Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 10:31, курсовая работа
Целью курсовой работы - определение роли инновационной деятельности в развитии экономики.
Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи:
1. Определить сущность понятия инноваций;
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие, виды и роль инноваций в современной экономической системе……………………………………………………………………………5
Понятие инноваций…………………………………………………....5
Виды инноваций……………………………………………………….6
Роль инноваций в современной экономической системе…………..9
Глава 2. Проблемы формирования инновационной среды……………….16
Глава 3. Основные направления инновационной экономики (на примере зарубежной страны)……………………………………………………………..23
Заключение…………………………………………………………………..35
Список используемых источников…………………………………………37
• усиление региональной инновационной политики.
В 90-е годы произошло объединение научной, промышленной, частично экономической и региональной политики в инновационную, которая приобрела системный характер. Ее главной целью стало поддержание среды, благоприятствующей созданию нововведений.
Во второй половине 90-х годов правительства почти всех западноевропейских стран приняли программы стимулирования инновационной деятельности, направленные прежде всего на распространение нововведений. Одно из основных мест в реализации этих программ заняли институциональные изменения. Были предприняты усилия по формированию структурных элементов и механизмов осуществления инновационной политики. Несмотря на национальные различия в подходах, можно выделить три общих аспекта.
Образование новых
Внесены также изменения в механизм координации – созданы новые координирующие органы (инновационные советы) или в компетенцию уже существующих научных советов включены вопросы инновационной деятельности.
Признание на правительственном уровне инноваций жизненно важным фактором экономического развития, проведение широкой правительственной кампании по проблемам нововведений, активизация диалога между научным сообществом, промышленностью и общественностью.
Практика проведения информационных кампаний распространена в Великобритании и Германии. В Испании создан Форум информационного общества, одной из главных задач которого является стимулирование координации деятельности правительства и различных промышленных и общественных организаций при разработке Национального плана действий по созданию информационного общества.
Использование
нового механизма прогнозирования
и выработки приоритетов «
Мероприятия
по координации проведены также
на уровне ЕС. В Европейском совете
в 2002 г. произошло объединение советов
по внутреннему рынку и
Большое значение для координации национальных инновационных политик имеют мероприятия ЕС по сбору, анализу, оценке и распространению информации о состоянии инновационной деятельности в странах-членах и наиболее успешных примерах инновационной политики. В их числе:
• тренды инноваций в Европе (the Trend Chart on Innovation in Europe) – распространение успешных примеров инновационной политики;
•
Европейский инновационный
• специальные обследования конкретных аспектов инновационной политики, включая отношение компаний к нововведениям Иннобарометр (the Innonarometer);
• деятельность электронной службы информации ЕС по НИОКР и инновационной политике – CORDIS, в рамках которой предоставляются также сведения о возможностях использования результатов работ по проектам ЕС (Technology Marketplace).
Все эти информационные мероприятия выходят за рамки программ НИОКР, финансируемых из фондов ЕС, и охватывают всю инновационную деятельность стран Западной и Центральной Европы.
Перенос центра инновационной политики на региональный уровень.
За
последние 10 лет в странах ЕС значительно
возросло значение регионального научно-
Изменение характера национальных научно-технических политик, делающих основной упор на распространение новых знаний в экономике, также повысило значение регионального аспекта инновационной политики. В результате региональная политика все в большей степени приобретает структурный, а не перераспределительный характер. Федеральное правительство играет доминирующую роль в фундаментальных исследованиях и подготовке научных кадров, а регионы все в большей степени проводят в жизнь политику распространения инноваций. В частности, в Великобритании регионы Восточного Мидленда, Северо-Востока, Уэльс и Шотландия имеют собственную инновационную стратегию и активно участвуют в инновационных программах ЕС.
Инновационная политика стала составной частью национальной региональной политики, однако, как правило, национальные правительства отдают предпочтение уже развитым в научно-техническом отношении регионам. Государство оказывает помощь отсталым регионам не столько путем прямых финансовых вливаний, сколько путем содействия в разработке инновационной политики и развитии инфрастуктуры. Смягчение диспропорций технологического регионального развития является преимущественно функцией ЕС.
Основное место в этом направлении деятельности отводится Сети инновационных регионов (Forum of Innovation Regions) и локальной сети центров по распространению инноваций (Innovation Relay Centres – IRC).
Сети инновационных регионов представляют собой их национальные и транснациональные объединения в сфере разработки и обмена опытом в отношении инновационной стратегии. Центры по распространению инноваций имеют статус независимых консультационных организаций в области технологии и бизнеса, получающих помощь от Еврокомиссии по предпринимательству. Они оказывают помощь инновационному бизнесу по следующим направлениям: трансфер технологий; коммерциализация результатов НИОКР, включая вопросы интеллектуальной собственности; развитие адаптационных возможностей компаний к новой технологии, в том числе нахождение и сведение вместе потенциальных партнеров сотрудничества; осуществление транснациональных инновационных инициатив; распространение информации об инновационной политике Евросоюза.
В настоящее время действует 68 центров с банком 1 300 новейших технологий. Сами они представляют сеть, их членами являются 220 европейских организаций, а в работе участвуют более 1 тыс. консультантов.
Шестая 5-летняя Рамочная программа ЕС в области НИОКР предусматривала дальнейшее развитие регионального инновационного сотрудничества, в частности через систему интегрированных проектов и программу создания сети Европейского исследовательского пространства.
Формирование Европейского исследовательского пространства
и
шестая Рамочная программа
Новые
направления стратегии
• создание научного пространства без национальных границ, что даст возможность сгладить различия в уровнях научного и инновационного развития стран-участниц, поднять конкурентоспособность ЕС, увеличить число новых рабочих мест;
•
повышение эффективности
•
расширение мобильности научно-
Шестая Рамочная программа НИОКР имеет две основные статьи расходов: программы ЕС по созданию ERA (16,27 млрд евро) и программы Евратома по ядерной энергетике (1,23 млрд евро). Работы по Рамочной программе пойдут в трех направлениях: интеграция исследований ЕС (13,345 млрд евро), структурирование ERA (2,605 млрд евро), укрепление основ ERA (0,32 млрд евро). В программе интеграции исследований выделено семь приоритетов, на которые предполагается затратить 11,285 млрд евро, в том числе, млрд евро:
• создание информационного общества– 3,6 (включая 90 млн евро для участия России и других государств СНГ, стран Южной Европы и развивающихся стран);
• науки о жизни, геномика и биотехнология для здравоохранения – 2,26;
• нанотехнологии и нанонауки, «интеллектуальные» многофункциональные материалы, новые устройства и производственные процессы – 1,3;
• аэрокосмос – 1,1;
• качество и безопасность продуктов питания – 0,685;
• защита окружающей среды и создание экосистем – 2,12;
• население крупных городов и проблемы управления в обществе, основанном на знаниях, – 0,225.
Среди отмеченных приоритетов основное место занимает программа создания информационного общества (35% общего объема финансирования тематических исследований), далее следуют программа биотехнологических исследований и работ в области генома, нанотехнологии и новые материалы, глобальные изменения экологии. Специальные программы предусмотрены для малых и средних фирм (предполагается повысить степень их участия в проектах с 10 до 15%). Отдельная программа посвящена стимулированию инноваций. Она направлена на оказание помощи предпринимательскому сектору, а также ученым в реализации результатов исследований, трансформации их в новые инвестиции и рабочие места. Особые меры предусмотрены в таких областях, как интеллектуальная собственность, доступ к рисковому капиталу и поиск партнеров в других странах-участницах.
Выполнение предыдущих рамочных программ осуществлялось в основном путем реализации совместных проектов. Однако нередко после их окончания консорциум партнеров распадался, и в большинстве случаев проекты не достигали «критической массы», необходимой для достижения реального эффекта. Поэтому в шестой Рамочной программе предусмотрено использование и новых инструментов, в том числе интегрированных проектов, сетей по обмену опытом, совместного проведения национальных программ стран – участниц ЕС и ассоциированных государств (в соответствии со статьей 169 Договора об учреждении ЕС). Цель этих нововведений – мобилизация научно-технического потенциала европейских стран.[9]
Итогом каждого интегрированного проекта в отличие от проектов предыдущих рамочных программ должны быть конкретные результаты, т.е. инновации. Проекты должны носить в основном многодисциплинарный характер, в них могут быть задействованы как минимум три участника из трех старых или новых членов ЕС. Основное внимание уделяется малым и средним организациям.
Цель сетей по обмену опытом – повышение качества НИОКР путем не только объединения «критической массы» ресурсов, но и накопленного опыта. Благодаря планированию совместных работ сети призваны помочь преодолеть разрозненность и фрагментарность европейских научных исследований. Среди основных задач – ликвидация организационных, культурных и кадровых барьеров на пути долговременной интеграции научного потенциала участников сети.
Хотя статья 169 Договора об учреждении ЕС, предусматривающая совместное проведение национальных программ стран-участниц и ассоциированных государств, присутствовала и в пятой Рамочной программе, она до настоящего времени не использовалась. Данная статья является наиболее действенным инструментом для создания единого Европейского исследовательского пространства, поскольку позволяет странам-кандидатам участвовать в шестой Рамочной программе на тех же условиях, что и полноправным членам ЕС. Аналогичные права даны и международным организациям, представляющим европейские интересы. Кроме того, третьи страны получили доступ к направлениям, реализуемым через совместные проекты и сети по обмену опытом. Намечено финансирование и для участников программы «Международное сотрудничество» (INCO).[8]