Инвентаризация товаров и тары в предприятиях оптовой торговли.

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:43, лекция

Описание работы

Инвентаризация товаров и тары проводится в целях проверки наличия и состояния товарно-материальных ценностей. При этом выявляется соответствие фактического наличия товаров и тары на момент инвентаризации их остаткам по данным бухгалтерского учета. Помимо обеспечения сохранности ценностей и проверки правильности организации материальной ответственности инвентаризация решает задачи контроля учетных данных по товарам и таре, их реального отражения в балансе. Посредством инвентаризации также выявляются неиспользуемые, залежалые товары и т.п.

Содержание

1. Роль, значение и виды инвентаризации товаров и тары.
2. Документальное оформление инвентаризации товаров и тар.
3. Порядок выведения результатов инвентаризации товаров и отражение его в учете

Работа содержит 1 файл

6 tema.doc

— 61.00 Кб (Скачать)


 

Тема 6. Инвентаризация товаров  и тары в предприятиях оптовой торговли.

 

План:

1. Роль, значение и виды инвентаризации товаров и тары.

2. Документальное оформление инвентаризации товаров и тар.

3. Порядок выведения результатов инвентаризации товаров и отражение его в учете

 

  1. Роль, значение и виды инвентаризации товаров и тары

 

Инвентаризация товаров  и тары проводится в целях проверки наличия и состояния товарно-материальных ценностей. При этом выявляется соответствие фактического наличия товаров и  тары на момент инвентаризации их остаткам по данным бухгалтерского учета. Помимо обеспечения сохранности ценностей и проверки правильности организации материальной ответственности инвентаризация решает задачи контроля учетных данных по товарам и таре, их реального отражения в балансе. Посредством инвентаризации также выявляются неиспользуемые, залежалые товары и т.п.

Количество инвентаризаций в отчетном году и сроки их проведения устанавливаются организациями самостоятельно, за исключением следующих случаев, когда проведение инвентаризации обязательно:

- при смене собственника или реорганизации предприятия;

- при ликвидации предприятия;

- перед составлением годовой отчетности;

- при смене руководителя предприятия или другого материально ответственного лица;

- при установлении фактов хищений, других злоупотреблений имущественного характера, порчи, утраты имущества или по иным причинам (пожар, стихийное бедствие);

- по решению контролирующих, судебных и иных уполномоченных на то органов.

Инвентаризация продовольственных товаров проводится не менее двух раз в год.

Рекомендуется проводить по две-три  выборочные инвентаризации по наиболее ценным, пользующимся повышенным спросом  товарам, а также по товарам, по которым  имеются сверхнормативные запасы. Если при выборочных проверках будут установлены расхождения с данными бухгалтерского учета, то проводится внеочередная инвентаризация всех товаров, находящихся на складе.

Для проведения инвентаризации приказом руководителя создается постоянно  действующая инвентаризационная комиссия, возглавляемая руководителем или его заместителем, в составе главного бухгалтера и представителей общественности. Документ о составе комиссии регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризаций. Инвентаризационная комиссия осуществляет профилактическую работу по обеспечению сохранности ценностей, инструктажи членов рабочих комиссий, организует проведение инвентаризаций, контролирует правильность их проведения, осуществляет выборочные проверки и повторные сплошные инвентаризации (при необходимости), контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций, проверяет правильность определения результатов инвентаризации.1

Снятие фактических остатков товаров  и тары, их сличение с данными  бухгалтерского учета проводит рабочая  комиссия, назначаемая приказом руководителя предприятия. В ее состав входят представитель администрации предприятия или вышестоящей организации, работник бухгалтерии и материально ответственное лицо. Рабочая комиссия составляет свои заключения по выявленным недостачам и излишкам, вносит предложения по улучшению порядка приема, хранения и отпуска товаров, по улучшению учета и контроля за их сохранностью, участвует в определении окончательных результатов инвентаризации, проверяет правильность расчетов естественной убыли (при наличии норм), зачета пересортиц товаров.

Инвентаризационные комиссии несут  ответственность за соблюдение порядка  проведения инвентаризации, ее своевременность, полноту и точность внесения в  описи данных о фактических остатках товаров и тары и их потребительских признаках, правильное оформление инвентаризационных материалов и своевременную сдачу их в бухгалтерию.

2. Документальное оформление инвентаризации товаров и тар

 

Прежде чем приступить к проверке фактического наличия товаров, инвентаризационная комиссия проводит подготовительную работу. Она опломбирует помещения для хранения ценностей, пересчитывает все имеющиеся деньги, проверяет точность и сроки клеймения весоизмерительных приборов, группирует одинаковые товары, находящиеся в разных местах помещения, отдельно складывает бракованные и пришедшие в полную негодность товары, получает от материально ответственных лиц последние товарно-денежные отчёты с соответствующими оправдательными документами, расписку о сдаче всех документов и отчётов по приходу и расходу товарно-материальных ценностей. Инвентаризационная комиссия тщательно проверяет предъявленные отчёты и приложенные документы, особенно накладные на внутреннее перемещение, удостоверяется в наличии подписей материально ответственных лиц, правильности цен на товары, сумм наценок, таксировок, подсчётов. На каждом предъявленном комиссии документе и на отчётах ставится дата и подпись председателя инвентаризационной комиссии. 2

Ценности, подлежащие инвентаризации, подбираются по наименованиям, сортам, виду упаковки и укладываются в определённом порядке, удобном для пересчёта, перемеривания и перевешивания.

Товары подсчитываются, взвешиваются и перемериваются в присутствии  материально ответственных лиц, при этом определяется их качество, сортность и цена. Инвентаризация товаров проводится в порядке расположения товаров в данном помещении.

Инвентаризация товаров, учитываемых  партионно, проводится по отдельным  партиям. Товары, поступившие на предприятие  во время инвентаризации, принимаются  материально ответственными лицами в присутствии инвентаризационной комиссии и записываются в отдельную опись. Документы на эти товарно-материальные ценности включаются в первый товарно-денежный отчёт, составленный после инвентаризации.

В случае обнаружения порчи, боя и лома товарно-материальных ценностей инвентаризационная комиссия составляет акт ф. № 2026 и вместе с письменным объяснением материально ответственных лиц передают на рассмотрение.

На фактически оказавшиеся в  наличии товары и тару на торговых предприятиях составляются инвентаризационные описи .

В инвентаризационной описи не допускаются  подтирки или подчистки, записи в  описях должны производиться ясно и  чётко. Исправляются допущенные ошибки во всех экземплярах путём зачёркивания ошибок и написания сверху правильных данных. Исправления в части наименования товаров, их количества, расфасовки и цена должны быть оговорены и подтверждены подписями всех членов комиссии, что на практике нередко не совершается.3

Комиссия составляет опись в  трёх экземплярах, а при передаче материальных ценностей (под копирку - 3, а два других материально ответственное лицо).

Каждый экземпляр описи в  отдельности подписывается всеми  членами комиссии (не под копирку).

Если опись состоит из нескольких страниц, то все страницы должны быть пронумерованы, а внизу каждой из них должна быть ссылка на номер следующей страницы.

В опись записывается товар в  полном и правильном наименовании с  указанием номенклатурного номера, расфасовки. В графе "цена" указывается  цена, по которой товар сдан под отчёт по товарным документам материально ответственному лицу. При этом цены должны соответствовать единице измерения, в которой товар внесён в опись.

Если в момент инвентаризации поступил товар, то комиссия принимает его  и записывает в отдельную опись. На приходных документах делается отметка о том, что товар получен во время инвентаризации. Он приходуется после инвентаризации. Но такие случаи на практике случаются не очень часто.

По весовым товарам в таре указывается вес брутто и вес  нетто. Фактически оказавшуюся в момент инвентаризации тару рассортировывают по качественному признаку и составляют для неё две описи - на порожнюю и на занятую под товарами.

Если на торговом предприятии  имеется остаток денег, не сданных  в банк от продажи товаров, то этот остаток, проверенный инвентаризационной комиссией, записывается на лицевой  стороне описи. По каждой странице описи  указывается прописью число порядковых номеров товарно-материальных ценностей и общее количество ценностей в натуральных показателях (безотносительно к их характеру). Такой подход исключает возможность внесения в опись каких-либо изменений или приписок. После взаимной сверки каждая страница описи подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В конце описи инвентаризационная комиссия записывает прописью количество порядковых номеров и натуральных единиц отдельно по последней странице и по всей описи в целом, а также суму всех ценностей. На последней странице описи материально ответственное лицо (бригадир, члены бригады) даёт подписку о том, что все ценности проверены комиссией в натуре в его присутствии и внесены в опись.

На предприятиях с  коллективной материальной ответственностью инвентаризация может проводиться по числу материально ответственных лиц с распределением участников согласно протоколу. В связи с этим после окончания инвентаризации на основе отдельных инвентаризационных описей составляется сводная опись фактических остатков товаров. В сводной описи перечисляется отдельно каждая инвентаризационная опись с указанием суммы ценностей и подсчитывается общий итог всех ценностей по предприятию в целом.

После окончания инвентаризации председатель комиссии представляет описи в следующем порядке:

* первый экземпляр  описи, заполненный членами комиссии, а так же экземпляр, заполненный  материально ответственным лицом, - в бухгалтерию организации, где  ведётся учёт ценностей; 

* второй экземпляр  описи, заполненный членом комиссии, - материально ответственному лицу.

На инвентаризационные описи составляется перечень в двух экземплярах и под расписку передаётся главному бухгалтеру. Сданные в бухгалтерию  инвентаризационные описи должны тщательно  проверяться и затем после проверки выводится результат инвентаризации.

 

  1. Порядок выведения результатов инвентаризации товаров и отражение его в учете

 

Результаты инвентаризации в 5–10-дневный срок должны быть выведены в бухгалтерии предприятия после  проверки документов, цен, а также таксировки описей по каждому наименованию товаров и тары в количественно-суммовом выражении. Для этого сопоставляют данные бухгалтерского учета с фактическим наличием товаров и тары по описи. На ценности, по которым выявлены расхождения, составляют сличительную ведомость, в которой указываются наименование товара, номенклатурный номер, количество и стоимость по учетным ценам, недостача или излишек. Такая же сличительная ведомость составляется и по таре.4

По недостачам, излишкам, пересортицам материально ответственные лица дают письменные объяснения, которые вместе со сличительной ведомостью рассматриваются постоянно действующей инвентаризационной комиссией и руководителем предприятия. Комиссия устанавливает характер недостач (излишков) и способ их устранения, возможность зачета пересортицы одноименных товаров, списания суммовых разниц и естественной убыли (при наличии их норм).

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия  имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии Законом РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.01.2011 г.):

– стоимость выявленных при инвентаризации излишков товаров  и тары подлежит оприходованию и  зачислению на увеличение прибыли отчетного года с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;

– стоимость недостачи, порчи или иной утраты товаров  и тары в пределах норм списывается  по распоряжению руководителя предприятия  на издержки обращения. Нормы убыли  могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.

Убыль ценностей в  пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей  излишками по пересортице. В случае если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача ценностей, нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм;

– недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц или за счет страхового возмещения. Невозмещенные недостачи списываются за счет прибыли или резервных фондов.

В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы  может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.5

О допущенной пересортице  материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.

В том случае, когда  при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих  ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница  в стоимости относится на виновных лиц.

Если конкретные виновники  пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются за счет прибыли или резервных фондов.

На разницу в стоимости  от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально  ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.

Информация о работе Инвентаризация товаров и тары в предприятиях оптовой торговли.