Инновационные малые предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 19:03, реферат

Описание работы

Инновационный менеджмент как процесс является важным и неотъемлемым элементом процесса управления даже на малом предприятии, которое выбрало для себя ориентацию на инновационную деятельность. На данном этапе развития тенденций мировой экономики именно малые предприятия перехватывают инициативу активной деятельности у крупных корпораций. Причиной этому служит как раз их небольшие размеры, которые способствуют их манёвренности на рынке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ИННОВАЦИЙ 4
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПОДДЕРЖКЕ ИННОВАЦИЙ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ…………………………………...10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 13

Работа содержит 1 файл

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВ1.doc

— 96.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

      Кафедра  
 

  Реферат по дисциплине:

  «Основы экономики малых  предприятий»

  На  тему:

  «Инновационные  малые предприятия» 
 
 
 

  Выполнила студентка  гр.

  Экономического  факультета 

  Проверила преподаватель 
 
 
 
 

      МОСКВА 2011 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

введение

 

      Инновационный менеджмент представляет собой достаточно широкую область деятельности субъекта экономической деятельности, будь то частный предприниматель, либо крупное промышленное предприятие.

      Хозяйствующий субъект в начале ведения своего бизнеса должен прежде всего определиться с тем, какой вид деятельности он будет осуществлять для получения необходимой прибыли и удовлетворения потребностей потребителей. В таком случае встаёт вопрос об осуществлении инновационной деятельности. Инновации для предприятия на сегодняшний день являются наиболее весомым источником прибыли. Поэтому осуществление эффективного управления инновационными процессами на предприятии даёт возможность получать необходимую для него прибыль.

      Инновационный менеджмент как процесс является важным и неотъемлемым элементом  процесса управления даже на малом предприятии, которое выбрало для себя ориентацию на инновационную деятельность. На данном этапе развития тенденций мировой экономики именно малые предприятия перехватывают инициативу активной деятельности у крупных корпораций. Причиной этому служит как раз их небольшие размеры, которые способствуют их манёвренности на рынке.

      Таким образом целью данного реферата является рассмотрение малых предприятий, как субъектов инновационной  деятельности. Актуальность данной темы обусловлена бурным развитием малых предприятий, ориентированных на производство и внедрение инноваций в сравнении с аналогичными крупными предприятиями на мировом рынке новых товаров.

 

Малое предпринимательство  в сфере инноваций

 

Инновация - это использование  новых идей, товаров, услуг, материалов, технологий или деловой практики промышленностью незамедлительно после их открытия или изобретения с целью изменения или улучшения выпускаемой продукции, способа ее производства или распределения. Функции инновации могут быть и технологические, и управленческие, и организационные].

Отсюда  основными типами инновационной  деятельности являются :

  • производство нового продукта или продукта с качественно новыми свойствами;
  • внедрение новых средств производства;
  • освоение нового рынка сбыта;
  • привлечение новых источников сырья, комплектующих и полуфабрикатов;
  • введение новых организационных институционных форм (приватизация, новая система управления и пр.);
  • изменения инфраструктуры.

Следует особо подчеркнуть две важнейшие  характеристики инновации. Это новизна (научно-технический аспект) и коммерческий успех (экономический аспект). Оба эти аспекта неразделимы, причем важно подчеркнуть, что научно-технический аспект становится экономическим фактором только тогда, когда нововведение воплощается в новый продукт, имеющий спрос. Иными словами, любая инновация должна иметь ориентацию на конечный результат прикладного характера .

Инновационная политика в широком понимании объединяет науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Она затрагивает всю социально-экономическую среду, включая производство, банки, научно-технические кадры, уровень научно-технической грамотности населения.  

      Для мелких инновационных фирм введение новшеств в прямом смысле связано  с их существованием. Большинство выдающихся изобретений нашего века увидели свет благодаря небольшим компаниям и лишь по прошествии определённого времени стали производиться крупными корпорациями. Поданным американских ученых, около 70 - 80% всех новых продуктов, поступающих на рынок, не имеют успеха и снимаются с производства, и в такой ситуации именно небольшому предприятию легче всего переориентироваться и внести изменения в производство.

      И крупные, и мелкие фирмы, связанные  с научными исследованиями и разработками, заинтересованы в сотрудничестве друг с другом. Для крупных корпораций это возможность, во-первых, быстрого и относительно дешевого получения результатов, требующих лишь минимальной доработки, а во-вторых, снижения степени риска для проведения аналогичных НИОКР собственными силами. Для небольших предприятий - крупные фирмы в данном случае выступают как организаторы и источники финансирования.

      Существует  несколько форм кооперации малого и  крупного бизнеса (рис.1):

      работа  по заказам крупных фирм;

      рисковое  финансирование;

      включение мелких исследовательских фирм в  комплекс крупных корпораций;

      создание  мелких новаторских фирм самим крупным  бизнесом.

      Мелкие  внедренческие фирмы являются как  бы связующим звеном между фундаментальными и прикладными исследованиями. Поэтому они часто основываются учеными, ранее работавшими в университетах или крупных лабораториях, либо инженерами, работавшими в крупных фирмах.

      Несмотря  на высокую концентрацию промышленных НИОКР, в этой сфере крайне велика роль малого предпринимательства.

      Ортанизационно-управленческие преимущества и недостатки малых и крупных фирм в осуществлении нововведений показаны в таблице 1.

      Эффективность малых фирм, занимающихся научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками, чаще бывает немного выше, чем у крупных организаций, при освоении того или иного нововведения, которое не требует значительных средств и больших коллективов, когда небольшая группа специалистов может работать без использования сложного и дорогостоящего исследовательского оборудования.

      Успех малого предпринимательства можно  объяснить следующими причинами, такими как:

      углубление  специализации в научных разработках;

      малые инновационные предприятия занимаются разработкой и освоением инновации  в тех областях, которые кажутся  для крупных фирм или неперспективными, или слишком рискованными;

      малые фирмы охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку  при выпуске принципиально новой  продукции снижается значение крупных  научных подразделений с устоявшимися направлениями исследований (такие коллективы труднее переключим, на оригинальное открытие). Например, компания «Тандем компьютерс» первой освоила и вышла на рынок с компьютерами с двойным процессором, хотя этой проблемой в течение нескольких лет занималась корпорация ІВМ.

      Удельные  затраты на НИОКР у небольших  высокотехнологичных фирм нередко  в несколько раз могут превышать  аналогичный показатель крупных  фирм, что содействует более быстрому и эффективному появлению на рынке  их инноваций. Изобретательским группам  в таких фирмах приходится работать в областях, где они не являются профессионалами, так как небольшая фирма не может держан, специалистов по многим отраслям знании, а это порой способствует появлению новых, оригинальных идей и совершенно неожиданною подхода к решению проблем.

      Малые фирмы, как правило, стремятся любыми средствами выйти на рынок и завоевать  определенное положение. Крупные же фирмы иногда не осваивают даже изобретение, разработанное в собственных  научных подразделениях, ввиду риска  получения недостаточно высокой нормы прибыли, которая может не покрыть потерн. Бывший президент «Бэлл лаборатории г-н Боле писал по этому поводу, что «существование монополий существенно затормаживает темп освоения нововведений. Это может быть обусловлено желанием монополиста защитить свои вложения в то, что он уже имеет, или же просто отсутствием стимула конкуренции».

      Формы малого инновационного предпринимательства

      Можно выделить следующие группы малых  предприятий по состоянию их развития (рис.2)

      Предприятия на начальной стадии инновационного процесса. Как правило, их продукт находится на уровне идей, макетного или опытного образца. Их оборот определяется получаемыми ими из государственных или негосударственных источников средствами на НИОКР. Иногда в этих предприятиях один-два штатных сотрудника, остальные сотрудники привлекаются под конкретный заказ. Таких предприятий особенно много в системе образования и НИИ. Их затраты - в основном зарплата. Для них характерно то, что значительная часть оборота образуется за счет объема продаж проекта или предоставляемых услуг. Так как такой уровень оборота недостаточен для самообеспечения, то предприятие «подзарабатывает» на коммерции, на т. н. «отверточных технологиях», пользуется площадями и оборудованием «материнской структуры». Однако оно уже заключает договоры о совместной деятельности, оплачивает коммунальные расходы.

      Предприятия на стадии развития инновационного процесса. Среди небольших организационных форм, направленных на интенсификацию инновационного процесса, важное значение имеют инжиниринговые и внедренческие фирмы, а также профитцентры.

      Инжиниринговые  фирмы - это своего рода соединительное звено между научными исследованиями и разработками, с одной стороны, и между нововведениями и производством - с другой. Инжиниринговая деятельность связана с созданием объектов промышленной собственности, деятельностью по проектированию, производству и эксплуатации машин, оборудованию, организации производственных процессов с учетом их функциональною назначения, безопасности и экономичности. Основные направления деятельности инжиниринговых фирм:

      оценка  вероятной значимости коммерческой конъюнктуры, полезной модели, изобретения;

      техническое прогнозирование инновационной  идеи будущей технологии научно-технической  продукции;

      доработка нововведения до промышленной реализации;

      оказание  услуг в процессе внедрения объекта  разработки;

      пусконаладочные работы.

      Инжиниринговые  фирмы, объединяясь в ассоциации, осуществляют координирующие действия в отношении их клиентов, объединяют нужных специалистов и ресурсы для  отработки рискованных технологий и образуют для этих целей венчурные  предприятия.

      Внедренческие фирмы специализируются на внедрении неиспользованных патентовладельцами технологий, продвижении на рынок лицензий перспективных изобретений, разработанных отдельными изобретателями, доводке изобретений до промышленной стадии, а также на производстве небольших опытных партий объектов промышленной собственности с последующей продажей лицензии.

      Профитцентры  являются одной из форм ускорения  нововведений. Они представляют собой  временное целевое объединение  научных работников нескольких смежных  отраслей науки и техники, а также менеджеров дли решения конкретных научно-технических или производственных задач, например по освоению и производству новых видов продукции.

      В заключение, можно отметить, что  об эффективности небольших фирм в инновационном процессе свидетельствуют следующие данные: по оценкам Национального научного фонда США, на каждый вложенный в НИОКР доллар фирмы с численностью до 100 человек осуществляли в 4 раза больше нововведений, чем фирмы с занятостью в 100 - 1000 человек, и в 24 раза больше, чем компании, где занятость выше 1000 человек. Темпы нововведений у них на 1/3 выше, чем у крупных. Кроме того, небольшим фирмам требуется в среднем 2 г. и 3 мес., чтобы выйти со своим нововведением на рынок, тогда как крупным - 3,5 года.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     РОЛЬ  ГОСУДАРСТВА В  ПОДДЕРЖКЕ ИННОВАЦИЙ  НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

     Примером  поддержки инновационной деятельности малых предприятий являются программы  «Инновационные исследования в МП» (Small Business Innovation Research — SBIR) в США и «Распространение технологий МСП» (Small Business Technology Transfer — STTR). Эти программы обеспечивают бюджетное финансирование на конкурсной основе НИОКР, проводимых предприятиями сектора малого предпринимательства (МП) по тематике ведущих федеральных ведомств (NASA, министерств обороны, энергетики, транспорта, медицины, образования и др.).

Информация о работе Инновационные малые предприятия