Инновационная деятельность в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 16:32, реферат

Описание работы

Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности.
В широком смысле слова, инновационная деятельность - это момент жизнедеятельности обществ, включающий в себя социально-политические, экономические, общественные и другие факторы общественного развития.

Содержание

Введение
I. Регулирование инновационной деятельности государством.
II. Формирование государственной инновационной политики в
зарубежных странах.
III. Инновационная деятельность Западной Европы
IV. Инновационная деятельность США
V. Инновационная деятельность Японии
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Инновационная деятельность в зарубежных странах.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

            Министерство образования и науки Республики Казахстан

           Актюбинский государственный  университет им. К.Жубанова 

     

                    
 
 
 
 
 

                       РЕФЕРАТ

на  тему: Инновационная деятельность в зарубежных странах 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                           Руководитель: Ниязова  Г.Ш.

                                                           Выполнила: Сокол  А. 3МенР

                                                       
 
 

                                            

                                            Актобе 2011г.         

                                                ПЛАН: 

Введение

  1. Регулирование инновационной деятельности государством.
  2. Формирование государственной инновационной политики в

    зарубежных  странах.

  1. Инновационная деятельность Западной Европы
  2. Инновационная деятельность США
  3. Инновационная деятельность Японии

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    Введение 

      Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности.

    В широком смысле слова, инновационная  деятельность - это момент жизнедеятельности  обществ, включающий в себя социально-политические, экономические, общественные и другие факторы общественного развития.

    В узком (экономическом) смысле слова  инновационная деятельность направлена на обеспечение нового уровня взаимодействия факторов производства, благодаря использованию новых научно-технических знаний.

    Содержанием инновационной деятельности в экономической  сфере является создание и распространение новшеств в материальном производстве. Она представляет собой звено между научной и производственной сферой, в результате взаимосвязи которых реализуются технико-экономические потребности общества.

      В условиях экономической реформы,  направленной на обеспечение стабилизации и перехода к экономическому росту, необходима разработка мероприятий для сохранения научно-технического потенциала, его развития и поддержки.

      И сейчас особую значимость приобрело  творческое использование опыта  развитых стран по реализации мер государственной поддержки инновационных процессов в экономике, что в итоге позволит сформироваться отечественную систему стимулирования инновационной деятельности.

      Сегодня только государство способно приостановить  разрушение накопленного научно-технического потенциала  обеспечить необходимыми объемами инвестиций, с помощью государственных долгосрочных и краткосрочных программ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Регулирование инновационной деятельности государством.

      Государственное регулирование инновационной деятельности, реализуемое посредством целенаправленного воздействия органов государственного управления на экономические интересы институтов инновационной сферы, предполагает в качестве условия своей эффективности предвидение реакций этих институтов на действия государственных организаций. Таким образом, орган государственного управления осуществляет регулирующее воздействие на объект инновационной деятельности так, чтобы получать желаемые результаты.

      Орган государственного управления выбирает конкретные меры воздействия, которые изменяют экономическое поведение инновационных организаций в процессе создания инновационного продукта, или на рынке инноваций в целом. Государственное регулирование может расширить возможности реализаций, не изменять эти возможности, или затруднять достижение поставленных целей организации. Вероятные реакции инновационных организаций на положительные меры государственного регулирования могут быть следующие:

  1. Освоение новых рынков;
  2. Кооперация с другими организациями;
  3. Улучшение качества продукции;
  4. Поиск партнеров и кредитов и т.д.

      В случае сокращения возможностей для  осуществления инновационной деятельности реакции организации будут следующие:

  1. Сокращение ресурсного потенциала;
  2. Свертывание деятельности;
  3. Снижение уровня рисковости;
  4. Отказ от заказов с низкой эффективностью;
  5. Свертывание инвестиций;
  6. Банкротство или самоликвидация;

      В разных странах по-разному государство  регулирует инновационную деятельность в дополнение к рыночному регулированию, инициирует конкурентную борьбу между  товаропроизводителями. Однако конкурентная борьба товаропроизводителей чаще всего привязана к краткосрочному финансовому эффекту.

      Основные  функции государственных  органов в инновационной  сфере:

  • аккумулирование средств на НИОКР и инновации;
  • координация инновационной деятельности;
  • стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страховании инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;
  • создание правовой базы инновационных процессов, в том числе системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;
  • кадровое обеспечение инновационной деятельности;
  • формирование инновационной инфраструктуры;
  • институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;
  • обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;
  • повышение общественного статуса инновационной деятельности;
  • региональное регулирование инновационных процессов;
  • регулирование международных аспектов инновационных процессов.

      Государственное регулирование базируется на выборе приоритетов, генеральных стратегических направлениях и ориентиров эффективного научно-технического и социально-экономического развития. Одной из задач государственного регулирования является проведение комплекса мер по организационно-нормативной и государственной финансово-ресурсной поддержке инновационной активности предприятий.

      Государственное регулирование использует формы  и методы, соответствующие потенциальным  возможностям, которые предоставляют  существующие рыночные отношения. В  Германии и Японии, где традиционно отводят особо важную роль государственному воздействию на функционирование рыночной экономики, используют меры протекционизма, направленные на сдерживание стихийной конкуренции, с выгодой для хозяйствующих субъектов.

      Государство формирует цели и принципы в области своей политики и собственные приоритеты в инновационной и научной сферах. При этом необходимо различать научно-техническую и инновационную политику. В первом случае государство преследует цель получения новых научных знаний. Цель инновационной политики – создание и потребление инноваций, удовлетворяющих личные и общественные потребности.

    1. Формирование государственной инновационной политики в

зарубежных  странах.

      Механизм  формирования и реализации научно-технической  и инновационной политики в странах мирового сообщества различен, поскольку в разных странах неодинаково соотношение функций государства и рынка, различны организационные структуры управления наукой. Однако в странах с рыночной экономикой сходны закономерности развития производства и одинаковы подходы к инновационной деятельности, в частности, к учету ее долгосрочных тенденций и последствий.

      К особенностям реализации научной и  инновационной политики в разных странах относятся различные  доли расходов на исследования и разработки в валовом национальном продукте. Здесь является лидером Швейцария, затем идут Германия, далее Япония, Швеция, Южная Корея и США. По объему финансирования НИР и ОКР в число лидирующих стран мира входят Япония, Германия, Швеция, Швейцария, Южная Корея и США. Ко второй группе «стран высокой технологии» относятся Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, ряд других европейских стран и Тайвань.

      По  уровню и формам поддержки в мировой  практике принято выделять:

  1. Государственные стратегии активного вмешательства;
  2. Стратегия децентрализованного регулирования;
  3. Смешанные.

      При осуществлении стратегии активного вмешательства государство признает научную, научно-техническую и инновационную деятельность главными и определяющими факторами экономического роста национальной экономики. Как правило, избрание данной стратегии предполагает существенные изменения в законодательстве и во внешней политике государства.

      Стратегия активного вмешательства наряду с финансированием высшей школы  и значительными льготами коммерческим организациям, осуществляющим собственные НИОКР, активизирует инновационную деятельность в Японии, Франции, Нидерландах и других странах.

      Стратегия децентрализованного  регулирования более сложный механизм участия государства в научной и инновационной сфере. Государство, использующее эту стратегию, сохраняет главную, лидирующую роль, но при этом отсутствуют жесткие директивные связи, характерные для стратегии активного вмешательства.

      Например, государство предлагает в экономической  сфере созданные в госсекторе научно-технические новшества и создает инфрастуктуру инновационной сферы; формирует условия, способствующие повышению инновационной активности всех участников инновационной сферы; выделяет государственные ресурсы для создания начального спроса на нововведения. При осуществлении этой стратегии используются налоговые льготы и прочие стимулы инновационной активности. Данная стратегия реализуется в США, Великобритании и ряде других стран.

      В отличие от стратегии активного  вмешательства, при которой «ведущая роль в выборе приоритетов научно-технического развития принадлежит государству, в стратегии децентрализованного регулирования на первое место в научно-технической и инновационной деятельности выходят субъекты хозяйствования, а государство стремится создать им благоприятные правовые, экономические и другие условия для этой деятельности.

      Смешанная стратегия используется в странах, где в экономике значительную часть составляет государственный сектор, и государство заинтересовано в поддержании высокого экспортного потенциала отраслей этого сектора. В этом случае по отношению к государственным предприятиям государство использует стратегию активного вмешательства, а к остальным стратегию децентрализованного регулирования. Подобная практика получила распространение в Швеции.

      Повышение роли государства в  области инновационной деятельности  одно из важнейших факторов  при условии, когда фирме выгодна  и доступна непрерывная инновационная  деятельность, а рынок не всегда  может ей это предоставить.

      Функция дополнительного стимулирования осуществляется государством посредством инструментов экономической политики (кредит, налоги, антитрестовское законодательство, регулирование международного обмена технологиями и др.), что позволяет существенно уменьшить стоимость ее ресурсов и повысить их доступность и качество.

Информация о работе Инновационная деятельность в зарубежных странах