Институциональные ловушки российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:06, контрольная работа

Описание работы

Широкомасштабные реформы, происходившие в восточно-европейских странах в 90-х годах, выявили со всей очевидностью, сколь велика потребность в развитой теории институциональных экономических изменений, и в то же время продемонстрировали, насколько неудовлетворительным является ее нынешнее состояние. Россия явилась особенно горьким уроком.

Содержание

Введение 3
Понятие и виды институциональных ловушек 4
Институциональные ловушки российской экономики 6
Выход из институциональных ловушек 12
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Работа содержит 1 файл

ИЭ.docx

— 31.45 Кб (Скачать)

     Как обычно, выход из институциональной  ловушки требует больших затрат - как в случае принятия "решительных  мер" (резкого усиления контроля, ужесточения наказаний, существенного  уменьшения налоговых ставок), так  и при постепенном совершенствовании  налоговой системы.

     Институциональная ловушка - 4: коррупция. Неадекватность законодательства, нерациональность государственной  политики и высокая дифференциация доходов являются фундаментальными факторами, способствующими коррупции, так что коррумпированная система  может оказаться экономически более  эффективной, чем бескоррупционная. Эти факторы дополняются размытостью  моральных норм, слабостью механизмов государственного и общественного  контроля. Чем массовее коррупция, тем  труднее обнаружить и осудить  взяточника. Эта экстремальная зависимость  лежит в основе эффекта координации, придающего устойчивость системе коррупции. Совершенствуясь, она приобретает  иерархическую структуру, сопрягаясь с другими механизмами теневой  экономики.

     Институционная  ловушка - 5: самореализующиеся пессимистические ожидания. Известно немало примеров того, как эффект координации ожиданий и процедуры их адаптации порождают  неэффективные устойчивые равновесия в процессах движения цен и  перераспределения трудовых ресурсов и инвестиций. К их числу относятся, в частности, состояния кейнсианской безработицы, высокоинфляционные равновесия, "пузыри" (bubbles) на финансовых рынках. В ряде случаев возникновение  подобных ловушек не приводит к изменению  институциональной структуры. Достаточно "переломить" ожидания, и при  соответствующих макроэкономических воздействиях система переходит  в эффективное равновесие. Однако нередко ситуация, возникшая под  влиянием пессимистических ожиданий, встраивается в систему экономических  институтов, и, таким образом, соответствующие  стереотипы поведения становятся нормой. Хорошо известным примером такого сопряжения является использование механизмов индексации для смягчения последствий инфляции. Благодаря индексации инфляция оказывается институциональной проблемой.

     Институциональная ловушка - 6: стагнация производства как результат внешнеторговой политики. Обе крайности внешнеторговой политики приводят к институциональной ловушке. В экономической литературе особенно распространена критика протекционистской, импортозамещающей стратегии экономического развития. Защита внутреннего производства от внешней конкуренции деформирует  структуру защищаемых отраслей, лишает их стимулов к совершенствованию. В  отличие от вышеприведенных примеров здесь эффект координации не играет роли. Кумулятивное воздействие макроэкономической политики связано с эффектами  совершенствования (приспособление структуры) и сопряжения (защитные меры по отношению  к одной из отраслей через цены влияют на структуру производства и  стереотипы потребления во всей экономике). Попытки изменения протекционистской  политики наталкиваются на противодействие  лоббирующих групп, что ведет  к закреплению институциональной  ловушки.

     Однако  и преждевременная, неподготовленная либерализация внешней торговли чревата попаданием в институциональную  ловушку. Представим себе технологически отсталую страну, богатую сырьевыми  ресурсами, которые перерабатываются в потребительские блага столь  низкого качества, что их продажа  на мировом рынке невозможна. Для  нее краткосрочная оптимальная  стратегия состоит в интенсификации экспорта сырья, сворачивании внутреннего  производства и расходовании экспортной прибыли преимущественно на потребление. Это, однако, приведет к закрытию предприятий  обрабатывающей промышленности и к  массовой безработице. Если безработица  охватит значительную часть населения, она наверняка будет сопровождаться разрушительным кумулятивным эффектом: снижением качества рабочей силы, ростом дифференциации доходов и  социальной напряженности, криминализацией  и общественной апатией. Такая политика неизбежно должна привести к краху экономики после исчерпания природных ресурсов либо даже раньше - при ухудшении мировой конъюнктуры.

     С учетом кумулятивного эффекта оптимальная  долгосрочная стратегия должна состоять в субсидировании местного производства с постепенным замещением его  современными технологиями, приобретенными на доходы от экспорта.

     В условиях нестабильной политической системы, отсутствия механизмов преемственности  власти более вероятна реализация краткосрочной  стратегии. Чем дольше реализуется  политика "проедания ресурсов", тем выше трансформационные издержки перехода к более рациональной норме  поведения. Система оказывается  в институциональной ловушке.

     Кумулятивный  эффект массовой безработицы и "шокового" столкновения с более развитыми  экономическими системами рельефнее  всего сказался на "отсталых народах" российского Севера. Их быстрая (в  течение нескольких десятилетий) деградация несмотря на обширные дотации после  попыток их немедленного приобщения к европейской цивилизации является серьезным предостережением сторонникам "шоковой терапии". Другой факт - обнаруженная недавно отрицательная  корреляция между богатством природными ресурсами и ростом экономики  в развивающихся странах, видимо, свидетельствует о том, что соблазна краткосрочной стратегии трудно избежать.

     Выход из институциональной  ловушки

     Эффекты координации, обучения и сопряжения уменьшают трансакционные издержки действующей нормы и увеличивают  издержки ее трансформации; благодаря  этому выход из институциональной  ловушки связан с высокими затратами. Требуется масштабное изменение  фундаментальных или организационных  факторов, например, радикальное ужесточение  наказания за отклонение от общественно  эффективной нормы. Такая стратегия  сопряжена с высокими издержками и в свою очередь может порождать  неблагоприятные кумулятивные эффекты. История борьбы с неплатежами  и неуплатой налогов в России показывает, насколько труден этот вариант выхода из институциональной  ловушки.

     Имеются основания предполагать, что с  течением времени в экономической  системе спонтанно формируются  механизмы, способствующие выходу из институциональной  ловушки. Если рыночная инфраструктура несовершенна и соответственно издержки рыночных трансакций велики, то неизбежен  спонтанный процесс укрупнения фирм. Такой процесс наблюдался практически  во всех "переходных" экономиках, включая послевоенную Японию, Южную  Корею, Францию. Происходит он и в  России. Укрупнение корпораций частично снимает проблему бартера и неплатежей, облегчает сбор налогов, препятствует криминализации, правда за счет усиления монопольной власти.

     Во-первых, поведение агента формирует его  репутацию и тем самым оказывает  кумулятивный эффект на его возможности  в будущем. Во-вторых, в поведении  агентов важное значение имеет имитационная составляющая - использование стратегий, с успехом примененных другими  агентами. Хотя коррупционное равновесие может быть экономически выгодным в  краткосрочной перспективе, при  достаточном разнообразии агентов  некоторые из них будут придерживаться альтернативной нормы, проще говоря, не будут брать взяток. С течением времени они получат преимущество перед другими благодаря высокой репутации. Это должно побудить других чиновников имитировать их поведение. Подчеркнем, что фундаментальные и организационные факторы могут способствовать либо препятствовать спонтанному выходу системы из институциональной ловушки.

     Неспособность правительств найти "мягкий", управляемый  выход из институциональных ловушек  является, видимо, одной из основных причин системных кризисов, наблюдаемых  сейчас в ряде развивающихся и  переходных экономик.

     Заключение

     Теория  институциональных ловушек, будучи нейтральной по отношению к идеологическим спорам, демонстрирует ошибочность  радикальных позиций и дирижистского  и либерального толка. Как показывают многочисленные примеры, именно радикальные  решения чаще всего способствуют возникновению институциональных  ловушек.

     При каждом институциональном преобразовании должны быть предприняты усилия по прогнозированию и избеганию  возможных институциональных ловушек. Эти усилия должны стать непременной  составной частью подготовки к любой  реформе.

     Одна  из главных опасностей для реформы - превращение переходных норм в  постоянно действующие и неэффективные  в долгосрочной перспективе. Протекционистская  политика, необходимая на определенном этапе, может породить неэффективную  неконкурентоспособную структуру, поддерживаемую соответствующим лобби. Чтобы предотвратить появление  институционной ловушки такого рода, следует с самого начала планировать  постепенный демонтаж; института, не эффективного в долгосрочной перспективе - вводимая норма должна быть временной  и предусматривать свою собственную  автоматическую отмену.

     Другой  важный универсальный принцип - поддержание  разнообразия институциональных форм. Не всегда понимается, какую именно роль играет тот или иной институт в поддержании институционального равновесия и далеко не всегда умеем  спрогнозировать эффективность  той или иной нормы в долгосрочной перспективе. Чем богаче "институциональная фауна", тем больше возможностей для выхода из институциональных ловушек.

     Список  используемой литературы:

Балацкий  Е. Теория институциональных ловушек  и правовой плюрализм // Общество и экономика. - № 10. - 2001.

Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной  экономике. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2009.

Ляско А. Неденежные расчеты в российской переходной экономике: институциональный  подход // Доклад. Институт экономики РАН, март, 2010.

Институциональная экономика: новая институциональная  экономическая теория: учебник/Под  общ.ред. проф. А.А. Аузана. – М:ИНФРА-М, 2005.

Норт  Д. Институты, институциональные изменения  и функционирование экономики. - М: Фонд экономической книги "Начала", 1997.

Полтерович  В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы. - М.: Российская экономическая школа, 1998. 

Информация о работе Институциональные ловушки российской экономики