Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 10:31, курсовая работа
Целью курсовой работы - определение роли инновационной деятельности в развитии экономики.
Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи:
1. Определить сущность понятия инноваций;
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие, виды и роль инноваций в современной экономической системе……………………………………………………………………………5
Понятие инноваций…………………………………………………....5
Виды инноваций……………………………………………………….6
Роль инноваций в современной экономической системе…………..9
Глава 2. Проблемы формирования инновационной среды……………….16
Глава 3. Основные направления инновационной экономики (на примере зарубежной страны)……………………………………………………………..23
Заключение…………………………………………………………………..35
Список используемых источников…………………………………………37
- конкурентоспособный предпринимательский сектор в виде крупных корпораций;
- приоритет государственной политики в развитии образования, науки и технологий, создании благоприятных институциональных условий для инновационного роста;
- интеграция в глобальную инновационную сферу.
В технологически развитых странах основой экономического развития становятся корпорации, в которых лидирующую роль играют творческие учреждения (предприятия), производящие ценные знания и информационные ресурсы для удовлетворения политических, экономических, научных и культурных потребностей государства. Происходит становление нового производства, в котором наука становится его функцией, придавая ему наукоемкий характер.
Развитие
новых информационных технологий расширяет
процесс интернационализации
Для более наглядного примера рассмотрим Россию, в которой инновационная активность реального сектора крайне низка: разработку и внедрение технологических инноваций осуществляют около 5% промышленных предприятий (в развитых странах 80-87%); на наиболее перспективные инновации расходы составляют 2,5%; используется 8-10% инновационных идей и проектов (в Японии - 95%, в США - 62%); из 500 запатентованных изобретений находит применение только одно.
Наибольшие затраты на инновации российских предприятий составляют приобретение машин и оборудования (62,2%). В то же время на приобретение новых технологий расходуется только 18,3% всех средств, затрачиваемых на инновации. Из них на приобретение права на использование объектов интеллектуальной собственности - 10,6%. В общем объеме затрат предприятий на инновации подавляющую долю составляют собственные средства - 82,3%, доля иностранных инвестиций - 5,3%, федерального бюджета - 2,8%, бюджетов субъектов Российской Федерации - 1,3%, внебюджетных фондов - 2,7% [6].
По
мнению экспертов, в настоящее время
к основным российским макротехнологиям,
которые могут составить
Технологический облик России к XXI в. сложился как результат развития общества, направляющего свои основные ресурсы на обеспечение стратегической безопасности. За 90-е годы ВВП России сократился в 2 раза и стал меньше ВВП США в 10 раз, Китая в 5 раз, а показатель ВВП на душу населения в 10 раз меньше, чем в странах "большой семерки".
За последнее десятилетие изменилась структура экономики России: ключевыми стали топливная промышленность, электроэнергетика, черная и цветная металлургия (доля в объеме промышленной продукции - 50%, в объеме экспорта - 70%). В развитых странах доля машиностроения и металлообработки в промышленности составляет до 50%, в России - 18%.
Медленно
идет процесс слияния
В
России с начала 1990-х годов техническое
перевооружение производственных мощностей
практически не проводится. Объем
выпуска продукции
Все это обусловило то, что доля России в мировом экспорте составляет 1,5-1,6%, а структура экспорта характеризуется сырьевой направленностью. В качестве некоторых факторов, тормозящих развитие российского экспорта, можно указать:
- низкая конкурентоспособность промышленной продукции, отсутствие средств для внедрения научных разработок и сертификации экспортной продукции;
-
международная дискриминация
-
пока еще низкий
- разрыв связей с партнерами в странах СНГ;
- недостаток опыта и знаний российских экспортеров.
В
настоящее время наблюдаются
тенденции стабилизации сокращения
иностранных инновационных
- по ВВП на одного занятого уступает США в 4 раза и в 3 раза странам Западной Европы;
- по доли наукоемкой продукции в товарном экспорте Россия находиться на уровне Индии и в 9 раз уступает США, в 5 раз Китаю и 2,5 раза Италии;
- по индексу конкурентоспособности находится на 58-ом месте, уступая Китаю и Индии;
- по доле информационного оборудования в мировом экспорте уступает всем указанным странам.
Следует
отметить, что к началу 1990-х годов
в России был накоплен мощный научно-технический
потенциал, по уровню сопоставимый с
американским и европейским. Разработкой
научно-технических проблем
Таблица 1. Наукоемкость и наукоотдача национальных экономик
№ | Страна | ВВП, млрд. долл | ВВП на одного занятого тыс. долл. | Доля расходов на НИОКР, в % ВВП | Текущий индекс конкуренто-способности | Доля наукоемкой продукции в товарном экспорте,% | Доля в мировом экспорте информаци-онного оборудова-ния, % |
1. | США | 9875 | 73,1 | 2,46 | 2 | 28,2 | 16,3 |
2. | Китай | 5135 | 7,2 | 1,00 | 47 | 16,7 | 4,6 |
3. | Япония | 3425 | 56,0 | 3,04 | 15 | 26,3 | 11,5 |
4. | Индия | - | 4,9 | - | 36 | 3,2 | - |
5. | Германия | - | 56,0 | 2,44 | 4 | 15,3 | 4,8 |
6. | Франция | - | 56,5 | 2,17 | 12 | 19,4 | 3,4 |
7. | Великобритания | - | 54,5 | 1,87 | 7 | 26,2 | 5,3 |
8. | Италия | 1410 | 56,5 | 1,04 | 24 | 7,9 | 1,1 |
9. | Россия | 1185 | 18,0 | 1,01 | 58 | 3,1 | 0,2* |
10. | Канада | - | 60,0 | - | 11 | - | 2,2 |
* относится к региону Восточная Европа в целом.
По
некоторым направлениям фундаментальных
исследований, которыми занималась академическая,
вузовская и ведомственная наука, страна
имела несомненный приоритет. Однако отсутствие
стимулов повышения конкурентоспособности
промышленной продукции, с одной стороны,
приводило к невостребованности производством
результатов научных исследований и научно-технических
разработок, с другой - существовавшая
система отчуждения результатов интеллектуального
труда слабо стимулировала нацеленность
исследований и разработок на обслуживание
нужд производства.
3. Основные направления инновационной политики в экономике (на примере зарубежной страны)
Перед лицом реалий ХХI в. страны Западной Европы взяли курс на ускоренное развитие инновационной экономики. Изменение характера и значения нововведений в экономике, основанной на знаниях, отставание Западной Европы от США и Японии в сфере перспективных технологий, расширение ЕС на восток – все эти факторы лежат в основе разработки новых направлений инновационной стратегии Западной Европы.
В инновационной экономике все большее значение наряду с технологическими нововведениями приобретают организационные и маркетинговые, а сфера НИОКР перестает быть единственным источником инноваций, хотя и остается основным. В результате одно из главных мест в инновационной политике занимают институциональные преобразования.
Современная стратегия Евросоюза в области инновационной политики
Курс
на создание конкурентоспособной
В настоящее время ЕС в среднем направляет на НИОКР 1,9% ВВП, в то время как США – 2,64, Япония – 3,04% (в ряде европейских стран этот показатель выше – в Швеции 3,6%, Финляндии 3,1%). В 2000 г. ЕС затратил на НИОКР в области медицинских технологий, авиации, фармацевтики и других наукоемких сфер 164 млрд евро (166,6 млрд долл.), а США – 288 млрд евро (285,6 млрд долл.). Если в США доля частного сектора в общих расходах на НИОКР составляет 68,2%, то в ЕС – 56,3% 1. Серьезно отстает ЕС и по показателям инновационной активности, в частности по доле в ВВП венчурного капитала, капитализации новых компаний, рынка информационных технологий, а также по удельному весу новых продуктов на национальных рынках. В 90-е годы ослабли позиции стран Западной Европы на мировых рынках новейших технологий.
Отставание Западной Европы от конкурентов во многом вызвано специфическими чертами этого региона, в частности высокой долей госсектора, недостаточными стимулами к предпринимательству, различиями в национальных инновационных системах, характере и степени инновационного развития государств – членов Евросоюза. В результате расширения ЕС новые члены привнесут и собственные негативные особенности научно-технического развития, оставшиеся от планово-государственной экономики. В последнее время ЕС смог добиться некоторых сдвигов в реализации стратегии инновационного развития. Ряд стран (в частности Великобритания) увеличили расходы на НИОКР или отказались от их запланированного сокращения (например, Франция), начали использовать новые механизмы стимулирования инновационной деятельности в предпринимательском секторе.
Так, английское правительство поставило цель увеличить за счет частного бизнеса национальные расходы на НИОКР с 1,9 до 2,8% ВВП. Этому должны способствовать такие меры, как введенный налоговый кредит для осуществляющих НИОКР малых и средних фирм; расширение и уточнение работ, квалифицируемых как НИОКР; отмена около 40 норм, регулирующих деятельность компаний. По расчетам министерства финансов, в результате налогового кредита сумма экономии для малых и средних предприятий достигнет 150 млн ф. ст. в год, что составляет 1/3 расходов на НИОКР в этом секторе. Данная налоговая льгота распространится на 4 500 фирм с занятостью не более 250 человек, годовым оборотом, не превышающим 25 млн ф. ст. (40 млн евро), и ежегодными расходами на НИОКР в размере не менее 25 тыс. ф. ст. На их долю приходится около 10% затрат на НИОКР в частном секторе.
Отсутствие серьезного прогресса в инновационном развитии, проблемы в связи с расширением Евросоюза, старение населения – все эти факторы легли в основу предложений Еврокомиссии по новым направлениям инновационной политики. Эти предложения сформулированы в документе «Инновационная политика: современные подходы в контексте Лиссабонской стратегии»3, где выделены следующие приоритеты:
• улучшение инновационной среды путем усиления инновационной составляющей всех направлений национальных политик и их интеграции;
•
стимулирование рыночного спроса на
инновации и использование
• стимулирование инноваций в госсекторе, преодоление бюрократического консерватизма государственной администрации;