаимопонимания с Международным валютным фондом и Мировым банком.

Информация о работе Инвестиционная политика Республики Беларусь на современном этапе