Иностранные инвестиции на переходном этапе развития российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 11:56, реферат

Описание работы

Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это связано с тем, что инвестиции выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований.
Актуальным в настоящее время является углубленное теоретическое исследование рыночных форм и механизмов инвестиционной деятельности на микро- и макроуровнях. Важной проблемой выступает теоретическое обоснование

Содержание

Введение 3
§1.1. Понятие и роль инвестиций в экономической системе. 4
§1.2. Специфика инвестиционного процесса на переходном этапе развития российской экономики. 7
§1.3. Факторы динамики иностранных инвестиций. 14
§1.4. Государственное регулирование иностранных инвестиций 15
Заключение 18
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат инвестиции.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

     • несовершенство законодательства;

     • медленный темп институциональных  реформ и др.

     Объем произведенного общественного продукта является важным макроэкономическим фактором, находящимся в прямой и обратной зависимости с фактором инвестиций. Рост произведенного продукта, зависящий от инвестиционной активности, в свою очередь, предопределяет реальные возможности страны в инвестировании на каждом конкретном этапе развития. Чем выше темпы прироста валового внутреннего продукта (ВВП), тем больше возможностей для расширенного воспроизводства инвестиционных ресурсов, и наоборот. В связи с этим глубокий и длительный экономический спад выступает важнейшим антиинвестиционным фактором.

     Схематично  воздействие экономического спада  на динамику инвестиций в российской экономике можно представить  следующим образом. Спад производства ведет к падению масштабов  накопления, что в свою очередь  обусловливает сокращение финансовой базы инвестиций и уменьшение их объема. Снижение объема инвестиций вызывает снижение капиталовооруженности, что при низком уровне эффективности использования инвестиций приводит к уменьшению объема произведенного продукта

     За  период с 1990 по 1998 г. ВВП уменьшился практически наполовину. Спад во многих отраслях, прежде всего инвестиционной сферы, приблизился к предельному уровню их функционирования, дальнейшее снижение которого связано практически с полным прекращением производства отдельных видов продукции. В условиях резкого сокращения емкости внутреннего рынка значительно возросла роль внешнего рынка, усилилась зависимость национальной экономики от конъюнктуры на внешних рынках.

     С 1995 г. при временном расширении объемов  сбыта продукции экспортно-ориентированных отраслей (сырьевые, топливно-энергетические, металлургия в области производства легких, цветных и редких металлов) наметилась тенденция к замедлению темпов общеэкономического спада. В 1996 г. индекс ВВП по официальным данным составил 98% от уровня 1995 г., а в 1997 г. - 100,8% от уровня 1996 г. Однако глубинные причины экономического спада не были устранены.

     Кризисные события августа - сентября 1998 г. привели  к резкому ухудшению социально-экономической  ситуации. Темпы экономического спада  увеличились, ВВП за 1998 г. снизился на 4,6%. В российской экономике возникли новые серьезные проблемы, связанные с уменьшением возможностей для перехода к экономическому росту, необходимостью изыскания дополнительных средств для погашения возрастающих обязательств по внешним и внутренним долгам, оздоровления финансовых рынков и банковской системы.

      За  годы реформ наиболее значительные сдвиги произошли в отраслевой структуре  народного хозяйства, вызванные  неравномерными темпами снижения производства и инвестиций в отдельных секторах.

      Прежде  всего, намного сократилась доля производственной сферы при соответствующем  увеличении удельного веса сферы  услуг.

      В структуре производства промышленной продукции произошло изменение  соотношения между добывающими  и обрабатывающими отраслями в пользу первых. Особенно значителен рост удельного веса топливно-энергетического комплекса.

      Экономика оказалась неспособной удовлетворить  потребности населения в продовольствии, промышленных товарах и услугах  и обеспечит на только расширенное, но и простое воспроизводство, обновление основного капитала.

      В числе других негативных тенденций - существенное снижение роли машиностроения, АПК и широкого круга отраслей, производящих потребительские товары. Заметно сдали позиции лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность стройматериалов, а также химическая и нефтехимическая отрасли. Ухудшилась технологическая структура экономики. Сократилась доля передовых технологий.

      Кроме отмеченных негативных моментов, необходимо учитывать значительное качественное отставание отечественных технологий от мировых аналогов.

      Функционирование хозяйственного комплекса страны немыслимо без инвестиций, обеспечивающих непрерывность воспроизводства, разработку и реализацию производственных, инновационных и социальных программ и проектов, позволяющих увеличить объемы производства, повысить эффективность функционирования общественного производства.

      В условиях кризиса для России, инвестиции являются важнейшим средством структурного преобразования социального и производственного потенциала, подчинения его требованиям рынка.

      Одним из факторов преодоления инвестиционного  кризиса является привлечение иностранного капитала. Годовые объемы привлеченных инвестиций незначительны и не составляют основным макропоказателем российской экономики; минимальными являются также значения иностранных инвестиций на душу населения. (см. табл. 1.). так, в 1996г. общий объем иностранных инвестиций на душу населения составил 44 долл. (для сравнения: в том же году соответствующий показатель в Польше находился на уровне 140, а в Венгрии – 1300 долл.).

      Иностранные инвестиции на душу населения, долл.

Субъекты  Федерации 1995 1996 1996 к 95, %
Российская  Федерация 18,90 43,97 233
Тюменская область

Республика  Бурятия

Новгородская  область

Псковская область

Ярославская область 

Рязанская область 

Тверская  область 

Кировская область

Белгородская  область

Пермская  область

Челябинская область

Хабаровский край

32,36

0,57

13,91

0,95

0,27

1,02

40,71

0,28

0,04

5,24

4,67

26,67

81,23

-

41,41

12,03

20,70

0,78

11,03

0,83

0,09

10,85

2,0

48,89

251

0

298

1263

7611

76

27

297

244

207

43

183

 

      Одним из концептуальных положений государственной  инвестиционной политики, сформулированным в Федеральной адресной инвестиционной программе на 2000 г., является задача смещения акцентов в привлечении иностранных инвестиций в российскую экономику на федеральный уровень.

      Это связано с тем, что при весьма скромных объемах пришедших в  Россию в 90-е гг. прямых иностранных  инвестиций ряд наших регионов со второй половины десятилетия успешно осваивает инструменты прямого привлечения инвесторов на свои территории. В этой связи принципиально важно, чем обусловлена поставленная Центром задача: стремлением вновь вернуть рычаги правления в свои руки или необходимостью на основе осмысления накопленного регионального опыта сформулировать новые, более действенные механизмы и инструменты государственной инвестиционной политики.

      Только  в 1999 приняты региональные законодательные  и нормативно-правовые акты по вопросам государственной поддержки и стимулирования инвестиционной деятельности в Смоленской, Тамбовской и Новосибирской областях, Краснодарском крае. Разрабатывается законодательство, направленное на активизацию притока иностранных инвестиций, в Карачаево-Черкесской Республике, Республике Хакасия, Орловской, Рязанской, Тверской, Читинской, Камчатской, Сахалинской областях.

      Лидерами  в разработке собственной инвестиционной политики, как известно, в 1996-1997 гг. выступили  республики Коми, Саха-Якутия, Татарстан. Их усилия были направлены на привлечение иностранных инвесторов, что выразилось в принятии законов, определяющих благоприятные условия деятельности зарубежного капитала. По инициативе правительства Республики Татарстан, проводящего политику мягкого вхождения в рынок, разработан ряд нормативных документов (законов, указов, постановлений), направленных на формирование благоприятного климата для инвесторов и их поддержку.

      Наиболее  привлекательными для иностранного капитала сферами российской экономики  являются и на сегодняшний день финансы, топливная промышленность, коммерческая деятельность по обеспечению рынка, пищевая промышленность, торговля и общественное питание. В целом на эти пять народнохозяйственных сфер, наиболее активно инвестируемых из-за рубежа, приходится 73,3% общего объема иностранных инвестиций. В развитие следующих пяти отраслей – машиностроения и металлообработки, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, цветной металлургии, химической и нефтехимической индустрии, связи – иностранные инвесторы вложили еще 15,9% общего объема иностранных инвестиций. Следовательно, в экономику десяти отмеченных сфер народного хозяйства России зарубежные инвесторы вложили 89,2%  общего объема инвестиций.

      Наибольшие  инвестиции в экономику России осуществляли США, Великобритания, Швейцария, Германия и Нидерланды: их доля составляет 12%.

      Основная  форма ввоза капитала в страну - банковские кредиты, в том числе  межправительственные (на них пришлось 3,5% млрд. долл. в 1996г.).

      Иностранные инвестиции, несмотря на их незначительные размеры, однако, уже играли положительную роль в экономике России. На них приходится около 0,5 % созданных в России новых рабочих мест, они давали 2,5% валового продукта страны,1% всего объема экспорта и 1,3 % импорта.

      Объем иностранных инвестиций в реальный сектор российской экономики составил в январе-апреле 2000 года $4.961 млрд. и по сравнению с аналогичным периодом 1999 года увеличился в 3.2 раза. Об этом сообщает Госкомстат России.

      Иностранные инвестиции в промышленность составили в январе-апреле $3.43 млрд., в торговлю и общественное питание - $663 млн., в предприятия транспорта - $238 млн., в сферу управления - $248 млн., в связь - $113 млн.

      Крупнейшим  инвестором в российскую экономику  стал в I квартале 2000 года Тайвань, на долю которого пришлось более половины всех вложений - $2.618 млрд. Американские предприниматели инвестировали в Россию $361 млн., немецкие - $344 млн. На четвертом месте по вложениям в российскую экономику - Кипр с $299 млн.1

     К факторам, затрудняющим осуществление иностранных инвестиций в Россию, можно отнести также следующие:

  • неразвитость системы страхования иностранных инвестиций как от коммерческих, так от политических рисков;
  • существующую в России систему налогов и тарифов, саму концепцию налогообложения, односторонне сориентированную лишь на накопление правительством бюджетных средств. В России 35%-ная ставка налога на прибыль на 15 процентных пунктов ниже, чем в Германии, но, рассчитанная по западной бухгалтерии, она составляет уже от 60 до 150 %. В результате «законопослушные» западные инвесторы иногда вынуждены выплачивать по налогу на прибыль суммы, превышающие то, что в их представлении является прибылью.
  • приватизацию предприятий, расцениваемую иностранными инвесторами и многими экспертами скорее как возможность передачи прав на их владение администрации предприятий и в меньшей мере их работникам, но вовсе не как средство привлечения иностранного капитала;
  • отсутствие необходимой для нормальной организации бизнеса инфраструктуры (транспорт, связь и т.д.);
  • низкую культуру ведения бизнеса со стороны российских партнеров;
  • коррумпированность в системе государственного управления;
  • организованную преступность и т.д.

Информация о работе Иностранные инвестиции на переходном этапе развития российской экономики