Инновационная политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

О состоянии дел в экономике весьма уверенно можно судить по характеру процессов, происходящих в инвестиционной сфере. Она является индикатором, указывающим на общее положение внутри страны, размер национального дохода, привлекательность для других государств. Термин «инвестиции» имеет несколько значений. Он означает покупку акций или облигац

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Сущность инвестиций и их классификация
1.2. Сущность инвестиционного процесса на предприятии.
1.3. Источники финансирования инвестиционной деятельности
2. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ.
2.1. Сущность и классификация инноваций
2.2. Инновационный процесс на предприятии
3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта.
3.2. Оценка эффективности использования инноваций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 255.00 Кб (Скачать)

       2. Соответствие проекта имеющимся  производственным мощностям (будет  ли поддерживаться высокий уровень  использования имеющихся в наличии  производственных мощностей или  с принятием проекта резко  возрастут накладные расходы).

       3. Наличие производственного персонала (по численности и квалификации).

       4. Величина издержек производства. Сравнение ее с величиной издержек  у конкурентов.

       5. Потребность в дополнительных  производственных мощностях (дополнительном  оборудовании).

     Д. Внешние и экологические критерии.

       1. Возможное вредное воздействие  продуктов и производственных  процессов.

       2. Правовое обеспечение проекта,  его непротиворечивость законодательству.

       3. Возможное влияние перспективного  законодательства на проект.

       4. Возможная реакция общественного мнения на осуществление проекта.

     8. Балльный метод.

     B случае необходимости формализации  результатов анализа проектов  по перечням критериев (это  необходимо при анализе большого  числа альтернативных проектов) используется балльная оценка  проектов. Метод балльной оценки заключается в следующем. Определяются наиболее важные факторы, оказывающие влияние на результаты проекта (составляется перечень критериев). Критериям присваиваются веса в зависимости от их важности. Этого можно достичь простым опросом руководителей, предложив им распределить на всю группу критериев 100 пунктов, составляющих единицу, в соответствии с относительной важностью тех или иных критериев для общего решения.

     Качественные  оценки проекта по каждому из названных  критериев ("очень хорошо", "хорошо" и т.д.) выражаются количественно. Это могут сделать эксперты путем подробного описания, а затем количественного выражения составляющих критерия. При этом вовсе необязательно равномерное распределение весов.

     Если  ввести в основную схему балльной оценки проекта элемент стохастичности (случайности), можно облегчить задачу экспертов и одновременно добиться более точных результатов. Дело в том, что решить, является ли тот или иной параметр данного проекта в точности хорошим или удовлетворительным и т.п., зачастую очень трудно, поскольку по многим критериям проект с определенной вероятностью может привести как к хорошим, так и к плохим результатам. Именно это учитывается при использовании стохастичности системы балльной оценки: по каждому из критериев для рассмотрения проекта эксперты оценивают вероятность достижения очень хороших, хороших и т.д. результатов, что позволяет, кроме всего прочего учесть риск, связанный с проектом.

     Общая оценка по данной системе получается путем перемножения весов рангов на вероятности достижения этих рангов и получения таким образом вероятностного веса критерия, который затем умножается на вес критерия; полученные данные по каждому критерию суммируются. Но полученные оценки проектов нельзя считать абсолютно достоверными. Это связано с субъективностью представлений, используемых при назначении весов каждому фактору, а также при присвоении числовых значений каждому из рангов. Поэтому небольшое различие в суммарной оценке не может являться основанием для принятия решения. Необходима очень осторожная интерпретация значения балльного показателя.

     9. Прочие методы.

     При выборе проекта, оценке его эффективности  следует учитывать факторы неопределенности и риска. Под неопределенностью  понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта, в том числе сопутствующих затратах и результатах. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска.

     При оценке проектов наиболее существенными представляются следующие виды неопределенности и инвестиционных рисков.

     1. Риск, связанный с нестабильностью  экономического законодательства  и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования  прибыли

     2. Внешнеэкономический риск (возможность введения ограничений на торговлю и поставки, закрытия границ и т. п.)

     3. Неопределенность политической  ситуации, риск неблагоприятных  социально-политических изменений  в стране или регионе 

     4. Неполнота или неточность информации о динамике технико-экономических показателей, параметрах новой техники и технологии

     5. Колебания рыночной конъюнктуры,  цен, валютных курсов и т.п.,

     6. Неопределенность природно-климатических  условий, возможность стихийных  бедствий

     7. Производственно-технологический риск (аварии и отказы оборудования, производственный брак и т. п.)

     8. Неопределенность целей, интересов  и поведения участников

     9. Неполнота или неточность информации  о финансовом положении и деловой  ситуации предприятий-участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств).

      Наиболее  точным является метод формализованного описания неопределенности. Применительно  к видам неопределенности, наиболее часто встречающимся при оценке инвестиционных проектов, этот метод включает следующие этапы:

  1. описание всего множества возможных условий реализации проекта (либо в форме соответствующих сценариев, либо в виде системы ограничений на значения основных технических, экономических и т.п. параметров проекта) и отвечающих этим условиям затрат (включая возможные санкции и затраты, связанные со страхованием и резервированием), результатов и показателей эффективности
  2. преобразование исходной информации о факторах неопределенности в информацию о вероятностях отдельных условий реализации и соответствующих показателях эффективности или об интервалах их изменения
  3. определение показателей эффективности проекта в целом с учетом неопределенности условий его реализации - показателей ожидаемой эффективности.

3.2. Оценка эффективности использования инноваций

              После того, как инвестиционный проект отобран, начинается следующий этап – использование инноваций.

     Значимость  определения эффекта от реализации инноваций возрастает в условиях рыночной экономики.

     В зависимости от учитываемых результатов и затрат различают следующие виды эффекта:

     Таблица 1-Виды эффекта от реализации инноваций

Вид эффекта Факторы, показатели
Экономический Показатели  учитывают в стоимостном выражении  все виды результатов и затрат, обусловленных реализацией инноваций
Научно-технический Новизна, простота, полезность, эстетичность, компактность
Финансовый Расчет показателей  базируется на финансовых показателях
Ресурсный Отражает влияние  инновации на объем производства и потребления того или иного  вида ресурса
Социальный Показатели  учитывают социальные результаты реализации инноваций
Экологический Шум, электромагнитное поле, освещенность, вибрация. Показатели учитывают влияние инновации  на окружающую среду
 

     В зависимости от временного периода  учета результатов и затрат различают показатели эффекта за расчетный период и показатели годового эффекта.

     Продолжительность принимаемого временного периода зависит  от следующих факторов: продолжительность  инновационного периода, срока службы объекта инноваций, требования инвесторов.

     Для оценки ниболее важного – экономического вида эффекта используют систему  следующих показателей:

     - интегральный эффект;

     - индекс рентабельности;

     - норма рентабельности;

     - период окупаемости. 

    1. Интегральный  эффект Эинт представляет собой величину

разностей результатов и инновационных затрат за расчетный период, приведенный к одному, обычно начальному году. 

    Эинт =      (Pt -Зt)  t, 

    Tp – расчетный год;

    Pt – результат в t-ый год;

    Зt – инновационные затраты в t-ый год;

      t – коэффициент дисконтирования 

    2. индекс рентабельности инноваций JR

     В качестве показателя рентабельности можно  использовать индекс рентабельности, который представляет собой отношение  приведенных доходов к приведенным  на эту же дату инновационным расходам.

     3. Норма рентабельности  Ер

     Представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится равной инновационным вложениям.

     4. Период окупаемости  Т0

           Является одним из наиболее распространенных показателей оценки эффективности инвестиций.

           То = К/Д,

К –  первоначальные инвестиции в инновации

Д –ежегодные денежные доходы 

        Общим принципом оценки эффективности является сопоставление эффекта (результата) и затрат. 

3.3 Связь между инвестициями  и инновациями 

    Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инноваций составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

    Вместе  с тем инновация как процесс  представляет собой создание, освоение и распространение нововведений.

    Научно-технические  разработки выступают как промежуточный  результат научно-производственного  цикла и по мере практического  применения превращаются в научно технические  нововведения. Таким образом происходит материализация новых идей и знаний в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения новых потребностей потребителей. Иными словами, непременными свойствами инновации как явления являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для реализации которого необходимы определенные усилия.

    Из  сказанного следует, что инновацию  как явление необходимо рассматривать  неразрывно с инновацией как процессом.

    Необходимо  также отметить, что на практике понятия «новшество», «новация», «нововведение» нередко отождествляются, хотя между  ними есть определенные различия. Новшеством может быть новый порядок, новый  метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

    Как уже было отмечено выше, инновационный процесс, как правило, невозможен без инвестиций («инвестиции в инновации»).

    По  результатам многочисленных исследований, проведенных в США, экономическая отдача инвестиций в инновации превышает окупаемость в любых других сферах применения финансовых ресурсов и находится на уровне 35 – 50 %. Если учесть сопутствующие выгоды для общества в целом, зачастую существенно превышающие прямой эффект первоначального назначения разработки, инвестиции в инновации и питающую их науку являются наиболее эффективным способом размещения финансового капитала.

    Однако  необходимо принимать во внимание противоречия между оптимистическими среднестатистическими данными и необходимостью принятия решений по конкретному всегда высокорискованному проекту в условиях ограниченных ресурсов. Применительно к инвестициям в НИОКР недостаточность ресурсов становится общемировой проблемой: растущий уровень общемировой конкуренции в условиях прозрачных границ делает необходимыми столь значительные инвестиции в разработку новых продуктов и технологий, что это становится все более непосильным ни большим корпорациям, ни бюджету даже в преуспевающих странах Запада. Достижение конкурентоспособности на мировом рынке требует все более и более существенных финансовых затрат на реализацию новых технологий, и при этом для их успешного внедрения требуется от пяти до десяти лет. Часто ставкой подобного выбора (ценой ошибки)  является кампания или целая отрасль. В этой жесткой только конкуренция ресурсов на меньшем числе наиболее перспективных проектов, профессионально отобранных на более ранних стадиях, исходя из коммерческого потенциала, с последующей быстрой успешной коммерциализацией разработок обеспечивает возврат инвестиций.

Информация о работе Инновационная политика предприятия