Институциональная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 00:13, статья

Описание работы

В статье обсуждается задача разработки "руководства для реформаторов", которое облегчило бы планирование и осущест-вление эффективных преобразований экономических институ-тов. Для этих целей детально анализируется первая попытка соз-дания такого руководства - так называемый, "Вашингтонский консенсус". Также предлагается альтернативная система прин-ципов, которые должны приниматься во внимание при проведе-нии экономических реформ.

Содержание

1. О чем написал автор?.........................................................3
2. В чем идея статьи?.............................................................4
3. Как автор статьи сам отвечает на свой вопрос?..................5
4. Логическая компоновка………………………………………….6
5. Почему эта тема интересна мне и другим?..........................7
6. Почему эта тема в принципе интересна?.............................8
7. Привести примеры……………………….……………………….9
8. Сделать вывод……………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

институциональная экономика.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

И, наконец, в седьмом принципе в Вашингтонском консенсусе отсутствуют прямые указания на роль государства в процессе реформ. Ничего не сказано ни об административной реформе, ни о борьбе с коррупцией.

Также одна из ошибок заключается в том, что тезис Вашингтонского консенсуса о необходимости либерализации внешней торговли сформулирован с рядом резонных оговорок. Однако речь идет всего лишь о возможности снижать тарифы постепенно. Нет и речи о том, чтобы использовать тарифы для защиты внутреннего производства.

Следующая ошибка заключается в том, что, утверждая безусловную целесообразность дерегулирования, Вашингтонский консенсус ставит под удар экономики со слабым финансовым сектором.

Ложность тезиса о безусловной целесообразности либерализации с теоретической точки зрения особенно очевидна, когда речь идет о рынке капитала.

Автор приводит мнение Стиглица, который перечисляет пять стандартных аргументов в пользу либерализации рынка капитала:

1) Страна должна максимизировать ВНП, а не ВВП. Этому способствует либерализованный рынок капитала, направляя капитал туда, где он может быть эффективно использован.

2) Либерализация способствует международной конкуренции, которая побуждает страну создавать привлекательный для бизнеса климат.

3) Открытый рынок капитала помогает стабилизировать экономику. Так, во время спада зарплата внутри страны падает, и это привлекает капитал, способствуя выходу из рецессии.

4) Открытый    рынок    капитала   важен    как   источник    финансирования инвестиционных проектов.

5) Свободная торговля товарами и услугами выгодна, а капитал ничем не отличается от товара.

Стиглиц показывает, что все эти аргументы не состоятельны, если речь идет о краткосрочных спекулятивных потоках капитала. Эмпирические исследования не подтверждают положительную связь степени либерализации рынков капитала и экономического роста. Более того, либерализация увеличивает вероятность экономических кризисов и рецессии.

Как отмечает автор, Стиглиц подвергает сомнению вывод о том, что отечественные вложения заграницу всегда выгодны, т.к. увеличивают ВНП. Рыночная оценка капитальных вложений обычно меньше общественной из-за наличия экстерналий (уменьшения безработицы, обучения работников, создания инфраструктуры, и т. п.). Поэтому следует вложения заграницу облагать дополнительным налогом.

Далее автор статьи приводит свои два десятка принципов, которые считает наиболее общими и важными:

Тезис 1. При разработке плана реформ радикализм неэффективен.

Тезис 2. Любая реформа создает предпосылки для интенсификации перераспределительных процессов в ущерб производственной деятельности. При разработке плана реформ необходимо предусматривать меры, направленные на сдерживание таких процессов.

Тезис 3. В период проведения реформы роль государства увеличивается. В частности, эффективная либерализация требует укрепления государства («ортодоксальный    парадокс»).              Повышение              ответственности  и эффективности бюрократии особенно важно на начальном этапе реформ.

Тезис 4. Попытки трансплантации наиболее передовых институтов в отсталую институциональную среду, как правило, заканчиваются неудачей. При заимствовании институтов следует в первую очередь ориентироваться на образцы, характерные для более передовых стран в периоды, когда они находились на аналогичной стадии технологического, институционального и культурного развития.

Тезис 5. Искусство реформирования состоит в умении строить цепочки промежуточных институтов, «соединяющие» действующие институты с наиболее передовыми. Институциональный эксперимент является эффективным методом построения таких цепочек.

Тезис 6. Законы о реформах должны предусматривать переходный процесс от действующих институтов к вновь вводимым.

Тезис     7.              Слои     населения,     проигрывающие     в     результате институциональных преобразований, должны получить достаточную компенсацию. Поэтому рациональная социальная и промышленная политика являются необходимыми условиями успеха реформ.

Тезис 8. При разработке программы реформ необходимо учитывать политические ограничения.

Тезис 9. Осуществление сложной реформы желательно разбить на ряд этапов, допускающих независимую оценку. Необходимо стремиться к тому, чтобы преобразования, проводимые на начальных этапах, были наиболее привлекательны для населения и давали наибольшую информацию о дальнейшем ходе реформ. Не следует проводить слишком много реформ одновременно.

Тезис 10. При выборе   состава и последовательности институциональных преобразований      следует      учитывать      их      комплементарность      (положительную либо отрицательную).

Тезис 11. Возникновение институциональных ловушек - одна из главных опасностей при проведении реформ.

Тезис 12. В процессе реформ макроэкономическая политика может влиять на развитие институтов.

Тезис 13. Появление возможностей для эффективных вложений в производство является важнейшим фактором институционального развития.

Тезис 14. «Свободная» конкуренция эффективна только в том случае, если она              поддерживается              соответствующей              институциональной инфраструктурой, обеспечивающей, в частности, ее непрерывный мониторинг как государством, так и институтами гражданского общества.

Тезис 15. Приватизация не гарантирует реструктуризации и увеличения эффективности. Рост (или падение) эффективности в результате приватизации зависит от социальной политики и рынка труда.

Тезис 16. В реформируемой экономике фискальные меры, направленные на снижение умеренной инфляции, как правило, подавляют рост.

Тезис 17. Либерализация внешней торговли должна осуществляться постепенно и избирательно в зависимости от уровня развития экономики, качества государственного управления и приоритетов развития. Чем более совершенен внутренний рынок, тем больше оснований для либерализации внешних связей.

Тезис 18. Либерализация рынка капитала должна осуществляться постепенно, по мере совершенствования внутреннего рынка. На начальных этапах следует сдерживать приток портфельных инвестиций и отток капитала за рубеж.

Тезис 19. Для устойчивого роста необходимо рациональное сочетание институциональных реформ и промышленной политики. Ее инструменты и методы должны меняться по мере развития институтов.

Тезис 20. Международная помощь: бесплатный сыр бывает только в мышеловке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.      Сделать вывод

 

В статье были обобщены результаты многих теоретических и эмпирических исследований, проведенных как в России, так и за рубежом. Сформулированные тезисы, по мнению автора, могут служить определенным ориентиром и для тех, кто разрабатывает планы реформ на теоретическом уровне, и для реформаторов - практиков. Также каждый из этих тезисов нуждается в более тщательной проверке и более детальной разработке. Кроме того, уже имеющийся опыт позволяет дать некоторые более детальные рекомендации относительно конкретных реформ – таких как приватизация, дерегулирование, совершенствование налоговой системы, и т.п. Эти рекомендации должны быть систематизированы и сформулированы в форме, очищенной от технических деталей. Однако основные усилия должны быть направлены на более глубокое понимание закономерностей эволюции институтов и экономической политики.

 



Информация о работе Институциональная экономика