Инновации и их роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы - определение роли инновационной деятельности в развитии экономики.
Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи:
1. Определить сущность понятия инноваций;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие, виды и роль инноваций в современной экономической системе……………………………………………………………………………5
Понятие инноваций…………………………………………………....5
Виды инноваций……………………………………………………….6
Роль инноваций в современной экономической системе…………..9
Глава 2. Проблемы формирования инновационной среды……………….16
Глава 3. Основные направления инновационной экономики (на примере зарубежной страны)……………………………………………………………..23
Заключение…………………………………………………………………..35
Список используемых источников…………………………………………37

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

     - конкурентоспособный предпринимательский сектор в виде крупных корпораций;

     - приоритет государственной политики в развитии образования, науки и технологий, создании благоприятных институциональных условий для инновационного роста;

     - интеграция в глобальную инновационную сферу.

     В технологически развитых странах основой  экономического развития становятся корпорации, в которых лидирующую роль играют творческие учреждения (предприятия), производящие ценные знания и информационные ресурсы для удовлетворения политических, экономических, научных и культурных потребностей государства. Происходит становление нового производства, в котором наука становится его функцией, придавая ему наукоемкий характер.

     Развитие  новых информационных технологий расширяет  процесс интернационализации хозяйственной  деятельности. В настоящее время  эта деятельность, известная как  экономическая глобализация, охватывает практически все регионы мира.

     Для более наглядного примера рассмотрим Россию, в которой инновационная активность реального сектора крайне низка: разработку и внедрение технологических инноваций осуществляют около 5% промышленных предприятий (в развитых странах 80-87%); на наиболее перспективные инновации расходы составляют 2,5%; используется 8-10% инновационных идей и проектов (в Японии - 95%, в США - 62%); из 500 запатентованных изобретений находит применение только одно.

     Наибольшие  затраты на инновации российских предприятий составляют приобретение машин и оборудования (62,2%). В то же время на приобретение новых технологий расходуется только 18,3% всех средств, затрачиваемых на инновации. Из них на приобретение права на использование объектов интеллектуальной собственности - 10,6%. В общем объеме затрат предприятий на инновации подавляющую долю составляют собственные средства - 82,3%, доля иностранных инвестиций - 5,3%, федерального бюджета - 2,8%, бюджетов субъектов Российской Федерации - 1,3%, внебюджетных фондов - 2,7% [6].

     По  мнению экспертов, в настоящее время  к основным российским макротехнологиям, которые могут составить конкуренцию  иностранным, являются космос, авиация, судостроение, спецхимия, ядерная энергетика, биотехнология микроэлектроника, специальное  машиностроение. По этим направлениям Россия обладает собственной научной школой, а уровень имеющейся базы знаний для выхода на конкурентный уровень оценивается в 70-80% от мирового.

     Технологический облик России к XXI в. сложился как  результат развития общества, направляющего свои основные ресурсы на обеспечение стратегической безопасности. За 90-е годы ВВП России сократился в 2 раза и стал меньше ВВП США в 10 раз, Китая в 5 раз, а показатель ВВП на душу населения в 10 раз меньше, чем в странах "большой семерки".

     За последнее десятилетие изменилась структура экономики России: ключевыми стали топливная промышленность, электроэнергетика, черная и цветная металлургия (доля в объеме промышленной продукции - 50%, в объеме экспорта - 70%). В развитых странах доля машиностроения и металлообработки в промышленности составляет до 50%, в России - 18%.

     Медленно  идет процесс слияния производственных мощностей в корпоративные структуры. Для сравнения: на мировом рынке  в сфере авиакосмоса 9 крупных  фирм имеют доход 150-160 млрд. долл., а 500 российских авиакосмических предприятий - 3-4 млрд. долл. Это объясняется тем, что крупные корпорации обеспечивают конкурсные преимущества за счет эффективного использования научно-технического потенциала, закупок патентов и ноу-хау, информатизации производства, создания интеллектуальных производственных систем.

     В России с начала 1990-х годов техническое  перевооружение производственных мощностей  практически не проводится. Объем  выпуска продукции станкостроения - базы технического перевооружения - сокращается, ухудшается структура станочного парка с ЧПУ и прецизионные установки составляют 1,1% и 3,3% соответственно [7].

     Все это обусловило то, что доля России в мировом экспорте составляет 1,5-1,6%, а структура экспорта характеризуется  сырьевой направленностью. В качестве некоторых факторов, тормозящих развитие российского экспорта, можно указать:

     - низкая конкурентоспособность промышленной продукции, отсутствие средств для внедрения научных разработок и сертификации экспортной продукции;

     - международная дискриминация российских  экспортеров; 

     - пока еще низкий инвестиционный  рейтинг России;

     - разрыв связей с партнерами  в странах СНГ;

     - недостаток опыта и знаний  российских экспортеров. 

     В настоящее время наблюдаются  тенденции стабилизации сокращения иностранных инновационных вложений в экономику России по всем составляющим (прямым, портфельным и пр.). Данные табл. 1 позволяют судить о сегодняшнем месте России в мировом технологическом пространстве. Из таблицы видно, что Россия:

     - по ВВП на одного занятого уступает США в 4 раза и в 3 раза странам Западной Европы;

     - по доли наукоемкой продукции в товарном экспорте Россия находиться на уровне Индии и в 9 раз уступает США, в 5 раз Китаю и 2,5 раза Италии;

     - по индексу конкурентоспособности находится на 58-ом месте, уступая Китаю и Индии;

     - по доле информационного оборудования в мировом экспорте уступает всем указанным странам.

     Следует отметить, что к началу 1990-х годов  в России был накоплен мощный научно-технический  потенциал, по уровню сопоставимый с  американским и европейским. Разработкой  научно-технических проблем было занято более 4500 научных организаций, в которых работало около 2 млн. человек, в том числе специалистов, выполняющих научные исследования и разработки, свыше 1,2 млн. чел. В некоторых областях науки и техники, в ОПК профессионально квалификационный и образовательный уровень кадров был на уровне развитых стран, а в ряде случаев выше.  

Таблица 1. Наукоемкость и наукоотдача национальных экономик

Страна ВВП, млрд. долл ВВП на одного занятого тыс. долл. Доля расходов на НИОКР, в % ВВП Текущий индекс конкуренто-способности Доля наукоемкой продукции в товарном экспорте,% Доля в мировом  экспорте информаци-онного оборудова-ния, %
1. США 9875 73,1 2,46 2 28,2 16,3
2. Китай 5135 7,2 1,00 47 16,7 4,6
3. Япония 3425 56,0 3,04 15 26,3 11,5
4. Индия - 4,9 - 36 3,2 -
5. Германия - 56,0 2,44 4 15,3 4,8
6. Франция - 56,5 2,17 12 19,4 3,4
7. Великобритания - 54,5 1,87 7 26,2 5,3
8. Италия 1410 56,5 1,04 24 7,9 1,1
9. Россия 1185 18,0 1,01 58 3,1 0,2*
10. Канада - 60,0 - 11 - 2,2

* относится  к региону Восточная Европа  в целом. 

     По  некоторым направлениям фундаментальных исследований, которыми занималась академическая, вузовская и ведомственная наука, страна имела несомненный приоритет. Однако отсутствие стимулов повышения конкурентоспособности промышленной продукции, с одной стороны, приводило к невостребованности производством результатов научных исследований и научно-технических разработок, с другой - существовавшая система отчуждения результатов интеллектуального труда слабо стимулировала нацеленность исследований и разработок на обслуживание нужд производства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Основные направления инновационной политики в экономике (на примере зарубежной страны)

     Перед лицом реалий ХХI в. страны Западной Европы взяли курс на ускоренное развитие инновационной экономики. Изменение  характера и значения нововведений в экономике, основанной на знаниях, отставание Западной Европы от США и Японии в сфере перспективных технологий, расширение ЕС на восток – все эти факторы лежат в основе разработки новых направлений инновационной стратегии Западной Европы.

     В инновационной экономике все  большее значение наряду с технологическими нововведениями приобретают организационные  и маркетинговые, а сфера НИОКР  перестает быть единственным источником инноваций, хотя и остается основным. В результате одно из главных мест в инновационной политике занимают институциональные преобразования.

     Современная стратегия Евросоюза в области  инновационной политики

     Курс  на создание конкурентоспособной инновационной  экономики был взят на саммите  ЕС, состоявшемся в марте 2000 г. в Лиссабоне, а в начале 2002 г. в г. Барселоне Совет Европы сформулировал ряд конкретных задач в области стимулирования инновационного развития. Среди них – увеличение к 2010 г. доли затрат на НИОКР в странах ЕС с 1,9 до 3% ВВП, прежде всего за счет роста ассигнований частного сектора; дальнейшая вертикальная и горизонтальная координация инновационной политики; создание единого Европейского исследовательского пространства с учетом расширения Евросоюза.[8]

     В настоящее время ЕС в среднем  направляет на НИОКР 1,9% ВВП, в то время как США – 2,64, Япония – 3,04% (в ряде европейских стран этот показатель выше – в Швеции 3,6%, Финляндии 3,1%). В 2000 г. ЕС затратил на НИОКР в области медицинских технологий, авиации, фармацевтики и других наукоемких сфер 164 млрд евро (166,6 млрд долл.), а США – 288 млрд евро (285,6 млрд долл.). Если в США доля частного сектора в общих расходах на НИОКР составляет 68,2%, то в ЕС – 56,3% 1. Серьезно отстает ЕС и по показателям инновационной активности, в частности по доле в ВВП венчурного капитала, капитализации новых компаний, рынка информационных технологий, а также по удельному весу новых продуктов на национальных рынках. В 90-е годы ослабли позиции стран Западной Европы на мировых рынках новейших технологий.

     Отставание  Западной Европы от конкурентов во многом вызвано специфическими чертами этого региона, в частности высокой долей госсектора, недостаточными стимулами к предпринимательству, различиями в национальных инновационных системах, характере и степени инновационного развития государств – членов Евросоюза. В результате расширения ЕС новые члены привнесут и собственные негативные особенности научно-технического развития, оставшиеся от планово-государственной экономики. В последнее время ЕС смог добиться некоторых сдвигов в реализации стратегии инновационного развития. Ряд стран (в частности Великобритания) увеличили расходы на НИОКР или отказались от их запланированного сокращения (например, Франция), начали использовать новые механизмы стимулирования инновационной деятельности в предпринимательском секторе.

     Так, английское правительство поставило  цель увеличить за счет частного бизнеса  национальные расходы на НИОКР с 1,9 до 2,8% ВВП. Этому должны способствовать такие меры, как введенный налоговый  кредит для осуществляющих НИОКР  малых и средних фирм; расширение и уточнение работ, квалифицируемых как НИОКР; отмена около 40 норм, регулирующих деятельность компаний. По расчетам министерства финансов, в результате налогового кредита сумма экономии для малых и средних предприятий достигнет 150 млн ф. ст. в год, что составляет 1/3 расходов на НИОКР в этом секторе. Данная налоговая льгота распространится на 4 500 фирм с занятостью не более 250 человек, годовым оборотом, не превышающим 25 млн ф. ст. (40 млн евро), и ежегодными расходами на НИОКР в размере не менее 25 тыс. ф. ст. На их долю приходится около 10% затрат на НИОКР в частном секторе.

     Отсутствие  серьезного прогресса в инновационном  развитии, проблемы в связи с расширением  Евросоюза, старение населения –  все эти факторы легли в  основу предложений Еврокомиссии по новым направлениям инновационной политики. Эти предложения сформулированы в документе «Инновационная политика: современные подходы в контексте Лиссабонской стратегии»3, где выделены следующие приоритеты:

     • улучшение инновационной среды путем усиления инновационной составляющей всех направлений национальных политик и их интеграции;

     • стимулирование рыночного спроса на инновации и использование концепции  «лидирующих» рынков, предполагающей поддержку рынков, наиболее восприимчивых  к нововведениям;

     • стимулирование инноваций в госсекторе, преодоление бюрократического консерватизма  государственной администрации;

Информация о работе Инновации и их роль в экономике