Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:17, доклад
В декабре 1991 г. руководители трех государств — Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины — подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, которое объявило о прекращении существования СССР как субъекта международного права и геополитической системы и об образовании СНГ. Участниками СНГ стал
Межстрановая
экономическая интеграция представляет
собой процесс хозяйственно-
СНГ
Содружество
Независимых Государств (СНГ) было создано
и результате распада СССР с целью как
сохранения экономических, социально-транспортных,
культурных и иных связей между бывшими
советскими республиками, так и цивилизованного
решения на постсоветском пространстве
межгосударственных проблем.
В
декабре 1991 г. руководители трех государств
— Республики Беларусь, Российской
Федерации и Украины —
СНГ
обладает большими природным, человеческим
и экономическим потенциалами, которые
дают ему значительные конкурентные
преимущества и позволяют занять
достойное место в мире. На долю
стран СНГ приходится 16,3 % территории
земного шара, 5 — численности населения,
10 % промышленного производства. На территории
стран Содружества расположены большие
запасы природных ресурсов, имеющих востребованность
на мировых рынках. Только разведанные
запасы нефти в России составляют 13 % мировых,
в Азербайджане — более 10, в Казахстане
и Туркменистане — около 10 % . В России
сосредоточено около 35 % мировых ресурсов
природного газа, а в Азербайджане, Туркменистане,
Казахстане и Узбекистане вместе — почти
20 % . По суммарной добыче каменного и бурого
угля Россия, Украина и Казахстан занимают
второе место в мире. Основные запасы алмазов,
бокситов, медных, никелевых, кобальтовых
и оловянных руд находятся в России. Большие
залежи железной руды, бокситов, медных
руд расположены в Украине, Казахстане
и Грузии. В России и Беларуси находятся
крупнейшие в мире лесные массивы (1/4 лесов
земного шара) и запасы калийных солей1.
Образование СНГ с самого начала носило декларативный характер и не было подкреплено соответствующими нормативно-правовыми документами, обеспечивающими развитие интеграционных процессов. Только в сентябре 1993 г. был подписан договор о создании Экономического союза, в котором определены основные этапы углубления экономической интеграции:
межгосударственная (многосторонняя) ассоциация свободной торговли;
Стратегическими целями
экономической интеграции стран
СНГ являются: максимальное использование
международного разделения труда; специализация
и кооперирование производства для обеспечения
устойчивого социально-экономического
развития; повышение уровня и качества
жизни населения всех государств Содружества.
Основными причинами, сдерживающими интеграционные процессы государств Содружества, являются:
Действие
последнего фактора приводит к вытеснению
третьими странами товаров СНГ с
внутренних рынков Содружества. По этим
причинам в настоящее время для
Беларуси продукция из Казахстана,
Кыргызстана или Узбекистана обходится
значительно дороже, чем аналогичная из
Польши и Германии. Несмотря на это, Беларусь
остается одной из немногих стран, где
во внешнеторговой деятельности преобладают
связи в пределах СНГ.
Экономический потенциал отдельных стран СНГ различен.
Таблица 1 Бел
Таблица 2Рос
Таблица
3Укр
В октябре 2000 г. был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), членами которого являются Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация и Таджикистан. Статус наблюдателей предоставлен Армении, Молдове и Украине.
Основными целями ЕврАзЭС в соответствии с Договором являются формирование таможенного союза и Единого экономического пространства, координация подходов государств к интеграции в мировую экономику и международную торговую систему, обеспечение динамичного развития стран-участниц путем согласования политики социально-экономических преобразований для повышения уровня жизни народов. Основой межгосударственных отношений в рамках ЕврАзЭС являются торгово-экономические связи.
ЕЭС
Единое
экономическое пространство - пространство,
состоящее из территорий Сторон, на
котором функционируют
В
декабре 2009 года на неформальном саммите
в Алматы президенты Республики Беларусь,
Республики Казахстан и Российской Федерации
утвердили План действий на 2010-2011 годы
по формированию Единого экономического
пространства (ЕЭП) трех стран. Он предусматривает
разработку и подписание в течение двух
лет, к 1 января 2012 года, 20-ти международных
договоров, обеспечивающих создание ЕЭП.
Основными целями формирования Единого экономического пространства являются:
эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда;
создание условий стабильного развития структурной перестройки экономики Сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;
проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики;
развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем;
создание
общей системы мер
***
Одним
из основополагающих условий формирования
Единого экономического пространства
четырех государств является учет принципов
и правил ВТО. Соглашением предусмотрено,
что в случае вступления одного из государств-участников
в ВТО ранее остальных оно должно содействовать
скорейшему присоединению к ВТО других
стран-участниц, а также воздерживаться
от выдвижения требований к другим государствам-участникам
в рамках переговоров по присоединению
к ВТО.
В рамках СНГ образованы и функционируют и другие субре-гиональные объединения:
•
Центральноазиатское
• ГУ У AM, представляющее собой неформальное объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы на основе Декларации, подписанной президентами этих стран 24 апреля 1999 г. (г. Вашингтон).
Заключая
двусторонние соглашения и создавая
региональную группировку внутри СНГ,
отдельные страны Содружества ведут поиск
наиболее оптимальных форм объединения
своих потенциалов для обеспечения устойчивого
развития и повышения конкурентоспособности
национальных экономик, так как интеграционные
процессы в Содружестве в целом происходят
недостаточно активно.
О
Таможенном союзе
Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года формируют таможенный союз.
Высшим
органом таможенного союза
Стороны
таможенного союза Договором
от 6 октября 2007 года учредили Комиссию
таможенного союза – единый постоянно
действующий регулирующий орган
таможенного союза.
Формирование
таможенного союза
В
2009 году Высший орган таможенного
союза, Комиссия таможенного союза
и правительства Сторон проводят
комплекс мероприятий по завершению
формирования договорно-правовой базы
таможенного союза, включая Единый
таможенный тариф, Таможенный кодекс,
Статут Суда таможенного союза.
2010
г II квартал (I полугодие)
Удельный вес стран таможенного союза в общем объеме их взаимной торговли
Экспортно-импортные операции Беларуси со странами таможенного союза
Экономическая
интеграция Беларуси
и России
Среди
стран СНГ наиболее последовательно
осуществляют экономическую интеграцию
Республика Беларусь и Российская Федерация,
подписавшие в апреле 1996 г. Договор
об образовании Сообщества Беларуси
и России, а год спустя Договор
об образовании Союза Беларуси и
России, который подтверждал и развивал
положения предыдущего документа с целью
достижения действенной интеграции в
экономической и других сферах общественной
жизни.
Важнейшими
предпосылками экономического взаимодействия
Беларуси и России являются также территориальное
разделение труда и сложившаяся в течение
многих десятилетий в рамках бывшего СССР
специализация и кооперация экономических
связей.
Российская и белорусская экономики как были, так и остаются взаимодополняющими. Более 8 тыс. белорусских и российских предприятий сегодня связаны взаимными поставками продукции. Например, МАЗ свыше половины комплектующих для производства автомобилей получает из России и более 60 % готовой продукции продает в российские регионы.
Сценарий двусторонней интеграции Беларуси и России в начале XXI в. определен в Договоре о создании Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации, который ратифицирован парламентами обеих стран и в январе 2000 г. вступил в силу.
Главной
целью экономической интеграции
Беларуси и России является реализация
общих для обоих государств стратегических
и текущих интересов в решении проблемы
повышения уровня жизни народа на основе
эффективного использования преимуществ
межгосударственного разделения труда,
специализации и кооперирования производства,
создания благоприятных условий для возобновления
экономического роста.
Создание общего экономического пространства Союзного государства позволит:
• повысить эффективность функционирования реального сектора экономики обеих стран на основе роста конкурентоспособности товаропроизводителей;