Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 17:42, курсовая работа
Конечная цель всякой фирмы — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т. е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм.
Целью курсовой работы является изучение форм конкуренции и распределения дохода, методов обеспечения конкурентоспособности.
Введение ………………………………………………………… 3
Глава 1 Конкурентные структуры …………………………………….. 4
1.1. Рыночные структуры и конкуренция ……………………….. 4
1.2. Виды и формы конкуренции …………………………………. 9
Глава 2 Формирование и распределение доходов предприятия …… 12
2.1. Источники получения доходов предприятия ………………. 12
2.2. Распределение доходов предприятия ………………………... 18
Глава 3 Конкурентоспособность ………………………………………. 22
3.1. Понятие конкурентоспособности ……………………………. 22
3.2. Формирование стратегии конкурентоспособности фирмы. 25
Заключение ……………………………………………………... 30
Список использованной литературы ………………………… 31
Содержание:
Введение ………………………………………………………… | 3 | |
Глава 1 | Конкурентные структуры …………………………………….. | 4 |
1.1. | Рыночные структуры и конкуренция ……………………….. | 4 |
1.2. | Виды и формы конкуренции …………………………………. | 9 |
Глава 2 | Формирование и распределение доходов предприятия …… | 12 |
2.1. | Источники получения доходов предприятия ………………. | 12 |
2.2. | Распределение доходов предприятия ………………………... | 18 |
Глава 3 | Конкурентоспособность ………………………………………. | 22 |
3.1. | Понятие конкурентоспособности ……………………………. | 22 |
3.2. | Формирование стратегии конкурентоспособности фирмы. | 25 |
Заключение ……………………………………………………... | 30 | |
Список использованной литературы ………………………… | 31 |
Рынок стимулирует предприятия к решительным действиям в овладении новыми методами хозяйствования, перестройке своей деятельности. В условиях рынка предприятие является главным объектом хозяйствования, независимым товаропроизводителем, экономическое пространство для которого практически неограниченно, но всецело зависит от умения работать безубыточно, адаптируясь к условиям изменяющейся экономической среды.
К основным принципам рыночной экономики относятся:
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли и конкурентоспособности, которые в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования.
Конечная цель всякой фирмы — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т. е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм.
Целью
курсовой работы является изучение форм
конкуренции и распределения
дохода, методов обеспечения
Глава
1. Конкурентные структуры
1.1. Рыночные структуры и конкуренция
С т р у к т у р а р ы н к а - это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной или дифференцированной; легкость входа на и выхода с фирм в отрасль; доступность рыночной информации.
Знание структуры рынка необходимо для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен, и как поведут себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов. Можно сказать, что структура рынка определяет степень его конкурентоспособности.
В зависимости от той или иной структуры рынка, можно выделить разные формы конкуренции. В экономической науке выделяются следующие типы рыночных структур:
№ | Вид конкуренции | Характеристика |
1 | Чистая (совершенная) конкуренция | Это такое состояние рынка, когда большое количество фирм производит аналогичную продукцию, но ни размер самих фирм, ни другие причины не позволяет хотя бы одной из них воздействовать на рыночную цену. |
2 | Чистая (абсолютная) конкуренция | Рынок считается абсолютно монопольным, если на нем функционирует единственный производитель продукта, причем этому продукту нет близких заменителей в других отраслях. Следовательно, в условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают |
3 | Чистая монополия | Рынок считается абсолютно монопольным, если на нем функционирует единственный производитель продукта, причем этому продукту нет близких заменителей в других отраслях. Следовательно, в условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают. |
4 | Монополия | Структура конкуренции, практикующая дискриминацию. Обычно под этим понимается практика компаний, состоящая в назначении разных цен для разных покупателей. |
5 | Монопсония | Тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определённого товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает себе монопольную прибыль за счёт потери части доходов продавца. Монопсония рассматривается как составная часть рыночной конкуренции. |
6 | Двусторонняя монополия | Рынок, на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец — монополист. |
7 | Дуополия | тип рыночной структуры, при которой имеются только два производителя определённого товара и между ними отсутствуют какие-либо соглашения о ценах, рынках сбыта и квотах. Частный случай олигополии. |
8 | Олигополия | Ситуация на рынке, при которой небольшое число крупных фирм производит основную часть продукции всей отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности. |
Для существования совершенной (чистой) конкуренции необходимо соблюдение следующих предпосылок:
При олигополии могут иметь место три вида рынков:
Рынок, в котором господствует группа корпораций типа «производственной пирамиды», в которой существует производственная связь в виде подетальной специализации. Обычно термин «олигополия» используется при характеристике рынка, на котором функционируют крупные корпорации.
При чистой монополии на рынке всего один продавец.
Это может быть государственная организация (например, почтовое ведомство), частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному. Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых различных целей. Она может установить цену ниже себестоимости, если этот товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов. А может быть и так, что цена назначается очень высокой для всемерного сокращения потребления. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие «справедливую норму прибыли», которая даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его.
В своей работе “Рынок: микроэкономическая модель” Эдвин Дж. Долан и Дэйвид Е. Линдсей определили чистую монополию: “Монополия – ситуация, при которой на рынке есть всего один продавец какого-либо товара или услуги”.1
Модели рынков и возможность влиять на формирование цен на них продавцами и покупателями иллюстрирует рисунок, являющийся
приложением №1:
Следует заметить, что монополия - рыночная структура, в которой часто встречается явление ценовой дискриминации, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках.
Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:
1. Продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, которые имеют разную способность платить за продукт;
2. Продавец должен быть монополистом или обладать некоторой степенью монопольной власти;
3. Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу.
Реализация ценовой дискриминации требует выполнения минимум двух условий. Во-первых, покупатели в силу невозможности или неудобств не могут перепродавать купленные ими товары. Во-вторых, продавец должен быть в состоянии разделять покупателей на группы, исходя из спроса на производимую продукцию. Тем покупателям, спрос которых обладает высокой неэластичностью, будет предложена высокая цена, а тем, чей спрос эластичней - более низкая цена.
На первом рынке цена равна. Отсюда можно сделать вывод, что, проводя выверенную политику сегментации рынка, фирма - монополист добивается максимизации прибыли.
При этом более высокая цена устанавливается в тех случаях, когда спрос на ее продукцию менее эластичен. Следует отметить, что ценовая дискриминация заключает в себе, как и положительные, так и отрицательные моменты. Поэтому оценка такой формы ценовой политики должна исходить из учета особенностей каждого конкретного случая.
Хорошо продуманная система ценовой дискриминации всегда будет давать фирме-монополисту прибыль большую, чем в случае установления единой цены. Если к тому же фирма-монополист сможет продавать последовательно каждую единицу товара по ее цене спроса, то в этом случае она будет действовать подобно фирме в условиях совершенной конкуренции, так как предельные издержки сравняются с ценой товара. При совершенной конкуренции выпуск фирмы всегда выше, чем у фирмы-монополиста. Следовательно, проводя ценовую дискриминацию, фирма-монополист увеличивает выпуск готовой продукции по сравнению с фирмой, устанавливающей единую цену на все товары.
Однако чаще всего к ценовой дискриминации фирмы прибегает по мере необходимости в ходе конкурентной борьбы с целью привлечения дополнительных покупателей: устанавливаются скидки на крупные оптовые партии, дают предпочтение первым покупателям товара и т. п.
Появление и развитие крупных товаропроизводителей в конце XIX века - начале XX века обязано во многом формированию и развитию корпоративной частной собственности в виде акционерных обществ. Этот процесс сопровождался как концентрация производства и капитала, который характеризуется широким использованием собственных средств как метода развития фирмы, так и централизацией капитала производства путем поглощения конкурентов своей и близких отраслей производства.
К упрочению несовершенной конкуренции помимо естественного укрупнения фирм, могут привести меры законодательного, государственного регулирования. Ограничения возникают из-за действия патентов, дающих почти монопольное право распоряжения новой технологией или продуктом. Все это ведет к изменении в рыночном поведении хозяйственных субъектов, в способах ведения рыночной борьбы, которые были обусловлены формированием монополистических рыночных структур.
Ни один продавец не является монополистом в самом прямом смысле слова, или, можно сказать, что не существует абсолютно неэластичного спроса. Ни один покупатель не зависит целиком от продавца, точно также как и очень редкие продавцы сталкиваются с абсолютно эластичными кривыми спроса . Если продавцы поднимают цену, то это приводит к потере части их клиентов, что означает по существу не полную, а только частичную рыночную власть продавцов. При чистой монополии кривая всегда нисходящая.
1.2. Виды и формы конкуренции.
Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного рынка, на котором она будет пытаться работать, следует учесть, что конкуренция бывает трех видов.
Функциональная конкуренция – возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить очень различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.
Информация о работе Инфраструктура рынка, условия ее развития в России