Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:42, контрольная работа
Развитие экономических и политических отношений в мире привело к новым всеобщим тенденциям развития мирового хозяйства в конце ХХ - начале XXI в. - регионализации и глобализации. Они приводят к масштабным изменениям в функционировании и управлении хозяйственной деятельностью.
Национальные экономики ориентируются на международные стандарты; возникают новые формы производства в виде транснациональных корпораций (ТНК); создаются международные системы информации, системы международных стандартов. С другой стороны, происходит экономическое сближение и взаимодействие стран на региональном уровне, формируются крупные региональные структуры, развивающиеся в направлении создания относительно самостоятельных центров мирового хозяйства. Интеграция – это особый этап в процессе интернационализации (усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик) хозяйственной жизни, который ведёт к созданию нового качества - целостности обособленного хозяйственного комплекса нескольких государств
Введение
1.Исторические основы интеграционных процессов в мировом хозяйстве
2.Теоретико-методологические основы интеграционных процессов в современном мировом хозяйстве
а) Предпосылки, цели и признаки интеграции
б) Этапы процесса интеграции, виды интеграции
3.Основные центры интеграции в современном мире
а) Развитие интеграционных процессов в рамках Европейского союза (ЕС)
б) Особенности и перспективы интеграционных объединений Америки (HAФТА)
в) Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АСЕАН, АТЭС)
4. Препятствия в развитии мировых интеграционных процессов
Заключение
Список литературы
В Южной Америке интеграционные процессы
реализуются через созданный в начале
90-х гг. торговый пакет МЕРКОСУР (IОжноамериканский
общий рынок), куда вошли Аргентина, Бразилия,
Парагвай и Уругвай с населением 200 млн.
человек и более 1 трлн. долл. ВВП. В нем
сосредоточено 45% населения этого континента,
свыше 50% совокупного ВВП, 40% прямых иностранных
инвестиций, более 60% совокупного объема
товарооборота и 33% объема внешней торговли
стран Латинской Америки. Договором о создании
МЕРКОСУР, заключенным в 1991 г., предусматривалась
отмена в перспективе всех пошлин и тарифных
ограничений во взаимной торговле между
четырьмя странами, установление единого
таможенного тарифа в отношении третьих
стран, свободное движение капитала и
рабочей силы, координация политики в
области промышленности, сельского хозяйства,
транспорта и связи, согласование стратегии
в валютно-финансовой сфере. В отношении
импорта из третьих стран вводятся общие
таможенные правила. По имеющимся прогнозам,
в перспективе вполне реальна интеграция
НАФТА и МЕРКОСУР. Для руководства процессом
интеграции были созданы наднациональные
органы управления: Совет общего рынка
в составе министров иностранных дел;
исполнительный орган -Группа общего рынка,
функционирующая постоянно, со штаб-квартирой
в Монтевидео; 10 технических комиссий,
подчиняющихся Группе общего рынка, в
функции которых входят вопросы внешней
торговли, таможенное регулирование, технические
нормы, валютно-финансовая и макроэкономическая
политика, наземный и морской транспорт,
промышленные технологии, сельское хозяйство
и энергетика. Перспективы МЕРКОСУР южноамериканские
аналитики оценивают как благоприятные.
К МЕРКОСУР на основе соглашения о свободной
торговле присоединились Чили и Боливия
(как ассоциированные члены) и по прогнозам
возможно дальнейшее расширение этого
интеграционного объединения. Интеграционные
процессы на Американском континенте
замедлены в основном по причине масштабов
экономик отдельных государств и сложностей,
связанных с существенной разницей в уровне
экономического развития стран. С другой
стороны, очевидны выгоды развития сотрудничества
и углубления интеграционных процессов,
что открывает значительные перспективы
дальнейшей интеграции экономик стран.
в) Интеграционные
процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе
(АСЕАН, АТЭС)
В последние годы набирают силу интеграционные процессы в Восточной Азии. На протяжении почти 30 лет наиболее успешно действует Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входит один из четырех азиатских «драконов» - Сингапур, а также новые индустриальные страны «новой волны» - Малайзия, Индонезия, Таиланд, Бруней и Филиппины. Успех взаимного сотрудничества в рамках этой группировки тесно связан с бурным экономическим ростом большинства из стран - участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями, а также отрегулированной формой сотрудничества. В планах АСЕАН до 2000г., было снижение таможенных пошлин стран-участниц в среднем на 5% по 38 тыс. наименований товаров. В конце 1995г. принято решение о создании зоны свободной торговли. Перспективы развития экономической интеграции в Восточной Азии в значительной степени связывают с созданием организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).
Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество (АТЭС) - это межправительственная организация, объединяющая 21 государство региона. АТЭС была создана в 1989г. по предложению Австралии с целью развития экономического сотрудничества в бассейне Тихого океана. Первоначально в нее входили 12 стран: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В последующие годы к ним присоединились Китай, Гонконг (Сянган), Тайвань, Мексика, Чили, Папуа - Новая Гвинея, а в 1998г. - Вьетнам, Перу и Россия. АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рамках его рабочих органов определяются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях.
4. Препятствия в развитии мировых интеграционных процессов.
Как следует из вышеописанных примеров,
возникновение и развитие интеграционных
группировок суверенных государств - процесс
сложный и противоречивый. Основным его
противоречием является противоречие
между национальными, государственно
оформленными, и интернациональными экономическими
интересами. Первые - объективное следствие
возникновения и развития суверенных
государств и национальной экономики,
вторые - отличительная черта интернационализации
хозяйственной жизни, следствие возрастающей
целостности мирового хозяйства, возникновения
и развития международного производства,
экономической транснационализации и
глобализации. Указанное противоречие
- основное противоречие всего процесса
интернационализации хозяйственной жизни,
обнаруживающееся на каждой его стадии
в специфических конкретных проявлениях.
На стадии межгосударственной интеграции
это противоречие проявляется,
во-первых, в столкновении экономических
интересов государств внутри интеграционного
образования, во-вторых, как противоречие
интересов различных региональных интеграционных
группировок, в-третьих, как противоречие
интересов региональной интеграции и
международных экономических организаций
и корпораций. На проявления основного
противоречия большое влияние оказывают:
уровень социально-экономического развития
стран-участниц интеграции; масштабы и
темпы экономических и политических преобразований;
характер рыночных и политических реформ;
противоречия между экономикой и политикой,
обусловленные и субъективными факторами
(в том числе национальными амбициями,
стремлением к использованию власти в
личных целях руководящих элит отдельных
государств); состояние международных
экономических и политических отношений,
в частности, характер мировой рыночной
конъюнктуры.
Экономические интересы государств сталкиваются
при определении цен и таможенных пошлин
на товары и услуги, условий иностранного
инвестирования, кредитования проектов,
при решении проблем использования интеллектуальной
собственности, проблем развития международного
производства, создания свободных экономических
зон, при разработке и реализации международных
договоров и совместных законодательных
актов в рамках интеграции, ведущих к некоторому
ограничению суверенитета. В то же время
национальные интересы зачастую вступают
в противоречие с интернациональными
интересами при решении глобальных проблем
экологии, развития транспорта и энергетики,
миграционных процессов, конверсии военного
производства, использования достижений
науки, научно-технического прогресса,
образования, здравоохранения и т.д.
Для последовательного разрешения
всех этих противоречий необходим механизм
межгосударственного сотрудничества,
который обеспечивал бы оптимальное сочетание
национальных и интернациональных интересов.
Заключение.
Создание международных интеграционных объединений на основе сложных многоуровневых интеграционных процессов - одна из определяющих тенденций развития мировой экономики на пороге XXI в. Исходя из предпосылок, особенностей и примеров развития интеграционных процессов в мире можно сделать следующие выводы:
1. Международная экономическая интеграция - характерная особенность современного этапа мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного и гармоничного развития региональных экономик и повышении конкурентоспособности на мировом рынке стран-участниц интеграционных группировок. Международная экономическая интеграция - это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических и политических связей и взаимодействия на различных уровнях.
2. Классические формы международной экономической интеграции:
- зоны свободной торговли, когда отменяются торговые ограничения Между странами-участницами интеграционного объединения и прежде всего снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины;
- таможенный союз, когда наряду с отменой внешнеторговых ограничений устанавливается единый таможенный тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран;
- общий рынок, знаменующийся подписанием договора, охватывающего «четыре свободы» пересечения государственных границ - для товаров, услуг, капитала и людей;
- экономический и валютный союз, когда договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики, а также вводятся наднациональные институты управления интеграционным объединением.
Дальнейшее развитие и совершенствование форм международной экономической интеграции, возможно, приведет к политическому союзу, т.е. к превращению интеграционного объединения в конфедеративное государство со всеми вытекающими последствиями, включая образование центральных органов с еще большими полномочиями и властью, чем наднациональные институты управления.
3. Будучи экономическим, валютным и политическим союзом, ЕС, безусловно является наиболее развитой интеграционной группировкой в мире с наиболее тесными экономическими связями между странами, валютным союзом и развитыми органами управления. На примере этого интеграционного объединения мы можем увидеть перспективы развития мировых интеграционных процессов и в других регионах мира, так как углубление интеграции - одна из основных тенденций в мировой экономике.
4. АСЕАН и АТЭС - наиболее перспективные и масштабные интеграционные объединения в азиатско-тихоокеанском регионе.
5. Наиболее значимые и динамичные интеграционные группировки на американском континенте — НАФТА и МЕРКОСУР, возможно, положат начало всеамериканской зоне свободной торговли и единому американскому рынку. Несмотря на проблемы, связанные с масштабами экономик и уровнем развития, интеграция в этом регионе характеризуется широкими перспективами по расширению сотрудничества.
6. Международные интеграционные процессы способствуют ускорению экономического роста и развития торговли и производства стран-участниц; структурной перестройке экономик и переходу на новый технологический уровень; развитию международного разделения труда и страновой специализации; формированию мирового рынка.
7. На примерах интеграционных процессов в современном мире видно, что основным противоречием является противоречие между национальными, государственно оформленными, и интернациональными экономическими интересами.
Политические взаимоотношения и отношение к развитию сотрудничества правительств различных стран также могут стать препятствием на пути стремления к интеграции. Задача государств-участниц интеграционных процессов в современном мире - выработка стратегий, объединяющих и примиряющих интересы стран и международные интересы с целью создания условий для эффективного сотрудничества и развития экономик стран и мирового хозяйства в целом.
Список литературы:
1. Киреев А. «Международная экономика» часть1 .М., «Международные отношения» 2002г
2. «Мировая экономика» под ред. проф. А. С. Булатова. М., Экономистъ, 2004г.
3. «Международные экономические отношения» под редакцией И. П. Фаминского. М., Экономистъ, 2004г.
4. Овчаренко Н.Е. .Модели современных интеграционных процессов - Изд. Москва 1999г.
5. «Проблемы современной экономики» - журнал №3 (3) - 2000г.
Сайты сети Интернет:
1. Европейский Союз (ЕС) – http://www.europa.eu.int
2. Экономические и статистические данные
по странам в издании The World Factbook – http//www.cia/gov/cia/
3. Журнал «Вопросы экономики» - http://www.vopreco.ru
Информация о работе Интеграционные процессы в мировом хозяйстве