Инновации в системе менеджмента Японии и Запада

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:47, реферат

Описание работы

В Японии перемены – это стиль жизни. В Европе положительно относятся только к скачкообразным изменениям, пренебрегая плавными и поэтапными преобразованиями. Чем же объясняется такое различие?
Ключевое различие лежит в ценностных ориентациях, а именно – в концепции кайдзен. Ее принципы для многих японских менеджеров естественны и само собой разумеющиеся. Но в большинстве западных компаний эта концепция реализуется весьма слабо или не существует вовсе, ее отвергают, не имея ни малейшего понятия об ее принципах.

Работа содержит 1 файл

Инновации в системе менеджмента Японии и Запада.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

Инновации в системе менеджмента  Японии и Запада

В Японии перемены – это стиль жизни. В Европе положительно относятся только к  скачкообразным изменениям, пренебрегая  плавными и поэтапными преобразованиями. Чем же объясняется такое различие?

Ключевое различие лежит в ценностных ориентациях, а именно – в концепции кайдзен. Ее принципы для многих японских менеджеров естественны и само собой разумеющиеся. Но в большинстве западных компаний эта концепция реализуется весьма слабо или не существует вовсе, ее отвергают, не имея ни малейшего понятия об ее принципах.

В свою очередь  сущность кайдзен проста: совершенствование. Более того непрерывный процесс  совершенствования, в котором участвуют  все – и менеджеры, и рабочие. Философия кайдзен предполагает, что наш образ жизни, будь то работа, общественная или семейная жизнь, заслуживает постоянного улучшения.

Кайдзен – это  «зонтик», под которым укрылась большая  часть «уникальных для Японии»  практик, снискавших в последнее  время мировую известность и  получивших название lean.

Рис.1. «Зонтик» кайдзен

Разные  векторы движения

Центральная идея кайдзен заключается в том, что  без совершенствования в компании не должны проходить ни дня. Для японской ментальности характерна вера в бесконечные возможности совершенствования. На этом и стоится работа большинства предприятий.

В подтверждение  этого, обратите внимание на рисунок  где показано распределение рабочих  функций в Японии.

Рис.2. Японское понимание  распределения рабочий  функций (1)

Как Вы видите, два  главных компонента менеджмента  – это поддержание и совершенствование. Под поддержанием понимаются действия, призванные сохранять текущие технологические, управленческие и организационные стандарты; под совершенствованием – действия, направленные на улучшение действующих стандартов.

Задачи менеджмента  в рамках поддержания состоят  в том, чтобы обеспечить каждому сотруднику компании возможность следовать СРП (стандартной рабочей процедуре). Это значит, что менеджмент должен определить политику, правила, директивы и процедуры, касающиеся всех основных операций, а затем следить, чтобы все использовали СРП. Если люди могут ее придерживаться, но не делают этого, руководство применяет дисциплинарные меры. Если люди не могут следовать стандартной процедуре, менеджеры обязаны либо обучить их, либо пересмотреть и исправить стандарт таким образом, чтобы появилась возможность действовать в соответствии с ним.

Японское понимание  управления сводится к следующему: соблюдать стандарты и совершенствовать их.

Спросите любого менеджера из преуспевающей японской компании, какую задачу ставит перед  собой высший менеджмент, и он ответит «кайдзен», то есть совершенствование, которое означает установление более высоких стандартов. Как только они установлены, задача менеджмента – следить за их соблюдением. Таким образом, поддержание и совершенствование превратилось для большинства японских руководителей в неразрывные понятия.

Что такое совершенствование? Его можно разбить на кайдзен  и инновации. Кайдзен означает небольшие  улучшения в ходе текущей работы, не имеющие статус-кво. Инновация  представляет собой коренное преобразование, которое меняет статус-кво и осуществляется в результате крупных инвестиций в новую технологию и/или оборудование. На рисунке ниже показано соотношение поддержания, кайдзен и инновации с точки зрения японского и западного менеджмента.

Рис.3. Японское понимание  распределения рабочий  функций

Рис.4. Западное понимание  распределения рабочий  функций

Худшие компании – это те, что сосредоточены  исключительно на поддержании и  не видят внутренних стимулов для  кайдзен или инноваций. Конкуренция  и изменения условий рынка  вынуждают их менеджмент к изменениям, но при этом он не представляет себе, в каком направлении надо идти.

Поскольку кайдзен  – непрерывный процесс, в котором  участвуют все сотрудники компании, то менеджеры любого уровня, так  или иначе, занимаются кайдзен. Это  показано на следующем рисунке.

Рис.5. Иерархия вовлеченности  персонала в кайдзен

В итоге, прежде начинать внедрять бережливое производство или любую другую систему менеджмента, мало резкого единовременного изменения. Нужно быть готовым к долгосрочному процессу совершенствования.

ПРОЦВЕТАНИЕ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ

В конечном итоге  богатство страны зависит от производительности, которая позволяет фирмам успешно  конкурировать. Производительность национальной экономики измеряется как стоимость товаров и услуг (продукции), приходящаяся на единицу людских, финансовых и физических ресурсов данной страны. Доход, произведенный на единицу рабочей силы или капитала, определяет, какой уровень заработной платы может существовать в экономике этой страны, а также уровень прибыли на инвестированный капитал и прибыль (после вычета затрат), созданную физическими ресурсами. Мы перечислили основные факторы, определяющие национальный доход в расчете на душу населения.

Таким образом, конкурентоспособность страны определяется производительностью. Параметр производительности, если его верно понимать, уже включает и стоимость (цены) продукции данной страны на рынке, и эффективность  ее производства. Одно лишь повышение эффективности или способности производить больше продукции на единицу труда и капитала не обязательно приведет к росту заработной платы и прибыли кроме случая, когда цены на продукцию или услуги стабильны или растут. Поскольку глобальная конкуренция оказывает сильное давление на цены стандартных товаров, одной эффективности производства оказывается недостаточно. Экономически развитые страны в большей степени повышают уровень жизни населения, увеличивая ценность своей продукции и услуг (например, благодаря лучшей технологии, маркетингу, сервису), а также входя в новые отрасли при помощи инноваций, чем путем снижения затрат на производство стандартной продукции.

Таким образом, основной вопрос экономического развития связан с тем, как создать условия  для быстрого и устойчивого роста производительности. Производительность страны это сумма производительности всех работающих в ней компаний1. Производительность и процветание региона зависят не от того, в каких отраслях конкурируют компании, а от того, как они конкурируют. Фирмы могут продуктивно работать в любой отрасли обувной, полупроводниковой, в сельском хозяйстве - при условии, что они используют тонкие методы работы, современные технологии и предлагают уникальную продукцию и услуги. Все отрасли могут использовать высокие технологии, и все отрасли могут требовать глубоких знаний. Выделение приоритетных, целевых отраслей основано на неправильном понимании конкуренции, основанном на том, что успех определяется экономией масштаба, а внутренняя конкуренция - напрасная трата ресурсов. Как обсуждалось во второй главе, выделение японским правительством целевых отраслей не привело к успеху. Вместо этого целью политики правительства должно стать устранение препятствий для повышения производительности.

Повышать производительность нужно также во внутренних отраслях, ведь эти отрасли влияют не только на стоимость жизни в стране, но и на стоимость ведения бизнеса в отраслях, работающих на международный рынок. Сегодняшняя ситуация в Японии показывает, насколько опасно считать, что конкурентоспособность важна только для отраслей, работающих на внешний рынок. Исправление этой ошибки  одна из важнейших задач.

Императив производительности сегодня означает, что богатство  страны, прежде всего, определяется коллективным выбором ее граждан. Географическое расположение, природные ресурсы и даже военная мощь уже не служат решающими факторами. Теперь процветание страны зависит от того, как ее граждане управляют экономикой, какие они создают институты и какие делают инвестиции вместе или по отдельности.

Здоровая макроэкономическая политика и стабильные политические и правовые институты создают  потенциал для процветания страны, но в реальности богатство создается  на микроэкономическом уровне и зависит  от способности фирм эффективно производить ценные товары и услуги, что позволяет обеспечить высокие заработные платы и прибыльность капиталовложений. Процветание зависит, таким образом, от способности страны развивать свой потенциал на микроэкономическом уровне. В этом можно разобраться, только исследуя действия по повышению производительности на уровне фирмы, отрасли и кластера отраслей. (Определение понятию «кластер» мы дадим ниже в этой главе.) Именно на этом уровне политика правительства затрагивает интересы частного бизнеса.

До недавнего времени Япония проводила разумную макроэкономическую политику и добивалась макроэкономической стабильности. Реальные проблемы Японии связаны с проблемами конкуренции на микроуровне, и для решения этих проблем недостаточно даже самого масштабного макроэкономического стимулирования. Микроэкономические основы производительности определяются двумя взаимосвязанными факторами: оригинальностью, зрелостью стратегии и действий компаний и качеством микроэкономической деловой среды. Производительность определяется качеством и уровнем конкуренции компаний внутри страны.

Нефтяной кризис послужил катализатором для выхода Японии на ведущие позиции в мире в области энергосберегающих  технологий, что пошло на пользу многим отраслям. Нефтяной кризис дал  толчок инновациям, которые упрочили позиции страны в таких высокотехнологичных отраслях, как автомобилестроение и бытовая электроника.

Кризис иены, в результате которого стоимость  японской валюты всего через два  года после подписания соглашения Plaza Accord в 1985 году взлетела на 100%, также привел к быстрой перестройке. Почти мгновенно во всех странах мира японские товары сильно подорожали, зарплаты японцев стали одними из самых высоких в мире. В результате таких перемен исчезло одно из важнейших преимуществ японской экономики   низкие по сравнению с западными странами зарплаты квалифицированных рабочих. Снова оказавшись в тяжелой ситуации, японские фирмы резко подняли производительность, перенесли производство простых и недорогих товаров в зарубежные страны, а сами перешли к выпуску сложной продукции, которая в меньшей степени подвержена ценовой конкуренции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Япония движется к переменам постепенно, подстегиваемая в основном страхом и необходимостью. Предпринимаются индивидуальные усилия по имитации международной практики, отдельно разбираются случаи, когда определенные методы не работают. Все делается неравномерно, урывками. Новые инициативы, например реформа налогообложения и страхование депозитов, сначала декларируются, а потом откладываются в долгий ящик. Японии все еще не хватает целостного понимания причин ее текущих проблем и максимально подходящего для нее решения. Тщательный анализ причин успехов и неудач Японии, новая теория ведения конкурентной борьбы и повышения производительности в глобальной экономике. Для того чтобы найти комплексное решение, Японии нужно, как и в прошлом, использовать ряд элементов западного подхода. Япония обязательно создаст что-то уникальное, свое.

В чем будет  заключаться ее уникальность? Вот  некоторые потенциальные возможности. Западный индивидуализм может быть как сильной, так и слабой стороной. Японцы обладают экстраординарной способностью ломать границы между дисциплинами, функциями и даже компаниями. Если эта способность к коллективной работе будет усилена специализированным обучением, Интернет - технологиями и новым конкурентным мышлением, это приведет к прорывам в производительности и стратегии.

Существование кластеров во многих отраслях положительно сказалось на положении Японии. Если специализация регионов будет расти, а местным органам власти будет дано больше прав и ответственности, в Японии может начаться новая эра развития кластеров и бизнеса. Эра Интернета должна этому помочь.

Говоря об условиях спроса, можно сказать, что особенности  жизни в Японии, ее культура и демографические характеристики по-прежнему дают ей преимущества, которые в будущем могут только укрепиться.

Японцы уже  давно зарекомендовали себя как  наиболее требовательные потребители  компактной, многофункциональной и  бесшумной продукции. Японцы очень внимательны к внешнему виду, дизайну и упаковке товаров. Нельзя забывать и про энергосбережение, где Япония  безусловный лидер. Значимость вышеназванных аспектов, в которых Япония уже преуспела, растет во всем мире.

Япония может  стать самым современным рынком для удовлетворения потребностей своего стареющего населения. Реформа правительственного регулирования может повысить влияние хорошо образованных и требовательных потребителей в таких ранее жестко контролировавшихся сферах, как коммуникации, сервис и медицинское обслуживание.

Информация о работе Инновации в системе менеджмента Японии и Запада