Интеграционные процессы в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 07:48, контрольная работа

Описание работы

Интеграционные процессы имеют важнейшее значение как фактор восстановления и развития их хозяйственных комплексов. К сожалению, во многих случаях, обсуждение этих проблем не выходит за рамки общих политических деклараций, не воплощается в систему практических действий. Остро ощущается недостаточная разработанность необходимой теоретико-методологической базы.

Содержание

Введение
1. Понятие международной экономической интеграции
2. Этапы развития экономической интеграции государств
3. Основные современные интеграционные группировки развитых стран.
4. Основные интеграционные группировки в современном мире, их место в международной экономике
5. Предпосылки и результаты интеграционных процессов.
6. Состояние интеграционных процессов России и СНГ
7. Воздействие интеграционных процессов на социально – экономическое развитие стран – участниц
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Курсовая Экономика 2 курс.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

Применение международных норм-принципов - главный, по нашему мнению, фактор повышения конкурентоспособности национальной финансовой системы.

К таким международным нормам-принципам относятся, прежде всего, принципы, регламентированные в документах международно-правового характера: "Международная конвергенция измерения капитала и стандарты капитала: Уточненные рамочные подходы" ("Базель-2").

Настоящий финансовый кризис (глобальный финансовый кризис 2008 г.) со всей очевидностью показал, что с соглашением "Базель-2" придется считаться, так как только применение международных норм-принципов, выработанных на основе обобщения многолетней банковской практики, позволяет обеспечивать повышение устойчивости и эффективности функционирования банковского сектора экономики. Так, позиция регулятивных органов США - позиция осторожного внедрения Базельской системы, снижения требований к капиталу в банках и привела к обрушению банковского сектора экономики США в отличие от стран Европейского союза, понесших значительно меньшие потери, так как международно-правовые регулятивы в европейском банковском секторе стали применяться уже в 2007 г.

Концепция приведения норм российского законодательства в финансовой сфере в соответствие с международными нормами-принципами должна основываться на следующих теоретических подходах:

- в повышении влияния международных договоров Российской Федерации на законодательство, регулирующее финансовые отношения;

- в расширении использования в национальном законотворчестве в финансовой сфере документов межгосударственных и международных организаций.

Так, в частности, в соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве, учреждающим партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейским сообществом и его государствами-членами, с другой стороны, подписанным Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным на о. Корфу 24 июня 1994 г. и ратифицированным в соответствии с Федеральным законом от 25 ноября 1996 г. N 135-ФЗ, стороны признают, что важным условием для укрепления экономических связей между Россией и Европейским союзом является сближение законодательства. В связи с этим Россия взяла на себя обязательство к постепенному достижению совместимости своего законодательства с законодательством Сообщества.

Правовое регулирование на основе выработанных международных норм-принципов делает транспарентными и единообразными требования, предъявляемые к правовому регулированию финансовых отношений. А изменения, связанные с активизацией мирового финансового оборота и глобализацией денежных отношений, и вызванная в связи с этим необходимость в международно-правовом регулировании в этой сфере деятельности напрямую затрагивают законотворческий процесс, связанный с принятием внутригосударственных нормативных правовых актов, регулирующих финансовые отношения.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Интеграционный процесс в рамках СНГ во многом начинается как бы с новой отметки. Во многом это обусловливается тем, что по своей природе само соглашение о Содружестве Независимых Государств имеет двойную направленность. С одной стороны, оно нацелено на окончательный демонтаж старых экономических структур, с другой - предусматривает организацию качественно новых отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение единого экономического (рыночного) пространства.

Первые пять-шесть лет после распада СССР характеризуются глубоким дезинтеграционным процессом на всём постсоветском пространстве. После 1996-1997 годов наблюдается некоторое оживление в хозяйственной жизни Содружества. Происходит регионализация его экономического пространства.

Появились объединения Содружества Независимых Государств, Союз Беларуси и России, Таможенный союз, переросший впоследствии в Евразийское экономическое сообщество, Центрально-азиатское экономическое сообщество, объединение Грузии, Азербайджана, Армении, Узбекистана и Молдовы, Тройственный экономический союз.

В каждом объединении наблюдаются интеграционные процессы различной интенсивности, не позволяющие однозначно утверждать бесперспективность их дальнейшего развития. Однако отчётливо вырисовались интеграционные процессы высокой интенсивности в Союзе России и Белоруссии (СБР) и ЕврАзЭС. ЦАЭС и ГУУАМ же, по мнению некоторых специалистов, являются экономическими пустоцветами.

Экономические преобразования, проводимые в новых независимых государствах, породили необходимость отработки нового (рыночного) механизма поддержания производственно-хозяйственных связей, трансформации их в межгосударственные. Торгово-экономические отношения в этих условиях следует координировать с теми социально-экономическими реформами, к которым приступили страны СНГ, с их стремлением максимально учитывать нормы "внешнеэкономического поведения", принятые в мировой торговой практике.

В настоящее время увязать воедино во многом противоречивые интересы на многосторонней основе весьма сложно, в частности из-за значительной разно направленности политических действий отдельных государств СНГ. Пока потребность в восстановлении и развитии интеграционных связей определяется для большинства стран Содружества прежде всего их зависимостью от поставок топливно-энергетических ресурсов, лесоматериалов, минерального сырья, химических продуктов, а также кооперационными связями в сфере машиностроительной, радиоэлектронной, оборонной промышленности

На современном этапе интеграции целесообразно не противопоставлять многостороннее сотрудничество и двусторонние связи, а напротив, более полно использовать потенциал последних, поскольку двусторонние механизмы конкретнее, проще и позволяют не только полнее согласовать интересы партнеров, но и лучше подготовить и реализовать многостороннее сотрудничество.

Что касается использования многосторонних форм, то возможностей и здесь достаточно:

-- восстановление многозвенных технологических цепочек с участием фирм-кооперантов из разных стран СНГ;

-- проведение согласованной инвестиционной политики, основанной на использовании новых организационных форм: межнациональных акционерных обществ, холдингов, СП, транснациональных корпораций;

-- создание совместных инвестиционных фондов с выделением приоритетных сфер их использования;

-- координация и проведение согласованной структурной политики с селективной поддержкой наиболее приоритетных отраслей и видов производств;

-- поэтапное создание платежного союза, начиная с нормализации двусторонних платежно-расчетных отношений между государствами СНГ, организации работы Межгосударственного банка по созданию сиса и заканчивая реализацией в будущем согласованной (а затем и единой) кредитно-денежной и валютной политики.

Острым остается вопрос о ценах во взаимной торговле. И это совершенно закономерно, поскольку именно здесь непосредственно сталкиваются экономические интересы экспортеров и импортеров. Новому статусу независимых государств в наибольшей степени соответствовало бы использование мировых цен. Вместе с тем нельзя не учитывать, что наряду с их бесспорно позитивным влиянием на процессы структурной перестройки производства и внешнеторгового оборота они одновременно (как показывает опыт распада СЭВ) имеют существенный недостаток. Мировые цены способны оказать разрушительное воздействие на сотрудничество, в первую очередь в силу их полного несоответствия условиям национального воспроизводства. Именно поэтому во взаимной торговле РФ и других стран СНГ применяется дифференцированный подход к номенклатуре поставляемых товаров: по стратегическим товарам), включаемым в межправительственные соглашения, общей рекомендацией является ориентир на мировые цены с ежеквартальным уточнением последних. Отдельными межгосударственными соглашениями определен порядок установления цен на нефть и газ с введением корректирующих коэффициентов.

Имеется ряд ошибок в подходе России к интеграции. Во-первых, ставка делается на нефтегазовую дипломатию и страны СНГ воспринимают это как удавку. Во-вторых, Россия слишком сосредоточилась на противодействии козням Запада и прозевала изменившиеся тенденции в общественной жизни соседних стран. США и Европейский союз работают в этих странах эффективнее. Они сделали ставку на молодежь, на эмоциональный прорыв к модернизации, реформам, к смене поколений в руководстве. В-третьих, плохо объясняется, почему быть с Россией выгоднее, не доводятся совместные акции до низов, например, важные соглашения с Украиной по двойному гражданству, созданию Единого экономического пространства.

Россия за десять лет может стать финансовым центром стран СНГ при условии реализации соответствующей государственной политики, заявил директор департамента корпоративного управления Минэкономразвития России Иван Осколков. Ранее первый вице-премьер и кандидат в президенты РФ Дмитрий Медведев, представляя свою экономическую программу, отметил, что Россия должна стать одним из мировых финансовых центров, а рубль - региональной резервной валютой.

Экономисты считают, что предпосылки для этого действительно есть. В частности, по территории, накопленным международным резервам, экономическому и транзитному потенциалу Россия имеет основания для того, чтобы стать центром интеграции для ближайших соседей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1.      Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации / Проект МЭРТ РФ, 2007.

2.      Аяцков Д. Для интеграции нет альтернативы // Межгосударственный экономический Комитет Экономического Союза. Информационный бюллетень. - М. - Январь 2004.

3.      Белоусов Р.Экономика России в обозримом будущем.//Экономист 2007,№7,3-11.

4.      Бородин П. Торможение интеграции неплохо проплачивается. // Российская Федерация сегодня. - № 8. 2005.

5.      Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. М.: Наука, 2006.;

6.      Гущин О. СНГ: ожидания и результаты.// Российская Федерация сегодня 2005. № 2.

7.      Зверев А., Глисен Ф. - Экономические итоги 2007 года, предварительные оценки//Экономист 2008,№1,15.

8.      Зиядуллаев Н.С. СНГ: дорога в третье тысячелетие (проблемы развития и перспективы укрепления Содружества). - М. РИЦ ИСПИ РАН. - 2002.

9.      Исламова Г.Р. Таможенный союз: теория, опыт, практика. - М. - 1998.

10. Королёв М.А. Социально-экономическое положение Содружества Независимых Государств // Бюллетень иностранной коммерческой информации. - 26.04.2007

11. Куков Р., Савка А. - Мировое хозяйство и тенденции интеграции //Экономист. 2005, №7, стр. 10-22.

12. Либман А.М., Хейфец Б.А. - Экспансия российского капитала в станы СНГ//Вопросы экономики 2007,№ 8.

13. Лохматов. Е. Евразийское экономическое сообщество: этапы становления // Бюллетень иностранной коммерческой информации. - 24.12.2006

14. Львов И. - О стратегии развития России//Экономист 2007,№2,3-11.

15. Львов Д.С. Путь в 21 век. - М.Экономика 2005; Инновационный путь развития для новой России

16. Отношения России со странами СНГ//Российский экономический журнал 2007,№9-11,49.

17. Петраков Н., Шагалов Г. Валютный фактор в экономической интеграции стран СНГ. - Февраль 2003.

18. Плышевский Б. - Производство ВВП в станах СНГ.//Экономист 2007,№6,19

19. Романова О. ЕБРР об экономическом положении стран ЕврАзЭС // Бюллетень иностранной коммерческой информации. - 02.08.2007

20. Сидорович А.В., «Курс экономической теории»//Издательство «Дело» и «Сервис»,2007.

21. Хейфец Б. - Взаимные инвестиции в СНГ//Экономист. 2005, №8, 55-60

22. Цветов П. Эксперты ООН: «России необходимо развивать экономику, основанную на знаниях»..// Российская Федерация сегодня. - №4. 2005.

23. Черповец О. - Возможности и перспективы экономического сближения //Экономист 2005, №1, стр. 40-45

24. Швырков Ю. Развитие России в долгосрочной перспективе//Экономист 2008 №1,93

25. Щербанин Ю. Что нужно для общей транспортной политики в СНГ..// Российская Федерация сегодня. - № 22. 2006

26. Шумский Н. Экономическая интеграция государств Содружества: возможности и перспективы // Вопросы экономики. - Июнь 2007

27. СПС «КонсультантПлюс»

28. Журнал "Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2007, N 10 / Статья «Международное правовое регулирование труда мигрантов»

29. Журнал"Финансовое право", 2009, N 2 / Статья «Международные нормы-принципы и финансовое право»

30. www.glossary.ru/

31. www.kremlin.ru/

 

 

 



Информация о работе Интеграционные процессы в мировой экономике