Иностранные инвестиции на переходном этапе развития российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 11:56, реферат

Описание работы

Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это связано с тем, что инвестиции выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований.
Актуальным в настоящее время является углубленное теоретическое исследование рыночных форм и механизмов инвестиционной деятельности на микро- и макроуровнях. Важной проблемой выступает теоретическое обоснование

Содержание

Введение 3
§1.1. Понятие и роль инвестиций в экономической системе. 4
§1.2. Специфика инвестиционного процесса на переходном этапе развития российской экономики. 7
§1.3. Факторы динамики иностранных инвестиций. 14
§1.4. Государственное регулирование иностранных инвестиций 15
Заключение 18
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат инвестиции.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

   Доля зарубежных прямых инвестиций в общих капитальных вложениях в экономику РФ в 1995 году возросла до 2.9% против 2% по итогам 1994 года.

По данным Госкомстата РФ, прямые инвестиции выросли за год в 2.4 раза, что составило 1.35-1.4 млрд. долл.; торговые кредиты, банковские вклады оцениваются в 1995 году в размере 640-650 млн. долл. и увеличились за год на 20-25%.

     Анализ  отраслевой направленности иностранных  инвестиций в российскую экономику  свидетельствует об изменении их приоритетности в 1995 году по сравнению с предыдущим периодом. Если в 1993-1994 годах до половины иностранных капиталовложений направлялось в отрасли ТЭК, то в 1995 году их доля упала до 10%. Значительно увеличилась доля иностранных инвестиций в торговлю и общественное питание (с 5.6% в 1994 году до 15% в 1995 году), в финансово-кредитную и страховую деятельность (13% в 1995 году), в науку и научное обслуживание (8% всех инвестиций в 1995 году) при умеренном росте доли вложений в целлюлозно-бумажную и деревообрабатывающую отрасль (с 3.4% в 1994 году до 6.5% в 1995 году).

§1.3. Факторы динамики иностранных инвестиций.

     Основными политическими факторами, определявшими в 1995 году поведение иностранных инвесторов на российском рынке, являются: продолжение войны в Чечне; неопределенность, связанная с президентскими выборами в РФ, с личностью будущего президента России и с возможностью смены политического курса.

     Экономическими  факторами, в наибольшей степени  определявшими динамику иноинвестиций  в 1995 году были продолжение промышленного спада; введение "валютного коридора" в середине 1995 года и его продление до середины 1996 года и другие.

     Ослабление  из-за продолжающегося с 1990 года промышленного спада отечественного машиностроения как материальной основы инвестиций тормозил создание достаточных условий для экономического подъема. В то же время импорт технологий за счет прямых инвестиций иностранного капитала или закупок оборудования за рубежом в период инвестиционного кризиса не компенсировал выбытия производственных мощностей в российской промышленности.

     Продолжение промышленного спада еще больше увеличило потребность России в иностранных инвестициях и одновременно сузило поле для деятельности инвесторов в промышленности и особенно - в машиностроении.

     Наиболее серьезными проблемами, без разрешения которых нельзя было прогнозировать более масштабного притока иностранных инвестиций в Россию, являлись:

- политическая неопределенность и нестабильность;

- неопределенность законодательной политики;

- тенденция к расширению полномочий органов местного самоуправления, которая требует законодательной регламентации и четкого разграничения функций и полномочий Центра и субъектов Федерации, в том числе по вопросам привлечения иностранных инвестиций;

- серьезные разногласия в Госдуме относительно результатов процесса приватизации и перспектив ее дальнейшего проведения;

- определение разумных пределов допуска зарубежных инвесторов на рынок ГКО;

- четкое определение круга приоритетных отраслей и регионов.

§1.4. Государственное регулирование иностранных инвестиций.

     Среди принятых в 1995 году нормативных актов  следует выделить вторую часть Гражданского кодекса РФ и Закон "Об акционерных обществах", ориентированные на более четкую правовую регламентацию коммерческой деятельности, в том числе иностранных инвесторов на территории России.

     Закон "О финансово-промышленных группах" предусматривал возможность участия зарубежных фирм в такого рода образованиях на территории РФ.

     На  стимулирование привлечения иностранных  инвестиций в целях реализации крупных  проектов, носящих "штучный" характер, был направлен Указ Президента РФ № 73 "О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства Российской Федерации". Льготы, предоставляемые Указом, не были ориентированы на активизацию предпринимательской деятельности с участием среднего и малого бизнеса, развитие которого чрезвычайно важно для использования зарубежного и отечественного технологического и организационного опыта для закрепления результатов реформирования экономики в России.

     На  создание гарантий налоговой стабильности представителей как отечественного, так и зарубежного частного капитала, решивших вложить свои средства в поиск, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на ее континентальном шельфе, был направлен Федеральный Закон "О соглашениях о разделе продукции" от 30 декабря 1995 года. Одном из существенных его недостатков является усложненная процедура заключения соглашений, требующая многочисленных хождений в Госдуму. Более четкому применению Закона способствовало бы принятие механизма разграничения компетенций Правительства и органа исполнительной власти субъекта РФ, когда они выступают от имени РФ в качестве стороны соглашения о разделе продукции.

     Серьезно  затормаживало продвижение в Госдуме основополагающих в сфере международного инвестиционного сотрудничества проектов федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР», "О свободных экономических зонах", "О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами

     В ноябре 1995 года опубликовано постановление  Правительства (от 13 октября 1995 г. № 1016) "О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику РФ".

     Программа предполагала довести долю иностранных инвестиций в общем объеме капитальных вложений до 5.2% к 1997 г. и до 10% в дальнейшем ("целевой норматив"). Был предусмотрен широкий комплекс законодательных и организационных мер, направленных на сближение условий инвестирования в России с мировой практикой. В то же время, несмотря на признание значимости иностранных инвестиций не только для роста объемов производства, но и для повышения его технического и организационного уровней, программа показывала сдержанное отношение правительства к привлечению зарубежного капитала как к мере вынужденной и нежелательной с позиции так называемой защиты интересов отечественных товаропроизводителей.

      Программа призывала активнее стремиться не к созданию предприятий с участием иностранных инвесторов, а к привлечению зарубежных финансовых ресурсов "в форме кредитов, которые требуют погашения, но не устанавливают постоянной зависимости кредитуемых предприятий от иностранных компаний". Кроме того, Программа предусматривала предоставление государственных гарантий только частным отечественным инвесторам. Понятно, что такие положения Программы расходились с декларациями об открытости экономики России для широкого инвестиционного сотрудничества с потенциальными зарубежными партнерами. 

 

       Заключение

     Особенности изменения структуры инвестиционного  капитала в российской экономике  обусловлены тем, что переход  к рыночной модели инвестирования осуществлялся в условиях экономического кризиса. Сокращение доли бюджетных инвестиций явилось следствием не только смены инвестиционных режимов, но и резким сокращением государственных доходов в условиях экономического спада. Ухудшение финансового положения предприятий препятствовало осуществлению инвестиций как за счет собственных источников, так и посредством привлечения ресурсов финансового рынка. При росте количества и многообразия субъектов инвестиционной деятельности в частном секторе их место и роль в инвестиционном процессе оказались недостаточными, чтобы компенсировать уход государства из инвестиционной сферы и обеспечить масштабные инвестиции.

       Основным источником финансирования  инвестиций выступают собственные  ресурсы предприятий (прибыль и амортизационные отчисления). В 1992-1998 гг. при неблагоприятных внешних и внутренних спросовых ограничениях и ухудшении финансового положения предприятий возможности финансирования инвестиций за счет собственных источников были весьма ограниченны. Использование прибыли на цели инвестирования осложнялось резким снижением ее массы и сокращением ее денежной составляющей вследствие разрастания неплатежей и бартерных сделок. При дефиците собственных ресурсов предприятий, нехватке оборотных средств амортизационные отчисления в значительной части направлялись не по целевому назначению, а на текущие нужды.

     В условиях экономического оживления 1999-2000 гг. возник ряд предпосылок оздоровления финансового состояния российских предприятий. Это привело к ослаблению нехватки оборотного капитала, возрастанию объемов амортизационных отчислений, увеличению прибыли и масштабов ее использования для инвестирования. Собственные средства предприятий выступили основным источником инвестиционного подъема. Однако, несмотря на заметный рост инвестиционных ресурсов предприятий, их совокупный объем недостаточен для устойчивого инвестиционного развития.

       В качестве внешних ресурсов  инвестирования предприятий могут  рассматриваться: национальные источники  финансирования инвестиций (государственные инвестиции, инвестиции частных инвесторов) и иностранный капитал. Анализ возможностей их мобилизации свидетельствует о том, что в сложившейся в настоящее время ситуации целесообразно делать упор на создание необходимых условий и разработку системы действенных мер для активизации внутренних инвестиций, не отказываясь от использования эффективных механизмов мобилизации иностранных инвестиций.

     К основным способам привлечения иностранных  инвестиций российскими предприятиями относятся: кредиты иностранных банков, коммерческие кредиты под государственные гарантии, связанные кредиты (экспортное финансирование), эмиссия и размещение акций, использование концессионной системы.

       Общий объем накопленных иностранных  инвестиций в российской экономике значительно меньше действительных потребностей страны. Несмотря на принимаемые меры, инвестиционный климат остается пока неблагоприятным, что определяет незначительность притока иностранных инвестиций.

 

Список  использованной литературы

 
      
  1. Грицына В., Курнышева И. Особенности инвестиционного  процесса// Экономист, 2000. - №3.
  2. Российская экономика в 1995 г./ Е. Гайдар. – М.: Институт экономических проблем переходного периода, 1996. – 208с.
  3. Экономика переходного периода. Очерки коммунистической России.1998-2002г. / Е. Гайдар. – М.: Институт экономических проблем переходного периода, 2003. – 604стр.
  4. Игонин Л.Л. Инвестиции. М.: Экономист, 2005. – 478с.

Информация о работе Иностранные инвестиции на переходном этапе развития российской экономики