Инновационные малые предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 19:03, реферат

Описание работы

Инновационный менеджмент как процесс является важным и неотъемлемым элементом процесса управления даже на малом предприятии, которое выбрало для себя ориентацию на инновационную деятельность. На данном этапе развития тенденций мировой экономики именно малые предприятия перехватывают инициативу активной деятельности у крупных корпораций. Причиной этому служит как раз их небольшие размеры, которые способствуют их манёвренности на рынке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ИННОВАЦИЙ 4
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПОДДЕРЖКЕ ИННОВАЦИЙ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ…………………………………...10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 13

Работа содержит 1 файл

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВ1.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

     Большое значение за рубежом отводится созданию национальной системы информационного  обслуживания МСП. Например, известна американская сеть бесплатного информационного  обслуживания SBA-Net, в которой действует несколько информационных систем.

     Опыт  многих стран свидетельствует об эффективном использовании возможностей сектора МП в сфере выполнения государственных и муниципальных  заказов. Например, в США крупные  предприятия обязаны размещать в секторе МП до 20% оборонных заказов. В 2002 г. стоимость госзаказов, выполненных силами МСП, достигнет 46 млрд. долл.

     Интересен опыт вовлечения старших школьников и студентов в предпринимательскую  деятельность. Правительством Германии при содействии Deutsche Ausgleichsbank (Германского компенсационного банка) и других партнеров в университетах страны создано 42 кафедры предпринимательства. Реализуется программа EXIST для финансовой поддержки и стимулирования студенческого предпринимательства. Германским Институтом труда запущена программа JUNIOR для старших школьников по созданию мини-предприятий, работающих в рыночных условиях под контролем опытных консультантов. В 2001—2002 гг. в 12 регионах страны было создано 220 таких мини-предприятий, с которыми сотрудничали свыше 3000 учащихся.

     Правительства многих стран через торгово-промышленные палаты и другие организации финансируют  обучение и консультирование молодых  предпринимателей. Например, в Германии ежегодно более 200 тыс. предпринимателей бесплатно получают соответствующие консультации. В новых землях создано 40 консультационных центров. В 30 городах проводятся круглые столы по обмену опытом выхода из кризисных ситуаций с участием предпринимателей и иностранных экспертов.

     Примечателен  зарубежный опыт совершенствования законодательства и правоприменения — особенно в странах ЕС и конкретно в Великобритании. Сложная и обременительная система государственного регулирования экономической деятельности (административные барьеры) препятствует развитию МП. Поэтому тщательная разработка новых и совершенствование ранее принятых правовых актов, наряду с упрощением административных механизмов регулирования экономической деятельности МП, позволяют интенсифицировать рождение новых предприятий и создать благоприятные условия для их дальнейшего развития.

     По  мнению ряда специалистов, для развития предпринимательства в России должен вызывать подход, применяемый в бывших социалистических странах в сфере  государственной политики развития МП, в частности, в Венгрии и Польше. Анализ доступных публикаций показывает, что в развитых рыночных экономиках, и в условиях постсоциалистических народно-хозяйственных комплексов осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т.п. И можно полностью согласиться с выводом о том, что везде государство инициирует создание и развитие определенной инфраструктуры, обеспечивая для этого правовую базу, финансовые условия, организационно-методическое и аналитическое сопровождение.

Заключение

      На  основе проведенных исследований мы можем сказать, что малые инновационные  предприятия – это организации, разрабатывающие научно-технические  решения и осваивающие выпуск качественно новой продукции с применением новых технологий. В настоящий момент они играют весьма значимую роль во всеобщем экономическом развитии.

      Приведенная информация позволяет сделать вывод  о том, что существует ряд форм малого инновационного предпринимательства, которые разделяют по стадиям инновационного процесса на предприятия на начальной стадии инновационного процесса и предприятия на стадии развития инновационного процесса, при чём среди последних выделяют инжиниринговые фирмы, внедренческие фирмы и профитцентры. Таким образом, предприниматель, решивший ориентироваться на инновационный тип развития его бизнеса, имеет достаточно широкий выбор форм ведения предпринимательской деятельности.

      Основными отличиями малых инновационных предприятий от крупных являются:

      скорость  реагирования на изменения конъюнктуры  рынка и потребностей потребителей;

      возможность быстрой переориентации производства на новые технологические линии  и производственные процессы;

      возможность привлечения инновационных проектов научно-исследовательских организаций для испытания и внедрения в производство;

      кадровый  потенциал достаточно гибкий;

      низкие  затраты на управленческий аппарат.

      Таким образом, видно, что предприятия  малого бизнеса, занимающиеся инновационной деятельностью являются достаточно гибкими для того, чтобы эффективнее удерживаться на рынке, чем крупные предприятия-новаторы. Но при этом, они имеют широкие возможности кооперации с такими предприятиями.

 

Список  использованных источников

 
    1. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для ВУЗов, 6-е изд., СПб: Питер, 2008. - 443с.
    2. Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент: учебное пособие, ИНФРА-М, 2004. - 238с.
    3. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: учебник под ред. Казанцева А.К., Миндели Л.Э., М.: Экономика, 2004. – 518с.
    4. Основы инновационного предпринимательства. Кирьяков А.Г., Максимов В.А., М.: Феникс, 2002.
    5. Завлин П.Н. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебное пособие для вузов. М.: Экономика, 2000. – 475с.

 

    Таблица 1 –  Ортанизационно-управленческие преимущества и недостатки малых и крупных  фирм в осуществлении нововведений

Параметры Малые фирмы Крупные фирмы
Преимущества Недостатки Преимущества Недостатки
Персонал Энтузиазм.

сплоченность,

инициативность

Часто дефицит  необходимых специалистов Большой и разнообразный  кадровый потенциал Чрезмерная  спе-циализация, карье-ризм, безынициативность
Финансы Низкая капиталоемкость Повышенный  риск вложений из-за неопределённости нововведений Возможности привлечения заемных средств, распределение риска, способность крупного самофинансир. Ориентация  преимущественно на максимизацию прибыли
Руковод-ство Личный пример, минимум бюро-кратизма, способ-ность  принятия риска, предприн-имательский  дух Опыт профессионального руководства Подверженность  бюрократизму, боязнь риска, недоучет челове-ческого фактора
Внутрен-ние  комм-уникации Коммуникация  «лицом к лицу», быстрая реакция  па внутренние проблемы Противоречия  формальной и не-формальной стру-ктур, многосту-пенчатые комму-никации
Внешние

коммуникации

Ограниченные  каналы связи, трудность привлечения  внеш-них источников услуг, контрактов Возможности подключения  к внешним источникам НТИ и  экс-пертизы,развитые каналы связи
Маркетинг Быстрая реакция  на изменение спроса Как правило, отсутствие собс-твенной сбыто-вой сети, необходимость  заво-евания рынка, узкая специали-зация Развитая система  сбыта и после-продажного обслуживания, прочные позиции на рынке Возможен монополизм
 

 

       Рисунок 1 – Формы сотрудничества малых инновационных фирм и крупных предприятий

        

       Рисунок 2 – Группы малых инновационных  предприятий 
 

Информация о работе Инновационные малые предприятия