Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:42, контрольная работа
Развитие экономических и политических отношений в мире привело к новым всеобщим тенденциям развития мирового хозяйства в конце ХХ - начале XXI в. - регионализации и глобализации. Они приводят к масштабным изменениям в функционировании и управлении хозяйственной деятельностью.
Национальные экономики ориентируются на международные стандарты; возникают новые формы производства в виде транснациональных корпораций (ТНК); создаются международные системы информации, системы международных стандартов. С другой стороны, происходит экономическое сближение и взаимодействие стран на региональном уровне, формируются крупные региональные структуры, развивающиеся в направлении создания относительно самостоятельных центров мирового хозяйства. Интеграция – это особый этап в процессе интернационализации (усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик) хозяйственной жизни, который ведёт к созданию нового качества - целостности обособленного хозяйственного комплекса нескольких государств
Введение
1.Исторические основы интеграционных процессов в мировом хозяйстве
2.Теоретико-методологические основы интеграционных процессов в современном мировом хозяйстве
а) Предпосылки, цели и признаки интеграции
б) Этапы процесса интеграции, виды интеграции
3.Основные центры интеграции в современном мире
а) Развитие интеграционных процессов в рамках Европейского союза (ЕС)
б) Особенности и перспективы интеграционных объединений Америки (HAФТА)
в) Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АСЕАН, АТЭС)
4. Препятствия в развитии мировых интеграционных процессов
Заключение
Список литературы
На втором уровне интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли, предусматривающей уже не простое сокращение, а полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но зачастую обходится без него, согласовывая основные параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Классическим примером такой зоны свободной торговли считается Европейская ассоциация свободной торговли, существующая с 1960 года.
Третий уровень интеграции связан с образованием таможенного союза - согласованной отменой группой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутриинтеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.
Когда интеграционный процесс достигает четвертого уровня (общего рынка), интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства - капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производства требует организационно значительно более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. Такая координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно один - два раза в год) глав государств и правительств участвующих стран, значительно более частых встречах руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат. В рамках Европейского Союза, например - это Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС и Секретариат ЕС.
Наконец, на пятом, самом высоком, уровне интеграция превращается в экономический союз, который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и координацию макроэкономической политики, и унификацию законодательств в ключевых областях - валютной, бюджетной, денежной. На этом этапе возникает потребность в органах, наделенных уже не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов. Такие межгосударственные органы с надгосударственными функциями наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов. В рамках ЕС - это Комиссия ЕС.
Валютный союз - форма и одновременно крупная составляющая экономического союза. Характерными чертами валютного союза являются:
В развивающихся странах под валютным союзом понимают клиринговые соглашения. На сегодняшний день так называемая «зона Евро» - наиболее яркий пример валютного союза.
Принципиально возможно существование
и шестого уровня интеграции- политического
союза, который предусматривал бы передачу
национальными правительствами большей
части своих функций в отношениях с третьими
странами надгосударственным органам.
Это фактически означало бы создание международной
конфедерации и потерю суверенности отдельными
государствами. Однако ни одна интеграционная
группировка не только не достигла такого
уровня развития, но даже и не ставит перед
собой подобных задач. Большинство из
существующих в мире интеграционных группировок
находится пока на стадии формальной интеграции,
т. е, проходит второй и третий этапы интеграционного
процесса.
Таким образом, интеграция -
многоуровневый процесс, на каждом уровне
предусматривающий объединение различных
секторов национальных экономик, а в перспективе
и сфер управления государствами. Интеграционный
процесс проходит поэтапно по причине
различия в структуре и развитии отдельных
экономик. На каждом уровне существует
своя система критериев оценки эффективности
и глубины интеграционных процессов, позволяющая
говорить о степени взаимопроникновения
экономик национальных государств.
3. Основные центры интеграции в современном мире
По данным ВТО, сегодня насчитывается 134 реально действующих региональных торгово-экономических соглашений. Причем 90 из них были образованы после 1995г. Таким образом, в современной международной экономике наблюдается своеобразный «интеграционный бум». Региональные объединения различаются по глубине, характеру интеграционных процессов и институциональному устройству, по сферам и масштабам деятельности, по количеству государств-членов.
а) Развитие интеграционных процессов в рамках Европейского союза (ЕС)
Наиболее развитая в мире интеграционная группировка – Европейский союз, расширив свое членство с 6 до 25 стран, прошла все основные этапы интеграционного процесса. ЕС образовался из трёх интеграционных сообществ — Европейского объединения угля и стали, Европейского сообщества по атомной энергии и Европейского экономического сообщества, созданных в 50-е гг.
Этапы формирования интеграции
Цели западноевропейской интеграции эволюционировали со временем. В процессе своего развития она прошла следующие основные этапы:
• Этап зоны свободной торговли
(1958-1969 гг.). В этот период интеграция находилась
на уровне зоны свободной торговли: в соответствии
с Римским договором были постепенно отменены
таможенные пошлины и количественные
ограничения на взаимную торговлю, установлен
общий таможенный тариф и введена общая
таможенная политика в отношении третьих
стран.
По мере того как либерализовалась двусторонняя
торговля, между странами-членами интеграции
возникали частичные зоны свободной торговли,
причем каждая из них сохраняла свой национальный
таможенный тариф в отношении третьих
стран. С 1962 года была введена в действие
единая сельскохозяйственная политика.
С подписанием в 1963 году Яундского соглашения
ряд развивающихся стран вступили в ассоциированные
отношения с ЕС. В 1965 году три европейских
сообщества приняли решение о слиянии
своих исполнительных органов.
• Этап таможенного союза (1968-1976 гг.) - этап активного развития преимуществ таможенного союза и внешнеторговой политики по отношению к третьим странам, сначала в рамках шести стран-основателей, а позже - в рамках постоянно расширяющегося ЕС за счет вступления Дании, Ирландии и Великобритании в 1973г. и Греции, Португалии и Испании в начале 80-х гг. Целенаправленная единая сельскохозяйственная политика дополняется в этот период единой политикой в области охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. На основе соглашения 1971г. между ЕС и ЕАСТ границы внутриинтеграционной зоны свободной торговли распространяются на 7 стран, являвшихся в то время членами Европейской ассоциации свободной торговли (Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария и Великобритания). На основе последовательно первой (1975г.), второй (1979г.) и третьей (1984г.) Ломейских конвенций количество развивающихся стран, ассоциированных с ЕС, увеличивается с 20 до 66. К этому же этапу относится начало интеграции в валютно-финансовой сфере: в 1972г. было введено совместное плавание валют некоторых стран-членов ЕС в определенных пределах («валютная змея»), а с 1979г. начала функционировать европейская валютная система.
• Этап общего рынка (1987-1992 гг.). На основе Единого европейского акта (Single European Act), а также подписанного в 1985г. документа White Paper по программе создания внутреннего рынка страны ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. В частности, было выдвинуто более 300 инициатив, направленных на обеспечение более полной свободы межстранового движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, и определены три основные группы барьеров, которые необходимо устранить. В их числе - физические барьеры (пограничные таможенные посты и паспортный контроль), технические барьеры (различия в стандартах, непризнание образовательных сертификатов, приоритет национальным производителям при государственных закупках) и фискальные барьеры (различия в налогообложении). В этот же период страны ЕС перешли к осуществлению уже не просто согласованной, а единой политики в отдельных отраслях - энергетике, транспорте, вопросах социального и регионального развития. Четвертая Ломейская конвенция расширила число развивающихся стран, находящихся в ассоциации с ЕС, до 69.
• Этап экономического союза (с 1993 года - по настоящее время). Усиление политической интеграции и форсированное развитие валютного союза на основе подписанного в начале 1992 года в голландском городе Маастрихте договора о Европейском союзе. Его создание основывается как на прошлых достижениях согласованной валютной политики, так и на новых инициативах. На первом этапе (1990-1993 гг.) валюты всех стран ЕС включаются в совместное плавание в рамках европейской валютной системы и устраняются валютные ограничения; на втором этапе (1994-1998 гг.) создается Европейский валютный институт и усиливается координация макроэкономической политики; на третьем этапе (с 1999г.) сначала взаимно фиксируются курсы валют, а затем вводится единая валюта и создается единый европейский центральный банк. На этом же этапе вступит в силу соглашение о едином экономическом пространстве между 15 странами ЕС и 3 странами ЕАСТ (Исландией, Норвегией и Лихтенштейном).
Единый внутренний рынок ЕС
Наиболее крупным достижением интеграционного процесса в рамках ЕС стало создание к концу 1992 года единого внутреннего рынка, в результате чего свобода внутриинтеграционного передвижения товаров и услуг не только дополнилась свободой перемещения капитала и рабочей силы, но и серьезными мерами согласования внутриэкономической политики стран-членов. Программа внутреннего рынка ЕС (ЕС Internal Market Program) - действовавшая в период с 1985 по 1992 гг. - программа создания общего рынка товаров и услуг. В результате осуществления программы к началу 1993 года между странами ЕС были устранены все тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле товарами и услугами, включая транспортные и финансовые услуги; ликвидированы все ограничения на межгосударственное передвижение капитала внутри ЕС и введено взаимное признание финансовых лицензий и принцип благоразумного надзора; устранены национальные ограничения импорта промышленных товаров из третьих стран (они заменены едиными для всех стран ЕС механизмами количественных ограничений на импорт); введены минимальные технические требования к стандартам, взаимное признание результатов испытаний и сертификации; открыты рынки государственных закупок для фирм других стран ЕС.
Можно сделать вывод, что Европейский Союз - наиболее развитое на сегодняшний день интеграционное объединение в мировой экономике. Пройдя путь от таможенного союза до образования свободного рынка единой Европы, экономического и валютного союза, он показал на практике возможность создания целостной общности стран, проводящей общую экономическую политику, способствующую развитию экономики союза и экономик отдельных стран внутри него. Безусловно, с вступлением новых членов предстоит преодолеть препятствия, связанные с различием в уровнях экономического развития стран Восточной и Западной Европы, но спустя год после последнего расширения ЕС можно сказать, что интеграция новых стран в пространство объединённой Европы проходит достаточно успешно вопреки прогнозам о возникновении масштабных проблем в развитии национальных экономик в связи с этим расширением.
б) Особенности и перспективы интеграционных объединений Америки. (HAФТА)
Другим практическим примером международной интеграции является Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА). Было подписано Соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации свободной торговли, вступившее в силу 1 января 1994г. Как показывает исторический опыт, торгово-экономические отношения между тремя странами были и остаются основным фактором развития североамериканского хозяйственного комплекса. В рамках ассоциации демонтируются не только таможенные барьеры, НАФТА открывает путь к созданию единого континентального рынка для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Следует вместе с тем иметь в виду, что в рамках НАФТА пока не созданы специальные органы, регулирующие сотрудничества, подобные существующим в ЕС (Комиссия, Суд, Парламент и т.д.) Создание НАФТА было в большей мере инициировано решениями политиков, хотя значение экономических императивов при этом нисколько не приуменьшается. Отличительными особенностями НАФТА является то, что оно распространяется на огромную территорию с населением 370 млн. человек и очень мощным, особенно благодаря США, экономическим потенциалом. Североамериканская интеграция носит асимметричный характер (асимметрия развития и асимметрия интенсивности двусторонних торгово-экономических отношений), поскольку, с одной стороны, НАФТА заключили такие развитые державы, как США и Канада, а с другой - Мексика, обладающая большим экономическим и демографическим потенциалом, но относящаяся к развивающимся странам. Кроме того, по своему потенциалу северный и южный партнеры многократно уступают США.
НАФТА предусматривает программу по
устранению тарифных барьеров, которая
включает в себя четыре этапа. На первом
этапе часть тарифных ограничений будет
устранена немедленно с подписанием Соглашения;
на втором - в течение 5 лет; на третьем
- в течение 10 лет и на последнем долгосрочном
этапе - в течение 15 лет. Уже в настоящее
время просматривается стремление ряда
южноамериканских стран присоединиться
к этой экономической группировке. Вероятно,
в ближайшей перспективе можно будет ожидать
расширения НАФТА, однако для дальнейшего
развития интеграционного процесса необходимо
создать определенные организационные
структуры и отработать механизм сотрудничества.
Южноамериканский общий рынок
(МЕРКОСУР)
Информация о работе Интеграционные процессы в мировом хозяйстве