Инвестиционная деятельность предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 09:18, курсовая работа

Описание работы

Практическая значимость темы связана с тем, что практическое осуществление инвестиций обеспечивается инвестиционной деятельностью предприятия, которая является одним из видов его хозяйственной деятельности и важнейшей формой реализации его экономических интересов.
Цель работы состоит в том, чтобы правильно раскрыть тему курсовой работы «Инвестиционная деятельность предприятия».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. ИНВЕСТИЦИИ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ
1.1 Инвестиции как экономическая категория и их роль в развитии экономики.................................................................................................................4
1.2 Источники осуществления инвестиционной деятельности..........................6
1.3 Формы и виды инвестиций...............................................................................8
2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.1 Инвестиционная деятельность предприятия в РК.......................................11
2.2 Планирование инвестиций на предприятии.................................................14
2.3 Эффективное управление инвестициями предприятия...............................18
3. Совершенствование инвестиционной деятельности В РК
3.1 Изучение мирового опыта развития инвестиционной деятельности.....24
3.2 Пути совершенствования инвестиционной деятельности в Казахстане.26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................29
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................30
ПРИЛОЖЕНИЙ.....................................................................................................32

Работа содержит 1 файл

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ (1).docx

— 237.57 Кб (Скачать)

•Чрезмерное регулирование. В качестве одной из проблемных областей называют программу обеспечения «местного содержания». Требования в отношении использования «местного содержания» понятны в контексте развития экономики страны, они способствуют развитию долгосрочного и стабильного партнерства инвесторов и местных компаний. Важно соблюдать баланс нагрузки на инвесторов и необходимости повышения конкурентоспособности местных отраслей. (Приложения В)

27% казахстанских инвесторов считают уровень качества жизни высоким, а 45% полагают, что в этой области по-прежнему требуются существенные улучшения. Уровень жизни в крупнейших городах Казахстана (Астане и Алматы) неуклонно повышается. Однако существует значительный разрыв между этими двумя городами и остальной территорией страны по качеству жизни и доступу к социальной инфраструктуре. Основные проблемные области, отмеченные участниками исследования, включают:

•доступность квалифицированной медицинской помощи и образования;

•загрязнение окружающей среды и ее охрана;

•культура и досуг;

•низкая степень информированности потребителей на казахстанском рынке: степень развития сектора услуг недостаточна; стандарты услуг для потребителей необходимо повышать в целях их соответствия стандартам, принятым в странах со зрелой экономикой;

•не работает принцип «цена – качество»: необходимо просвещение потребителей и повышение потребительской культуры для того, чтобы стимулировать спрос на качественные услуги со стороны всего населения в целом. (Приложения Г)

16% инвесторов считают, что инвестиционный климат за последние годы ухудшился (44% в Казахстане и 9% – за пределами страны). Было отмечено ухудшение в следующих областях:

  1. нормативно-правовая среда и условия ведения бизнеса;
  2. трудовое законодательство;
  3. макроэкономические условия.

2.2 Планирование  инвестиций на предприятии 

Иностранные инвестиции играют очень важную роль в экономике любого государства  или отдельной республики. Уже  не первое десятилетие прямые иностранные  инвестиции растут быстрее, чем международная  торговля.

Привлечение иностранных инвестиций создает  условия для реального улучшения  производственной структуры экономики  Казахстана, создания нового высокотехнологичного производства, модернизации основных фондов и технического перевооружения многих предприятий, эффективного использования  имеющегося потенциала квалифицированных  специалистов и рабочих республики, внедрения передовых достижений в области менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнения внутреннего  рынка качественными товарами отечественного производства с одновременным увеличением  объемов экспорта в зарубежные страны.

В процессе перехода Республики Казахстан на рыночные отношения параллельно создавалась  и нормативно – законодательная  база в области инвестиций.

28 февраля  1997 года №75- 1 ЗРК вышел Закон «О государственной поддержке прямых инвестиций» (утратил силу), в котором регулировались отношения, возникающие в процессе поддержке прямых инвестиций в Республике Казахстан, и определялся единственный государственный орган, уполномоченный осуществлять государственную поддержку и представлять РК – «Агентство РК по инвестициям».

Кроме того 5 апреля 1997 года №3444 Указом Президента «Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций «, был определен список наиболее приоритетных и важных производств для привлечения инвестиций до 2000 года. В частности, такие отрасли как: производственная инфраструктура, обрабатывающая промышленность, объекты г. Астана, жилье, объекты социальной сферы и туризма, сельское хозяйство.

Указом Президента РК от 6 марта 2000 года №349 были утверждены правила предоставления льгот и преференций при осуществлении инвестиционной деятельности.

Но иностранных  предпринимателей не устраивала неполнота  и нестабильность нормативно-правовой базы хозяйственной деятельности, действовавшая  система бухгалтерского учета и  отчетности, высокий уровень налогообложения (несовершенство налоговой системы  в РК) и ее изменчивость, дороговизна  кредита, коррупция чиновников и  самоуправство местных властей, криминал в экономике, отсутствие гарантий безопасности и несоответствие бухгалтерского учета международным стандартам.

Однако в  стране были приняты адекватные меры по устранению препятствий для иностранных  инвесторов. Был принят и введен с 1 января 1997 года новый Генеральный план счетов хозяйственно-финансовой деятельности, на основе разработанных к нему Стандартов и Методических указаний к ним – все это позволило приблизить систему бухгалтерского учета к международному уровню. Следующим этапом было совершенствование налоговой системы. В РК был принят новый налоговый кодекс, который разработан с учетом лучших наработок в этой области, что улучшило правовую базу налогообложения. На улучшение инвестиционной деятельности влияет также и уровень развития малого и среднего бизнеса в республике, так как экономика любого государства не может нормально функционировать и развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Поэтому было принято ряд постановлений, направленных на развитие, улучшение и защиту среднего и малого бизнеса (на поддержку малого предпринимательства). Но эффективное использование инвестиционных ресурсов не мыслимо без Рынка ценных бумаг и в частности – Фондового Рынка, который в Казахстане, по сути, отсутствует, а значит, это является еще одной проблемой которую необходимо решить.

В целях реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года, 28 января 1998 года за №3834 был принят Указ Президента РК, в котором была принята программа действий и в том числе в области инвестиционной политики, определены цели и приоритеты. В Указе рассмотрены вопросы по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Республике в условиях рыночной экономики, а также освещены вопросы, связанные с обеспечением эффективной защиты иностранных инвестиций. В разделе «Благоприятный инвестиционный климат» принято решение об ускоренном развитии Фондового Рынка, защите и поддержке малого бизнеса, и др.

Таким образом, в политическом и правовом плане  в Республике Казахстан создан весьма благоприятный инвестиционный климат.

Казахстан стремится как можно быстрее установить контакты с ведущими индустриально развитыми странами мира. Об этом свидетельствуют интенсивные переговоры президента Н. Назарбаевав 2005 году в США, Великобритании, Испании, Франции. Везде лидер республики заключал прежде всего соглашения в области развития экономических связей, причем они большей частью раскрывают интерес казахской стороны не в чисто торговых поставках, а в получении технологий, инвестиций в развитие национальной промышленности. Кроме того, Назарбаев считает, что иностранные инвесторы могут содействовать в повышении квалификации казахстанских кадров.

Крупнейшим  иностранным инвестором Казахстана являются США. В 1993 году они предоставили ему 91 млн. долларов, в 1994 г. – 311 млн. долларов. Кроме того, США дадут еще 85 млн. долларов в 1994–1995 гг. на демонтаж ядерного оружия. США принято решение о распространении на Казахстан «льгот генеральной системы преференций, открывающих доступ казахстанской продукции на американский внутренний рынок». Подтверждена готовность США содействовать решению насущных проблем Арала, оснащению оборудованием медицинских клиник, снабжению региона питьевой водой, установке водоочистных сооружений. В Казахстан двинулись крупные американские компании. Так, «Шеврон» и «Мобил Ойл» приступили к разработке нефтяных месторождений, по оценкам экспертов, не уступающих аляскинским. Соглашение предусматривает отчисление 80% прибыли казахам, 20% – американцам.

С Великобританией  были подписаны соглашения об устранении двойного налогового обложения, о поощрении  и взаимной защите инвестиций, по которому каждая сторона обязалась обеспечивать другой действенную правовую базу для  ее частных инвестиций, гарантировать  защиту инвестиций в любых их формах. Все это будет способствовать дальнейшему укреплению позиций  английских фирм в Казахстане. Сегодня  здесь действует «Бритиш Петролеум» и «Шелл» в международном консорциуме  по освоению шельфа Каспийского моря. Ими, как и другими британскими  фирмами, прорабатываются планы  реконструкции нефтеперерабатывающих  заводов в Актау, Атырау, Кызыл-Орде. «Бритиш газ» занята в разработке Карачаганакского месторождения. «Лонро» стала инициатором создания совместного предприятия по производству современного горно-шахтного оборудования. Англичан интересует также план строительства аккумуляторного завода в Талдыкоргане, поставок оборудования для международного аэропорта в Алматы, эксплуатации Карачаганакского и Тенгизского нефтяных месторождений, развития фармацевтической промышленности, для выпуска ценных бумаг, в том числе денежных знаков. Сегодня в Казахстане действует 12 совместных британско-казахстанских предприятий.

С Испанией до недавнего времени Казахстан  не имел никаких экономических связей. В 1993 году товарооборот между двумя  странами составил чуть больше 180 тысяч  долларов. Это самый низкий показатель среди европейских партнеров  Казахстана. Однако следует обратить внимание, что Испания здесь, как  и на Северном Кавказе, проявила интерес  к специфическим проблемам создания и развития малых и средних  предприятий. Пока зарегистрированы два  совместных предприятия. О серьезности  намерений Испании говорит ее готовность предоставить Казахстану «кредитную линию» в 250 миллионов долларов, причем делается это под гарантии испанских  страховых компаний.

Казалось  бы, нет никаких препятствий для  дальнейших иностранных инвестиций, однако совершенно очевидно, что зарубежный капитал пугает чрезмерная «загосударствленность» осуществляемых в Казахстане рыночных реформ: 95% всех упомянутых выше инвестиций, к примеру, «охвачены» исключительно государственными предприятиями и фирмами Казахстана. Иностранная помощь попадает в централизованные государственные каналы. Более того, в 1995 году были предприняты правительством Н. Назарбаева меры, представляющие собой попытку установить жесткий контроль государства над процессом получения, использования и учета иностранных кредитов: создана специальная комиссия под руководством премьер-министра, куда входят также его первый заместитель, руководители министерств экономики, финансов, внешнеэкономических связей и Национального банка. Всем экономическим субъектам республики, как государственным, так и частным, предписано зарегистрировать в Министерстве финансов имеющиеся документы по иностранным кредитам, а также выданные гарантийные обязательства. Приостановлено заключение новых кредитных соглашений, не зарегистрированных Минфином. Национальному банку при выявлении нарушений указанного порядка рекомендовано производить отзыв выданных банкам генеральных лицензий на совершение операций в валюте.

В целом за период независимости Казахстан  привлек $42 млрд. иностранных инвестиций. Прямые инвестиции составляют $23,2 млрд., портфельные – $2 млрд., прочие – $16,6 млрд.

На текущий  момент суверенный рейтинг инвестиционного  уровня подтвержден крупнейшими  рейтинговыми агентствами мира. Среди  стран СНГ Казахстан занимает самые высокие позиции. Причём одним  из условий притока иностранных  инвестиций является макроэкономическая стабильность.

Казахстан сегодня  занимает лидирующее положение среди  стран СНГ по объему привлекаемых иностранных инвестиций на душу населения. О благоприятном инвестиционном климате и имидже нашей страны свидетельствует факт включения Казахстана в двадцатку наиболее привлекательных стран мира по версии Всемирного банка. В 2010 году по индексу ведения бизнеса Казахстан поднялся на 10 позиций вверх – с 80-го на 70-е место, в 2011-м – до 64-го и в 2012-м – до 63-го. Тем не менее рейтинг нашей страны ниже, чем у Эстонии, Венгрии, Словакии, Польши, Грузии и других развивающихся стран.

Кроме того, нужно отметить, что из всех инвестиций в Казахстан, по данным 2010 года, две трети составляют инвестиции в сырьевой сектор экономики – в горнодобывающую промышленность и в геолого-разведочную деятельность. На обрабатывающую промышленность приходится чуть более 9%. К сожалению, и в прошлом году ситуация практически не изменилась. Поэтому сейчас главная задача, над которой работает ведомство, – формирование благоприятного инвестиционного климата и диверсификация структуры иностранных инвестиций.

В экономику  Казахстана поступило инвестиций преимущественно  из 11 стран. Лидирующая роль принадлежит  США – 46,6% от совокупного объема иностранных инвестиций, на втором месте Канада – 11,8%. Далее идут Великобритания – 10,9%, Китай – 4,5%, РФ – 3,8%, Италия – 9,0%, за ней – Нидерланды, Индонезия, Южная Корея и Германия.

При разработке политики привлечения иностранных  инвестиций Правительство РК опиралось  на мировой опыт, который показывает, что наибольших успехов в данном направлении достигают те страны, которые, во-первых, рассматривают привлечение  инвестиций как приоритетную цель для  страны, во-вторых, используют при этом наибольший набор инструментов.

Сейчас в  Казахстане формируется система  стимулирования инвестиций с учетом мирового опыта, который включает такие  элементы, как предоставление специальных  экономических зон для реализации инвестиционных проектов, создание развитой инфраструктуры, либерализация налогового режима и функционирование института  по привлечению инвестиций по принципу «одного окна».

 

2.3 Эффективное  управление инвестициями предприятия

 

Стратегические цели инвестиционной деятельности предприятия – это  описанные в формализованном  виде прогнозные параметры состояния  его инвестиционной деятельности, позволяющие  управлять ею в долгосрочной перспективе  и оценивать ее результаты.

1. Классификация стратегических  целей инвестиционной деятельности  предприятия:

По виду ожидаемого эффекта:

-экономические цели – обеспечивают получение инвестиционного дохода или иных экономических результатов;

-внеэкономические цели – обеспечивают решение социальных задач, повышение имиджа предприятия, экологическую безопасность и тому подобное.

2. По направлениям инвестиционной  деятельности:

-цели реального инвестирования – определяются по отраслевой и региональной направленности реальных инвестиций;

-цели финансового инвестирования – перспективы приобретения контрольных пакетов акций других предприятий, параметры формирования портфеля финансовых инвестиций;

Информация о работе Инвестиционная деятельность предприятий