Инновационная деятельность в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 16:32, реферат

Описание работы

Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности.
В широком смысле слова, инновационная деятельность - это момент жизнедеятельности обществ, включающий в себя социально-политические, экономические, общественные и другие факторы общественного развития.

Содержание

Введение
I. Регулирование инновационной деятельности государством.
II. Формирование государственной инновационной политики в
зарубежных странах.
III. Инновационная деятельность Западной Европы
IV. Инновационная деятельность США
V. Инновационная деятельность Японии
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Инновационная деятельность в зарубежных странах.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

      Среди мер косвенного регулирования прежде всего следует отметить налоговые льготы. Льготное налогообложение прибыли реализуется как путем сокращения налогооблагаемой базы, так и путем уменьшения налоговых ставок, вычитаемых из налоговых платежей.

      Особенностью  Государственной инновационной  политики США также является низкая «ведомственная» концентрации решений по выработке и реализации инновационных проектов.

В целях  развития инновационной  деятельности в США в 1984 г. был принят "Закон  о кооперации в сфере НИОКР", а еще ранее, в 1980 г., был принят закон Стивенсона-Вайдлера "О  технологических  нововведениях", предусматривающий ряд мер стимулирования промышленных инноваций:

  • создания для их изучения и стимулирования специальных организаций в рамках аппарата исполнительной власти;
  • оказание содействия в обмене научным  и  техническим персоналом между университетами, промышленностью и федеральными лабораториями;
  • поощрение частных лиц и корпораций, вносящих большой вклад в развитие науки и техники.

      В США отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции, антитрестовское законодательство действует уже более 100 лет.

    1. Инновационная деятельность Японии

      Относительно  недавно, в конце прошлого столетия, Япония начала реализацию политики превращения  страны из «имитатора» и «рационализатора»  в творца технологий, прежде всего  в таких областях, как информационные системы, механотроника, биотехнологии, новые материалы. Этот процесс происходит за счет осуществления государственной политики, которая обеспечивает восприимчивость к достижениям мирового научно-технического прогресса через координацию действий различных секторов в области науки и технологий.

        В Японии вопросами инновационной политики государства занимаются высшие государственные органы власти. Премьер-министр Японии возглавляет Совет по делам науки. В его состав входят руководители ряда министерств, а также представители крупнейших частных промышленных корпораций. Совет по делам науки формулирует стратегическую линию научно-технического развития страны и определяет размеры расходов на НИОКР из государственного бюджета, Управление по науке и технике осуществляет разработку и реализацию наиболее крупных национальных программ (космические исследования, разработка аппаратуры для ядерных реакторов и др.). В его рамках функционирует Японская корпорация развития исследований, занимающаяся поддержкой новых наукоемких фирм. 

      Министерство  внешней торговли и промышленности (МВТП) играет ключевую роль в разработке промышленных НИОКР и их внедрении. Контроль над выполнением конкретных направлений работ осуществляется Управлением по науке и технике. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленной технологии, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Управление национальной обороны стимулирует некоторые исследования в ракето- и авиастроении, а также электронной промышленности, имеющие как военное, так и гражданское применение.

      Механизм, с помощью которого японское государство  реализует свою инновационную политику, достаточно прост. После определения приоритетного направления исследований МВТП предлагает всем крупным корпорациям с соответствующим производственным профилем принять участие в реализации программы. Министерство предоставляет корпорациям свои научные лаборатории, «подключает» к исследованиям ведущих ученых и специалистов из университетов, однако не оказывает сколько-нибудь существенной финансовой поддержки. Основные же затраты, связанные с проведением НИОКР, коллективно осуществляют корпорации-участницы. Результаты исследований и разработок, а также ноу-хау сообщаются всем заинтересованным компаниям. Японское правительство не выделяет значительных средств на финансирование промышленных НИОКР, равно как и не гарантирует компаниям рынков сбыта для новой продукции, но оно принимает протекционистские меры для защиты национального рынка и тем самым помогает корпорациям «встать на ноги» на передовых направлениях НТП. Поэтому японские производители наукоемкой продукции на внутреннем рынке практически не испытывают давления со стороны иностранных конкурентов.

      Самым серьезным изменением, происшедшим  в концепции государственного регулирования НТП Японии в 80-е годы, было намерение правительства этой страны уже в ближайшее десятилетие вывести ее в мировые лидеры в новейших, еще окончательно не сформированных отраслях и производствах (новые материалы, микроэлектроника, биотехнология, оптроника).

      В Японии для развития экспортного  производства используются не только прямое субсидирование и другие, традиционные экономические и административные способы воздействия на экспортеров, но и специфичные косвенные методы, к числу которых относятся целевое распределение финансовых средств, предоставляемых частными банками и сосредоточение их в приоритетных отраслях. 

                                                    Заключение

      Исходя  из всего, что было сказано в работе, можно сделать вывод о том, какой должна быть антикризисная инновационная политика государства (на примере зарубежных стран – США,  Японии и стран Западной Европы). Для проведения эффективной политики необходимы:

  • активизация деятельности государственных предприятий, различных ведомств, АО и других структур по использованию имеющегося научно-технического потенциала страны в целях эффективного внедрения в экономику государства изобретений и других нововведений и достижений путем разработки и внедрения законодательной базы по стимулированию инновационной деятельности.
  • создание общегосударственного центра, занимающегося проблемами передачи технологии (по аналогии с Национальным институтом стандартов Министерства торговли США).
  • разработка программ по использованию передовых технологий, которую следует поручить соответствующему ведомству, тесно связанному с проблемами конверсии. Из-за недостатков нормативно-правовой базы и отсутствия необходимых финансовых средств программы по разработке и реализации передовых технологий очень часто так и остаются программами, не претворяясь в жизнь (за исключением особо важных для государства программ – секретные разработки, оборона и т.д.)
  • формирование инновационной инфраструктуры, которая может включать акционерные общества, предприятия, университеты, академические институты, научные лаборатории. Для решения определенной научной задачи в эти консорциумы делегируются ученые и инженеры участников сторон, представленных в данном консорциуме;
  • выпуск специальных изданий, регулярно публикующих информацию об имеющихся изобретениях, нововведениях и достижениях, представляющих интерес для экономики.

  Во  многих странах все больше внимания уделяется созданию комплексных концепций научно-технического развития. Комплекс норм, на который ориентируются передовые страны в развитии инновационной сферы:

  1. ориентирование и поддержка научных исследований;
  2. регулирование     направлений     научно-технического развития;
  3. защита отечественной промышленности, повышение ее конкурентоспособности;
  4. совершенствование системы стимулирования НТП;
  5. содействие процессам обращения информации;
  6. совершенствование  системы  организации   передачи технологий;
  7. лицензионно-патентное право (патентование, доступность патентной информации);
  8. косвенное регулирование (правовое, финансовое, техническое и т. п.);
  9. разработка критериев оценки результатов инновационной деятельности и ее оценка;

    10)   развитие методов управления научно-техническим развитием;

    11) расширение  масштабов международного разделения  труда и сотрудничества;

    12) прямая государственная помощь предприятиям (например, финансовая, информационная и т. п.);

    13)   изучение закономерностей инновационного  процесса;

    14)  дальнейшее развитие и совершенствование  интенсифицирующих методов. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      Список литературы: 

  1. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. – М.: Экзамен, 2001;
  2. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000;
  3. Ермасов С.В. Финансовое стимулирование инновационной деятельности – СПЭА, 2002;
  4. Коротков Э.М. «Антикризисное управление». - М., 2000
  5. Лапшина О.В. Курс лекций по дисциплине «Инновационный менеджмент» МГУИЭ. – М.: 2001.
  6. Чайковская Н.В. Дисциплина инновационного рынка: формирование и эффективность. – М. Луч, 2003
  7. Вольский А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития. //В.Э., 2004, №1. стр.4-12.

Информация о работе Инновационная деятельность в зарубежных странах