Инвестиционная политика новых индустриальных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 21:39, доклад

Описание работы

Одним из факторов, позволившим азиатским странам превратиться в промышленные оазисы, стало вливание иностранного капитала. Процесс индустриализации новых индустриальных стран подразделяется на три этапа и имеет свои особенности: развитие импортозамещающей стратегии; создание экспортного потенциала и базовых отраслей; развитие наукоемких отраслей.
Реализация политики развития импортозамещающих отраслей (середина - конец 50-х годов) преследовала экономию валютных средств и насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами.

Работа содержит 1 файл

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НОВЫХ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАН.docx

— 25.31 Кб (Скачать)

тал в объемах свыше $284 млрд. Примечательно  то, что в отдельные периоды  из регионов большой китайской экономики (Гонконг, Сингапур, Тайвань) около 80% капитальных  вложений поступало от китайской  диаспоры. Приток прямых инвестиций из стран большой семерки стал активизироваться с 1992 года, однако не достигает масштабов  китайской ойкумены.

В настоящее время Китай представляет собой всемирный перерабатывающий цех и сборочную фабрику, с  каждым годом ориентируя отрасли  народного хозяйства на увеличение экспортных позиций. Однако темпы роста  импорта превышают экспорт. К  примеру, производство более половины персональных компьютеров полностью  базируется на импорте необходимых  компонентов. В 1995г. в Китае было осуществлено инвестиционных проектов на сумму $37 млрд., наблюдается рост вложений инвесторов из США и развитых стран в акции, и в 1996г. они достигли $116 млрд. Огромный потенциал Китая, возможность производства товаров  для всего мира сделали привлекательным это пространство для ввоза капиталовложений транснациональных корпораций.

Как известно, китайское правительство  в исходный момент осуществления  реформы четко отработало стратегию, базирующуюся на особенностях страны. При этом учитывались гигантские территориальные масштабы; высокая  концентрация населения, определяющая емкость рынка; специфический внутренний потребительский рынок, развитие которого могло быть обеспечено за счет факторов внутреннего характера. В такой  ситуации внешний фактор был признан  дополняющим инструментарием, а  потенциал экспортного производства мог обеспечить финансирование импорта.

В отличие от многих развивающихся  стран процесс либерализации  внешнеэкономической деятельности в Китае осуществлялся преимущественно  экономическими методами. В достаточной  степени либерализированная экспортная политика в значительной степени превосходила степень демократизации в инвестиционной политике. Тем не менее определенные преференции были использованы по отношению к притоку иностранного капитала. Ввоз высоких технологий стимулировался использованием таможенных и налоговых льгот, а развивающееся совместное предпринимательство было нацелено на внешний рынок. При этом в структуре промышленных капвложений допускалась доля иностранного капитала свыше 50%. Однако доля экспортируемой продукции должна была превышать 70% в общем объеме производства.

Учитывая региональные особенности, Китай применил двойную направленность в экономической политике. Принцип  открытости экономики срабатывал для  инвесторов, работающих не только на внешний  рынок, но и на более отсталые регионы  страны. При этом следует отметить, что начальный этап китайской  реформы основывался на преимущественно  количественном подходе к потоку иностранного капитала. Дальнейший же период реформ предполагал качественные параметры, то есть поощрение качественности иностранного пая, ориентация на стратегические отрасли китайской экономики, а  также на использование ограничений  в отраслях, не представляющих высокой  степени экономической целесообразности. Опыт Китая показал эффективность  применения экономических регуляторов, с одной стороны, и поощрительных  мер - административного контроля и  ограничительных мер, - с другой. В китайской экономике функционирует  значительное количество крупных и  средних производств государственного сектора, причем многие отрасли причастны  к отраслям с наиболее высокой  капиталоемкостью и расположены  в наименее развитых регионах страны. Это предопределило возможность  решения социальной политики, в результате реальной реорганизации политики, инвестирования и налоговой защиты данных секторов производства.

Специфика привлечения прямых иностранных  инвестиций в ту или иную страну многолика, несмотря на идентичность применяемых  форм привлечения прямого капитала. Особая роль их сочетания проявляется  в опыте китайской экономики. Так, в 1980 году начался этап формирования совместных предприятий в КНР. За 16 лет экономического развития количество их на территории Китая достигло 290763, из них около 2/3 представляют собой  предприятия со смешанным капиталом, значительна доля совместных предприятий, построенных на контрактных условиях, около 15% занимают предприятия со 100%-ным  иностранным капиталом. Совместные предприятия наряду с другими  формами привлечения капитала способствуют активизации экономики за счет: содействия технологическому развитию сфер народного  хозяйства;

аккумуляции запасов иностранной  валюты росту реального иностранного капитала до 28%;

разрешения проблем занятости  посредством создания новых рабочих  мест;

рационализации структуры народного  хозяйства и увеличения доходов  государства;

укрепления китайских товаров  на мировом рынке за счет интенсивного расширения экспортного сектора;

внедрения новых методов управления производством, качеством продукции, а также сбыта и организации  обслуживания, а также повышения  квалификации и переподготовки рабочей  силы.

Глубоко продуманная экономическая  политика в странах Азиатско-тихоокеанского региона обеспечила эффективность  в привлечении иностранного капитала. Если на завершающем этапе восьмого десятилетия объем иностранных  инвестиций в Юго-Восточную Азию составлял более $30 млрд., то к 1994 году - уже около $110 млрд. Анализ динамики иностранных инвестиций в Азиатский  регион и во весь развивающийся мир  показывает, что если

в 1988г. доля АТР в иностранных  вливаниях в развивающиеся страны составляла 25%, то в 1994г. приблизилась к 50% уровню. При этом примечателен тот  факт, что при средних темпах прироста валового внутреннего продукта в  Таиланде на 8,8% валовые внутренние сбережения выросли до 35,8%, а валовые  внутренние инвестиции достигли 41% в  среднем за год.


Информация о работе Инвестиционная политика новых индустриальных стран