Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 07:48, контрольная работа
Интеграционные процессы имеют важнейшее значение как фактор восстановления и развития их хозяйственных комплексов. К сожалению, во многих случаях, обсуждение этих проблем не выходит за рамки общих политических деклараций, не воплощается в систему практических действий. Остро ощущается недостаточная разработанность необходимой теоретико-методологической базы.
Введение
1. Понятие международной экономической интеграции
2. Этапы развития экономической интеграции государств
3. Основные современные интеграционные группировки развитых стран.
4. Основные интеграционные группировки в современном мире, их место в международной экономике
5. Предпосылки и результаты интеграционных процессов.
6. Состояние интеграционных процессов России и СНГ
7. Воздействие интеграционных процессов на социально – экономическое развитие стран – участниц
Заключение
Библиографический список
Основной целью ЕврАзЭС является повышение эффективности формирования единого экономического пространства, начатого в таможенном союзе, с использованием новых, перспективных форм и механизмов взаимодействия. Создание единого экономического пространства предполагает следующие стадии:
-формирование зоны свободной торговли ЕврАзЭС
В соответствии Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г., подписанном главами государств, между странами ЕврАзЭС в соответствии с двух- и многосторонними соглашениями действует режим свободной торговли товарами.
В настоящее время Стороны договорились о необходимости разработки проекта договора о зоне свободной торговли в формате шести государств-членов ЕврАзЭС.
- формирование таможенного союза
В целях оптимизации процесса формирования таможенного союза и единого экономического пространства решением глав государств-участников ЕврАзЭС от 16 августа 2006 г. (г. Сочи) предусмотрено, что формирование таможенного союза (реализации в течение 2007-2010 годов,) а в дальнейшем и единого экономического пространства будет осуществляться первоначально на базе трех стран.- России, Белоруссии и Казахстана - с последующим присоединением других государств-членов ЕврАзЭС.
25 января 2008 г., главами правительств Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации подписаны документы, формирующих правовую базу таможенного союза трех государств.
Проведенные Российской Федерацией дву- и многосторонние консультации и анализ последствий реализации переговорных позиций государств-членов Сообщества показали, что незавершенность переговоров по присоединению к ВТО не позволяет провести масштабные изменения (унификацию) действующих таможенных тарифов России, Казахстана и Белоруссии. Вместе с тем, целесообразно вести унификацию таможенного тарифа по отдельным товарным позициям при условии, что такие изменения будут усиливать переговорную позицию каждой из трех стран в рамках процесса присоединения к ВТО.
-формирование единого экономического пространства.
К настоящему времени в ЕврАзЭС начато формирование отдельных элементов единого экономического пространства - подписаны Соглашение о сотрудничестве государств-членов Евразийского экономического сообщества на рынке ценных бумаг и Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств-членов Евразийского экономического сообщества, утверждены перечень основных показателей социально-экономического развития государств и порядок согласования основных макроэкономических показателей развития экономик государств-членов ЕврАзЭС, создана в основном нормативная база для разработки межгосударственных программ.
К основным проблемам интеграции в рамках ЕврАзЭС следует отнести существенные различия в экономическом потенциале и структуре экономик государств Сообщества, различные темпы осуществления рыночных преобразований.
Кроме того, государства ЕврАзЭС (за исключением Киргизии), формируя таможенный союз и единое экономическое пространство, параллельно ведут переговоры по присоединению к Всемирной торговой организации, что требует координации их действий в ходе переговорного процесса.
Унификация законодательств сторон в области тарифного и нетарифного регулирования - длительный процесс. В этом направлении будут продолжаться переговоры.
Экс-советские государства создали также экономические союзы без участия России:
Объединение Грузии, Украины, Узбекиста на, Азербайджана, Молдовы (ГУУАМ).
Страсбурге 10 октября 1997 года.
Альянс, по сути, явился союзом государств, не получивших от СНГ тех экономических и политических дивидендов, на которые они рассчитывали при вступлении в него. ГУУАМ как экономическое объединение легковесен и несамодостаточен. Из-за мизерных объемов торговли он даже не смог реализовать заключенное в рамках объединения соглашение о создании зоны свободной торговли.
5 мая 2005 года Узбекистан вышел в одностороннем порядке из ГУУАМ, теперь название этого объединения звучит как ГУАМ.
- Центральноазиатское экономическое сообщество (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан),
Кроме того, есть экономические блоки, объединяющие бывшие республики СССР с «чужими» странами - Организация экономического сотрудничества АТЭС (центральноазиатские страны, Азербайджан, Иран, Пакистан, Турция). Россия стала его членом в 1997.
Образовано много союзов, объединений, структур в рамках СНГ. Но из примерно полутора тысяч соглашений и договоренностей действует не более 10-12 процентов. На постсоветском пространстве идут процессы, связанные с модернизацией политики ряда стран СНГ. Но России взаимодействовать надо со всеми странами, не теряя времени. Пятнадцать-тридцать лет - сроки, за которые необходимо осуществить модернизацию, укрепить свой союз и стать сильными.
7. Воздействие интеграционных процессов на социально – экономическое развитие стран – участниц
Интеграционные процессы в СНГ определяются «разноформатным и разноскоростным характером, а также множеством интеграционных группировок». Необходимо усиление экономической интеграции, неизбежно приводящей при наличии заинтересованности и политической воли к созданию единого экономического пространства. Первые шаги для этого сделаны. Главами четверки - Белоруссии, Казахстана, Украины и России - подписано соглашение, согласно которому предполагается объединение таможенных территорий, на которых будут функционировать единые экономические механизмы, обеспечивающие свободное передвижение товаров, услуг, капитала и т.д. Будет проводиться единая внешнеторговая, налоговая, денежная, кредитная и валютно-финансовая политика и т.д. Вместе с тем, каждая страна имеет право сама определять степень своего участия в формировании единого экономического пространства. «Россия является ядром в экономической интеграции Содружества, - В связи с этим необходимо совершенствовать систему своего участия и управления интеграцией.
Основной целью создаваемой международной интеграционной группировки является достижение четырех степеней свободы: свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
На сегодняшний день ситуация в большинстве областей человеческой жизнедеятельности позволяет смело утверждать огромную роль в эволюции мирового общества интеграционных процессов, затрагивающих взаимосвязанные и взаимозависимые общечеловеческие права и интересы. Глобальные экологические, экономические, социальные и иные проблемы современного мира, очевидно, не могут быть разрешены лишь на национальном уровне. Они требуют активных совместных скоординированных действий всего цивилизованного человечества, по некоторым вопросам - как минимум целого региона. В связи с этим, несомненно, возрастает роль международного права в решении, в частности, такого рода вопросов, как правовое регулирование внешней трудовой миграцией, управление миграционными потоками работников, регламентация правового статуса трудящегося-мигранта.
В настоящее время миграция (как в форме эмиграции, так и особенно иммиграции) повсюду регулируется почти безраздельно государствами. Иммиграционные компетенция и политика свято сохраняются в качестве составных суверенных прав за самими государствами. Это касается, в частности: доступа иностранной рабочей силы на внутринациональный рынок труда, предоставления разрешений на временное или постоянное проживание (вид на жительство, green cards и т.п.), тем более гражданства, условий найма рабочей силы. Лишь Евросоюз в этом вопросе продвинулся далеко, создав единый рынок труда, но только для резидентов Евросоюза, что же касается доступа резидентов третьих стран на этот рынок, режим Евросоюза не более либерален, чем в других промышленно развитых странах. Стремления к урегулированию проблем трудовой миграции наблюдаются на региональном уровне и в других случаях. Например: Арабская конвенция (в рамках Лиги арабских государств) о перемещении рабочей силы 1968 г.; Андский пакт о миграции трудящихся 1977 г. Впрочем, эта практика не меняет принципиального положения дел: приток иностранной рабочей силы остается в целом строго контролируемым, хотя и малоэффективным в жизни. Количество мигрантов-нелегалов измеряется миллионами, что прибавляет забот как МОТ, так и отдельным государствам по обеспечению условий жизни и трудоустройства мигрантов.
На основании подробного изучения международно-правового регулирования труда работников-мигрантов перспективной видится, несомненно, ратификация актов международных организаций, потому что, во-первых, искомая проблема нашла достаточно подробное отражение в документах, разработанных и действующих в рамках ООН, Европейского союза, МОТ, а во-вторых, законодательство международного уровня является наиболее проработанным, отвечает более жестким требованиям, чем национальное. При этом отдельно необходимо обратить внимание на то, что реально вопросы допуска иностранцев в страну и предоставления им прав на занятие трудовой или иной деятельностью в международно-правовой форме решаются в определенной мере путем заключения многочисленных двусторонних соглашений о поселении иностранных лиц. Основное в этих соглашениях - уточнение экономических секторов, открытых для деятельности иностранцев, пользующихся, таким образом, преимуществами перед другими иностранцами, не подпадающими под действие таких соглашений.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Россией могут заключаться три вида международных договоров: межгосударственные, межправительственные и договоры межведомственного характера.
Переходя к существующей на сегодняшний день ситуации, интересно отметить следующее. В докладе Международного валютного фонда (МВФ) прозвучало, что общий объем переводов от гастарбайтеров в 90 развивающихся странах мира увеличивается и достигает 150 млрд долл. Эти мощные финансовые потоки МВФ теперь официально считает главным источником инвестиций для стран третьего мира. Хотя власти стран-работодателей небеспочвенно полагают, что переводы могут использоваться как для отмывания средств, так и для финансирования терроризма. Из России работники-мигранты в страны СНГ переводят около 12 млрд долл. в год . Как свидетельствует статистика, в 2005 г. в России было зарегистрировано 400 тыс. иностранных работников и с каждым годом цифра возрастает. Нелегально, по разным оценкам, трудится от 5 до 15 млн. По этому показателю наша страна находится на 2 - 3 месте в мире. Недавно предприняты всем известные попытки российского законодателя улучшить ситуацию на внутреннем рынке труда мигрантов. В России начало действовать новое миграционное законодательство. Именно с этого дня вступили в силу Закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" и поправки к Закону "О правовом положении иностранных граждан РФ". Данный факт вызвал острый резонанс в рядах ученых, политиков, всего общества в целом. Однако оценка нововведений не входит в предмет настоящего исследования. На данном этапе интересно проанализировать именно соглашения, регламентирующие вопросы трудовой миграции в рамках Союза Независимых Государств.
В СНГ действует Соглашение о сотрудничестве в области миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов . Соглашение вступило в силу для России с 01.09.1995.
Региональный акт СНГ по трудовой миграции воспроизводит содержание конвенций по международной миграции, принятых ООН и МОТ. Соглашение регулирует основные направления сотрудничества государств - участников СНГ в области трудовой деятельности и социальной защиты работников-мигрантов и членов их семей. Работниками-мигрантами считаются лица, которые постоянно проживают на территории одного из государств - стороны Соглашения и осуществляют свою трудовую деятельность на предприятии, в учреждении, организации всех форм собственности на территории другого государства - участника Соглашения в соответствии с его законодательством. Соглашение не применяется: к беженцам и вынужденным переселенцам; к въехавшим на короткий срок лицам свободных профессий и артистам; к лицам, приезжающим специально с целью образования.
Можно заметить, что достаточно большое количество вопросов труда и социального обеспечения предполагает свое регулирование международными договорами и двусторонними соглашениями государств. Практическое применение этих форм регламентации международных трудовых отношений дает возможность утверждать их состоятельность, однако не умаляет необходимости и важности четкого разграничения на национальном уровне компетенции государственных органов по заключению указанных соглашений и договоров и реализации положений последних в целях рационального и эффективного проведения политики занятости и регулирования труда работников - внешних мигрантов.
Рассматривая правовое регулирование финансовых отношений в национальной экономике в современный период, нельзя не учитывать мировые интеграционные процессы, влияющие на развитие этого направления деятельности государства. Глобализация представляет собой процесс стирания не только экономических, но и законодательных барьеров между государствами. В условиях глобализации национальные финансовые системы активно интегрировались в единый планетарный механизм национальных финансовых рынков. В глобальной экономике финансовый сектор окончательно стал господствовать над производством. Операции на финансовом и валютном рынках в десятки раз превосходят мировой ВВП. Одним из важнейших моментов постепенного стирания как законодательных, так и экономических барьеров является формирование глобального финансового пространства.
В этих условиях регулирующие органы государств все больше и больше ориентируются на сотрудничество в сфере правового регулирования отношений на финансовых рынках, вырабатывая единые международные нормы-принципы.
Интернационализация финансового бизнеса и ускорение трансграничного движения капитала обусловили формирование международных норм-принципов регулирования финансовой устойчивости участников финансового рынка, имеющего глобальный характер. Так, одним из результатов мирового финансового кризиса станет пересмотр единых бюджетных правил Евросоюза. К такому выводу пришли руководители Франции, Германии, Италии и Великобритании, которые провели 4 октября 2009 г. экстренное совещание в Париже. По действующим бюджетным правилам ЕС, бюджет страны - члена Союза не может иметь дефицит более 3%, а государственный долг не должен превышать 60% ВВП. Теперь же эти цифры будут пересмотрены в сторону понижения. При этом французский Президент Н. Саркози особо подчеркнул, что Еврокомиссии "следует проявить необходимую гибкость в применении существующих правил, регламентирующих государственную помощь предприятиям".
Стороны-государства сотрудничают с целью создания, развития и применения необходимых финансово-правовых норм-принципов, регулирующих отношения, влияющие на базовые факторы финансовой устойчивости и платежеспособности участников финансового рынка, такие как: наличие в собственности свободных активов; формирование резервных фондов; размещение денежных средств резервных фондов в "покрывающие" активы; обеспечение нормативного соотношения между активами и обязательствами (маржа платежеспособности); ведение систем международного бухгалтерского учета и отчетности, осуществление инвестиционной деятельности, финансовый контроль.
Информация о работе Интеграционные процессы в мировой экономике