Интеграционные процессы стран СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:17, доклад

Описание работы

В декабре 1991 г. руководители трех государств — Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины — подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, которое объявило о прекращении существования СССР как субъекта международного права и геополитической системы и об образовании СНГ. Участниками СНГ стал

Работа содержит 1 файл

Содружество Независимых Государствjhi.doc

— 1.43 Мб (Скачать)

       Межстрановая  экономическая интеграция представляет собой процесс хозяйственно-политического  объединения отдельных стран  на основе рационального межгосударственного  разделения труда и формирования устойчивых всесторонних связей на различных  уровнях и в различных формах. 

       СНГ 

       Содружество Независимых Государств (СНГ) было создано  и результате распада СССР с целью как сохранения экономических, социально-транспортных, культурных и иных связей между бывшими советскими республиками, так и цивилизованного решения на постсоветском пространстве межгосударственных проблем. 

       В декабре 1991 г. руководители трех государств — Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины — подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, которое объявило о прекращении существования СССР как субъекта международного права и геополитической системы и об образовании СНГ. Участниками СНГ стали Беларусь, Казахстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан и Украина. В 1992 г. в состав СНГ вошли Армения, Кыргызстан и Узбекистан, в 1993 г. — Азербайджан и Грузия. 

       СНГ обладает большими природным, человеческим и экономическим потенциалами, которые  дают ему значительные конкурентные преимущества и позволяют занять достойное место в мире. На долю стран СНГ приходится 16,3 % территории земного шара, 5 — численности населения, 10 % промышленного производства. На территории стран Содружества расположены большие запасы природных ресурсов, имеющих востребованность на мировых рынках. Только разведанные запасы нефти в России составляют 13 % мировых, в Азербайджане — более 10, в Казахстане и Туркменистане — около 10 % . В России сосредоточено около 35 % мировых ресурсов природного газа, а в Азербайджане, Туркменистане, Казахстане и Узбекистане вместе — почти 20 % . По суммарной добыче каменного и бурого угля Россия, Украина и Казахстан занимают второе место в мире. Основные запасы алмазов, бокситов, медных, никелевых, кобальтовых и оловянных руд находятся в России. Большие залежи железной руды, бокситов, медных руд расположены в Украине, Казахстане и Грузии. В России и Беларуси находятся крупнейшие в мире лесные массивы (1/4 лесов земного шара) и запасы калийных солей1. 

       Образование СНГ с самого начала носило декларативный  характер и не было подкреплено соответствующими нормативно-правовыми документами, обеспечивающими развитие интеграционных процессов. Только в сентябре 1993 г. был подписан договор о создании Экономического союза, в котором определены основные этапы углубления экономической интеграции:

       межгосударственная (многосторонняя) ассоциация свободной торговли;

  • таможенный союз;
  • общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;
  • валютный (денежный) союз.
 

       Стратегическими целями экономической интеграции стран  СНГ являются: максимальное использование  международного разделения труда; специализация и кооперирование производства для обеспечения устойчивого социально-экономического развития; повышение уровня и качества жизни населения всех государств Содружества. 

       Основными причинами, сдерживающими интеграционные процессы государств Содружества, являются:

  • различные модели социально-экономического развитие отдельных государств;
  • разная степень рыночных преобразований и различные сценария и подходы к выбору приоритетов, этапов и средств их осуществления;
  • неплатежеспособность предприятий, несовершенство платежно-расчетных отношений; неконвертируемость национальных валют;
  • несогласованность проводимой отдельными странами таможенной и налоговой политики;
  • применение жестких тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле;
  • большое расстояние и высокие тарифы на перевозки грузов и транспортные услуги.
 

       Действие  последнего фактора приводит к вытеснению третьими странами товаров СНГ с  внутренних рынков Содружества. По этим причинам в настоящее время для  Беларуси продукция из Казахстана, Кыргызстана или Узбекистана обходится значительно дороже, чем аналогичная из Польши и Германии. Несмотря на это, Беларусь остается одной из немногих стран, где во внешнеторговой деятельности преобладают связи в пределах СНГ. 

       Экономический потенциал отдельных стран СНГ различен.

       Таблица 1 Бел

       

       Таблица 2Рос

       

       Таблица 3Укр 
 

        В октябре 2000 г. был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), членами которого являются Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация и Таджикистан. Статус наблюдателей предоставлен Армении, Молдове и Украине.

       Основными целями ЕврАзЭС в соответствии с  Договором являются формирование таможенного  союза и Единого экономического пространства, координация подходов государств к интеграции в мировую экономику и международную торговую систему, обеспечение динамичного развития стран-участниц путем согласования политики социально-экономических преобразований для повышения уровня жизни народов. Основой межгосударственных отношений в рамках ЕврАзЭС являются торгово-экономические связи.

       ЕЭС

       Единое  экономическое пространство - пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и  применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. 

       В декабре 2009 года на неформальном саммите в Алматы президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации утвердили План действий на 2010-2011 годы по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП) трех стран. Он предусматривает разработку и подписание в течение двух лет, к 1 января 2012 года, 20-ти международных договоров, обеспечивающих создание ЕЭП. 
 

       Основными целями формирования Единого экономического пространства являются:

       эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда;

       создание  условий стабильного развития структурной  перестройки экономики Сторон в  интересах повышения жизненного уровня их населения;

       проведение  согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики;

       развитие  единых транспортных, энергетических и информационных систем;

       создание  общей системы мер государственной  поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической  кооперации. 

       *** 
 

       Одним из основополагающих условий формирования Единого экономического пространства четырех государств является учет принципов и правил ВТО. Соглашением предусмотрено, что в случае вступления одного из государств-участников в ВТО ранее остальных оно должно содействовать скорейшему присоединению к ВТО других стран-участниц, а также воздерживаться от выдвижения требований к другим государствам-участникам в рамках переговоров по присоединению к ВТО. 
 

       В рамках СНГ образованы и функционируют  и другие субре-гиональные объединения:

       • Центральноазиатское экономическое  сообщество (ЦАЭС), которое сформировано на основе /Договора от 30 апреля 1994 г. (г. Чолкон-Ата) между Казахстаном, Киргизией  и Узбекистаном. В марте 1998 г. в  члены ЦАЭС вступил Таджикистан;

       • ГУ У AM, представляющее собой неформальное объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы на основе Декларации, подписанной президентами этих стран 24 апреля 1999 г. (г. Вашингтон).

       Заключая  двусторонние соглашения и создавая региональную группировку внутри СНГ, отдельные страны Содружества ведут поиск наиболее оптимальных форм объединения своих потенциалов для обеспечения устойчивого развития и повышения конкурентоспособности национальных экономик, так как интеграционные процессы в Содружестве в целом происходят недостаточно активно. 

       О Таможенном союзе 

       Республика  Беларусь, Республика Казахстан и  Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года формируют таможенный союз.

       Высшим  органом таможенного союза являются Межгосударственные Советы на уровне глав государств и глав правительств. 

       Стороны таможенного союза Договором  от 6 октября 2007 года учредили Комиссию таможенного союза – единый постоянно  действующий регулирующий орган  таможенного союза. 

       Формирование  таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

       

       В 2009 году Высший орган таможенного  союза, Комиссия таможенного союза  и правительства Сторон проводят комплекс мероприятий по завершению формирования договорно-правовой базы таможенного союза, включая Единый таможенный тариф, Таможенный кодекс, Статут Суда таможенного союза. 

         

       2010 г II квартал (I полугодие)  

       

            

         Удельный вес стран  таможенного союза  в общем объеме  их взаимной торговли

       

             Экспортно-импортные операции Беларуси со странами таможенного союза

       

       Экономическая интеграция Беларуси и России 

       Среди стран СНГ наиболее последовательно  осуществляют экономическую интеграцию Республика Беларусь и Российская Федерация, подписавшие в апреле 1996 г. Договор  об образовании Сообщества Беларуси и России, а год спустя Договор  об образовании Союза Беларуси и России, который подтверждал и развивал положения предыдущего документа с целью достижения действенной интеграции в экономической и других сферах общественной жизни. 

       Важнейшими  предпосылками экономического взаимодействия Беларуси и России являются также территориальное разделение труда и сложившаяся в течение многих десятилетий в рамках бывшего СССР специализация и кооперация экономических связей. 

       Российская  и белорусская экономики как  были, так и остаются взаимодополняющими. Более 8 тыс. белорусских и российских предприятий сегодня связаны взаимными поставками продукции. Например, МАЗ свыше половины комплектующих для производства автомобилей получает из России и более 60 % готовой продукции продает в российские регионы.

       Сценарий  двусторонней интеграции Беларуси и России в начале XXI в. определен в Договоре о создании Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации, который ратифицирован парламентами обеих стран и в январе 2000 г. вступил в силу.

       Главной целью экономической интеграции Беларуси и России является реализация общих для обоих государств стратегических и текущих интересов в решении проблемы повышения уровня жизни народа на основе эффективного использования преимуществ межгосударственного разделения труда, специализации и кооперирования производства, создания благоприятных условий для возобновления экономического роста. 

       Создание  общего экономического пространства Союзного государства позволит:

       • повысить эффективность функционирования реального сектора экономики  обеих стран на основе роста конкурентоспособности товаропроизводителей;

Информация о работе Интеграционные процессы стран СНГ