Инвестиционная политика новых индустриальных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 21:39, доклад

Описание работы

Одним из факторов, позволившим азиатским странам превратиться в промышленные оазисы, стало вливание иностранного капитала. Процесс индустриализации новых индустриальных стран подразделяется на три этапа и имеет свои особенности: развитие импортозамещающей стратегии; создание экспортного потенциала и базовых отраслей; развитие наукоемких отраслей.
Реализация политики развития импортозамещающих отраслей (середина - конец 50-х годов) преследовала экономию валютных средств и насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами.

Работа содержит 1 файл

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НОВЫХ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАН.docx

— 25.31 Кб (Скачать)

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НОВЫХ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАН

Одним из факторов, позволившим азиатским  странам  превратиться в промышленные оазисы, стало вливание иностранного капитала. Процесс индустриализации новых индустриальных стран подразделяется на три этапа и имеет свои особенности: развитие импортозамещающей стратегии; создание экспортного потенциала и базовых отраслей; развитие наукоемких отраслей.

Реализация политики развития импортозамещающих  отраслей (середина - конец 50-х годов) преследовала экономию валютных средств  и насыщение внутреннего рынка  потребительскими товарами.

Следующий этап индустриализации (конец 60-х годов) совпал с изменениями  в международном разделении труда  и структурной перестройкой экономики  развитых стран. Политика развивающихся  стран в этот период нацелена на развитие трудоемких отраслей по выпуску  массовой потребительской продукции, что позволило создать отрасли, которые в настоящее время  определяют специализацию стран  в международном разделении труда.

Закрепление за новыми индустриальными  странами НИС роли производителя  массовой продукции для насыщения  рынков развитых стран обусловило в  конце 70-х - J начале 80-х годов переход  к развитию наукоемких отраслей и  создание собственной научно-технической  базы. Основная черта этого периода - рост государственных и частных  вложений на развитие НИОКР. В период 1980-1987 гг. расходы на него выросли  с 0,6% до 2,2% в структуре валового национального  продукта, в 1991 они составляли 3%, а  к 2001 году планируется довести их до 5%. Наиболее динамично в этот период развивались электронная и электротехническая промышленность, металлообработка, автомобильная, химическая, авиационная и аэрокосмическая  промышленность. Происходит переориентация на выпуск высокотехнологических товаров, что позволило довести темпы  роста ВНП по странам до уровня: Малайзия - 9,4%, Сингапур - 8,3%, Таиланд - 10%. Совокупный ВНП четырех "драконов" - Кореи, Сингапура, Гонконга, Тайваня в 1990 г. составлял $505 млрд.

До 60-х годов экономика Южной  Кореи существовала за счет помощи США, объем которой колебался  от 6% до 14% ВНП. Развитие промышленности в этот период носило импортозамещающий  характер. Затем страна приступила к реализации экспортоориентированной стратегии роста. Ставка делалась на экспорт готовой промышленной продукции, что свойственно для страны без крупных ресурсов и имеющей слабое сельское хозяйство. Предполагалось создание экспортных производств на основе привлечения иностранного капитала. Целенаправленное и эффективное использование иностранного капитала является одним из секретов "сеульского экономического чуда". Щедрость кредиторов была обусловлена стратегическими соображениями и небольшими издержками на оплату труда.

В период с 1963 по 1969 гг. иностранный  капитал обеспечивал 44% внутренних капвложений. В 1972-1976 гг. доля государственных  займов в Южной Корее увеличилась  в 3 раза, частных кредитов - в 2,5 раза. Государственные займы из США  и Японии предоставлялись на достаточно выгодных условиях: 1- 3% и льготный период свыше 9 лет. Особая привлекательность  японских займов обусловила то, что  в 1967-1978 гг. в общей сумме заемных  средств, выделяемых Южной Корее, доля Японии держалась на уровне 21% по линии  государственных займов и 21,5% -по линии  частных капвложений.

Со временем преобладание тех или  иных форм поступления иностранного капитала менялось. В середине 80-х  годов около $13 млрд. приходилось  на государственные займы от Японии, США и ряда финансовых организаций (МБРР, Азиатский Банк Развития, МВФ), до 70% которых использовалось на финансирование инфраструктуры. На более короткий срок и на более жестких условиях предоставлялись частные кредиты, которые направлялись на расширение производства и обеспечение текущего воспроизводства. Наиболее существенным был экспорт ссудного капитала и  являлся основной формой капвложений. Общий приток финансовых средств с 1980 по 1985 гг. составил около $100 млрд. долларов.

Прямые инвестиции как источник накопления по сравнению с иностранными займами занимают весьма скромное место. Так, в 1981г. объем иностранных займов составлял около $32,5 мрд., тогда как прямых инвестиций -$1,758 млрд. долларов. До 1981г. на долю Южной Кореи приходилось 55% общего числа прямых японских инвестиций. К концу этого года 1% от общего числа прямых иностранных инвестиций был вложен в добывающую промышленность, 75% - в обрабатывающую и 24% - в сферу обслуживания.

Следует отметить, что составляющие этого "сеульского чуда" вытекают из особенностей инвестиционной политики: 70% материальных ценностей страны вовлечены в каналы внешнего обмена, по сути дела, это обеспечивает третье место после Тайваня и Нидерландов;

новое производство в Южной Корее  базировалось на западной технологии и менеджменте под прямым контролем  преимущественно американских и  японских фирм. За 30 лет в корейскую  экономику было импортировано около 10 тыс. иностранных технологий, а  создание корейских образцов продукции  требовало привлечения иностранных  ноу-хау, умственного потенциала с  использованием прямого несанкционированного заимствования;

инвестиционная политика Южной  Кореи сформировала наиболее закрытый тип экономики. Доля СП с иностранным  капиталом в общих активах  колеблется в пределах 2%, тогда как  в Сингапуре - 25% , а в Гонконге - 15%. Южной Корее свойственна наиболее жесткая и запутанная регламентация  иностранных вложений.

Сохраняют силу ограничивающие или  запрещающие перечни отраслей (сельское и лесное хозяйство, финансовая сфера, страхование, оптовая торговля, связь  и т.д.) -их 67 отраслей. Для иностранных инвесторов доля акций корейских компаний, предназначенная для покупки, не превышает 15%.

Как и в Южной Корее, во всех азиатских  НИС экспорт ссудного капитала осуществлялся  по государственной и частной  линиям на льготных и коммерческих условиях. Крупнейшими донорами ссудного капитала для стран КИС были США и Япония. В Южной Корее сконцентрирован 51%, в Тайване - 23% американской помощи. Примерно 85% всех японских кредитов и займов приходится на страны НИС, в том числе, Таиланд - 44%, Малайзия - 23%, Южная Корея - 18%. В 1986 году азиатские НИС получили от Великобритании займов и кредитов на общую сумму $ 166 млн.,91% из которых приходился на Малайзию. По линии международных организаций Южная Корея получила $ 8,9 млрд., Таиланд - $ 6,2 млрд., Малайзия - $ 3,3 млрд.

Приоритетными сферами вложения американского  капитала являются добывающая (главным  образом нефтедобыча), обрабатывающая промышленность и сфера услуг. На конец 1981 года объем капвложений  во всех НИС составил $26,5 млрд, 36,2% из которых приходился на азиатские НИС.

Второе место по вывозу предпринимательского капитала принадлежит Японии. На начало 1997г. объем капвложений в эти  страны составил $11,3 млрд. Приоритетными  отраслями для японских ТНК являются обрабатывающая и сырьевая промышленность.

На третьем месте по объему прямых инвестиций - Великобритания. На начало 1997 года объем капвложений составил $6,7 млрд. долларов, большая часть  капвложений английских ТНК ( 52,5%) направлена в обрабатывающую промышленность (химическая промышленность, легкая промышленность, сфера услуг и торговля). На конец 1987г. объем прямых инвестиций в экономику азиатских НИС составлял $29,3 млрд. Ориентируясь на приоритетность внешней торговли как основы преобразования национальной экономики, проводимая инвестиционная политика к 1995 году обеспечила рост объема иностранных инвестиций до 109 млрд. долларов, что превышает 2/3 от всех прямых инвестиций, полученных развивающимися странами.

Около 80% всех инвестиций аккумулированы на территории Тайваня и стран  Юго-Восточной Азии. В последние годы существенно сократились объемы иностранных инвестиций в виде государственных кредитов и видов финансовой помощи. Если в 1990 году их доля достигала 38%, то к 1995 году они сократились до 15%.

По оценкам Объединенного банка  Швейцарии, азиатские "тигры" в  ближайшие годы могут войти в  группу стран с наиболее высокой  конкурентоспособностью. Успехом такого экономического рывка, на наш взгляд, является то, что рекомендации, предложенные международными экспертами, получили восточную интерпретацию. Большой  интерес в практике решения таких  принципиальных проблем представляет опыт Малайзии. Солидная кадровая и  управленческая база позволила ей выработать взвешенную и прагматичную экономическую  стратегию, в том числе инвестиционную, целью которой явилась мобилизация  всех внутренних ресурсов и политика финансирования ключевых отраслей народного  хозяйства. Для перехода к новой  политике созданы определенные объективные  и субъективные условия: инфляционная политика, политика наращивания норм накопления, становление финансовых и банковских институтов, налоговая  политика и либерализация внешней  торговли.

Стержнем инвестиционной политики явилась задача, адекватно сочетающая открытость иностранным технологиям, стимулирование их внедрения и создание благоприятной налоговой среды  для всех типов предприятий. Для  модернизации экономики на новой  технологической базе в единой цепи рассматривались вполне автономные подсистемы - человеческий капитал, лицензирование, импорт оборудования, стимулирование создания филиалов, дочерних фирм зарубежных ТНК. Это позволило на стартовом  уровне создать приоритетные отрасли. Для поддержания конкурентоспособности  этих отраслей на местном рынке и  на мировой арене необходимо оказать  поддержку.

Как и в других странах этой четверки, правительство Малайзии поощряло создание совместных предприятий в приоритетных отраслях, а также в отраслях, осуществляющих экспортные поставки на международный рынок. Будучи приверженной к такой модели развития свободной  торговли, которая предполагает экспансию  на мировые рынки с помощью  конкурентоспособных цен, ее народное хозяйство не могло не испытывать необходимость привлечения зарубежного  управленческого опыта. Однако, учитывая поддержание безопасности в аспектах "технической" уязвимости, в Малайзии на участие инвесторов в программе  приватизации использовались определенные ограничения. Так, в экспортопроизводящих отраслях доля иностранцев в совместных предприятиях могла превысить 51%, но владение акциями приватизированных предприятий не должно превышать 25%, хотя программа приватизации базируется на использовании гибких форм участия доноров - прямое инвестирование, техническая помощь, консультирование. В числе затруднительных моментов экономической реформы является и этнический фактор, поскольку население городов преимущественно представлено китайской диаспорой. Для разрешения этнического фактора малайзийское правительство осуществляет этнический протекционизм (для непосредственно малайцев резервируется определенная доля акций приватизируемых предприятий, а система льгот и привилегий стимулирует их привлечение в производственный процесс) в сочетании с государственным регулированием и свободой предпринимательской деятельности местного плюс иностранного капиталов. Тем не менее курс инвестиционной политики в значительной мере себя оправдал, хотя дальнейший процесс приватизации, по мнению экспертов, может грозить определенной нестабильностью и неопределенностью.

Особо следует отметить и роль китайского капитала в Юго-Восточной Азии (ЮВА), тщательно отбирающего сферы  для вложения капитала, которые могли  дать быструю и эффективную отдачу. В странах АСЕАН не менее 60% ВНП  производят китайские предприниматели. При этом одним из феноменов экономического роста является роль трех китайских  этнических очагов (Гонконг, Сингапур, Тайвань), а также китайская диаспора, проживающая за их пределами. Так, в  середине 1994 года этнические китайцы  владели более чем 50% контрольных  пакетов крупнейших компаний, являющихся лидерами на фондовых биржах Шанхая, Сеула, Гонконга, Сингапура, Джакарты, Манилы и Бангкока. В Таиланде и Сингапуре  ими осуществляется контроль более 80% ведущих компаний, на территории же Малайзии и Индонезии - 62% и 73% соответственно.

В данном пространстве наблюдаются  диаметрально различные тенденции  развития, если сравнивать с Японией, которая с каждым годом сокращает  здесь сферу своего влияния. Степень  взаимозависимости этих государств, особенно Китая и Гонконга, можно  показать на следующем примере.

Китай от 30% до 40% своих валютных поступлений  получает от Гонконга или через него. При этом сам инвестирует в  Гонконг на $5 млрд. инвестиций больше, чем США. Гонконг служит геостратегическим мостом между Китаем и Западом. Реагируя на антикитайскую направленность национальной экономики, делает ставку на использование частных фирм, акционерных компаний и других форм "подставного" участия. Благодаря таким качествам китайцев, как экономия, бережливость и расчетливость, произошло грандиозное воспроизводство китайского капитала, которое подчиняет целые отрасли промышленности в других странах. Многие китаеведы отмечают, что правительством экономика поставлена выше политики, а идеология подчинена интересам политики.

Традиционной чертой китайского бизнеса  является сама китайская община. Высокий  уровень этнической консолидации, внутриобщинные связи и переплетение деловых  интересов распространяется далеко за пределами клана. В стране пребывания китайский капитал одним из важных направлений своей деятельности выбирает намерение влиять или подчинять  деловую активность местной некитайской  власти. Практика показывает, что он открыто игнорирует меры правительства, например, в Индонезии, так как деятельность капитала облегчается единым управлением из одного центра, функции которого успешно выполняют торгово-промышленные палаты. В середине 70-х годов в Малайзии их было 479, Филиппинах - 368, Сингапуре - 179, Таиланде - 59.

В целях укрепления своих позиций  на рынке Юго-Восточной Азии китайские  компании напрямую сотрудничают с государственными структурами и местным капиталом.

Период зарубежного инвестирования в китайскую экономику определил  наличие факторов, которые делали привлекательными вложение инвестиций. Однако отсутствие развитой инфраструктуры, низкий уровень квалификации работников, неадекватный требованиям на мировой  арене;

законодательный режим не способствовали активному потоку иностранных инвестиций. Решающим при этом фактором, определившим правомерность вложения в китайскую  экономику, для внешнего мира была политическая стабильность страны, которая создавала  емкому китайскому рынку условия  для наращивания экспортных производств, что значительно повысило активность зарубежных инвесторов. Все это позволило  за 16 лет, начиная с 1979 года, привлечь в китайскую экономику иностранный  капи-

Информация о работе Инвестиционная политика новых индустриальных стран